Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые

  • КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


    Скачать 1.05 Mb.
    НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
    Дата12.04.2022
    Размер1.05 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
    ТипДокументы
    #467256
    страница71 из 105
    1   ...   67   68   69   70   71   72   73   74   ...   105

    МЕТОДЫ БОЕВОЙ ПРОПАГАНДЫ


    В НАРРАТИВЕ СОВРЕМЕННЫХ ВИДЕОИГР
    Я.Ё. Томич

    Научный руководитель – В.В. Кистенев Белгородский государственный институт искусств и культуры

    e-mail: kisvita@mail.ru
    Аннотация. В данной статье «пропаганда» рассматривается как явление человеческой культуры. В современных видеоиграх понятие используется как в позитивных, так и в негативных позициях. Разработчики нередко используют в нарративной составляющей современных игровых проектов специфику изучаемого явления.

    Ключевые слова: пропаганда, нарратив, видеоигры, метод, воздействие.

    METHODS OF COMBAT PROPAGANDA


    IN THE NARRATIVE OF MODERN VIDEOGAMES
    Ya.E. Tomich

    Scientific supervisor – V.V. Kistenev Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: kisvita@mail.ru
    Abstract. In this article, "propaganda" is considered as a phenomenon of human culture. In modern video games, the concept is used in both positive and negative positions. Developers often use the specifics of the phenomenon under study in the narrative component of modern game projects.

    Keywords: propaganda, narrative, video games, method, impact.
    Боевая или чѐрная пропаганда – способ воздействия на противника, будь то военные структуры или гражданское население, с целью деморализации, искажения реальных фактов, усмирения или решения иных задач в рамках ведения боевых действий или войны. В современных реалиях, может также

    активно использоваться вне боевых действий с целью дестабилизации общества. Вообще, грань между боевой и небоевой пропагандой достаточно формальна, и война‖ вовсе не обязательно является определяющим фактором или обязательным условием. Теоретическая часть данного вопроса читается в военных вузах и на офицерских курсах, но доступ к ней ограничен по ряду вполне понятных причин. Мы же рассмотрим самые популярные методы черной пропаганды: 60 на 40, гнилая селедка, абсолютная очевидность, строгое цензурирование, и постараемся раскрыть подобные приемы в нарративе видеоигр.

    Разберем метод «60 на 40», придуманный еще во вторую мировую войну. Его суть в том, что 60% информации подается в угоду противнику, тем самым завоевывая его доверие, а оставшиеся 40% используются с исключительной эффективностью, преподнося выгодные данные, являющиеся дезинформацией. В тактической стратегии XCOM 2 можно наблюдать, как инопланетные захватчики используют целый спектр приемов боевой пропаганды направленной на население планеты для безболезненной ассимиляции нашего вида и укрепления своей империи. Так пришельцы в своих 60%, рассказывают населению Земли, каких небывалых высот можно достичь вместе с ними в сфере медицины, науки, искусства, в то же время, оставшиеся 40% эфира они продвигают две параллельные мысли: повстанцы, которые сражаются против них террористы, их стоит избегать, докладывать о них и всячески им мешать; а также нужно скорей идти в медицинские центры продления жизни и здоровья, построенные инопланетянами. Стоит ли говорить, что в этих центрах из гражданских делают биоматериал и генно-модифицированных солдат для армии вторжения и оккупационных властей? Аналогичную тематику можно рассмотреть и в Wolfenstein II: The New Colossus. Нацисты активно используют СМИ для оболванивания гражданского населения и подавления повстанческих ячеек. Любое событие с участием сопротивления интерпретируется в пользу оккупантов и их армии. По ходу игры мы встречаем газеты и заметки, где четко видно, как извращается истина, и домешиваются выдуманные, но правдоподобные сентенции. Третий рейх всячески насаживает свою трактовку событий. Производиться поощрение неформальных расистских организаций, Ку-клукс-клан - одна из ярчайших. Идет подавление инакомыслия. Население подвергается принудительному изучению немецкой культуры и языка. Ярким примером также можно назвать мини-сообщества выживших в серии игр Метро 2033. Одной из красных нитей сюжета двух первых частей, становиться противостояние фашистов и коммунистов. Пропагандисты и ораторы обеих сторон выливают на друг друга тонны грязи вперемешку с реальными фактами преступлений, совершаемых фракциями, тем самым они доводят градус истерии сначала до локальных потасовок, а позже до глобального противостоянии всех жителей Метро. С помощью такого количества негативной информации, теряются истинные планы главнокомандующих конфликтующих сторон. Франшиза Mass Effect тоже не обошла стороной отражение данного приема. Множество человеческих ксенофобских

