Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые

  • КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


    Скачать 1.05 Mb.
    НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
    Дата12.04.2022
    Размер1.05 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
    ТипДокументы
    #467256
    страница60 из 105
    1   ...   56   57   58   59   60   61   62   63   ...   105

    БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ КАК ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ



    Н.А. Линькова

    Научный руководитель О.О. Грачева Белорусский государственный университет культуры и искусств

    e-mail: natalia.linkova@mail.ru
    Аннотация. В статье рассматривается вопрос отражения образов белорусской культуры через семантику народного орнамента с точки зрения позиций искусствоведения. Автор отмечает, что белорусский народный орнамент в зашифрованном виде хранит многочисленные знания об истории и культуре предков, является одновременно национальным культурным наследием и важной частью современного культурного процесса. Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, орнамент, семантика, мотив,

    стилизация, элемент, художественный стиль.

    THE BELARUSIAN FOLK ORNAMENT


    AS A MONUMENT OF HISTORY AND CULTURE
    N.A. Linkova

    Scientific supervisor – О.О. Gracheva Belarusian State University of Culture and Arts e-mail: natalia.linkova@mail.ru
    Abstract. The article deals with the issue of reflecting the images of Belarusian culture through the semantics of folk ornaments from the point of view of art criticism. The author notes that the Belarusian folk ornament in encrypted form stores numerous knowledge about the history and culture of the ancestors, is both a national cultural heritage and an important part of the modern cultural process.

    Keywords: decorative and applied art, ornament, semantics, motif, stylization, element, artistic style.
    Неотъемлемой частью процесса становления человека как личности является проникновение в историю культуры своего народа. Поэтому, проблема семантики белорусского народного орнамента является актуальной в настоящее время, так как связана она с вопросом осмысления национальных особенностей белорусского искусства и потребностью общества в разработке белорусского художественного стиля, что особенно важно во времена бурного развития средств массовой информации и постмодернистской глобализации современного общества. Следует сказать, что современные иследователи в своих работах анализируют самые разные аспекты возникновения орнаментальной традиции белорусов с точки зрения этнографии, искусствоведения, культурологии.

    Отметим, что орнаменту принадлежит подчиненная роль, он не является самостоятельным произведением искусства, а лишь украшает предмет, делает его более выразительным, эмоционально богатым и эстетически значимым. В народном быту каждое изделие было строго регламентировано в

    функциональном применении, поэтому и содержание орнамента, его форма строго соответствуют назначению изделия. Каждый орнаментальный мотив – это отражение тысячелетней истории человечества. Одни орнаментальные мотивы распространены только в определенных регионах страны, другие бытуют повсеместно. В белорусском орнаменте можно встретить мотивы, характерные для всех славянских народов, большинство из них являются отражением древней модели мироздания.

    К характерным элементам белорусского орнамента можно отнести орнаментальные мотивы в виде треугольника, четырехугольника, ромба, круга, креста, которые очень часто встречаются на изделиях традиционного белорусского ткачества, вышивки, а также в керамике и резьбе по дереву. Устное народное творчество помогает расшифровать значение того или иного орнаментального знака. Дневниковые записи бесед с белорусскими крестьянами доктора искусствоведения М. С. Кацера, сделанные им в 1930-е годы, свидетельствуют о том, что узоры представляются людям своеобразными символами, иногда с определенным смыслом. Ученые считают, что этими знаками человек еще в древности «закодировал» изображения небесных светил [1, с. 19].

    Термин «орнамент» в переводе с латинского языка означает украшение. Как мы уже отмечали, он не является самостоятельным произведением искусства это только узор, украшающий изделие. Полученный нами в наследство от предков, орнамент отражает художественные принципы различных стилей [1, с. 17]. Совокупность орнаментов, их взаимосвязь с материалом и формой предмета, на который они нанесены, ритм расположения узора, образуют декор неотъемлемый признак определенного стиля. Орнамент как элемент художественного стиля встречается в белорусской архитектуре и скульптуре, но наиболее полно он представлен в декоративно- прикладном искусстве, в частности в ткачестве, керамике, резьбе по дереву, вытинанке (узор, вырезанный из бумаги) и др. Орнамент – одна из наиболее древних и стабильных форм народного искусства. Его, с одной стороны, отличает явное преимущество формальных, математически выраженных принципов ритмической организации над изобразительными, с другой характерную тенденцию к обобщению, декоративной переработке и стилизации объектов действительности [4, с. 33]. Стилизация формы объекта, ее взаимосвязь с материалом и формой изделия, а также ритм расположения узора в композиции орнамента образуют декор, выступающий в качестве неотъемлемой приметы национального стиля [4, с. 33]. Можно лишь предполагать, что малочисленность видов геометрических узоров, повторение одних и тех же геометрических фигур на изделиях из разных материалов обусловлены старинной традицией использовать орнаментальные мотивы только определенных форм. В одном случае ромб, треугольник, квадрат имеют строго лаконичную форму, во втором – геометрические фигуры объединены в композицию. Так, сочетание ромба или квадрата с треугольником позволило получить новую фигуру, меньшая фигура вписана в большую. Декор внутри или снаружи фигуры позволяет получить еще одну разновидность

    орнаментального знака [2, с. 64].

