КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области
Скачать 1.05 Mb.
|
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕД.Е. Казначеев Научный руководитель – О.В. Реш Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: Olesya-Resh@yandex.ru Аннотация.Статья посвящена исследованию проблемы формирования генеалогической традиции и ценностных ориентаций личности в их взаимодействии в контексте русской культуры. Особое внимание уделяется рассмотрению содержания понятий «генеалогическая традиция» и «ценностные ориентации». Подчеркивается, что ценностно- генеалогический подход к проблеме изучения генеалогической культуры личности представляется наиболее значимым в существующей теории и педагогической практике. Ключевые слова: генеалогия, генеалогическая традиция, генеалогическая культура, личность, русская культура, семейно-родословная культура, ценность, ценностные ориентации. TO THE QUESTION OF THE INTERACTION OF GENEALOGICAL TRADITION AND THE VALUES OF THE INDIVIDUALIN RUSSIAN CULTURE D.Е. Kaznacheev Scientific supervisor – O.V. Resh Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: Olesya-Resh@yandex.ru Abstract. The article is devoted to the study of the problem of the formation of the genealogical tradition and the values of the individual in their interaction in the context of Russian culture. Particular attention is paid to the content of the concepts of «genealogical tradition» and «value orientation». It is emphasized that the value-genealogical approach to the problem of studying the genealogical culture of the individual seems to be the most significant in the existing theory and pedagogical practice. Keywords: genealogy, genealogical tradition, genealogical culture, personality, Russian culture, family-family culture, value, value orientations. Проблема формирования ценностных ориентаций у подрастающего поколения всегда рассматривалась в контексте представлений, основанных на понимании самобытности культуры русского народа, предполагающей уважение старших, почитание семейных ценностей и традиций, трепетное отношение к памяти о прошлом своего народа. В свое время П. Флоренский отмечал, что «…любовь к своему конкретному корню – это любовь к корню личности, истории бытия. Это знание семьи и рода для каждого, кто хочет осознать свое место на земле. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества» [4, с. 123]. Из этого следует, что испокон веков русскому человеку было присуще чтить генеалогические связи. Необходимость в воспроизведении и фиксации (как устно, так и письменно) самых существенных событий из прошлого своих родственников, как правило, появляется в период личностного становления. Обычно для этого использовали генеалогические документы, так называемые родословные или генеалогические таблицы, в которых были отражены различные степени родства. В широком смысле генеалогию можно трактовать как науку (учение) о родственных связях. Безусловно, ее можно представить, как своеобразный способ познания своего рода, своей семьи. Каждому из нас интересно узнать, какие были у нас предки, какими талантами и способностями они обладали, какими были их характер и нрав. Все эти сведения могут стать основой для научных изысканий в области генетики – науки, которая может позволить выявить унаследованные от предков черты характера, таланты и др. С научной точки зрения, генеалогию принято рассматривать как отрасль исторической науки, главной целью которой является установление и дальнейшее исследование родственных связей людей, описание исторических событий родов, проблемы происхождения отдельных лиц, составление генеалогических древ. Родословное древо представляет собой наглядное схематическое изображение рода (в виде дерева с ветвями), где показано кто из родственников кому приходится по родословной линии. В основе такого древа всегда будет находиться родоначальник, от которого потом, в виде ветвей, будут изображены его потомки. Следует заметить, что родословные могут быть представлены также в виде генеалогических таблиц. Исследователями (Извеков И.Н., Нуркова В.), занимающимися изучением генеалогических традиций, выделяются две группы функций семьи, которые в процессе их реализации, оказывают воздействие на их формирование. Первая группа функций представлена социально-коммуникативными функциями (это так называемые функции социализации личности: присвоение и усвоение социальных норм и ролей поведения), вторая группа – экзистенциальными (познавательными) функциями, направленными на определение своей самоидентичности посредством выяснения различных фактов из прошлого своей семьи. Как отмечает И.Н. Извеков, указанные функции формируют «индикаторы семейно-родовой культуры» [1], наиболее важными из которых могут быть, так называемые, образцы (примеры) для подражания. Например, поступки матери могут стать примером для подражания ее дочери или поступки бабушки – для ее внучки и т.