КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области
Скачать 1.05 Mb.
|
КЛОД МОНЕ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИМПРЕССИОНИЗМАЕ.Г. Марочко Научный руководитель – Г.М. Вершинская Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: vershinskaya.galina@yandex.ru Аннотация. В статье рассматривается развитие импрессионизма и творчество главных его представителей, среди которых важное место занимает Клод Моне. Его работы мысли, и творчество занимают важное место в развитии данного н6аправления. Ключевые слова: импрессионизм, творчество, искусство, живопись, культура, пейзаж, выставка, художники, впечатление. CLAUDE MONET AS A REPRESENTATIVE OF IMPRESSIONISME.G. Marochko Scientific supervisor – G.M. Vershinskaya Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: vershinskaya.galina@yandex.ru Abstract. The article examines the development of impressionism and the work of its main representatives, among which Claude Monet occupies an important place. His works of thought and creativity occupy an important place in the development of this direction. Keywords: impressionism, creativity, art, painting, culture, landscape, exhibition, artists, impression. Последняя треть XIX века ознаменовалась появлением нового направления в области искусства – произошел революционный поворот от академической живописи к живописи «мимолетных впечатлений». Течение, возникшее и получившее свое развитие во Франции во второй половине XIX века, получило название «импрессионизм» (фр. impressionnisme, от impression – впечатление). Импрессионизм охватил все области искусства: изобразительное искусство,художественную литературу, музыку и художественную фотографию. Импрессионизм зародился именно во французской художественной среде, вследствие этого направление «импрессионизм» – эта уникальная художественная школа. Повлияло на развитие импрессионизма творчество английских пейзажистов XIX века Д. Констебла, Р.П. Бонингтона и У. Тѐрнера. Их творчество в Лондоне изучали во время франко-прусской войны (1870 – 1871 гг.) будущие французские импрессионисты К. Моне, А. Сислей и К. Писсарро. Среди французских художников, оказавших влияние на будущее импрессионизма, выделяются К. Коро и Г. Курбе [6, с. 20]. Импрессионизм оставил яркий след, хотя временные рамки существования данного течения определяются весьма непродолжительным периодом. Среди художников Эдгар Дега был одним из самых активных сторонников групповой выставки, он принял деятельное участие в создании «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, графиков». Художник принимал участие во всех выставках, кроме седьмой (1882 г.). За те 12 лет, что он выставлялся с импрессионистами, его несогласие с их творческими установками только укрепилось, что приводило к частым конфликтам внутри группы, и привело, в конце концов, к расколу. Начиная с четвертой выставки, группа имела два полюса, одним из которых был Э. Дега [5, с. 30]. Живописец собрал вокруг себя группу молодых художников, близких ему по творческим поискам. Он категорически отвергал название «импрессионист», предпочитая называть себя «независимым». Выставка стала поворотным этапом в закреплении термина «импрессионизм» для новаторского направления в художественной культуре. Среди работ, представленных на выставке, был пейзаж К. Моне «Impression, soleil levant» «Впечатление. Восходящее солнце», 1872. После выставки в прессе появился фельетон репортера Л. Леруа, озаглавленный «Выставка импрессионистов» (художников-впечатленцев). Леруа подверг критике работу К. Моне, утверждая, что «не видит никакого восхода, одно только впечатление» [1, с. 22]. Задуманный как сатирическое оскорбление, но весьма точный, термин «импрессионисты» был поддержан самими художниками, которые с тех пор воодушевлѐнно стали именовать себя именно так. На момент организации первой выставки художники-импрессионисты были опытными мастерами. Обучаясь в русле академических течений живописи, они смогли создать на такой основе совершенно новое, свое собственное искусство. Однако во второй половине XIX века – время академизма и классицизма, художников-импрессионистов сочли новаторами, бунтарями, попирающими основы искусства. Как отметила Е. Владимирова – «только последовавшее в дальнейшем развитие направлений живописи – абстракционизма, символизма и прочих действительно бунтарских «измов» – показывает, как внимательно относились художники-импрессионисты к природе и изображаемой натуре, как трепетно старались передать изменчивость мгновения и суть изображаемого явления» [3, с. 9]. Были и положительные отзывы на новаторское направление. В 1875 году Филипп Бюрти, напомнив о том, что художников этой группы прозвали «импрессионистами» и «непримиримыми», превозносит их успехи: «Все это как бы маленькие фрагменты зеркала жизни; подвижные, красочные, скромные и чарующие явления, отражающиеся в них, весьма заслуживают одобрения и похвалы» [2, с. 34]. Но впоследствии критики всячески подчеркивали фрагментарный характер видения импрессионистов и на этом основывали свою критику на творчество художников. Пейзажисты, среди которых выделяются К. Моне, К. Писсарро и А. Сислей, – были основой французского импрессионизма. Импрессионизм часто считают искусством пейзажа. Особая роль К. Моне в изображении пейзажных композиций привела к тому, что в сознании публики еще в конце 1870-х гг., по замечанию А.