Главная страница

КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


Скачать 1.05 Mb.
НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
Дата12.04.2022
Размер1.05 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
ТипДокументы
#467256
страница66 из 105
1   ...   62   63   64   65   66   67   68   69   ...   105

АРХИТЕКТУРНАЯ КЕРАМИКА И ЕЕ РОЛЬ В ИСКУССТВЕ



А.В. Решетняк

Научный руководитель – В.Н. Климова Белгородский государственный институт искусств и культуры

e-mail: mr.craab@mail.ru

e-mail: klimova.vn@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается развитие архитектурной керамики в России в конце XIX – XX вв., формирование двух художественных направлений – московского и петербургского и их основных характеристик.

Ключевые слова: ленинградская школа, московская школа, «керамический бум», синтетичность, изразец.

ARCHITECTURAL CERAMICS AND ITS ROLE IN ART



A.V. Reshetnyak Scientific supervisor V.N. Klimova

Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: mr.craab@mail.ru

e-mail: klimova.vn@yandex.ru
Abstract. The article examines the development of architectural ceramics in Russia in the late XIX XX centuries, the formation of two artistic trends Moscow and St. Petersburg, and their main characteristics.

Keywords: Leningrad school, Moscow school, «ceramic boom», synthetics, tile.

Усилиями Михаила Врубеля и многих других мастеров изразцового искусства, к началу XX века в России начала развиваться монументальная керамика, украшавшая не только фасады крупных зданий, но и которая участвовала во внутреннем декоре помещений. Однако, прежде чем это случилось, русский изразец прошѐл долгий путь становления.

Конец XIX века - поворотный момент в развитии декоративной керамики, она приобретает статус самостоятельного вида искусства. Очень активно в этом направлении работали М.А.Врубель, Н.Андреев и ряд других авторов. Но очень активно начало развиваться искусство керамики с конца ХХ века - это время экспериментов в области технологий, формообразования и способов декорирования. Современную керамику отличает от народного искусства, то, что она постепенно утрачивает утилитарную функцию. Сейчас это вид искусства, который стал частью архитектурно-пространственной среды.

В 1961 году на выставке «Искусство в быт» проявились новые тенденции

о себе активно заявили художественные изделия из стекла, фарфора и керамики. Новизна формы, чистота и ясность отличало их облик. Яркая роспись, обильная позолота, украшения и сложные детали всѐ это ушло, оставив простоту формы и функциональную продуманность, ориентированную на быт современного человека.

Здесь были также определены и новые направления культурной политики в области декоративно-прикладного искусства. Главной задачей для мастеров становится создание предметов массового производства. Важными чертами в ДПИ начала 60-х годов становятся простота, утилитарность и рационализм.

Вторая половина 60-х – 70-е годы XX века для декоративной керамики стала периодом активного развития, которое получила название в искусствоведении «керамический бум». В этот период в керамике возникает стремление к пластичной и цветовой выразительности, желание проявиться в свободной декоративности, для которой разрабатываются новые технологические приѐмы. Наряду с повышающимся интересом к уникальной декоративной керамике, манящей внушительностью формы, пластичностью и цветовой неординарностью фактуры, излюбленным материалом становиться шамот и каменная масса.

Меняются у людей и представления об использовании керамических изделий в интерьерах. Внутреннее пространство общественных и жилых домов стали оформлять, используя разнообразные материалы и керамика, постепенно утрачивает стилеобразующую роль, но при этом становится ярким акцентом интерьера. Керамический объект воспринимают как предмет роскоши или станковое произведение.

К семидесятым годам ХХ века декоративная керамика оформилась как самоценный вид искусства. «Длительный период второстепенного отношения к керамике как к утилитарному компоненту подошѐл к концу, и вот в современной керамике соединились формотворческие и изобразительные начала, сделав из неѐ синтетическое искусство, оперирующее всевозможными средствами выразительности: архитектурно-тектоническими, пластическими, пространственными, графическими и цветовыми» [3].