    организаций внутри вселенной, используют прецедент, названный Войной первого контакта‖ в 2157 году. В ходе этого конфликта, включающего в себя как наземные, так и космические сражения, турианцами была оккупирована колония людей Шаньси. Впоследствии Альянс смог де-оккупировать колонию. От полномасштабной войны, стороны спасло вмешательство Совета Цитадели. Этот инцидент активно использовала политическая партия Терра Фирма, и полувоенная организация Цербер, которые выставляли данный конфликт как заранее спланированный, показывающий агрессивное отношение инопланетян ко всему человечеству и наплевательское отношение Альянса к тем, кого те должны защищать, хотя на самом деле, турианцы лишь жестко выполняли букву галактического закона, запрещающего действия с не активным ретранслятором, который хотели пробудить люди. Про-человеческие активисты в 60% информации рассказывали неоспоримые факты конфликта, а вот в 40% конспирологическую интерпретацию заговора Совета и Турианской Иерархии против людей как вида, тем самым привлекая сторонников среди неопределившихся.

    Еще один очень действенный метод под названием «гнилая селедка» мы можем прочувствовать, играя за Геральта из Ривии, как представителя профессии ведьмаков в одноименной серии игр. Принцип приѐма прост: подбирается ложное обвинение (важно чтобы оно было скандальным и резонансным), в случае ведьмачьего цеха все просто – едят детей, крадут детей, сношаются с монстрами и нелюдями и т.д. Практически в каждом поселении слышны такие обвинения в адрес протагониста и не важно, что они неправдивы и не оправданы. Главная цель вызвать широкое, публичное осуждение. Дальше работает человеческая психика: сразу находятся так называемые свидетели, эксперты, сторонники, фанатики. Конечно, будут и защитники, но как показывает практика их меньше и их голос слышен слабо, так как они ограничены правдой. Конечно, изначально причиной гонений можно назвать предрассудки на почве ксенофобии, однако в третьей части из нарративной тени на политическую арену полномасштабно выходит культ Вечного Огня. Он развивает предрассудки и создает новые не только по поводу ведьмаков, но и чародеек, нелюдей и разумных монстров, вроде драконов. И тут начинается самое интересное: ведьмаки снова и снова обсуждаются в связке с обвинением, появляется ярлык, который вешается на всех представителей профессии. Первым вопросом при появлении убийц чудовищ в селении, становится: «А не украдешь ли ты наших деток? А не пошѐл бы ты отсюда, выродок! Мы здесь, таких как ты, не приветствуем!». Часто в трактирах возникают потасовки, с подчас предсказуемым финалом, что еще больше втирает запах гнилой селедки в броню Геральта и его коллег, несмотря на явную самозащиту. И только когда деревня вот уж действительно неимоверно страдает от монстров, ведьмака со скрипом приглашают сделать грязную работу. Именно поэтому так часто мы видим в игре удивленную реакцию персонажей на бескорыстные, или позитивные действия Геральта, т. к. в их картине мира, ведьмак просто бессердечная машина для убийства, без эмпатии, чувства сопереживания.

    Впрочем, нельзя сказать, что сам Геральт как-то спешит это опровергать.

    Очень интересно работает совмещение нескольких методов черной пропаганды. Так в Freedom Fighters, информационные войска используют как метод 60 на 40‖, так и метод гнилой селедки‖. Тамошняя фабула вертится вокруг вторжения СССР в Соединенные Штаты Америки. Первым делом интервенты захватывают телекоммуникации, замещая обычные каналы на свой SAFN. Уже во время второй миссии мы видим репортаж, в котором повстанцы выставляют жестокими психопатами, цель которых не свобода, а террор. Зверства, которые совершают по ходу нарратива представители армии вторжения, приписываются восставшим. Интересный момент, еще и в том, что повстанцы показываются в новостных врезках как враги в первую очередь своих земляков - гражданского населения, а уж во вторую очередь советским воинам. Цель гнилой селедки, обычно, именно в этом и состоит: лишить объект воздействия, поддержки большинства.

