Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


    Скачать 1.05 Mb.
    НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
    Дата12.04.2022
    Размер1.05 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
    ТипДокументы
    #467256
    страница77 из 105
    1   ...   73   74   75   76   77   78   79   80   ...   105

    СХОДСТВО СЕМАНТИКИ И ФУНКЦИЙ ОБРАЗОВ ВОРОНА И КОНЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ



    Н.Ф. Воловикова

    Научный руководитель – М.В. Новак Белгородский государственный институт искусств и культуры
    Аннотация. Множество русских традиционных песен содержат в себе интересные символы животных, наделѐнные глубинной семантикой. Но песенный фольклор, на сегодняшний день, исполняются и воспринимаются слушателем в отрыве от исконного понимания смысла. Многие символы искажаются и принимают совершенно иное значение. Данная статья посвящена раскрытию семантического значения образов коня и ворона. Приведены данные, доказывающие сходство этих образов.

    Ключевые слова: символ ворона, символ коня, символика черного цвета, песенный фольклор, русская традиционная культура.

    SIMILARITY OF SEMANTICS AND FUNCTIONS OF THE IMAGES OF THE RAVEN AND THE HORSE IN RUSSIAN CULTURE

    N.F. Volovikova

    Scientific supervisor – M.V. Novak Belgorod State University of Arts and Culture

    e-mail: Volowlckowa.natali@yandex.ru
    Abstract. Many Russian traditional songs contain interesting symbols of animals, endowed with deep semantics. But song folklore, today, is performed and perceived by the listener in

    isolation from the original understanding of the meaning. Many symbols are distorted and take on a completely different meaning. This article is devoted to the disclosure of the semantic meaning of the images of the horse and the raven. The data proving the similarity of these images are presented.

    Keywords: raven symbol, horse symbol, black color symbolism, song folklore, Russian traditional culture.
    Исследование семантики образов коня и ворона может начинаться с обращения к отечественной, песенной, традиционной культуре прошлого. Русские народные песни богаты образами и символами, и полный их смысл раскрывается только при пристальном изучении каждого произведения и сопоставления их друг с другом.

    Как известно, существует такое понятие, как политекстовый напев (один напев, имеющий несколько вариантов текста). Однако очень часто встречаются песни с одним и тем же текстом или сюжетной линией, но напевы песен различны. Так,известная песня «Черный ворон» повествующая об умирающем воине, который проситчерного ворона передать последнее послание своим родным, имеет одну сюжетную линию с песней «Под ракитою зеленой» на стихи Николая Фѐдоровича Верѐвкина, а так же с песней с.Прудки Красногвардейского района Белгородской области «Белгородские поля». Последняя из представленных также имеет несколько вариантов:

    «Вы, поля, вы, поля, вы, широки поля….»

    «Ой, поля, мои поля, вы, турецкие поля…»

    «Ох, поля, ох, вы поля, вы белгородские да поля…»

    Главным отличием песни с. Прудки от песен «Черный ворон» и «Под ракитою зеленой» является то, что умирающий воин просит передать послание родным не ворона, а вороного коня, что кажется странным, ведь ворон и конь разные животные. Разберем образ каждого животного отдельно.

    Как известно, ворон, в основном, питается падалью и закрепил за собой образ нечистого животного. Ворон интеллектуально развитая птица и чувствует приближение смерти других животных, преследуя их в живой природе. Это представление отражено во многих культурах, в том числе и в культуре славян.

    В «Этнолингвистическом словаре славянских древностей» Н.И. Толстого ворон, согласно восточнославянским поверьям, связан с подземным миром мертвых, душами грешников и преисподней. На Украине в песнях ворон оповещает мать о гибели сына. В западной Украине ворона сопоставляют с чертом, а так же с ведьмами и колдунами. Встреча с вороном сулит несчастье во всех славянских поверьях, а карканье это своего рода предсказание о приближающейся беде (смерти, краже, пожаре, болезни). Такую же символику ворона дает и О.Н. Сумцов в своем «Этнографическом обозрении». Ворон упоминается и в древнейшем памятнике русской литературы «Слово о полку Игореве», во сне Святослава. Как видно из текста, это серьезно взволновало, как самого Святослава, так и бояр.

    Как выясняется, конь является взаимозаменяемым персонажем в песнях и имеет очень схожую символику с вороном, особенно если конь черного цвета

    (вороной). В том же «Этнолингвистическом словаре славянских древностей» Н.И. Толстого говориться о том, что у славян существовало поверье: если конь обнюхает воина, то его ждет скорая гибель. В русских святочных гаданиях конь мог предсказать не только скорое замужество, но и смерть. Это наделяет его так же, как и ворона, «пророческим даром» в отношении судьбы человека (вспомним и присутствие разыгравшегося чѐрного коня в песне «Ой, то не вечер, то не вечер…», в которой главный герой песни переживает ощущение близкой гибели). Так же у русских хорошо известен и широко распространен календарный обряд вождения русалки, которой зачастую придавали образ коня, что так же роднит его с миром «нечистых» существ. Смерть,связанная с конем фигурирует в «Повести временных лет», когда волхв предсказывает Вещему Олегу смерть «от коня своего».

    Необходимо вспомнит и присутствие этого животного в шестой главе

    «Откровения Иоанна Богослова», описывающей четырех всадников Апокалипсиса.

    На многих древнерусских иконописных изображениях Страшного суда, миниатюрахи сборниках, присутствуют конь как животное, связанное с миром мертвых, Адом и грешниками. Так, на иллюстрации старообрядческого цветника начала XX в. визионерского рассказа из «Великого зерцала» изображен грешник (иноверец) сидящий на огненном коне.

    Характерно и сходство в функциях коня и ворона: умирающий воин может попроситькак коня, так и ворона «полететь» в родную сторонку и рассказать родным о его гибели.

    Основываясь на общейпринадлежности к миру мертвых ворона и коня, а также на выявленной идентичности действий выполняемых ими в текстах данных песен (функций), можно предположить, что песни «Черный ворон»,

    «Под ракитою зеленой» и «Белгородские поля» имеют одну сюжетную линию, а ворон и конь взаимозаменяемые образы.
    Список литературы

    1. Сумцов, Н.Ф. Ворон в народной словесности / Н.Ф. Сумцов. Москва : Типография Е.Г. Потапова, Старая Басманная, д. Мараевой, 1890. – 26 с.

    2. Толстой, Н.И. Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Н.И. Толстой, том 2.

    • Москва: Международные отношения, 1999. 702 с.

    1. Толстой, Н.И. Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Н.И. Толстой, том 2.

    • Москва: Международные отношения, 1995. 488 с.

    1. Антонов, Д.И. Анатомия Ада: путеводитель по древнерусской демонологии / Д.И. Антонов, М.Р. Майзульс. – Москва : Форум, 2014. – 240 с.

    2. Белова, О.В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символов / О.В. Белова. – Москва

    :Индрик, 2001. –320 с.

    1. Максимов, С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила / С.В. Максимов, СПБ: Товарищество, 1903. – 530 с.

    2. Библия Священного писания Ветхого и Нового завета. Москва : Российское Библейское общество, 2006. - 1377 с.

    3. Снегирев Н. Лубочные картинки русского народа в московском мире / Н. Снегирев. Москва : В университетской типографии, 1861. – 136 с.
    1   ...   73   74   75   76   77   78   79   80   ...   105


    написать администратору сайта