Двуединство художественных направлений московского и петербургского характерное для отечественной культуры, проявилось и в декоративно-прикладном искусстве, что также отразилось в становлении декоративной керамики ленинградской и московской школ.

Московская и ленинградская школы становятся ведущими в декоративной керамике России. Несмотря на то, что основа их творчества была общей, развитие их направлений пошло разными путями: московские мастера придерживаются традиций и тяготеют к эмоционально-интуитивному творчеству, в то время как ленинградские стремятся к рационально- аналитическому мышлению и более активному новаторству [1, с.71].

Особенностью московской школы керамики можно назвать два направления, в которых она больше всего проявилась: живописное и скульптурное. Главная тема изображений внутренний мир человека и его чувств, тема семьи и дома, отношение к жизни и природе в поэзии. В живописи московских художников-керамистов преобладает изобразительное начало, но сюжет выражен не прямолинейно, на ассоциативном языке искусства, слегка недосказано и многозначно, с лѐгкой манерой письма импрессионистов и колористической гаммой, построенной на нюансах таким представляется керамическая роспись московской школы.

В скульптурном направлении самым примечательным и оригинальным являлось активное взаимодействие пространства и пластики: строя композицию мастера керамики не замыкали еѐ в рамках изображения, но выводили изображаемое непосредственно в реальное пространство. Таким образом, скульптурные детали выступают в реальную среду, что делает углублѐнные прорывы уходящими вовнутрь плоскости пространства, создавая иллюзию

«бесконечности». Как, например, в здании гостиницы в г. Пущино, где раскрашенные рельефы как-бы раздвигают пространство и пейзаж становится частью интерьера здания.

Синтетичность является отличительной чертой керамики московской школы - рельефы, объем и живописная плоскость в сочетании со скульптурным объемом. В изделии были соединены принципы, характерные для станкового искусства и декоративного, что способствовало сокращению перспективы, которые прежде встречались только в скульптуре, игра цвета и изображения, объѐмных фигур с плоскими на криволинейной поверхности и многое другое.

К концу 1970-х годов в современной керамике было заложено начало сложения художественной системы, опирающейся на традиции «…в народном и декоративном искусстве наступает новый перелом, отмеченный поиском духовных начал, обретением художественного языка, но в то же время народное искусство оставалось предметом напряженных дискуссий, отражающих разнородные и противоречивые процессы» [5, с.73].

Ленинградскую керамику характеризует обращение к сюжетно- поэтическому характеру композиций. Что проявлялось в стремлении к уникальным решениям композиции и воплощении идеи, а также в движении от образно-эмоционального начала к интеллектуальной художественности.

Ленинградские мастера в отличие от московского пластико-

скульптурного подхода использовали архитектурно-тектоническое мышление.

«Они использовали керамический пласт и строили из него геометрические или округлые формы, – пишет А.В. Малолетков, – заставляя материал работать на пределе возможностей» [4, с. 15]. Совершенствование формы, работа над фактурой изделия, а также поиск новых техник росписи более всего ценились в ленинградской школе.

Художники-керамисты искали всевозможные способы выражения, индивидуальные и даже порой неожиданные: их произведения дали возможность определить керамику как искусство, которое затрагивает различные эмоции и способствующему осмыслению формы и пространства в целом.

Поиски своего стиля и техники среди молодых художников были разнообразны, в их произведениях мягкие и тягучие ритмы сменили суровый и монументальный динамизм, который был присущ искусству 70-х годов. Утилитарность в предметах более не привлекает художников-керамистов, с обретением многоплановости и глубины декоративность предметов не проявляется в плакатном образе.

Ленинградская керамика имеет тесную связь с литературой, архитектурой и изобразительным искусством. Творчество мастеров ленинградской школы керамики характеризуется строгостью композиции, изысканным художественным вкусом, благородным колорит, высоким культурный уровень владения материалом, который достигает своей вершины в середине 1980-х годов.

