КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области
Скачать 1.05 Mb.
|
ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА ЛЕОНИДА АНДРЕЕВАЕ.А. Денежко Научный руководитель – О.А. Михайлова Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: olga11846@mail.ru Аннотация. В данной статье рассматривается прозаические произведения Леонида Андреева в двух различных, но взаимосвязанных аспектах: проблематики и поэтики. Кроме того, мы постарались выявить особенности художественного стиля писателя. Ключевые слова: проблематика, поэтика, рок, смерть, бытийность, писатель, мировоззрение, творчество, символизм, реализм, словесное искусство, стиль писателя, наследие русской литературы, художественный метод. PROBLEMS AND POETICS OF LEONID ANDREEVE.A. Denezhko Scientific supervisor – О. А. Mikhailova Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: olga11846@mail.ru Abstract. Тhe article examines the prose of Leonid Andreev in two different, but interrelated aspects: problems and poetics. Keywords: problematics, poetics, rock, death, beingness, writer, worldview, creativity, symbolism, realism. Исследование проблематики и поэтики прозы Леонида Андреева позволяет нам глубже понять его творчество в целом. Всем нам давно известен Леонид Николаевич Андреев как знаменитый в литературе прозаик, драматург, символист и реалист. Его творчество сразу же обозначило резко выраженную индивидуальную манеру письма. Чаще всего писатель ставит в центр проблем самого человека, его одиночество и рок, который властвует над ним. Герои Леонида Андреева наполнены философскими идеями, мятежностью, неутомимостью – это приводит их к вопросу о бытие, истине человеческой жизни. Леонид Николаевич включает в свое творчество черты различных направлений – реализма, символизма, экспрессионизма и другие. А это заверяет нас о том, что писатель никогда не ограничивался правилами и принципами определенного литературного направления и метода. И различные художественные методы не объединены у автора в единое целое, а профессионально сополагаются друг с другом. Обращаясь к проблематике творчества Леонида Андреев, мы вывели основные проблемы и разделили их по содержанию: эстетико-нравственные, бытийные, социально-политические, религиозные, революционные. Но актуальной проблемой творчества автора становится разногласие его мировоззрения, которое объединяют с тем, что «Л. Андрееву было присуще обостренное ощущение контрастов: светлого и темного, доброго и злого, свободного и бесправного, тиранического и рабского» [4, с. 41]. И в результате сформировался двойственный подход к освещаемым явлениям. Все проявления героев в их возможных пределах человеческих переживаний рассматриваются автором очень подробно, детально, будто «под микроскопом». Писатель настолько остро описывает переломные состояния человека, что дает нам полную картину предела напряжения смертельного исхода. Он открывает нам душу человека в столь особенном жизненном ракурсе, где сталкиваются: сознание и психика. Определение жизни в произведениях исследуемого нами писателя чаще наполнено отрицательными характеристиками, независимо от того, говорится о бытие ребенка или взрослого, социальных ниш или обеспеченных людей. Все это объясняется тем, что для Леонида Николаевича жизнь безжалостна и мучительна, так он сам пишет в своем дневнике: «Таков смысл жизни. Как беспощадно жестока, как насмешливо бессмысленна, иронически нелепа, бесконечно гнусна эта милая жизнь. Ему не нужны деньги? – Так дайте ему денег! Ему нужны деньги? – Возьмите последние! <...> Возмущаются у нас деспотизмом, с криком указывают на жертв бесправия, – дурачье! Вот кто деспот, вот кто наш враг, наш убийца – жизнь проклятая. Как обессилен, как жалок человек!» [2, с.56-57]. Здесь мы понимаем, что писатель и хотел бы радоваться бытию, но возникает, тот самый «рок», злая воля, которая искажает его изначально добрую, ранимую природу. На формирование мировоззрения Леонида Андреева повлияла мировая литература и философия, именно там автор пытался найти ответы на нетленные вопросы о жизни и смерти. Таким образом, исследуемый нами писатель изначально отталкивается от мысли, что жизнь несовершенна, и именно такую жизнь иллюстрирует в своих произведениях. Леонид Андреев пишет о своем раннем творчестве, что хочет: «Я хочу на основании тысячелетнего опыта самосознания, на основании науки показать человеку, что ни он сам, ни жизнь его – ничего не стоят. Я хочу показать, что на свете нет истины, нет счастья, основанного на истине, нет свободы, нет равенства, – нет и не будет. <...