КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области
Скачать 1.05 Mb.
|
РЕАЛИЗМ В ПЕЙЗАЖАХ ИВАНА ШИШКИНАВ.Д. Прыткова Научный руководитель – Л.И. Себелева Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: lorik0509@mail.ru Аннотация. Статья посвящена теме реалистической пейзажной живописи в творчестве Ивана Шишкина. Реалистический пейзаж, как природный образ естества в облике человека отражает собой жизнь, мысли и чувства общества, того времени в котором прибывал художник. Ключевые слова: живопись, реалистический пейзаж, творчество, Иван Шишкин. REALISM IN THE LANDSCAPES OF IVAN SHISHKINV.D. Prytkova Scientific supervisor – L.I. Sebeleva Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: lorik0509@mail.ru Abstract. The article is devoted to the topic of realistic landscape painting in the works of Ivan Shishkin. A realistic landscape, as a natural image of nature in the form of a person, reflects the life, thoughts and feelings of the society, the time in which the artist arrived. Keywords: painting, realistic landscape, creativity, Ivan Shishkin. Реалистический пейзаж, как природный образ естества в облике человека отражает собой жизнь, мысли и чувства общества, того времени в котором прибывал художник. В пейзажах этого стиля присутствуют размышления Ивана Шишкина на тему дальнейшего пути нашей Родины, а также глубочайшей любви к родному народу. Пейзажи художника в данном направлении, ярко свидетельствуют нам о том не угасающем, яром интересе и сильном внимании с которым передовой Российский художник относился к нуждающемуся народу, к его страданиям и нищете. Шишкин в своих пейзажах вставал на защиту «униженного и оскорблѐнного» народа, который в свою очередь давал ответную, положительную реакцию восхищаясь и поддерживая пейзажиста. Реализм в пейзаже Ивана Шишкина проявляется в стремительном интересе к изображению национальной природы и родного края. Произведения художника стали известны всей России благодаря его мастерству изображения реалистического пейзажа. Главное и самое важное, что новаторски воплотил мастер в пейзажном реализме - он придал необычайный, небывалый до этого размах лесному пейзажу, вдохнув в него эпическую, чисто русскую широту. В мельчайших деталях поражающих глаз зрителя Шишкин воспроизводит свои идейные мотивы. Через мерное, добросовестное и реалистичное изображение находилось на грани педантичности и строгости. Стремление Шишкина писать один в один, как есть оказывалось пренебрежением к неисчерпаемому разнообразию колорита, обобщению формы, композиции и другим манерным элементам художника [2,с.118]. Он концентрирует внимание даже на самых мельчайших моментах природы, которые возможно были бы совершенно незаметны глазу простого обывателя. Так, как в 70 - е годы были широко распространены условные, продуманные за ранее пейзажные, академические ландшафты, то Шишкин стал своего рода новатором, сделавшим огромный шаг вперѐд. В его пейзажах, изображенный мотив усиливается научной достоверностью. При этом данный «научный» подход, никак не вредит его художественной идее, а даже, наоборот в этом и заключается новаторски - художественный метод Ивана Ивановича Шишкина. В его удивительных работах в направлении реализм мы можем увидеть некий синтез важных функций искусства и науки. Работы Шишкина жизнеутверждающие и отражающие мироощущение народа того времени. Ещѐ не стоит забывать, про мало замеченное качество пейзажей данного пейзажиста. Во многих в особенности его главных работах Ивана Шишкина угадывается музыкальная природа ощущения пейзажа. То есть в реалистических, пейзажных работах в построении и структуре композиции и образе в целом можно увидеть некую ассоциацию с музыкальной композицией. К наиболее подходящему примеру я могу отнести работу «Полдень», в ней зритель может услышать ассоциацию с настоящей, русской, раздольной песней. Ещѐ в юности Шишкин записал в дневнике: «Природа всегда нова и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров...» [1,с.19]. Музыкальность Ивана Шишкина не является чем-то неожиданным так, как сам художник был большим любителем музыки. Это помогало ему в более чутком восприятии настоящей действительности. Большое влияние на художника произвела поездка за границу, которая отразилась на его реалистической живописи. Произведения данного периода принято делить на две группы. Обе