Конец 1980-х годов ознаменовался началом перестройки, экономика страны находилась в депрессивном состоянии в ожидании неизвестных перемен. Ритм работы Союза художников и выставочная деятельность были нарушены организационными и экономическими трудностями периода: керамисты, как и многие другие граждане, лишились баз для работы над произведениями.

К началу нового тысячелетия творческие движения входят в новое русло работы, одним из новых направления конца 90-х годов становится органическое формообразование. Художников-керамистов привлекала структура и пластичность органического мира, нежели ранее популярные индустриальные формы. Современные работы мастера стремились выполнить в синтезе западного стиля и традициями восточных технологий. Также в керамике продолжается уход в абстрактный мир отвлечѐнности от литературного направления: формы работ обретают лаконичность, некую схожесть со скульптурой, что позволяло им легко вписаться в интерьер современного человека.

Вновь происходит активное внедрение керамики во внутреннее оформление общественных зданий и квартир, в интерьере снова применяются керамические панно, вид которых преобразился в сторону эстетичности: тяжеловесные по содержанию и исполнению фрагменты сменились на тонкую керамику, не более одного-двух сантиметров толщиной, где изображались сюжеты на самую разную тематику. Традиции декоративного искусства не

только сохраняются в художественных промыслах, но и продолжают развиваться. «Очень часто искусство прошлого становится источником вдохновения для создания современных произведений», считает Т.А. Аверина.

В XXI веке значительное расширение возможностей керамики наблюдается в синтезе еѐ с другими материалами: многие мастера экспериментируют в своих работах, используя для декора стекло, металл, дерево, текстиль и много другое. Ориентируясь на традиции и придерживаясь новых концепций, керамисты используют в своих работах все средства, которые могут помочь воплотить творческую идею.

Роспись ангобами, является наиболее востребованным видом декорирования керамики. Первоначально цветной ангоб производили из беложгущихся и тѐмножгущихся глин, в которые добавляли руду и оксиды металлов. В современной керамике ангобы применяют и как самостоятельный вид декора, но и как подглазурная роспись, где ангоб служит для изменения цвета черепка.

Продолжая многовековые традиции, керамика всѐ так же остаѐтся актуальной, а с применением новых техник и технологий обретает новое звучание в современном искусстве. Обращение к традиционному искусству для современных мастеров керамики является источником вдохновения, их отправной точкой для создания новых идей и художественных решений.
Список литературы

  1. Аверина, Т.А. История художественной керамики : учебно-методический комплекс дисциплины / Т.А. Аверина ; ФГБОУ ВО. – Благовещенск: «Амурский государственный университет», 2012. – 80 с.

  2. Бугровская, А.С. Российская авторская керамика последней трети XX – начала XXI века (истоки, особенности и тенденции) : специальность: 17.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Бугровская Ангелина Сергеевна ; ФГБОУ ВО МГХПА им. С. Г. Строганова». – Москва, 2016. – 183 с.

  3. Гусарова, Ю.В. Ленинградская керамика как феномен отечественного искусства второй половины ХХ века : специальность: 17.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Гусарова Юлия Васильевна ; государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2011. – 195 с.

  4. Малолетков В.А. Основные этапы развития российской декоративной керамики последней трети XX века : специальность 17.00.04 «Изобразительное, декоративно- прикладное искусство и архитектура»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Малолетков Валерий Александрович ; МГХПА им. С.Г. Строганова. – Москва, 2006. – 36 с.

  5. Щербакова, И. Д. Особенности русской керамики: от истории до практики специальность

: 51.04.01 «Культурология»: магистерская диссертация / Щербакова Илона Дмитриевна ; ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский мордовский государственный университет им. Н. О. Огарѐва». – Саранск, 2018. – 115 с.
1   ...   62   63   64   65   66   67   68   69   ...   105


написать администратору сайта