Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые

  • КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


    Скачать 1.05 Mb.
    НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
    Дата12.04.2022
    Размер1.05 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
    ТипДокументы
    #467256
    страница90 из 105
    1   ...   86   87   88   89   90   91   92   93   ...   105

    ДРАМАТУРГИЯ АБСУРДА КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ, ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ



    Н.А. Лобода

    Научный руководитель – О.А. Михайлова Белгородский государственный институт искусств и культуры

    e-mail: olga11846@mail.ru
    Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки и периоды появления драматургии абсурда и ее основные характеристики, проводится анализ драматургии абсурда, как явления литературного и театрального наследия.

    Ключевые слова: драматургия абсурда, литература, театр абсурда, экзистенциональный абсурд, нигилистический абсурд, философия абсурда.

    DRAMATURGY OF THE ABSURD AS A UNIQUE PHENOMENON OF LITERATURE, ITS CHARACTERISTIC FEATURES



    N.A. Loboda

    Scientific supervisor О.А. Mikhailova Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: olga11846@mail.ru
    Abstract. The article examines the prerequisites and periods of the emergence of the drama of the absurd and its main characteristics, analyzes the drama of the absurd as a phenomenon of literary and theatrical heritage.

    Keywords: dramaturgy of the absurd, literature, theater of the absurd, existential absurdity, nihilistic absurdity, philosophy of the absurd.
    Драматургия способна пробудить в человеке наипрекраснейшие чувства: стремление к лучшему, обращение к собственным моральным принципам и веру в человека. Однако драматургия, так же, как и прогресс не стоит на месте: ей свойственны видоизменения и возможность подстраивается под окружающую действительность. Меняется мировоззрение, меняется картина мира, а вслед за ними само понимание литературы. Появляется жанр – абсурд, не похожий на другие жанры литературы, что и создает настоящее поле дискуссий на тему драматургии в жанре абсурда, как таковой, о ее специфики развития[4].

    Драматургия абсурда – детище периода поставангарда (1950 – 1960 года), своеобразный неизбежный взрыв двадцатого века. Постоянное мещанское довольство, общественные перестройки, бесконечные войны, привели к созданию поистине нового жанра, граничащего с безумием и особой формой правдивости. Восприятие жизни авторами фактически перестает быть романтичным и возвышенным. Происходит настоящее принятие жизни, как

    «естественного безнадежного процесса». Абсурдизм начинает выстраиваться на фундаменте экзистенциональных принципов: «мировоззренческая платформа абсурда базируется на философии экзистенциализма и отражает кризис мышления»[1]. Восприятие существования отождествляется с трагичным сущим, бесцельным, но реалистичным [8].

    Официально драматургия абсурда начала свою жизнь во Франции, а затем стремительно распространилась по Западной Европе, в последствие, отправившись в США. Основа сюрреализма, достигающего своего апогея, вызвала глобальный интерес общественности. Новый «глоток свежего воздуха», а если быть точнее осознания бесцельности всего, сразу же установил новые драматургические и театральные каноны. В абсурде человек – существо жалкое, «маленькое» и несчастное, великое в собственном понимании или безнадежное для себя же. Смерть воспринимается как безысходный итог, от которого убежать становится невозможным[6].

    О вышеупомянутой абсурдности существования, впервые говорит А.

    Камю в собственном философском труде «Миф о Сизифе», написанном под впечатлением после прочтения Ф. Кафки и Ф. М. Достоевского. А. Камю на протяжении всей работы пытается ответить на основной, по его мнению, философский вопрос: «Стоит ли жизнь труда быть прожитой?». А. Камю поднимает сущий вопрос, тут же его разрушая. Произведение не находит общественного отклика и говорить о новом типе драматургии начинают только после французских премьер «Лысая певица» Ижена Ионеско и «В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета[7], что в большей мере строятся по схеме «вопрос – ответ». Чуждые попытки коммуникации и вечное ощущение пустоты начальных проявлений драматургии абсурда притягивают собственной трагичностью, но в то же время поражают верой в настоящую жизнь [10]. Франция становится настоящим оплотом для нового вида драматургии: в эти годы Артюр Адамов сблизился с сюрреализмом, подружился с А. Арто, болезненно относясь к уже существующим абсурдистам, вложил в историю

    «Пародию», «Все против всех» и т.д. В «Признание» Артюр Адамов также, как и его предшественники, поднимает тему поиска смысла жизни, приводя читателя к мысли, что смысл есть, но он никогда не будет найден, отчего единственное, что остаѐтся – рефлексия.

