КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области
Скачать 1.05 Mb.
|
ИСКУССТВО РУССКОГО АВАНГАРДАК.Ю. Заец Научный руководитель – Г.М. Вершинская Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: vershinskaya.galina@yandex.ru Аннотация. В статье рассматривается авангардное искусство как уникальное историческое явление, будучи в художественной и социально-политической сфере одним из наиболее радикальных европейских культурных феноменов времени. Ключевые слова: авангард, русское искусство, массовая культура, живопись, художественные течения, стиль, модернизм, эстетические принципы. THE ART OF THE RUSSIAN VANGUARDK.Y. Zayets Scientific supervisor – G.M. Vershinskaya Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: vershinskaya.galina@yandex.ru Abstract. The article examines avant-garde art as a unique historical phenomenon, being one of the most radical European cultural phenomena of the time in the artistic and socio-political sphere. Keywords: vanguard, Russian art, mass culture, painting, artistic movements, style, modernism, aesthetic principles. Начало ХХ века – наиболее интересный период для исследователей критических эпох. Изменения в общественной жизни, противоречия в политической, экономической и культурной сферах стали основой для пересмотра ценностей в европейском обществе. Динамизм нового времени задал новый импульс культурной жизни, о чем свидетельствует развитие философии, искусства, науки и религии. Каждое из этих направлений может стать призмой для анализа тех преобразований, которые происходили в обществе в то время. С социокультурного точки зрения, огромные преобразования в сфере научного открытия (специальная теория относительности, квантовая теория, расщепление атомного ядра), в технике и бытовой сфере (изобретение двигателя внутреннего сгорания и появление автомобиля и средства связи, альтернативные источники энергии). Быстрый темп и интенсивность изменений в жизни требовали зеркального отражения в искусстве, что и нашло свое проявление в архитектуре, живописи, скульптуре, литературе [1, с. 345]. Пример авангардного искусства позволяет нам увидеть культурные и цивилизационные изменения в их наиболее остром и глубоком отражении. В своем стремлении найти современный стиль художники исходили из убеждения, что изменяющаяся вселенная не может быть воплощена в статическом пространстве. Предметом художественного анализа являются достижения техники, физические и космические явления, преобразования в обществе. В европейском авангарде имеется три основных периода развития, которые включают в себя ранний (до Первой мировой войной), зрелый (между войнами), неоавангард (трансавангард) – после Второй мировой войны. На выставках 1910-х гг. все очевиднее становилась тенденция того, что русская живопись вступает в более сложную полосу своего развития. Появлялись все более яркие личности, необычные произведения, убежденность художника в праве на свободное выражение индивидуальности. В то же время усиливалась тяга к простоте, модным становилось народное искусство примитивизма. Наряду с этим новая философия искусства и авангардная эстетика в европейской культуре заявили о себе в начале XX века. В 1906 г. на Осеннем салоне в Париже удивление публики вызывала Посмертная выставка Сезанна. Лишь некоторые поняли тогда, что последняя серия картин предзнаменовала зарождение альтернативного творчества с необычной и кардинально неживописной манерой. После выставки «Бубновый валет» в России со скандальной известностью заставило говорить о себе движение художников-авангардистов в 1910 г. Принимали участие в названной выставке Александр Барышников, Николай Кузнецов, Виктор Барт, Владимир Бехтеев, Сергей Бодуэн-де-Куртине, Варвара Бубнова, Наталья Гончарова, Алексей фон Явленский, Василий Кандинский, Петр Кончаловский, Александр Куприн, Аристарх Лентулов, Александр Осмеркин, Сергей Лобанов, Казимир Малевич, Александр Матвеев, Илья Машков, Адольф Мильман, Александр Плигин, Василий Рождественский, Леопольд Шюрцваге (Сюрваж), Виктор Савинков, Роберт Фальк, Моисей Фейгин, Артур Фонвизин, Александра Экстер, Алексей Грищенко. Важным достижением авангардистов стало своеобразное воплощение в произведениях ужаса, трагичности существования человека XX в., его отчужденности, абсурдности бытия, подавленности тоталитарно- бюрократической системой, бездушной технической цивилизацией. Авангардисты пытались утвердить и