Главная страница

КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


Скачать 1.05 Mb.
НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
Дата12.04.2022
Размер1.05 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
ТипДокументы
#467256
страница87 из 105
1   ...   83   84   85   86   87   88   89   90   ...   105


Чтобы не расстраивать отца, будущий драматург продолжал послушно изучать законы церкви, хотя уже стало очевидно, что его мысли далеки от обучения на священника:

«Мнестрашно.

Избиение младенцев.Это дико.

Мывсесмутились».

С тех пор началась борьба между внешним обрядом прощения и проникновением в души грешных. В итоге Морис выбрал перо, как главный инструмент для лечения душ человеческих и теперь он принадлежит миру писателей.

Морис Метерлинк сочинял пьесы, мемуары, философские эссе, стихи, биографические очерки. Труды писателя включают в себя как духовные, так и научные мысли. Метерлинк старался быть убедительным, когда писал о духовной красоте, но, пожалуй, лучшей из всех его книг является «Научное изучение скромной и всем знакомой пчелы». Эта проза была востребована многими школами.

Просматривая работы автора, мы не можем быть не впечатлены его аллегориями. Например, в рассказе «Синяя птица» возле двери появилась фея, Метерлинк подробно описывает детали окна, в которое смотрят дети и животные. Дверь это посредник, который побуждает к поиску истины. Поэтому, можно говорить о двери сердца. Но только когда у нас есть не просто желание получить истину, но и желание вникнуть в неѐ, поверить, тогда используется то самое «окно». Другими словами, мы должны использовать интерьеры ума, «окна ума». Не должны зависеть только от восприятия и интуиции. Метерлинк не верит в такой способ получения истины. Каждый должен искать еѐ для себя сам. А если готов искать, значит, готов найти и попросить помощи, если понадобится.

Морис Метерлинк символист, моралист, мистик, умный драматург, духовный эссеист, поэт письма в стране прозы, натуралист и человек науки, который небрежно примеряет на себя одежду философа. Его имя ставили рядом с Марком Аврелием, Платоном Афинским, Уолтом Уитменом, Эмерсоном и другими. Бернард Шоу обвинил тех, кто хотел даровать Метернинку «Орден Лебедя». Тогда Мориса описывали, как «величайший поэт любви, который когда-либо жил». А причиной стали такие его цитаты:

«Есть определенные цитадели внутри нашей души, которые похороненытак глубоко, что только истинная любовь может поставить испытание, но,только пройдя его, можно получить драгоценный бриллиант, чей блеск можноувидетьтолькотогда,когдаонпроходятотнашегооткрытогосердцакруке,в руку человекакоторогомылюбим». [4, с. 21]

«На то, что я говорю, зачастую не обращают большого внимания. Номое присутствие, вне моей воли, показывает отношение моей души, моегобудущего и моего прошлого, то, что рождается во мне и то, что уже мертво.Всѐ это так, как будто с вами говорят о том, что похоже на трагическиймомент.Вочереднойразраскрыватьбольныераныипоказыватьих

общественноститрагическиймомент». [4, с. 22]

И на самом деле, многим очень интересен каждый «трагический момент» из нашего прошлого, который запечатан в нашем сознании, в нашем сердце. И неважно, хотим ли мы его открыть, либо забыть. Общественность всѐ равно не успокоится пока вдоволь не испытает наши души на прочность. Изменения в нашей жизни почти незаметны, всегда только воспоминания прошлого.

«Естьвечныерасщелиныдажевскромныхстенахлачуги,исамыемаленькиеокнанемогутотнятьзвездуотграндиозногонебесногопространства». [3, с. 56]

Можно ещѐ раз убедиться, что Метерлинк настоящий мистик. В своих трудах, он тщательно обосновывает и красноречиво отстаивает мистическую философию.

«Многиелюди,еслипредставитьихвгалактике,дажетогдабудутиметь «тѐмные» мечты, пересекающиеся с яркими вспышками молний; в тожевремя,ясчитаю,чтописатьвжанремистикаявляетсячистымалмазом,вогромнойсокровищнице человечества; эти истины имеютпреимуществопередобычнымихудожниками-классиками,ибоонинистареют,ниумирают,у них нет ни страны, ни даты смерти, они везде, куда бы мы ни пошли. Дело невмечте,мечтанеимееткорня,втовремякаксветящийсяцветокбожественнойметафизикиимеетсвоитаинственныекорнивПерсиииИндии,вГреции,в Египте». [4, с. 27]

Здесь достаточно ясно представлены мысли и слова человека, который считает, что он нашѐл философию жизни, которая содержит определенные истины духовной природы. Есть мнение считать, что мистицизм является одним из большого количества путей в жизни, который ведѐт к познанию самого себя. Мистик это тот, кто любит интерпретировать все вещи с точки зрения души. Верит в руководство внутреннего голоса, и считает необходимым довериться инстинкту и эмоциям. В то время как натуралист без мистики живѐт в рамках, а люди науки посвящают себя исследованиям явлений внешней природы; мистик погружѐн в явления человеческой сути. Последний спрашивает других о снах; первый сравнивает и классифицирует вхождения в природный мир, второй сочиняет сам и созерцает вещи в духовном мире, которые находится в центре самого себя. Всегда мистика преследует внутренний путь с одной великой целью – конец. Такие глубокие вопросы о философии, мистицизме, символизме посещали бельгийского драматурга каждый день. Отражение мыслей можно увидеть не только в произведениях писателя, но и в самой его жизни.