    Все свои знания о мире человек обобщал в виде какого-то конкретного образа, модели, а после переносил их в окружающую среду в виде символов, знаков к которым можно отнести и орнамент. Каждая вещь, явление рассматривается и отображается графически в своих многочисленных и иногда очень неожиданных связях с первоэлементами Космоса. Именно ромб является таким элементом в декоративно-прикладном искусстве Беларуси, он положен в основу многих символов, связанных с плодородием, урожаем и благополучием. У белорусов ромб как графическое изображение Земли выступает центром Космоса. Ромб согласно интерпретации большинства исследователей орнамента идеограмма плодовитости. Обычно он являлся стержнем композиции, вокруг которого группировались остальные фигуры. Ромб является одним из вариантов идеограммы Древа Жизни [1, с. 128].

    Археологи и этнографы считают, что ромбы и решетчатые квадраты не что иное, как изображения небесных светил, в частности солнца. Показательно, что ткачихи из Краснопольского района Могилевской области, из Копыльского

    Минской и других мест республики называют подобные мотивы

    «солнышко», «круг». Дело в том, что в тканых изделиях невозможно выткать форму круга-вместо него получается ромб [1, с. 80]. В вышивке наших предков- славян узор Солнца имел вид ромба с лучами, которые от него отходят [2, с. 114]. В общем, этот мотив отличается большим разнообразием. Аналогии между Солнцем и огнем подсказывали человеку связи между земными и небесными явлениями. В ткачестве и вышивке огонь-Жижель показывается богато разработанным мотивом, в основе которого – восьмиконечная розетка- звезда. От нее отходят сильно стилизованные или достаточно реалистичные растительные узоры [2, с. 122]. Следует отметить, что Солнце в белорусской мифологии отождествлялось с огнем, а Жижелем наши предки называли божество огня.

    В народном орнаменте белорусов немало узоров, формы которых образованы промежутками между двумя фигурами. При этом конфигурация фоновых частей орнаментального знака обычно соответствует конфигурации самого узора. Часто фон между мотивами в представленных образцах также имеет узорчатую конфигурацию, которая играет важную роль в декоре. Параметры этих декоративных пятен никогда не бывают случайными, они тесно связаны с формой всего узора, гармонично сочетаются с главными и побочными его элементами. При этом узор и фон становятся время от времени изобразительно равнозначными и их можно перепутать, приняв за главный мотив промежуток между фигурами [1, с. 94]. Хороший пример тому мотив

    «Единение Солнца и Земли». В народном сознании союз Земли и Солнца издревле связывался с жизнью, теплом, урожаем. Этот жизненный процесс очень четко выражен в тканых и вышитых узорах. Как уже отмечалось, мотив солнца имеет вид ромба с лучами раскинутыми наружу, а мотив земли – такой же ромб, но с лучами внутрь. Рукодельницы вкомпоновали один мотив в другой – получился узор, символизирующий единение земли и солнца [2, с. 116].

    Анализ геометрического орнамента будет не полным, если не остановится еще на одном элементе – мотиве «Древо жизни». Мотив священного дерева нередок в декоре тканых и расшитых изделий. Образ древа определял для человека его место в Космосе.

    «Крест» занимал значительное место в геометрических узорах белорусской народной вышивки: он мог быть вписан в другие фигуры или составлять самостоятельный рапорт орнаментальной композиции. Крест – знак, символизирующий огонь, солнце, спасение, вечную жизнь, идею безграничности [6, с. 128]. Он является одним из самых богатых по содержанию символов человечества. В Белорусском народном орнаменте существует несколько разновидностей крестообразных розеток: прямые, косые, сложные, с элементами прямого и косого крестов.

    В белорусском орнаменте существует еще один интересный мотив

    «Звезда». Мотив звезды имеет множество вариантов: простые вытянутые, сложные, контурные, с ростками, сцепленные друг с другом. Форма звезды может видоизменяться за счет ростков, отходящих от нее, цветков, бутонов. Иногда звезда с ростками напоминает цветущий куст.