>Я хочу показать, как несчастен человек, как до смешного глупо его устройство, как смешны и жалки его стремления к истине, к идеалу, к счастью» [3, с.62]. Из этого мы можем сделать вывод, что Леонид Николаевич достаточно глубоко разбирается в психологии человека и понимает его как никто другой, исходя из своего душевного и жизненного опыта. Глубокий психологизм, вложенный автором в каждого персонажа, дает нам полную картину представления душ и передает атмосферу того или иного произведения. Реалистичность характерам героев Леонид Андреев придает из житейских ситуаций, по которым составляет психологические детализации, подробно описывая их глубинное мироощущение. Многие критики сосредоточили свой интерес на своеобразии проблематики и поэтики Леонида Андреева. Мрачный колорит произведений автор создает соответствующим изображением пейзажа и обстановкой, которая дополнялась нагнетанием сумрачных эпитетов и тревожным эмоциональным настроем. А явное пристрастие к изображению безумия и смерти придает угрюмую окраску андреевскому творчеству. Главной бытийной проблемой его творчества остается проблема соотношения жизни и смерти. Например, в рассказе «Жили-были» писатель глубоко проникает именно в вышесказанную проблему. Герои этого рассказа – больные люди, оказавшиеся на пороге смерти. Например, купец Лаврентий Петрович Кошеверов, понимая, что наступает конец его жизни, чувствует раскаяние. Герой осознает, что вся его жизнь – одна горькая обида и ненависть. Но понимает это не вовремя, когда уже смерь близко. А жизнелюбивый дьякон Филипп Сперанский наоборот, смотрит на жизнь оптимистично, испытывая жалость о своей столь ранней утрате. Л. Андреев показывает всю жестокость и неизбежность жизни, передавая сложные терзания и переживания людей, находящихся на пороге смерти. Хоть и Леонид Николаевич показывает любовь человека к жизни в рассказе «Жили-были», но в целом его герои постоянно стремятся к смерти. Стремление персонажа умереть часто в рассказах Л. Андреева. Например, в «Ангелочке» Сашке хотелось перестать жить. Персонажи Вера из рассказа «Молчание» и Сергей Петрович «Рассказ о Сергее Петровиче» покончили жизнь самоубийством. Выбор смерти оказывается способом избавления от жестокой жизни для героев Леонида Андреева. В рассказе «В подвале» (1901) Леонид Андреев обозначает проблему безнадежной жизни людей, которые оказались «на дне» общества. Жизнь главного героя полна несчастий: сначала у него умирает жена, после чего он теряет работу, спивается и остается без денег и знакомых. Писатель четко указывает на то, что пока смерть не придет, нужно жить, а это целая задача. Эта задача стоит перед всеми героями рассказа. Например, молодая девушка Наталья, не окончив школы, родила ребенка, попала в безвыходное положение, но только новорожденный ребенок сильно радует всех живущих в подвале. Отсюда мы понимаем, что герои писателя выбирают смерть, так как их жизнь трудна. А смерть – самый легкий способ, чтобы убежать от всех проблем. Возможно, к подобным взглядам Л. Андреева привела философия Ф. Ницше, который считал, что если жить трудно, то смерть удастся наверняка. Самоубийства рассматриваются автором как попытка вернуться к истине, к началу стремления постичь бытие. Смерть автор нам преподносит чувственно, отчаянно, через кошмар, который чувствуется в большинстве его произведениях. Умирая, герои Леонида Николаевича часто постигают мудрость и истину бытия, но для многих это остается трагедией, которая была предопределена изначально. Рок смерти обрекает человеческие души на мучения, но нужно бороться за земную радость. Но, можно сказать, что именно двойственный характер носит отношение Л. Андреева к проблеме смерти и жизни. Именно так в дневнике писатель формулирует свою позицию: «Были дни, светлые и пустые, как чужой праздник, и были ночи, темные, жуткие, и по ночам я думал о жизни и смерти, и смерти, и не знал, чего – жизни или смерти» [1, с. 148]. Это раскрывает философско-психологические мысли автора, пронизывающие все его произведения. Как показал проведенный анализ нашего исследования, особенно характерна для творчества Леонида Николаевича тема рока. Количество произведений, где эта тема становится ведущей, свидетельствует нам о пессимистическом мировоззрении автора. Противоречивость и амбивалентность Леонида Андреева – другая характерная черта его мировоззрения. Подводя итог, мы можем сказать, что действительно, Леонид Андреев проникает в сущность бытия путем особого литературного языка как словесное искусство. Также мы выявили некоторые особенности художественного стиля писателя, из которых становится понятно, что главной бытийной проблемой прозы Л. Андреева остается проблема соотношения жизни и смерти. А все произведения широко освещают культуру и бытийность России того времени. У автора сложены своеобразные метод, проблематика, мотивы, смыслы, идейное содержание произведений, что дает Леониду Николаевичу Андрееву право занимать особую позицию в наследии русской литературы. Список литературы Андреев, В.Л. Детство. Повесть. –Москва: Сов.писатель, – 1966. – 275с. Андреев, Л.Н. Дневник 1897-1901 гг. – Москва: ИМЛИ РАН, 2009. – 296с. Андреев, Л.Н. S.O.S: Дневник (1014–1919); Статьи и интервью (1919); Воспоминания современников (1918–1919). – Москва: Атхенеум-Феникс, 1994. – 598с. Иезуитова, Л.А. Творчество Леонида Андреева (1892−1906) // Л.А. Иезуитова. Леонид Андреев и литература Серебряного века: Избранные труды. Санкт-Петербург: Петрополис, 2010. – 240с. |