    В своих работах абсурдисты создают настоящую новую действительность: исчезает противопоставление человека и мира, что долгое время служило основным элементом литературы, в том числе и экзистенциональной. Отсутствие причины к существованию перестает быть уникальным явлением. Поиском смысла занята «массовая культура», а принятием факта безнадежности – люди «искусства», мыслители.

    В этот же промежуток времени Жан Жене – одновременно кинорежиссер и драматург оставляет после себя «Служанки», «Высокий надзор», «Она»[3]. Абсурд начинает выходить за пределы драматургии, вызывая интерес у новых представителей: появляются такие понятия как «театр абсурда», «кино абсурда».

    Виткеевич Станислав Игнаций польский писатель, художник и философ. Поляк совмещал в своих книгах экзистенциональную философию и драму, «неевклидовые» эссе и комедии «с трубами». Польский драматург поднимал те же проблемы, что и его коллеги из Франции, продолжая давать толчок новым литературным формам. Постепенно исчезает стремление

    «описывать» и «воспевать» мир вокруг себя.

    В 1957 года в Великобритании свою деятельность начинает Г. Пинтер со своей первой пьесой «Комната», из-за чего становится одним из самых влиятельных драматургов данного периода. Его герои привлекают внимание своей молчаливостью. Драматург устраняет литературную очевидность. Герой не обязан говорить и говорить много, чтобы его поняли, он способен молчать. Но в эти же годы свою абсурдистскую деятельность начинает еще один британец Н.Ф. Симпсон, чей мир это английская классовая система, строящаяся на парадоксах и противоречиях, еще больше поддерживая идеи абсурдистов предшественников.

    В начале 60-х годов свою драматургическую деятельность начинает Тадеуш Ружевич. В пьесах отсутствуют действия, а главными героями выступают обычные люди. Идейное ощущение полного поражения становится основным принципом драматурга.

    В этом же период появляется Славомир Мрожек, польский абсурдист. Его героев уводят в закрытые комнаты или морят голодом, где логические обоснования происходящего полностью отсутствуют. Герои нерациональны или рациональны чрезмерно, занимаются поистине странными вещами, но их вполне можно оправдать. Герои драматургии абсурда больше не могут размышлять, представлять и анализировать. Их мыслительные процессы ограничены на отдаче и принятии банальностей и очевидностей.

    Вацлав Гавел – драматург, режиссѐр, последний президент Чехословакии. Кроме литературной деятельности и написания пьес: «Праздника в саду»,

    «Аудиенции», «Ухода» и «Уведомления», активно занимался диссидентской деятельностью. Имея прямую связь с политикой и государственной службой, ввел термин «Абсурдистан» – государство, где абсурдные вещи давно стали нормой. Таким образом, абсурд стал, в каком-то роде одним из основных парадоксов жизни Вацлава.

    Том Стоппард окончательно развивает британский абсурд пьесами:

    «До-ре-ми-фа-соль-ля-си-Ты-свободы-попроси», «Травести». Однако куда большее время он уделяет кинематографу. Но противоречивый мир в восприятие героев Т. Стоппарда и в драматурги, и в кино занимает куда большее внимание в жизни персонажей.

    У Эдварда Олби «Американская мечта», «Песочница» дают старт и одновременно ставят точку в американском абсурде, ценимом многими [2]. Герои нелогичны, непоследовательны, непринципиальны. Э. Олби становится одним из первых драматургов, не жалеющих своих персонажей. Его произведения пропитаны агрессией, усмешкой, болезненностью, где автор даже не дает героям право на спасение.