абсолютизировать найденные или созданные ими же формы, попытки, приемы художественного выражения. Художниками и представителями разных направлений авангардизма цели и задачи искусства представлялись неодинаково и в его новом понимании ив отрицании реального искусства в целом. К авангардизму можно отнести художественные течения модернизма, которые декларируют решительный разрыв с ценностями предыдущей культуры, активно и даже агрессивно пропагандируют свои взгляды, прибегают к эпатажу, акций протеста, сочетают художественную деятельность с необходимостью социальной перестройки. С другой стороны, большое влияние на русских авангардистов имела первая Мировая война, которая обусловила их трагическое мироощущение [2, с. 536]. Основным эстетическим принципом авангардизма, с одной стороны, стал отказ от так называемого традиционного искусства, а с другой – упор на экспериментаторских сущности творчества. Российские художники, в том числе и театральные, что сплотились вокруг общества «Мир искусств», обновили в духе авангардизма искусство театральных декораций и книжных иллюстраций (О. Бенуа, Л. Бакста, К. Сомова). М. Ларионов и М. Гончарова принадлежали к одной из течений в абстрактном изобразительном искусстве – лучизму. Казимир Малевич начал супрематизм. Василий Кандинский, основатель абстракционизма, назвал свой теоретический трактат «О духовном в искусстве». Духовность – это энергия, существующая независимо от предметного мира, а человеческие переживания, по его мнению, возникают как реакция на цвет, звук, запах и далеко не всегда ассоциируются с чем-то конкретным. Фольклор стал источником для многих новаций. Авангардисты черпали переживания из глубин «коллективного бессознательного». Древнее анонимное искусство оказалось созвучным современности своим умением находить выход из трагедии жизни к спасительному юмору, переключаться из духовного на низкое телесное, умение наполнять быт символикой. Сельская культура сохранила эти свойства, и представители авангарда вернулись в деревню. В момент своего расцвета русский авангард оставил значительный след в истории мирового искусства, порождая настоящий ажиотаж среди ценителей творчества. Любое новое направление науки, искусства или инженерной мысли обязательно дает реализоваться гениям, которые находят в этой сфере возможность открыть свой творческий потенциал в полной мере. Русский авангардизм также славится многими выдающимися именами [4, с. 96]. Александр Архипенко – крупнейший представителей кубизма в скульптуре. Четыре скульптурные произведения и пять его рисунков, представлены на выставке в Нью-Йорке. Также, в 1912 году он провел первую персональную выставку в Музее Карла Эрнста Остхауса в Германии. Сегодня произведения Александра Архипенко представлены во многих крупных музеях США, Израиля и Европы. Некоторые из его рисунков находится в Государственном Эрмитаже России. Владимир Баранов-Россине – русский авангардист, живописец и скульптор. В 1925 году художник переехал вместе с семьей во Францию, где запатентовал оптофон, организовал Оптофоническую академию и проводил аудиовизуальные исследования, оптофонические концерты, преподавал и воспитывал «визуальные восприятия» у своих слушателей. Владимир Баранов- Россине был одним из создателей движущихся скульптур. Затем заинтересовался сюрреализмом и выставлялся в Салоне независимых. В 1939 году запатентовал метод «хамелеон» для маскировки войск, который лѐг в основу пятнистого камуфляжа. Александр Богомазов – художник, видный представитель и теоретик художественного авангарда, которого называли «украинским Пикассо». Написал трактат «Живопись и Элементы», в котором разобрал взаимодействие Художника, Объекта, Картины и Зрителя, а также обосновал поиски художественного авангарда. Давид Бурлюк – русский и американский художник, и поэт украинского происхождения, один из основоположников футуризма. Организовал группу художников, чтобы совместно искать новые пути развития искусства. Позже все участники группы стали именовать себя футуристами. Их движение, должно было отображать радикальные изменения, которые происходили в обществе в начале XX века. Давид Бурлюк любил экспериментировать, например, с коллажами – вклеенными кусочками фанеры, шестерѐнками, металлическими пластинами. Картины и рисунки художника находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. «Отец российского футуризма», Давид Бурлюк активно принимал участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком и критиком. Владимир Бурлюк – художник, один из основоположников российского футуризма. Был графиком, поэтом, живописцем, иллюстратором книг. Принимал участие в кубофутуристических выставках. Экспонент многочисленных выставок общества «Синий всадник» в Мюнхене. Как и его брат, Давид, работал над проблемами цвета и фактуры в изобразительном искусстве. Входил в объединение «Бубновый валет». Вадим Меллер – украинский художник-авангардист (конструктивист, кубофутурист, экспрессионист), театральный художник, иллюстратор и архитектор. Наталья Гончарова – русская художница-авангардиста, сценограф, график. Представительница течения лучизма. Василий Кандинский – художник и теоретик изобразительного искусства, стоявший у истоков абстракционизма, один из основателей творческой группы «Синий всадник». В 1896 году Василий Кандинский уехал в Мюнхен, чтобы учиться живописи, вошел в состав мюнхенской русской художественной колонии. Центром этого сообщества стал дом Марианны Веревкиной. Лазарь Лисицкий – советский художник и архитектор, один из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда. Способствовал вхождению супрематизма в архитектуру. В 1927 году Эль Лисицкий создал «Кабинет абстракций» для музея в Ганновере. В то же время им был введен термин «Фотопись». Любовь Попова – русский живописец, театральная художница, график, авангардистка (кубизм, конструктивизм, супрематизм, кубофутуризм), дизайнер. Казимир Малевич – российский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма – одного из крупнейших направлений абстракционизма. Чѐрный супрематический квадрат – работа Казимира Малевича, созданная ним в 1915 году, считается великой работой художника, его наиболее значительным произведением в концептуальном смысле [3, с. 14]. Нина Генке – русская художница-авангардистка (футуристка, супрематистка), дизайнер интерьеров, книжный график, сценограф. - супрематисты. Климент Редько – советский художник, представитель живописного авангарда 1920-х – начала 1930-х годов. В 1940 году написал портрет Адриена Лежена, участника Парижской коммуны (1871), получившего политическое убежище в СССР и проживавшего в санатории Барвиха. В 1940-е работал в ТАСС. В 1950-1955 руководил изостудией при Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева [5, с. 603]. Жан Пуни – русско-французский художник. В период с 1921 по 1956 год Жан Пуни провел 12 персональных выставок в Берлине, Нью-Йорке, Париже, и Лондоне, принял участие в более ста групповых выставках. Награжден званием Кавалер ордена Почетного легиона. Таким образом, история русского авангардного движения началась приблизительно в 1890 и продлилась до 1930. За это время данное движение принесло в культурное общество России большое количество представителей этой эпохи и развитие во многих других направлениях того времени, что являлись неотъемлемой частью культуры. Динамика нового времени задала новый импульс культурной жизни, о чем свидетельствует развитие основных направлений в культуре российского общества. Изучаемая эпоха совместила в себе полное развитие наук и искусства, что не просто сосуществовали, но и относительно друг другу развивались. Авангардное искусство позволяет узреть культурные и цивилизационные изменения в наиболее остром и глубоком отражении. Предметом художественного анализа, являются достижения техники, физические и космические явления, преобразования в обществе. Благодаря проведенному исследованию истории русского авангарда было проанализировано развитие русского авангардизма в историко-философском аспекте. Проведен анализ развития русского авангарда, ознакомление с самыми яркими представителями данного культурного движения и выявлен вклад авангардного искусства в культуру русского общества. Список литературы История русского и советского искусства / ред. Д.В. Сарабьянова. - Москва: Высшая школа, 1989. – 448 с. Крусанов, А.В. Русский авангард, 1907-1932: Исторический обзор: В 3 т. / А.В. Крусанов. – Москва: Новое литературное обозрение, 2010.- Т.1. - 784 с. Сарабьянов, Д. В. Малевич между французским кубизмом и итальянским футуризмом // Малевич. Класический авангард. Витебск. – Витебск, 1998. Вып. 2. - С. 8–21. Турчин, В.С. По лабиринтам авангарда / В.П. Турчин. - Москва: Издательство МГУ, 1993. – 248 с. Хан-Магомедов, С.О. Архитектура советского авангарда. - Москва: Стройиздат, 2001. – 712 с. |