Главная страница

КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


Скачать 1.05 Mb.
НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
Дата12.04.2022
Размер1.05 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
ТипДокументы
#467256
страница78 из 105
1   ...   74   75   76   77   78   79   80   81   ...   105

STREET ART КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ВЫЗОВ ГОРОДСКОМУ ПРОСТРАНСТВУ



А.Д. Глотова

Научный руководитель – В.Г. Туркина Белгородский государственный институт искусств и культуры

e-mail: fin@bgiik.ru
Аннотация. В статье речь идет о такой визуальной культурной практике как стрит- арт (уличное искусство). Автор рассуждает об этой форме неформальных изображений в культурно-социальном и визуальном пространстве города, рассматривая образцы уличного искусства в контексте его генезиса и перспектив сосуществования с городом и горожанами, а также как средство визуальной, неформальной публичной коммуникации.

Ключевые слова: уличное искусство, стрит-арт, субкультура, нормативное искусство

STREET ART AS A SOCIOCULTURAL CHALLENGE TO URBAN SPACEOF STREETART



A.D. Glotova

Scientific supervisor V.G. Turkina Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: fin@bgiik.ru
Abstract. The article deals with such visual cultural practices as street art (street art). The author discusses this form of informal images in the cultural, social and visual space of the city, considering the samples of street art in the context of its genesis and prospects for coexistence with the city and citizens, as well as as a means of visual, informal public communication.

Keywords: street art, street art, subculture, normative art.
Современный город предстает своеобразным «хранилищем» разного рода текстов, символических образов, семиотических посланий аудитории. Это и особое социокультурное пространство интеллектуальное, языковое, коммуникативное, это и особая организация специфических структурных компонентов, поле взаимодействия различных слоев и групп населения [6, с.100]. Само городское пространство может рассматриваться как площадка для удовлетворения самых различных потребностей культурного характера.

Безусловно, само по себе представление о городе не исчерпывается лишь заданной семиотически-коммуникативной трактовкой. Семиотический подход (Н.П. Анциферов, Ю.М. Лотман, В.Н., Д.Л. Спивак, Р. Барт и др.), основывающийся на представлении города как носителя и транслятора культурной информации, на наш взгляд, становится наиболее актуальным подходом, отражающим развитие современной культуры, которую все чаще определяют как «зрелищную», «визуальную». Уличное искусство здесь выступает формой визуального «послания», переприсвоением городского пространства, способом формирования нового культурного кода, урбанистическим маркером, действенным способом протестного освоения

городского пространства.

Уличное искусство (street art) сегодня означает многие проявления техник нанесения рисунков на уличные поверхности стен, зданий, дорожных покрытий и проч., то есть всего того, что составляет так называемый городской стиль изобразительного искусства.

Во многих городах уличное искусство ассоциируется с упадком, с сообществами, вышедшими из-под контроля, и поэтому они объявлены вне закона. В некоторых городах это законно, в определенных пределах, и ценится как форма социального выражения. «Уличное искусство», иногда формально трактуемое как граффити, которое часто заказывается и санкционируется, занимает более прочное место в сообществах, но все же может быть важной формой выражения подростков, подростковых и молодежных субкультурных сообществ социальных маргиналов, аутсайдеров городского сообщества.

Так или иначе, интерес к этим формам искусства как к социальному выражению широк, а само уличное искусство принимает множество форм – от простых меток идентичности до нацарапанных выражений протеста и политики, до сложных и красивых сцен, которые практически все назвали бы

«искусством», несмотря на их часто неформальное выражение и неудобное для

«официального» города расположение. Так же понятно, что для большинства людей уличное искусство это либо показатель оживленного района, либо района обветшалого и нуждающегося в реновации. Уличное искусство в его проявлениях часто воспринимается как симптом или причина городского упадка, как проявление западной культуры, этакий феномен западного влияния, связанный с ранними ассоциациями этого вида искусства с «бандитской» культурой. Для современного человека ясно, что граффити и стрит-арт, как правило, используются в качестве способов социального выражения, что рассматривается как вполне позитивное явление.

Каковы примеры уличного искусства, насколько благотворно их влияние на городское культурное сообщество, является ли street art движущей силой самовыражения и диалога? Что заставляет человека делать это – скука, гнев или полное пренебрежение к общественной и частной собственности? Является ли это реакцией на определенные стрессы, криком о помощи, внутренней человеческой потребностью быть признанным или чем-то еще? Ответы на эти вопросы, по сути, формируют особый миф о городе, городской культуре и системе социальных отношений в городской среде.

Рисование на стенах в общественных местах – явление не новое. В Риме можно увидеть граффити, оставленные на протяжении веков аристократическими посетителями Вечного города. Люди стали выражать свои мысли, нанося граффити на стены. Это были рекламные сообщения, признания в любви, выражение политических мыслей и пристрастий. От доисторических наскальных рисунков Бургундии во Франции, через поклонение гладиаторских вееров в римских городах и провинции до посланий, оставленных на стенах немецкого рейхстага в 1945 году победоносными советскими войсками, люди полны решимости оставить запись-память о своем существовании и опыте.

