КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области
Скачать 1.05 Mb.
|
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ М.А. Доброхотова Научный руководитель – О.А. Михайлова Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: olga11846@mail.ru Аннотация. В нашей статье мы раскроем важность современной российской драматургии, еѐ способность отражать реалии действительности и истолковать их, превращая литературные и сценические впечатления в субъективный, личностный эксперимент читателя и зрителя, меняя его внутренний мир и выстраивая верные, едва было не утерянные в духовно-нравственные ценности. Тематика произведений современной драматургии актуальна по той причине, что говорит о глобальных проблемах, социальных переменах, отражая картину мира и мировоззрение человека сегодня, что еще раз доказывает ее необходимость. Ключевыеслова: драматургия, современность, новая драма, пьеса, исследование, жанр, концепция, тематика, постановка, рецепция. THE RELEVANCE AND RELEVANCE OF MODERN DRAMA FOR PRODUCTION IN AN AMATEUR THEATER GROUPM.A. Dobrokhotova Scientific supervisor – O.A. Mikhailova Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: olga11846@mail.ru Abstract. In this article, we will reveal the importance of modern Russian drama, its ability to reflect the realities of reality and interpret them, turning literary and stage impressions into a subjective, personal experiment of the reader and viewer, changing their inner world and building true, almost lost in spiritual and moral values. The theme of the works of modern drama is relevant for the reason that it speaks about global problems, social changes, reflecting the picture of the world and the worldview of a person today, which once again proves its necessity. Keywords: drama, modernity, new drama, play, research, genre, concept, subject, production, reception. Современная драматургия на сегодняшний день является уникальным и эстетически значимым явлением, и, обладая жанровым многообразием всегда была предметом исследования не только научной, но и критической рецепции. Наряду с огромным количеством исследований по данному вопросу, где была предпринята попытка изучить драматургические материалы для сцены, создана полная картина данного феномена. Наиболее известные исследователи данной проблемы: О. Журчева, С. Гончарова-Грабовская, М. Липовецкий, М. Громова, И. Зайцева в своих новаторских работах прослеживают динамику развития драматургии в условиях современности. Наиболее востребованным жанром на театральной сцене сегодня, а в особенности на сцене любительских театров, является новая драма, которая как самое заметное течение современности, по словам критика Г. Заславского дает нам новую форму и новый смысл. Объясняется это тем, что она проявляет себя как достаточно активная и креативная часть сложного процесса развития и совершенствования современного театра. Тематика произведений современной драматургии актуальна по той причине, что говорит о глобальных проблемах, социальных переменах, отражая картину мира и изменяющееся мировоззрение человека сегодня, что еще раз доказывает ее необходимость. Современная молодая режиссура предполагает смелые поиски, которые становятся возможными благодаря новаторским произведениям современных драматургов, обладающим образным мышлением и вольностью для выбора проблематики, что поспособствовало созданию ряда театров современной драматургии. Самыми продуктивными из них являются «Театр.doc» Михаила Угарова и Елены Греминой, Центр драматургии и режиссуры Михаила Рощина и Алексея Казанцева, «Домик драматургов» в Санкт-Петербурге и многие другие. В произведениях современных авторов, таких как О. Мухиной, Е. Исаевой, О. Богаева, В. Сигарева, В. и М. Дурненковых, О. Михайлова, Н. Коляды, Н. Садур, О. Вырыпаева, М. Угарова мы видим стремление показать уникальный художественный мир, где авторы поднимают не только важные именно на сегодняшний день темы, но и раскрывают целый пласт проблем перелома эпохи. «Актуальный текст, который активно взаимодействует с реальностью, с современной языковой ситуацией, с состоянием мысли, способами определить сегодняшний мир и попытками общества реагировать на него» [3,с. 511]. По мнению многих исследователей сейчас происходит перестройка системы жизненных перспектив и человека как личности вообще. Очень часто мы эмоционально глухи и слепы, и, к сожалению, не слышим друг друга, не хотим видеть чужие беды и проблемы, не пытаемся даже поддержать человека в трудной ситуации прикрываясь собственными проблемами и заботами, не находя времени на ближнего. Литература же нам помогает сформировать наше сознание, мировоззрение, развивает и воспитывает духовно и нравственно, открывая тайны и глубины прекрасного, на что человек зачастую не обращает внимания. Например, один из исследователей в области современной драматургии О. Наумова в своей последней работе «Театральный синкретизм в творчестве Евгения Гришковца» отмечает: «На сцене появились новые герои, которые утратили пошлые идеалы и ориентиры, но которые сохранили способность к серьѐзным чувствам. Возник новый сценический хронотоп, оригинальные конфликтные ситуации и сюжеты, новые принципы процесса и соотношения авторского голоса и голосов героев». Дискуссии об актуальности современных пьес, их достижениях и художественном качестве, экспериментах, и споры об их жанровом разнообразии, развитии очень популярны на сегодняшний день. В них участвуют как критики, так и сами драматурги, но наиболее активны в этом вопросе режиссеры-постановщики, такие как К. Серебренников, В. Агеев, А. Галибин, К. Богомолов. Говоря о типологии новой драмы, прежде всего, хотелось бы выделить работы М. Липовецкого и О.