они довольно отличительны друг от друга, в одной присутствует единый композиционный шаблон, а в другой линия заключает внимание на себе, то есть отличается большим обращение к натуре, пейзажного образа в общих тенденциях развития русского демократического пейзажа того времени. С развитием и набиранием популярности реалистической живописи Шишкин стремился отобразить еѐ без прикрас и рассказать всем о ней правдиво. В эти годы обозначились характерные черты впервые так чѐтко. Совершенно трезвая простота мотивов картин с непрекращающимся ощущением достоверности изображенного мотива. Но и академические навыки, так или иначе, отображаются в нарочитой замкнутости пространства и цветовой локальности. Длительная работа с натуры, а так же закрепленный за время идейно - эстетический взгляд помогал Шишкину постепенно, сознательно преодолевать различные задачи в преодолении сковавших его традиций академической школы и романтизма. «Природа всегда нова…», считал Шишкин [1,с.19]. Добиваясь самой максимальной детальности в проработки каждой детали он, не боясь мелкого и незначительного уверенного прорабатывал, чѐтко следуя своим идеям. Уверенно двигаясь по намеченному пути уходя от сочинѐнного академического изображения пейзажа к пейзажу досконально - прописанному в полном соответствии с натурой. Утверждение этого новейшего реалистического метода в полной мере является заслугой Ивана Ивановича Шишкина. С течением времени, неизбежно в манере мастера происходят интересные изменения. В большей степени они касаются передачи пространства в реалистических работах: Шишкин его увеличивает. Это новое ощущение рождает у зрителя ощущение бесконечных просторов родной природы - Родины [2,с. 111]. Данное решение в пейзажных трудах, в которых уделялось равное внимание небу и земле, свидетельствуют о художнике Шишкине, как о не просто «приземлѐнном» пейзажисте, которому интересно всѐ что даѐт возможность материальной характеристики форм, растительность и почва, а скорее мы можем понять, что Иван Шишкин был настолько погружен в правдивую передачу каждой детали, что буквально «проникал в жизнь» каждой детали которую писал. С течением времени и влиянием передвижничества, реализм в пейзаже данного художника, как и всѐ реалистическое искусство в целом, ставило многообразные новые задачи, не ограничиваясь критикой, пейзажист старался сопоставить отрицательным явлениям, реалистично - положительный образ идеала, такого близкого и понятного простому народу. И это также было основной тенденцией передвижников в развитии передового демократического искусства, так называемый демократический реализм [6,с.30]. Таким образом, на основе всего выше сказанного, можем сделать вывод, что реализм в пейзаже Ивана Ивановича Шишкина это бесспорно гениально - новаторские идеи реализуемые художником в полной мере его возможности. Реализм в его пейзажной живописи раскрывается зрителю в совершенно неповторимых, природных мотивах и родных образах близких каждому, дающих отклик в глубине души. В своѐм искусстве, органически соединяющем строгий реализм и трогательную романтику, реализм раскрывается в мощи естественной природы и особенностях русского леса. Реалистичность многих работ Шишкина настолько погружает в еѐ зрителя, что невольно можно почувствовать, вот - вот дующий ветерок, запах смолистого леса или же треск старых, сломанных сучьев. Реалистическая пейзажная живопись была важной частью жизни художника, ставшей для него не просто направлением, в искусстве сопровождавшим его до самой конца. Список литературы Ковалѐва О.В. Библиотека за жизнь природы: методические рекомендации по организации экологического просвещения среди подростков // О.В. Ковалѐва. Новосибирск: ГБУК НСО НОЮБ, - (Заочный семинар; вып. 11) 2017. Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа./ Ф.С. Мальцева. - М.: Искусство, 1982.-355с. Мурина Е. Б. Джафарова С. Г. Аристарх Лентулов: Путь художника. Художник и время: [Альбом]. - Москва.: Советский художник, 1990. -288с. Островский Н.К. Рассказы о русской живописи./ Н.К. Островский. - М.: Советский художник, 1971.-163с. Парусова Е. Источник вдохновения: музыкальный пейзаж начала ХХ века / Е. Парусова // Музыкальная жизнь. – 2008.-115с Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2 т. Т. 2 / Н. М. Сокольникова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. – 208 с. |