В. Чудовой, художника стали признавать одним из лидеров импрессионизма [8, с. 7]. Конфликт Дега с коллективом импрессионистов проявил себя в середине 70-х гг. XIX в. Во время второй выставки импрессионистов (1876 г.) была представлена картина «Любители абсента», в которой, по словам Готхарда Едлиики, – «...духовная атмосфера картины абсолютно отрицает идею импрессионистов о возможности одновременного сосуществования болезненной мании и легкой радостной жизни. Неслучайно эта картина возникла в годы активного несогласия с импрессионистами» [5, с. 31]. Цвета разделялись на две категории: основные (или первичные) и производные. Импрессионисты накладывали мазки непосредственно на холст, тем самым отказались от смешивания красок на палитре. Сочетание разнообразных мазков предавала красочному слою изменчивость, трепетность, рельефность. К середине 1880-х годов импрессионизм постепенно перестает существовать как единое направление. Восьмая выставка (Париж, 1886 г.) считается началом нового направления – постимпрессионизм. Импрессионизм создал художественный мир, растворенный в лучах солнца и тумане; постимпрессионизм стремился к синтезу разума и чувства [1, с. 12]. Также в середине 1890-х годов импрессионизм переходит на новый виток развития – дивизионизм, главными принципами которого являлись четкая система вычисления и нанесения цветовых мазков, что значительно усложняло работу художника. Дивизионизм в свою очередь заложил основы для появления пуантилизма, который позднее стал определяться искусствоведами как неоимпрессионизм. Таким образом, импрессионизм, зародившись среди французской академической художественной среды во второй половине XIX века, стал для своего времени «бунтарским» направлением. Новое течение шокировало современников своим «бесстыдством», но, на самом деле, импрессионисты были подлинными продолжателями практики и теорий своих предшественников. Несомненно, в сознании большого количества людей слово «импрессионизм» неразрывно связано с творчеством одного из главных представителей течения импрессионизм – Клода Моне. Каким образом Клод Моне смог стать одним из известнейших художников-импрессионистов своего времени. С его именем связана столь высокая популярность работ живописца в современном мире. Обратимся к биографии художника. В возрасте 11 лет К. Моне окончил частную начальную школу. В 1851 году поступил в колледж. В этот период он увлекся рисованием – делал пейзажные зарисовки. Однако лучше всего у него получались шаржи. Моне частенько рисовал карикатуры на одноклассников и учителей. Уже в пятнадцать лет К. Моне стал известным в Гавре карикатуристом и даже начал зарабатывать на жизнь этим ремеслом [1, с. 6]. Первая картина «Вид на Рюэль» (1858 г.) была написана К. Моне под влиянием пейзажей Э. Будена. Картина выставлялась на муниципальной выставке в Гавре в августе – сентябре 1858 года. Здесь Моне работал до осени 1860 года. В этом же году молодой художник был призван в армию. В июне 1861 года Моне оказался в рядах африканской легкой кавалерии и отправился в Алжир. Позже он говорил, что яркое солнце, сочные краски и экзотическая культура повлияли на его художественный стиль [7, с. 18]. В ноябре 1862 года Моне вернулся в Париж, где стал посещать уроки живописи в студии Шарля Глейра. Студия Глейра была одной из множества небольших школ, которые принадлежали художникам. Плата за обучение в студии составляла всего десять франков. Это привлекало многих молодых художников, в том числе и ровесников Моне. Здесь он познакомился с О. Ренуаром, А. Сислеем и Ф. Базилем. Шарль Глейр был успешным художником. Он работал в идеализированном, отточенном стиле, но с 1852 года перестал выставляться в Салоне [7, с. 20]. На выставке в 1866 году К. Моне решает представить картину «Завтрак на траве», написанную по мотивам скандально известной работы Э. Мане «Завтрак на природе» (1863). В своем варианте Моне не хотел идти наперекор общественному мнению и поэтому отказался от изображения обнаженной натуры, однако, несмотря на все старания молодого художника, картина не была принята жюри Салона [1, с. 14]. Таким образом, художественное своеобразие творчества Клода Моне заключается в том, что на протяжении всего творческого