В Журчевой, которые пишут следующее: «трудно представить себе общую картину направления, поскольку в него вошли слишком уж разные персоны и феномены – и по возрасту, и по таланту, и по социальному опыту, и даже по тем причинам, которые их привели в театр». Данные исследователи относят новую драму к историко-литературной классификации современной драмы. О своеобразии конфликта в современной драматурги пишет О.В. Журчева в своей статье «Жанровые и стилевые тенденции ХХ века»: «Своеобразие конфликта в «новой драме» сформировало новую пространственно-временную систему координат. Она может быть связана с проблемой раз и навсегда выбранного пути, принятого решения, представленного как внесюжетный элемент пьесы, предыстория героя, которое обесценивается и обесцвечивается на фоне будней, растянутых на время всей человеческой жизни» [4]. Нелегко не согласиться с мнением режиссѐра и кандидата искусствоведения – Игорем Цунским, который считает, что очень часто молодые драматурги своими произведениями хотят сказать, что «чаще всего в борьбе с косным пространством, где даже время теряет всякий смысл, в погружении в пространство духовное, где только и возможно измениться и тем самым обрести свободу» [1, с.203]. Критики считают, что жанровая неопределѐнность новой драмы – это в своѐм роде показательная особенность, распространение гибридных форм, которые необходимы на современной сцене. С.Я. Гончарова-Грабовская, М.А. Громова и О.И. Наумова неоднократно акцентировали на эту особенность и определяли новые жанры, такие как: «жизнь без антракта», «альбом», «квартира в двух действиях», «опера первого дня», «колониальная драма в двух частях» и так далее, в которых отражается характер эпохи перемен [2, с. 207]. Изучение и исследование типологии и разнообразия видов современной драматургии в настоящий момент продолжается, и мы узнаем все новых и новых авторов, узнаем об их индивидуальности, особенностях письма и стилистике, поэтике и новаторстве, и считаем, что значительные достижения в этой области еще в будущем. Несмотря на то, что отношение многих критиков, режиссеров к современной драматургии неоднозначное, исследователи данного вопроса утверждают, что она самодостаточна и имеет право быть реализованной на сцене, как в качестве эксперимента, так и в классических постановках. Очень часто для постановки на сцене берут современные пьесы с той тематикой, где в основном говорится о ценностях семьи, о проблемах в семейных отношениях. Например, одна из проблем, которая на протяжении многого времени не теряет свою актуальность – это разрушение семьи. Обозначает это одно: на какую бы тематику, и о каких бы проблемах не говорили наши молодые авторы, будь то проблемы наркомании, урбанистическая культура, или падение нравственных приоритетов экзистенциальные проблемы, вопросы совести, справедливости, человеческого достоинства, добра и зла, и так далее, они всегда будут актуальны и найдут своего режиссера для реализации на сцене, как и найдут своего зрителя, так как в современном мире многие понятия практически утратили свою ценность. Можно сказать, что человек всю жизнь по-своему одинок, зачастую несчастен, ну и бесспорно смертен, и неважно в какое время он жил, живет или будет жить пока об этом будут писать авторы, а режиссѐры с помощью актѐров будут говорить об этом на сцене, театр будет жить. Современные драматурги пытаются себя позиционировать на многочисленных фестивалях современной драматургии, проходящих в Москве, Петербурге, Тольяти, Екатеринбурге, Новосибирске, таких как: «Любимовка», «Новая драма», «Евразия», «Реальный мир», «Sib-Altera», «Коляда-plays» и многих других, где зрители знакомятся с еще даже не опубликованными произведениями, с новинками драматургии. Многие драматурги часто выступают в качестве актеров и режиссеров-постановщиков своих пьес. По мнению доктора филологических наук Л.И. Даниловой, в современной культурной ситуации драматургия выполняет роль сохранения культурной памяти и трансляции ценностных основ человеческого бытия. После прочтения или просмотра спектаклей по произведениям современных драматургов, можно сказать, что происходит процесс адаптации человека в дисгармоничном современном обществе. И, благодаря новой форме образного восприятия текста современной драматургии, личность находит понимание во взаимоотношениях с другими людьми и приспосабливается к новым социальным условиям. Поэтому важно отметить, что сегодня происходит смена литературных поколений, переход к новому художественному мышлению, формированию нового типа восприятия текста драмы, преемственность и рождение новаторского диалога с художественным драматургическим опытом предыдущих эпох, время экспериментов, где в попытках воссоздать в художественной форме актуальные проблемы, современные драматурги не всегда учитывают динамичное изменение мира вокруг нас. Тем важнее кажутся старания юных драматургов запечатлеть и описать действительность, которая нас окружает, ту вариативность восприятия реальности, с которой не просто ужиться. Список литературы Журчева О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии ХХ века: Учебное пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. – c.117-139. Наумова, О. Театральный синкретизм в творчестве Евгения Гришковца // Современная драматургия. –2008. – № 2.– с. 207. Новая драма: Пьесы и статьи. – СПб.: Сеанс; Амфора, – 2008. – 511 с. Цунский, И. Заколдованное пространство // Современная драматургия. – 1997. – № 1. – С.203. |