Главная страница

КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


Скачать 1.05 Mb.
НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
Дата12.04.2022
Размер1.05 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
ТипДокументы
#467256
страница59 из 105
1   ...   55   56   57   58   59   60   61   62   ...   105

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО



В.В. Ким

Научный руководитель - Г.М. Вершинская Белгородский государственный институт искусств и культуры

e-mail: vershinskaya.galina@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается жизнь и творчество Питера Пауля Рубенса, который был гением своего времени и выдающимся живописцем. Он обладал уникальными качествами нужными для создания удивительных полотен, а так же для успеха в искусстве и общественной деятельности. Рубенс имел деловую хватку, мощный интеллект, приятную внешность, крепкое здоровье, неиссякаемую энергию и чувство гармонии.

Ключевые слова: искусство, живописец, художник, творчество, картины, творческая деятельность, культурное наследие, стиль, барокко.

PETER PAUL RUBENS: LIFE AND CREATIVITY



V.V. Kim

Scientific supervisor – G.M. Vershinskaya Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: vershinskaya.galina@yandex.ru
Abstract. The article examines the life and work of Peter Paul Rubens, who was a genius of his time and an outstanding painter. He possessed the unique qualities necessary for creating amazing paintings, as well as for success in art and social activities. Rubens had a business acumen, powerful intellect, good looks, good health, inexhaustible energy and a sense of harmony.

Keywords: art, painter, artist, creativity, paintings, creative activity, cultural heritage, style, baroque.
Питер Пауль Рубенс - выдающийся живописец, был гением своего времени, обладавший качествами, необходимыми для свершений в искусстве, а так же для успеха в общественной деятельности: творческой и деловой активностью, мощным интеллектом, крепким здоровьем, приятной внешностью, кипучей энергией, ясной головой и удивительным даром

гармонии. Рубенс был уверен в своѐм деле, не знал сомнений и разочарований в себе и своѐм творчестве. Большой восторг он испытывал от податливости и пластической красоты человеческого тела. Что бы он ни изображал, каждая его работа в каком-то смысле являлась гимном, восхваляющим красоту мира.

Современники считали его королем художников и художником королей. В свое время он принадлежал к числу самых ярких личностей европейской культуры XVII века, не без помощи своих талантов и их многогранности. Как редко это бывает, он прославился своими работами ещѐ при жизни, что удаѐтся не каждому именитому художнику [5, с. 30].

Тот период времени был известен тем, что человек, как творец, добился высоких успехов, как и его духовная составляющая. Однако и без противоречий не обошлось. Рубенс достиг своих самых крупных творческих успехов в те годы, когда Германию истязала поистине самая сокрушительная из воин того века тридцатилетняя. Нидерланды родина художника боролась за независимость от Испании все годы его жизни. Сложно представить, что в такое тяжелое для народа время, Рубенс смог писать столь жизнерадостные и яркие работы, словно происходящее вокруг никак не отразилось на видении мира художником.

Рубенс был рождѐн в 1577 году в городе Зиген, находившийся в германской провинции Вестфалия. За девять лет до рождения художника, его родителям пришлось бежать из своей малой родины, города Антверпена, остерегавшись религиозных гонений и только в 1587 году семья вернулась в родной город. Общее образование Питер получил в иезуитском колледже, а после чего у графини Лалэнг служил пажом. Живопись Рубенс стал изучать достаточно рано. Любовь к античности у молодого художника проявилась благодаря находившимся под влиянием итальянского Возрождения учителям. Рубенса приняли свободным мастером в штат антверпенской гильдии Святого Луки, и как полагалось по установившейся издавна традиции нидерландских живописцев, был отправлен в Италию для довершения своего художественного образования. Такие личностные качества как воспитанность, красота, знание пяти языков английского, французского, итальянского, испанского и латыни, а также кошелѐк матери и диплом свободного художника гильдии Святого Луки очень сильно помогли ему в чужой стране. В Италии Рубенс состоял при дворе мантуанского герцога в течение всего своего пребывания. По наказу своего герцога он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после этого прожил некоторое время в Мантуе и был отправлен с дипломатической миссией в Испанию. Задача состояла в передаче от Герцога несколько дорогих подарков испанскому королю [3, с. 65].