д. Не менее важным индикатором семейно-родовой культуры может выступать уважительное/почтительное отношение к родному дому, владение знанием о происхождении своей фамилии. Важное значение имеют также традиции, обычаи, нравственные нормы и образцы поведения, разделяемые всеми членами семьи. Именно они помогают поддерживать «эмоционально-практические семейно-родовые ориентации, которые раскрывают межпоколенческие традиции рода» [1]. Таким образом, можно утверждать, что генеалогическая традиция образована перечисленными индикаторами семейно-родословной культуры, а она, в свою очередь, является основой генеалогической культуры. Основное предназначение этого ядра было и остается во все времена – это формирование духовных ориентаций у подрастающего поколения. Как известно, семья для каждого является лоном, в котором подрастающий человек формируется как личность под влиянием двух противоположных процессов – социализации и индивидуализации. В своей совокупности генеалогическая традиция и духовные ценности, которые осваиваются и принимаются личностью в процессе социализации в дальнейшем, определяют векторы судьбы, помогают осознать свое предназначение в обществе и понять смысл жизни. Подобное взаимодействие играет весьма важную роль в формировании духовных ценностей. Так, исследователь В. Нуркова полагает, что «под воздействием генеалогической традиции происходит интеграция личности, формирование «Я-концепции» и создание «концепции судьбы» и смысла жизни» [2, с. 77]. Вполне можно согласиться с мнением ряда авторов (Астафьева Н., Смирнов П.И. и др.), что духовность, как качество исключительно присущее индивиду, помогает человеку определиться со своим местом в мире и, как отмечает П.И. Смирнов, «духовность возвышает сознание отдельного человека, переводя его из обыденного в сферу творчества, высоких моральных и эстетических норм» [3]. Именно поэтому, на наш взгляд, наиболее действенным подходом в формировании духовности и духовных ориентаций личности из всех подходов, сложившихся сегодня в теории и педагогической практике выступает ценностно-генеалогический подход, основанный на изучении конкретной семьи, ее ценностных ориентаций, правил поведения и др. в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом феномен «ценность» выступает фундаментальным понятием в генеалогических исследованиях в рамках данного подхода. Не менее важным с научной точки зрения, представляется комплексный подход к обозначенной проблеме, взятый за основу большинством культурных учреждений Белгородской области. Развитие самодеятельного художественного творчества как одного из направлений является приоритетным в работе учреждений культуры Белгородского района. Анализ итогов развития художественной самодеятельности и декоративно-прикладного творчества за 2020 год позволяет говорить о стабильности развития этого направления в культурно-досуговой деятельности учреждений культуры. Знания, умения и навыки в условиях занятия самодеятельным творчеством у участников формируются в процессе учебно- воспитательной и творческой деятельности клубных формирований, которые существуют как единый процесс. В 2021 году прослеживается тенденция увеличения общего количества клубных формирований и участников в них. Это связано с ростом эффективности и качества оказываемых услуг на базе учреждений культуры Белгородской области. Таким образом, важно отметить, что на процесс формирования ценностных ориентаций личности могут оказывать значительное влияние, наряду с семьей, также учреждения культуры, ведущие плодотворную деятельность в данном направлении. Подводя итоги, отметим, что проблема взаимодействия генеалогической традиции и ценностных ориентаций личности в русской культуре не теряет своей актуальности и сегодня в условиях социально-политических и культурных трансформаций современного российского социума. По-прежнему остаются в приоритете семейные ценности, которые ориентированы на уважение, созидание, творческую активность подрастающего поколения. Важно при этом всегда помнить и чтить генеалогические корни своей семьи, своего рода, как первоосновы генеалогической культуры каждого человека. Необходимо стремиться сохранить и укрепить в сознании каждой личности понимание значимости памяти о прошлом своих предков, с тем, чтобы сформировать по-настоящему зрелое, в духовном плане, будущее поколение. Список литературы Извеков, И.Н. Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы: автореф. дис... док. пед. наук; общая педагогика, история педагогики и образования: 13.00.01 / И. Н. Извеков / Учреждение Российской академии образования «Институт образовательных технологий». – Сочи, 2010. – 24 с. Нуркова, В.В. Роль автобиографической памяти в структуре идентичности личности / В. В. Нуркова // Мир психологии: научно-методический журнал. – № 2 (38). – Москва; Воронеж: Московский психолого-социальный институт РАО, 2004. – С. 77-86. Смирнов, П.И. Фонды личного происхождения как источник познания духовных ценностей поколения при проведении генеалогических и краеведческих исследований / П. И. Смирнов // Газета «Союзная мысль». – 04.12.2011. - № 59 (294). Флоренский, П. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогическое исследование. Из Соловецких писем. Завещание / П. Флоренский. – Москва: Моск. рабочий, 1992. – С. 123. |