    Очень действенный метод под названием «абсолютная очевидность» мы можем рассмотреть на примере проекта Divinity: Original Sin 2. В данной игре есть так называемые колдуны истока. Носители этого дара крайне редки и сильны, но своим существованием они угрожают власти магистров Божественного Ордена, доминирующего на просторах вымышленного мира. Вместо того чтобы убеждать окружающих, что они несут опасность, магистры говорят об этом, как об очевидном факте, явлении само собой разумеющимся, хотя высшие чины Божественного Ордена явно понимают, что все не так просто и радикальных методов уничтожения или рабской изоляции, в теории можно избежать, но это слишком затратно и рискованно по их убеждениям. Вследствие вышесказанного, создаѐтся ощущение, что такой позиции придерживается подавляющее большинство. Соблюдается условие стигматизации носителей истока и сочувствующих им: регулярно можно наблюдать задержания, пытки, казни и иные меры жестокого воздействия к персонажам с истоком и субъектам им помогающим. Постоянно проводятся проповеди и пишутся книги о том, как колдуны истока призывают исчадий тьмы и хотят всех уничтожить. Низшие социальные слои подвергаются давлению и стремятся присоединиться к «общему потоку», а со временем, большинство из эфемерного, становится фактическим. Очень интересный пример неосознанного использования приѐма «абсолютной очевидности» персонажем в нарративе, показывает нам Far Cry 5. Антагонист Иосиф Сид, как абсолютную очевидность ставит свой статус пророка на Земле. Делает он это из-за явного хронического психического заболевания, а конкретно мы рассматриваем симптом под названием «Религиозный бред». Уже много десятилетий психиатры неофициально используют в диагностике это понятие. Официально оно войдет в список международного классификатора болезней в редакции под номером 11 с 2022 года. Одним из подвидов религиозного бреда, является мессианский бред - когда человек убежден в своей божественной миссии. В данном конкретном случае, Иосиф настолько уверен в своем статусе, что на протяжении длительного времени постепенно внушает жителям округа

    Хоуп веру в каждое его слово и достигает в этом немалых успехов, стоит признать. Люди входят в секту и, не стесняясь, совершают похищения, грабежи, противостоят вооруженным представителям закона, и совершают прочие противоправные действия, по одному щелчку пальцев Сида и его родственников: ведь в их понимании является абсолютной истиной что Иосиф Сид проводник гласа Божьего. Печальным фактом также становиться то, что в реальности это обыденное дело. Разработчики вполне могли вдохновляться задокументированными событиями. Как пример можно привести известный культ «Белое Братство» Марии Дэви Христос на постсоветском пространстве. Эта организация вследствие своей деятельности, привела к колоссальному ущербу множеству разных людей; некоторые из них до сих пор лечатся от шока пребывания в секте, у психиатров и психотерапевтов с 1993 года. Культ официально запрещен и является экстремистским по решению суда.

    Отдельным ярким и эффективным инструментом боевой пропаганды, помимо выше названных, освещаемый в игровой индустрии, является строгое цензурирование информации. Арктур Менгск, император Доминиона в StarCraft 2, не стесняется использовать СМИ в своих целях. Он мастерски фильтрует всю информацию, через сеть UNN, транслируемую в населенные терранами миры. С помощью каналов данной сети, также используется прием

    60 на 40 и гнилая селедка применительно к повстанцам в целом и Джиму Рейнору в частности. Благодаря этому тоталитарный режим Менгска крепко держится на плаву и отсекает большинство от реальных фактов своего жестокого правления. Одна из миссий кампании за Рейнора, состоит как раз в преодолении монолитной стены цензуры, установленной императором. Путем захвата центрального узла информационной сети UNN, Джим пускает запись, компрометирующую Арктура и показывающего его реальное отношение к своим подданным. После этого начинается массовое восстание гражданских и военных чинов Доминиона.

    В целом методы боевой пропаганды воздействуют на уровне глубоких психологических паттернов таким образом, что последствия этого воздействия невозможно снять обычными логическими доводами. «Большая ложь» достигает этого эффекта с помощью эмоциональной травмы, метод абсолютной очевидности‖ через «эффект присоединения», гнилая селедка» – с помощью внедрения в сознание аудитории прямой ассоциации между объектом атаки и грязным, скандальным обвинением.
    Список литературы

    1. Пропаганда в играх. Типы, виды и методы пропаганды на примере видеоигр и как геймплейная механика // URL: https://dtf.ru/avi/139570-propaganda-v-igrah-tipy-vidy-i-metody- propagandy-na-primere-videoigr-i-kak-geympleynaya-mehanika (дата обращения: 01.04.2021 г.).

    2. Видеоигры - бессмысленное развлечение или настоящее искусство? // URL: https://www.bbc.com/russian/features-45486784 (дата обращения: 01.04.2021 г.).
    1   ...   67   68   69   70   71   72   73   74   ...   105


    написать администратору сайта