От наскальных рисунков до современных уличных граффити искусство

значительно выросло за эти годы. В то время как каждый вид искусства находится под влиянием традиционных, современных элементов, которые были открыты сотни лет назад, уличное искусство использует различные творческие способы выражения, которые делают стрит-арт уникальным сегодня.

Оглядываясь назад на современное уличное искусство, можно сказать, что оно берет свое начало от Нью-Йоркского граффити-бума конца 70-х годов, достигшего своего пика со знаменитой фреской метро Бронкса. Для многих городских художников, которые касались этих проектов, их работы быстро стали туристической достопримечательностью, что привело к тому, что их работы были замечены по всему миру. Это обстоятельство создало и мифологизировало стрит-арт. Оно стало восприниматься как проявление уникального художественного творчества, плоды которого вдохновляют художественное сообщество и обычных горожан на создание подобных контекстуальных образов уличного искусства (граффити, постеры, инсталяции), способных пробудить не только свои, но и чужие, чувства и эмоции, выразив их в красочных, часто искаженных, визуальных воплощениях. Это ли не искусство? Со временем уличное искусство повлияло на многих представителей творческого сообщества, будь то художники, модельеры, музыканты или уличные художники-любители. Граффити и уличное искусство могут быть спорными. Но они также могут быть средством для выражения социальных изменений, протеста или выражения общественных желаний, попыткой перепостановки социальных границ и барьеров. В этом мы солидарны с Ж. Бодрийяром, который считал стрит-арт (граффити) неосознанной попыткой противостоять принципам существующего общества. Следуя логике Бодрийяра, можно считать стрит-арт средством уличного протеста [1].

Уличное искусство вторглось в современную культуру, создав здесь свою нишу и требуя внимания и исследования.

Исследование причин, по которым уличные художники с завидным упорством «расписывают» стены городских зданий и сооружений, приводит к необходимости интервьюирования самих авторов изображений. Молодые художники объясняют свое творчество стремлением пойти по стопам Бэнкси, а также способом проявить неиспользованный талант, у которого нет логического выхода в мире нормативного изобразительного искусства, кроме как на эстакадах и стенах автострад. Стрит-арт можно рассматривать как

«негатив, но оно придает цвет простому и больному городу». Таким образом, цвет и выражение уличного искусства могут выступать альтернативной терапией в «лечении социально-культурных шрамов» в виде тусклых и безликих фасадов городских промзон. Как утверждают сами молодые жители городов, «уличное искусство рассказывает историю о жизни и культуре города без единого слова. Художники доносят свои версии и видение истории в виде своей точки зрения» [3]. «Стрит-арт обращен, прежде всего, к молодым, а также обычным людям. Это искусство говорит на доступном и понятном зрителю языке и развивается по собственным законам. Ярко. Самобытно и оригинально. Эти росписи создают необыкновенный и уникальный рисунок улицы и ее новый характер»… «Настоящее искусство. Жаль что в основном, проходя по

улицам, видишь совсем иное. И больно смотреть на такой вандализм. Поэтому особенно радуют подобные <дома>. Я видела такое в Раменском, Московской области. Действительно радостнее становится» [4].

Современные российские искусствоведы не так благодушно относятся к проявлениям подобного вида искусства. Более того, в работах исследователей звучит идея развенчания и, следовательно, демифологозации уличного творчества. «Стрит-арт, – считают они, – это пафосная эстетизация бунта. Но это бунт без программы, без внятной риторики и четкой адресации. Бунт, происходящий стихийно в данный момент и не оформленный»[2]. Критики подчеркивают полемичность и противоречивый характер арт-практик уличного искусства. Катакомбная реакция на высокое искусство – так видит стрит-арт А. Раппопорт [5]. Исследователи выражают мнение, что уличное искусство разрушает городское пространство и нарушает нормативные способы существования и жизни в городе, используясь как «публичный голос маргинализированного населения».

Таким образом, уличное искусство выступает феноменом, неоднозначно воспринимающимся в культурной среде города. Его содержание и посыл означает социально-культурный вызов городу и городской культуре. Его пафос тем сильнее, что порожден самим городом, поддерживается городом и существует в границах, заявленных городом.
Список литературы

  1. Бодрийяр, Ж.Символический обмен и смерть / Жан Бодрийяр. Москва: Добросвет, 2000.

  2. Голынко-Вольфсон, Д. Стрит-арт: теория и практика обживания уличной среды / Д. Голынко-Вольфсон // Художественный журнал. – № 81.

  3. poyarkova.art. Искусство в городе. Стрит арт.https://www.livemaster.ru/topic/2789623- iskusstvo-v-gorode-strit-art

  4. poyarkova.art. Искусство в городе. Стрит артhttps://www.livemaster.ru/topic/2789623- iskusstvo-v-gorode-strit-art

  5. Раппопорт А. Г. Граффити и highart. //Режим доступа URL: http://www.ncca.ru/publications.text?filial=2&id=101

6 Туркина В.Г. Три метафоры для города / В.Г. Туркина //Тенденции развития науки и образования. 2019 – №55, Часть 6. Изд. НИЦ «Л Журнал», 2019. 108 с. – С.100-107.


1   ...   74   75   76   77   78   79   80   81   ...   105


написать администратору сайта