    Все вышеперечисленное говорит о том, что орнамент не застывшая форма. Он постоянно менялся, пополнялся новыми элементами, деталями, мотивами, в которых отразилось представление об окружающем мире каждого нового поколения [1, с. 87]. Кстати, о преемственности народных традиций в орнаменте свидетельствуют зарисовки, сделанные в 1945 г. профессором М. Кацером и архитектором М. Андросовым в разрушенном войной г. Витебске. В развалинах Святодуховской церкви они нашли остатки истлевшей ткани, образцы которой идентичны образцам современных народных изделий. Наиболее ранние образцы исследователи отнесли к ХІV в., наиболее поздние – до XX в. [1, с. 29]. Сравнивая мотивы геометрического орнамента на современных изделиях с древними образами, нетрудно заметить, насколько разнообразнее, богаче стал орнамент. Например, под воздействием мануфактурного ткачества в XVIII и XIX вв. он, сохраняя давние традиции, обогащался новыми элементами.

    Изучение художественного наследия традиционного народного орнамента осложняется тем, что многие предметы материальной культуры погибли в огне многочисленных войн, которые прошлись по белорусской земле. Однако, несмотря на все это, богатые традиции местных ремесел позволяют современным мастерам заимствовать орнамент из древних изделий, хороший пример тому – декор современных рушников из деревни Неглюбка Ветковского района Гомельской области, который не выглядит архаичным, застывшим. Веками в белорусском народном искусстве складывались приемы стилизации, законы формообразования [4, с. 35].

    Таким образом, из богатейшего наследия прошлого и современности можно выделить народное декоративно-прикладное искусство, частью которого является орнамент. Стилистические признаки народного искусства обусловлены особенностями изобразительной культуры народа, обладают определенной устойчивостью и имеют ярко выраженный национальный

    характер. Поэтому белорусское народное искусство выработало свои традиции и приемы исполнения стилизации объектов окружающей действительности при изготовлении произведений декоративно-прикладного характера. Особенности стилизации, их взаимосвязь с материалом и формой предмета, функциональным назначением изделия являются неотъемлемым признаком национально-художественного стиля в декоративно-прикладном искусстве Республики Беларусь [4, с. 28].

    Следует обратить внимание на то, что тема применения белорусского традиционного орнамента в сфере современной национальной стилистики очень популярна. Элементы белорусского народного орнамента присутствуют в оформлении объектов городской архитектуры, интерьеров, промышленной упаковки всевозможных товаров, логотипов, сайтов различных организаций. Орнамент как концептуальный элемент является источником вдохновения для современных дизайнерских решений при создании арт-объектов и конструировании одежды и т.д. К тому же в данном случае, орнаментальные мотивы не только цитируются, но и воссоздаются заново.

    С древнейших времен орнаментальное искусство это уникальный способ передачи информации о духе времени. Орнамент всегда ассоциируется с определенной исторической эпохой, стилевыми направлениями в искусстве, а его содержательная часть раскрывает представление человека о Вселенной, религиозных взглядах, о связях с материальным и духовным миром, о его восприятии окружающего пространства во всех взаимосвязях социальной и культурной жизни разных народов мира [3, с. 5].

    Следует отметить, что в народном орнаменте, который своими эстетическими средствами воздействует на человека, моделирует новую, высшую реальность, хранятся в зашифрованном виде многочисленные знания об истории и культуре наших предков. Это наше культурное наследие, бесценное достояние прошлого и одновременно важная часть современного культурного процесса, несущая мощный культурнотворческий потенциал, выработанный и накопленный за многовековой период своего бытования. Таким образом, народный орнамент является своеобразным памятником истории и культуры белорусского народа.
    Список литературы

    1. Жабінская, М. П. Складзі ўзор сам = Составь узор сам: нар. арнамент у побыце. – Мінск : Полымя, 1992. – 220 с.: іл.

    2. Кацар, М.С. Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка М. С. Кацар; пер. з рус., літ. апрац. і навук. рэд. Я. М. Сахуты. – Мінск: БелЭн, 1996.

    3. Починова, Н. В. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве: пособие Н. В. Починова, С.Е. Зятикова. Минск : БГПУ, 2014. – 132 с.

    4. Соколова, Е. О. Стилизация как методическое средство взаимосвязи натурного и декоративного рисования : монография ∕ Е. О. Соколова. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2017. – 211 с.
    1   ...   56   57   58   59   60   61   62   63   ...   105


    написать администратору сайта