Рубенс спешно покидает Рим после новости о болезни матери, однако не успевает застать ее в живых. Художник решает остаться во Фландрии несмотря на данное мантуанскому герцогу обещание о скором возвращении в Италию. Материально его также не обделили, в придачу он получает золотую цепь, что являлась знаком особого внимания и годовое содержание. После своей присяги эрцгерцогу и инфанте, Рубенс загорелся идеей о возрождении своей страны. Он буквально считает это своим долгом. Так как эрцгерцог и его супруга были ещѐ

более заядлыми католиками, страну захлестывает волна благочестия. Со всех концов страны в столицу прибывают подвергшихся гонениям католики, в надежде найти поддержку со стороны власти. Власти понимают, что по этой причине в столице необходимо большее количество храмов и церквей. Поэтому в городе в скором порядке начинается строительство капелл и церквей. Тем не менее, католическая церковь понимает, что этого не достаточно, необходимо что-то более масштабное, грандиозные храмы, произведения искусства. Первым и можно сказать единственным претендентом на выполнение такого грандиозного плана был Питер Пауль Рубенс [1, с. 125].

Несмотря на тенденцию в предоставлении жилья либо в Брюсселе, либо в его черте, Рубенс добивается права проживать в Антверпене. В своих письмах к другу в Рим Рубенс писал о категоричном отсутствии желания находиться при дворе. Позднее Рубенс вступает в брак, являющейся дочерью секретаря Антверпена. Художник отметил свое бракосочетание, написав двойной портрет художника с новоиспеченной супругой. Этот портрет отличался от принятой строгой концепции представления супругов на полотне.

Теперь, Рубенс не только творец, но и ценитель, коллекционер, имеет прочные связи с представителями высшей власти и другими деятельными людьми Европы. В совокупности со своими связями, талантами и личностными качествами художник удостаивается важного поручения. Эрцгерцог Альберт с эрцгерцогиней Изабеллой решают использовать художественную деятельность Рубенса для прикрытия его секретных дипломатических миссий. Его советы имели вес для правительства Нидерландов, и ему было доверено несколько крайне важных дипломатических поручений, требующих деликатного решения вопроса. В своих письмах, Рубенс выражал свою встревоженность положением дел в Европе, а так же обеспокоенность состоянием народа, а именно его страдания из-за непрекращающейся войны.

Дальнейшую половину жизни Рубенс в основном провел в странствиях, совершаемых в качестве посла своего государства. Так, он трижды посетил Париж, побывал в Лондоне, Гааге, Мадриде, и даже во время своих миссий он не переставал работать. Более того, трудясь в Брюсселе и Антверпене, им было создано большое количество работ религиозного, мифологического и жанрового содержания.

После смерти жены Изабеллы Питер с головой уходит в дипломатическую деятельность. В связи с этим он встречается с Карлом I, Филиппом IV, герцогом Бекингемом, кардиналом Ришелье. Тем не менее, Питер отказывается от дипломатической деятельности и в 1630 году во второй раз вступает в брак. Супругой и музой художника становится Елена Фоурмен, впоследствии появляясь почти на каждом полотне своего мужа. Художник целиком погружается в творчество после разочарования в дипломатической деятельности и придворной карьере.

Поздний Рубенс наглядно прослеживается в относительно небольших работах. Облик молодой супруги становится основным мотивом его творчества, Елена, недавно вошедшая в жизнь художника, становится зримым воплощением идеала светловолосой, пышнотелой красавицы с красивым

разрезом блестящих глаз, сложившимся в произведениях художника [4, с. 48].

Зенитом художественной деятельности последних лет жизни Рубенса становится картина «Шубка». Портрет становится восхвалением женщины, ее красоты как физической, так и душевной, которая для художника являлась стихией такой же, как и природные стихии.

Последнее десятилетие жизни Рубенса были производительны, как и предыдущие годы. Художник придерживался строгого режима дня и не был зависимым или азартным человеком, работал днями напролет.

Королем Филиппом IV, Рубенсу было поручено устроить художественную часть празднества по поводу въезда в Антверпен брата короля, кардинала архиепископа Толедского Фердинала. Улицы города были украшены триумфальными арками, декорациями, созданными по эскизам и наброскам художника. Кроме своей художественной деятельности он находил время, заниматься другими делами, был крайне разносторонним человеком, а также изготовил ряд заглавных листов, девизов, обрамление, заставок и виньеток для типографии «Платента».