    В России первыми в жанре абсурд в начале двадцатого века работают А.И. Введенский и Д.И. Хармс в обществе ОБЭРИУ, позже к ним присоединяется В.В. Казаков. Поэтика русского авангарда, возникшая на руинах двух идеологий, превращает человека в жалкого наблюдателя, обреченного на существование в мире страданий. «Ни одно общество не в состоянии уменьшить страдания человеческие, ни одна политическая система не может освободить нас от бремени жизни»[2] у человека-абсурда не остается выхода из системы.

    Шокирующая реальность – слишком нелепа, считали абсурдисты. Герой больше не блуждает по сюжетной линии, не тоскует по прошлому и не мечтает о будущем. Он бесцелен и обречен на собственную серость и зачастую принимает это. Идеи «мысли» и «памяти» отрицают нового героя драматургии двадцатого века. Персонажи абсурда не помнят собственные имена, место жительства, свои идеи и то, что с ними произошло. Они чистые листы, полные порока и глупости, прошлое для них больше не несет смысла, так как

    его полностью перекрывает настоящее, по мнению Ионеско: «Прошлое забытый спектакль». Само понятие мира абсолютно заключается в скобки, окончательно делая его нищенским и бесполезным.

    Становится понятно, что такое уникальное явление, как драматургия абсурда стало настоящим последствием нигилистических движений[9].

    Характерной особенностью драматургии абсурда является яркий показ, даже демонстрация несуразности и даже бессмысленности существования человека, парадоксальности происходящего, и комизма всей жизни. В драматургии абсурда нормы, правила, законы обесцениваются, в результате чего возникает недопонимание между людьми и личностью и обществом.
    Список литературы

    1. Электронный ресурс / Студенческая литература /Драматургия абсурда/ https://students- library.com/library/read/44590-dramaturgia-absurda-i-tvorcestvo-gpintera-i-nsimpsona(Дата обращения: 01.03.2021).

    2. Электронный ресурс / Википедия / Свободная энциклопедия / Театр абсурда/https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80_%D0%B0

    %D0%B1%D1%81%D1%83%D1%80%D0%B4%D0%B0 (Дата обращения: 03.03.2021).

    1. Андреев, Л. Г. Современная литература во Франции: 60-е годы / Л. Г. Андреев. – М., 1977 (Дата обращения: 10.03.2021).

    2. Арто А. Французский театр ищет миф // Как всегда об авангарде: Антология французского театральногоавангарда. М.: ТПФ «Союзтеатр», издательство «Гитис», 1992. С. 59-77 (Дата обращения: 15.03.2021).

    3. Давыденко Г.И. История зарубежной литературы XX века

    //http://uchebnikionline.ru/literatu/istoriya_zarubizhnoyi_literaturi_xx_stolittya_-

    _davidenko_gy/teatr_absurdu.htm (Дата обращения: 07.03.2021).

    1. Дюшен, И. Б. Театр парадокса / И. Б. Дюшен. М., 1991 (Дата обращения: 09.03.2021).

    2. Коренева, М. М. Художественный мир Беккета / М. М. Коренева // Драматурги-лауреаты Нобелевской премии. – М., 1998 (Дата обращения: 05.03.2021).

    3. Лазарева Е.Ю. Элементы театра абсурда в драматургии Н. Коляды // Вестник ВГУ. Серия. Филология. Журналистика. № 2. С. 63-66 (Дата обращения: 11.03.2021).

    4. Михеева, А. Когда на сцене ходят носороги. Театр абсурда Э. Ионеско / А. Михеева. М., 1967 (Дата обращения: 12.03.2021).

    5. Якимович, Т. Драматургия и театр современной Франции / Т. Якимович. Киев, 1968 (Дата обращения: 14.03.2021).



    1   ...   86   87   88   89   90   91   92   93   ...   105


    написать администратору сайта