пути живописец не отходил от принципов, которые ставились во главе импрессионистского искусства. Во-первых, живописец работал непосредственно на месте, на пленэре, тем самым картины К. Моне погружали людей в реальный мир, который видел и ощущал художник во время написания полотен. Во-вторых, К. Моне посвящал одну предмету или сюжету целую серию картин, на которых можно увидеть объекты, изменяющиеся под воздействием различного освещения, угла обзора художника, игры света. Необычной чертой творчества Клода Моне является его серийность. Он пишет одни и те же пейзажи, но в разное время суток, года, погоды: вокзал Сент-Лазар, знаменитые стога сена в Живерни, Руанский собор, Вестминстерский дворец, Кувшинки. Таким образом, творческая энергия К. Моне и его умение чувствовать состояние окружающей природы давали, несомненно, отличные результаты: его картины являются примером того, как усердие и любовь к цвету способствовали появлению поистине величайших полотен. Сосредоточенность, колоссальное терпение и усидчивость, – вот те черты художника, которые помогли художнику получить всемирную известность еще при жизни. В заключении отметим, что Клод Моне стал тем художником, творчество которого представляет собой целую эпоху, хоть и недолгую, в художественном искусстве. Клод Моне внес значительный вклад в развитие импрессионизма – новаторского для XIX века художественного течения. Импрессионизм, зародившись во Франции в последней трети XIX века в художественной среде, распространился на все области искусства. Это было направление для своего времени новаторское, слишком непохожее на академические художественные течения. Непринятый обществом того времени, испытавший на себе волну критики и непонимания, импрессионизм стал одним из известных направлений в искусстве в современном мире; он дал мировому сообществу плеяду талантливых художников, которые столь чутко чувствовали окружающий мир. На становление импрессионизма оказали влияние и его предшественники: художники эпохи Возрождения (Эль Греко, Веласкес), английские пейзажиста XIX в. (Д. Констебл, У. Тѐрнер), французские пейзажисты эпохи романтизма (К. Коро, Г. Курбе). Среди главных представителей импрессионизма можно назвать художников-пейзажистов: К. Писсарро, А. Сислей, и, безусловно, К. Моне, для которого нередко можно встретить эпитет «отец импрессионизма». Были среди импрессионистов художники, которые отдавали предпочтение портретным композициям, изображению человеческих фигур, – Э. Дега, О. Ренуар, Э. Мане [4, с. 85]. Важное место в направлении импрессионизм занимает Клод Моне – один из ярчайших представителей данного направления. Именно в творчестве К. Моне подлинно воплотилась основная проблема импрессионизма – проблема света и воздуха, поэтому живописца часто называют «главой импрессионистской школы». Его картина «Впечатление. Восходящее солнце» (1872) дала название для направления в искусстве в результате представления данной работы на первой выставке художников-импрессионистов. В раннем творчестве К. Моне можно наблюдать то, что он придерживается традиционных приемов живописи. Но работы, выполненные после 1870-х гг., показывают, что художник отошел от детализации предметов и по-настоящему воплощает «впечатления», наблюдение за окружающей природой на холсте. Таким образом, Клод Моне – один из уникальных представителей импрессионизма, который в течение своей творческой деятельности отстаивал и придерживался основных принципов направления: он сумел описывать в своих работах непостоянство окружающего мира посредством экспрессивных мазков, различных оттенков, которые сливались в чарующую игру цвета и света. К. Моне отдавал предпочтение написанию картин на открытом воздухе, тем самым можно запечатлеть мельчайшие детали природы. Список литературы Бобкова, А.А. Клод Моне. Великие художники мира / сост. А.А. Бобкова. – Москва: Рипол-Классик, 2014. – 40 с. Вентури, Л. Дневники импрессионистов. Дневники великих мастеров / Л. Вентури / пер. с фр. П.В. Мелковой. – Москва: АСТ, 2018. – 351 с. Владимирова, Е. Импрессионизм / авт. сост. Е. Владимирова. – Москва: Эксмо, 2012. – 384 с. Зорина, Е. Шедевры мировой живописи. Развитие импрессионизма / Е. Зорина. – М.: Белый город, 2008. – 127 с. Мосин, И.Г. Мировое искусство. Импрессионизм. История движения в биографиях художников / сост. И.Г. Мосин. – Санкт-Петербург: ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006. – 176 с. Серюлль, М., Серюлль, А. Энциклопедия импрессионизма / под ред. М. А. Серюлля / пер. с фр. Н. Матяш / науч. ред. и авт. послесл. К. Богемская. – Москва: Республика, 2005. – 295 с. Ходже, С. Моне. Жизнь и творчество в 500 картинах / пер. с англ. Т.О. Новиковой. – Москва: «Э», 2017. – 256 с. Чудова, А.В. Импрессионисты / отв. ред. А.В. Чудова. – Москва: АСТ, 2016. – 160 с. |