Публикация пьесы «Синяя птица» и еѐ успешное представление на сцене побудило интерес к автору, чья популярность почти угасла. Замысел пьесы в том, чтобы показать окружающим, где на самом деле находится настоящее счастье. Идея самого произведения в том, что не нужно бояться «быть смелым, чтобы увидеть скрытое». Это сказка, исполненная веры в победу человека над силами природы, голодом, войной. Эта неудовлетворѐнность человека в поисках счастья пришлась «по вкусу» русской публике, и не только.

Пьеса написана в 1905 году. Уже через три года, под руководством

талантливого русского режиссера К.С. Станиславского, состоялась первая постановка пьесы в Московском художественном театре (МХТ), которая и по сей день входит в репертуар театра. Именно тогда, русский слушатель и зритель познакомился с бельгийским символистом. «Синяя птица» сразу же стала любимой. Многие советские дети засыпали вечерами именно под эту сказку. Через два года мир увидел первую экранизацию из Великобритании. В 1911 году Россия тоже сняла фильм по пьесе, а позднее, уже в СССР создан мультфильм (1970 год). В США не упустили возможности экранизировать пьесу-сказку, и даже три раза. Столько было оваций, замечательных рецензий в адрес писателя. Но почему популярность Метерлинка так быстро ушла в небытие? Кто виновен? Кто забрал «Синюю птицу» у каждого ребѐнка?

Война. Морис Метерлинк клеймит германский милитаризм. Пишет новую пьесу «Обручение», продолжая рассказ об одном из героев «Синей птицы». Метерлинк исследует феномен неудовлетворѐнности человека в поисках счастья. Но кто обратит внимание на эту пьесу? Трагедия оккупированной немецкой армией в 1914 Бельгии, кризис бельгийской социалистической демократии оттолкнули Метерлинка от общественной проблематики. Все последующие трактаты исполнены мистицизмом. «Жизнь пространства» (1928), «Перед лицом Бога» (1937). Что же переживала тогда душа писателя? То счастье, которое он старался подарить всему миру, потеряло свой смысл. Уже никто не задумывался об «этой» не нужной роскоши.

Во время начала Второй мировой войны Метерлинк переехал в США, но вскоре вернулся во Францию. Единственное что написал, это мемуары

«Голубые пузыри», или как он сам их называл «Счастливые воспоминания» (1948 год), которые оказались его посмертным реквиемом для других поколений. Умер Морис Метерлинк в 1949 году. В итоге, от бельгийского писателя всѐ что осталось, то это литературная Нобелевская премия «за многостороннюю литературную деятельность и особенно его драматические произведения, отличающиеся богатством воображения и поэтической фантазией» (1911 год), и непревзойденная сказка о счастье.

А ведь с самого начала, всѐ могло быть иначе, если бы родители не так судорожно навязывали придуманную себе «идеальную» жизнь для своего ребѐнка. Личности, которые сделали всѐ для того, чтобы обычный человек не задумывался о счастье, а думал о том, как выжить. Люди, взявшие на себя ответственность решать судьбы целых народов, истреблять их, отуманивать умы, пропагандировать идеи нацизма. В конце концов, многие так и не смогли простить самих себя за совершенные ими поступки на протяжении жизни.

Для Метерлинка, возможно, и была бы счастливая жизнь, в которой он занимался тем делом, которое любил, делающее его счастливым. Однако мир никогда бы не узнал о символизме с той стороны, с которой преподнѐс его бельгийский писатель. А драмы Метерлинка так и «не вышли бы наружу». В гармонии и счастье он бы подавил, сломал и уничтожил своего внутреннего

«зверя». «Животное», превратилось бы в мягкое, пушистое и безобидное, которое приносит мир душе и радость окружающим. В таком случае, мир никогда бы не узнал о мистицизме Метерлинка, и об ответе на извечный

философский вопрос, который задаѐт себе каждый человек рано или поздно:

«Чтопришеляделатьнаэтойземле?

То же самое, что намерено делать насекомое,котороеяраздавилпопути».

«Жизнь муравьѐв», 1930 год. В этом ответе, бельгийский драматург дал подсказку всем, кто решают судьбу беззащитных. Всегда стоит учитывать мнение других. Иначе, никогда не угадаешь, каким может стать человек в твоих руках.
Список литературы

  1. Википедия: Морис Метерлинк (1862-1949). https://ru.wikipedia.org/wiki/Метерлинк,_Морис

  2. Википедия: Морис Метерлинк Автор // «Перед великой тишиной». https://ru.wikipedia.org/wiki/Метерлинк,_Морис

  3. Википедия: Морис Метерлинк Автор // «Синяя птица». https://ru.wikipedia.org/wiki/Метерлинк,_Морис

  4. Википедия: Цитаты Мориса Метерлинка. https://ru.wikipedia.org/wiki/Метерлинк,_Морис



1   ...   83   84   85   86   87   88   89   90   ...   105


написать администратору сайта