КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области
Скачать 1.05 Mb.
|
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИЕ.С. Коротенко Научный руководитель – М.Н. Киреев Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: kireymn@mail.ru Аннотация. Автор раскрывает сущностные основы совести как ответственного отношения к действительности на основе государственного законодательства, правовой ответственности и нравственного регулятора. В понимании автора, совесть – субъективная правовая ценность каждого конкретного человека. Ключевые слова: право, совесть, нравственность, закон, правовая культура, правосознание. THE LEGAL BASIS OF THE INDIVIDUALE.S. Korotenko Scientific supervisor – M.N. Kireev Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: kireymn@mail.ru Abstract. The author reveals the essential foundations of conscience as a responsible attitude to reality on the basis of state legislation, legal responsibility and moral regulation. In the author's understanding, conscience is the subjective legal value of each individual person. Keywords: law, legal culture, conscience, morality, law, legal culture, legal awareness. Одним из направлений деятельности современных образовательных учреждений является формирование общей культуры будущего гражданина нашего общества с высоким уровнем правосознания, правовой культуры, нравственности, патриотизма. При формировании целостной личности воспитанников в период кризиса современной нравственности необходимо особое внимание уделять в воспитательном процессе образовательного учреждения правовой основе человека, его правосознания, ядром которого является совесть. Кризис современной нравственности повлек за собой и кризис «правового чувства человека, которое обычно называется правосознанием» [1;221], т.е. «творческим источником права, живым органом правопорядка и политической жизни» [1;225]. Непрочность правопорядка, по мнению И.А. Ильина, «отрицательно влияет на состояние правосознания общества и диктует необходимость усиления планомерной, систематической борьбы за укрепление и очищение современного правосознания» [1;218], на протяжении всей сознательной жизни человека, начиная с воспитания в семье. И.А. Ильин трактует право как начало мира [1;220], а «здоровое правосознание есть не только свободное и лояльное состояние души, но и творческое состояние» [1;229]. Правосознание есть у всех людей. Встает вопрос о его направленности, что еще раз подтверждает, что это явление приобретенное и требует соответствующего воспитания, развития личности, готовой «вложиться своим правосознанием в общественную правовую жизнь и верно участвовать в ее устройстве» [1;226]. Если говорить о духовности, культуре, а также правосознании личности, то их основой является таинственный голос, сидящий голос внутри нас [5]. А.А. Ухтомский называет этот голос совестью. По мнению И.А. Ильина, совесть как раз и становится той «главной силою, побуждающей человека к предметному поведению» [1;114-115]. Автор убежден, что «человек, которому не удается поднять себя до совести, начинает опускать ее до себя» [1;118], что пагубно для общества, «ибо бессовестное поколение, если оно придет когда-нибудь, погубит жизнь человека и его культуру на земле» [1;141]. С.А. Соловейчик сказал: «Нравственность – граница досягаемого совестью». В «Педагогическом энциклопедическом словаре» совесть трактуется как «способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному, как собственное несовершенство» [2]. Мы рассматриваем совесть как «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом» [3]. «Совесть – категория этики, выражающая неразрывную связь морали и человеческой личности, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно производить самооценку совершаемых поступков» [4]. В «Большом психологическом словаре» - это «таинственный, сидящий голос внутри нас, собирающий все источники и порядки ведения, все унаследованные впечатления от жизни рода и предупреждающий особыми волнениями и эмоциями высшего порядка о том, что сейчас делается между нами» [5]. В основе совести лежат моральные принципы, нравственные нормы, характерные для того или иного этапа развития общества. К сожалению, многие субъекты жизнедеятельности по-своему трактуют понятие «совесть», так, как им выгодно, объясняя этим свои поступки, идущие в разрез с законом, с совестью, с моралью. В этом случае полностью игнорируется понимание совести, как нравственной категории. Это отмечается в каждом из данных определений. Однако с некоторыми положениями из приведенных определений трудно согласиться. В частности, с определением совести в словаре по этике, где она слишком смело и безоговорочно рассматривается как категория этики. Ведь совесть – это понятие, пронизывающее психологию, педагогику, этику и эстетику – все науки, рассматривающие общество, личность, поведение, добро, красоту, истину. Определение совести в «Большом психологическом словаре» А.А. Ухтомского, на наш взгляд, слишком заидеализировано, почти мистическое: оно дано только как инструкция, как «таинственный сидящий голос внутри нас…», более того, в этом определении совесть выступает как качество, передающееся по наследству, а не обусловленная жизнью. Существующие и бытующие в народе определения человека, такие как: «имеет чистую совесть», «бессовестный», «торгует совестью», «свобода совести» - говорят об уровне правосознания, нравственности и общей культуры субъекта или об их отсутствии. Есть и другие трактовки словосочетаний со словом «совесть». Иногда употребляем это выражение в узком смысле, понимая его как свободу вероисповедания. Часто мы, определяя и оценивая поведение людей, отмечаем: «Человек с чистой совестью», констатируем: «У этого человека «совесть нечиста», утешаем себя после выполненной работы, долга «Уйдем со спокойной совестью», иногда испытываем «угрызения совести», говорим напутствуя «Поступай по совести», констатируем: «Этот поступок лежит на его совести». Степень сформированности совести позволяет судить о степени сформированности таких качеств личности, как правовая культура, гражданственность, духовность, нравственность, патриотизм. Только социализированная личность способна соблюдать правовую основу общества, быть примером для других на основе высокого уровня правосознания и совести и правовой культуры в целом. Формирование правовой культуры, совести должно начинаться в детском возрасте и продолжаться в школьные годы. Последующим этапом становится обучение в вузе. Здесь требуется не только дифференцированный подход к различным возрастным категориям обучающихся, но и особый подход к воспитательной работе с обучающимися колледжа. Это объясняется тем, что, на наш взгляд, к девятому классу обсуждаемые категории еще остаются слабо сформированными, а осознание девятиклассниками понятие «совесть» расплывчато и неконкретно. Именно совесть, в основе которой лежит высокий уровень правосознания и нравственности, определяет правовую культуру общества. В условиях кризиса общества кризисным является и совесть, чем объясняется рост преступности и других противоправных действий. Сегодня мы являемся свидетелями того, что в некоторых странах нравственный кризис общества стал государственной нормой, а ложь в отношении других государств приобрела государственные масштабы. Список литературы Ильин, И.А. Собрание сочинений: В 10Т. Т.1/сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. – М. : Русская книга, 1996. – 400 с. Педагогический энциклопедический словарь: научное издательство «Большая Российская энциклопедия» М.2002г. - с. 256 Словарь русского языка С.И. Ожегова. М. Оникс. 216. «Мир и образование», 2004. - с. 727. Словарь по этике. М. Политиздат. 1989г.- с. 320. Ухтомский, А.А. «Большой психологический словарь». СПб. Прам – Еврознак. М. Омега – Пресс. 2005г. - с. 210. |