Смерть застигла Рубенса на пике его творческой деятельности. Мало кто из великих художников имел честь называться основоположниками нового стиля в живописи, однако художник стал исключением. Он смог создать нечто живое и волнующее, изобразить на полотне тяжелые пышные фигуры, наполненные эмоциями, на пике возбуждения, в стремительном движении.

Рубенса по праву считают одним из самых значимых портретистов в истории искусства, хотя его работы и уступали портретам Рембрандта. Рубенс написал множество портретов аристократов, но наиболее чувственными получались портреты его близких, где он раскрывался как мастер тонких переживаний.

Рубенс стал основоположником нового стиля, коей чести удостаивается не каждый великий художник, он же смог создать нечто живое и волнующее. Отличительные черты барокко можно увидеть на одной из ранних работ художника – «Святой Георгий, поражающий дракона». Чрезвычайно детально выписана стоявшая слева женщина, что довольно характерно и для предшественников Рубенса, но акцент на фигуру рыцаря, его лошадь, а конкретно на действия ими совершаемые, яркие краски это становится интересом художника. Рубенс изображал на полотнах действия охота на животных, грубоватые библейские сцены, звонкие ратные побоища, и делал это с особым трепетом в выражении жизненной драмы [2, с. 24].

Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, - это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными» [1, с. 162].

Сначала Рубенс изобразил свой идеал в картинах, а потом нашел его в жизни. Обучил множество художников. Благодаря Рубенсу, изнеможѐнная Италия смогла повысить свой статус, продолжать являться культурной столицей Европы, и получила большое культурное наследие.

В XVII веке в искусстве зарождается новый стиль барокко. Он

возникает в Италии на фоне кризиса идей ренессанса, а также с целью преподнести народу иллюзию богатства церкви и власти, которые не имели иных рычагов давления, кроме как искусство. Страна на тот период переживает не лучшие времена, но все еще остается культурным центром Европы.

Барокко быстро распространяется по миру и несет в себе посыл отвержения души в пользу просвещения и разума. В эстетике стиля прекрасным считается то, что в эпоху ренессанса было безобразным. Центром становится разум человека, концепция состоит в сомнении в возможностях человека. Хотя сначала стиль был создан для того, чтобы мистифицировать простой люд, дух свободы того времени все же просочился в барокко, а в последствии, вышел на первый план при создании новых шедевров. Барокко сочетает в себе противоположности. Даже самые массивные персонажи становятся почти воздушными, на полотнах изображают максимум действий, напряжѐнность момента. Распространяясь по миру, барокко приобретает новые черты в зависимости от местного фольклора. Барокко везде архитектура, музыка, скульптура, живопись. Всѐ дворцы Питера возводятся в барочном стиле, самый знаменитый – Зимний дворец.

Основоположником Барокко считается Питер Пауль Рубенс нидерландский живописец. В свое время он передал через полотна то, что до этого не мог сделать никто. В основном писал свои работы для церквей. Кроме карьеры художника также был дипломатом, впоследствии получил множество титулов. Кроме того основал свою школу, обучил множество художников. Благодаря его деятельности, Италия повысила свой статус не только как культурная столица, но и на политической арене.

Таким образом, можно сделать вывод, что Рубенс стал основоположником стиля. Его специфический подход в искусстве повлиял не только на культурную составляющую Италии, но и на политическую. Сам Рубенс был невероятно талантливым человеком, и кто бы мог подумать, что карьеру художника можно совместить с политической деятельностью.
Список литературы

  1. Владимирова, С.А. Эстетика барокко: причины появления, происхождение термина / С.А. Владимирова. – Москва: Гардарика, 1994. 203 с.

  2. Дасса, Ф. Барокко / Ф. Дасса. Москва: АСТ - Москва, 2009. - 51 c.

  3. Жирмунская, Н.А. От барокко к романтизму. Статьи о французской и немецкой литературе / Жирмунская Н.А. - Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ - Москва, 2009. - 99 c.

  4. Тананаева Л. И. Из истории чешской живописи эпохи барокко / Л. И. Тананаева, К. Шкрета. - Москва: Искусство, 2013. - 76 c.

  5. Фельдт, И.Н. Портрет века и век портретов: западноевропейская культура XVII века / И.Н. Фельдт. - Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 44 с.
1   ...   55   56   57   58   59   60   61   62   ...   105


написать администратору сайта