Главная страница

КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


Скачать 1.05 Mb.
НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
Дата12.04.2022
Размер1.05 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
ТипДокументы
#467256
страница91 из 105
1   ...   87   88   89   90   91   92   93   94   ...   105

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПРОСТРАНСТВО ПЕРФОРМАНСА



А.А. Логвиненко

Научный руководитель – В.Г. Туркина Белгородский государственный институт искусств и культуры

e-mail: fin@bgiik.ru
Аннотация. В статье рассматривается город Санкт-Петербург с точки зрения перформативности и рекреативности культурного пространства. Автор, используя антропологический прием «погружения в среду», описывает город как праздничное, представительское пространство, насыщенное системой образов.

Ключевые слова: культура, образ, город.

SAINT PETERSBURG - PERFORMANCE SPACE



А.А. Logvinenko Scientific supervisor V.G. Turkina

Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: fin@bgiik.ru
Аbstract. The article examines the city of St. Petersburg from the point of view of the performativity and recreation of the cultural space. The author, using the anthropological technique of immersion in the environment,‖ describes the city as a festive, representative space, saturated with a system of images.

Keywords: culture, image, city.
Город как пространство всевозможных новаций и хранилище традиций – тема достаточно давняя и, кажется, хорошо изученная. Город рассматривают с точки зрения исторического, социологического, культурного процесса. В трудах исследователей он предстает как модель мира, место памяти, архетипическое и сакральное [3; 4]. Особого внимания всегда удостаиваются столичные города, являющиеся квинтэссенцией замыслов политиков, властителей и выразителей их замыслов архитекторов и градоустроителей.

Проблема столичных городов со своей историей, особенностями средового контекста, ландшафтно-географическим перформансом тема, имеющая свою историю и историков [2]. Историческая самобытность, коммуникативные пространства, формируют лицо города. Можно сказать, что город есть результат взаимодействия и пересечения многих миров человека, опредмеченных и живых, окрашенных в цвета человеческой ментальности и эмоционального восприятия. Эти контексты культуры города составляют образ города, пространственно-временной континуум городской культуры. Понять и

«прочитать» город, таким образом, становится достаточно интересной и непростой проблемой, культурно-информационные «поля» городской среды оказываются насыщенными множеством артефактов. Среди подобных городов можно назвать Санкт-Петербург, один из наиболее выдающихся по своей природе и внутреннему наполнению город.

Здесь на первый план выходит проблема его экскурсионной привлекательности. С этой точки зрения внимание привлекает рекреационная среда города: парки, многочисленные каналы и мосты, гранитные набережные и чугунное литье ограждений. Многие известные российские и зарубежные архитекторы создавали облик города в XVIII-XIX веках.

Его часто называют северной столицей России. И он признан городом особого значения.

Несомненно, Санкт-Петербург заслуживает такого статуса. Название города менялось несколько раз. Сначала город назывался Санкт-Петербург, но в 1914 году он был переименован в Петроград. Затем, в 1924 году, сразу после смерти В.И. Ленина, городу было присвоено имя Ленинград. В 1991 году

городу было возвращено старое название Санкт-Петербург.

Город основан Петром I в 1703 году. Его основание началось со строительства на территории Заячьего острова Петропавловской крепости. История основания города связана с множеством легенд и городских мифов об основании города. Содержание этих мифов отражает степень интереса и уровни понимания значения города на Неве.

Петербург расположен на воде. Некоторые даже сравнивают его с Венецией, но такое сравнение не очень верное. Город состоит из сорока четырех островов, соединенных между собой красивыми мостами. Несколько каналов придают Санкт-Петербургу особое «звучание» и облик. Образы пространства города заданы вертикалями и горизонталями мостов, перспектив, шпилями Адмиралтейства, Петропавловской крепости, высокими куполами Исаакия и Спаса-на-Крови. Обращает на себя внимание факт обращения геометрии пространства города в полотнах петербургских живописцев, которые можно увидеть в музеях изобразительного искусства, прежде всего в Эрмитаже. Он один из самых насыщенных музеев Санкт-Петербурга. Занимает шесть зданий, самым большим и наиболее известным, знаковым, является Зимний дворец, спроектированный и построенный Б. Растрелли. В Эрмитаже

365 залов и более 2,7 млн. различных экспонатов. Это крупнейший художественный музей в нашей стране и один из самых известных художественных музеев во всем мире.

Коллекция Эрмитажа была начата с покупки Екатериной 225 картин западноевропейских мастеров. Сегодня в музее около трех миллионов экспонатов. Известный факт, который, тем не менее, впечатляет по-прежнему, о том, что понадобится 15 лет для осмотра всех достопримечательностей Эрмитажа, потратив на это по минуте, ни разу не остановившись. К тому же каждый зал сам по себе – произведение искусства. Большой популярностью у гостей дворца пользуются Малахитовый, Георгиевский и Петровский залы.

Перед Зимним дворцом зданием Эрмитажа Дворцовая площадь с Александринском столпом, окруженная зданием Главного штаба, с возвышающейся Триумфальной аркой, над которой парит триумфальная колесница, влекомая шестеркой коней в авторстве барона П. Клодта.

Кроме того, стоит обратить внимание на церкви и соборы, которые украшают Петербург. Казанский собор, Исаакиевский собор, Спас-на-Крови – это совершенно разные архитектурные сооружения, отражающие культурное и общественное настроение эпох. Купол Исаакиевского собора позволяет увидеть город в перспективе, что создает пространственное впечатление о городе. Собор Спас-на-крови восхищает красотой своих куполов и внутренних сказочных интерьеров.

Интересными достопримечательностями являются крейсер «Аврора» и памятник Петру I «Медный всадник» Э. Фальконе. Его уникальность обусловлена и тем, что памятник имеет всего две точки опоры.

Санкт-Петербург – это еще и город мостов. 68 рек, каналов и водоемов пересекают город в разных направлениях, образуя на его территории 42

острова. Сейчас в Санкт-Петербурге и его окрестностях 580 мостов, в том числе 20 разводных.

Этот город славится своей неповторимой атмосферой. Часто посетители слышат такие слова: «Открой свое сердце городу, и он откроется для тебя и навсегда останется в твоем сердце». И если это действительно произойдет, когда вы приедете в Санкт-Петербург, независимо от того, идет ли дождь или яркое солнце, снег или мороз, город примет вас. Он согреет вас, успокоит и вселит надежду.

Особенно привлекателен Петербург в период белых ночей, которые открывают иные возможности рассмотрения знакомых величественных зданий и сооружений, пафос которых в «неверном свете» белой ночи приобретает иное звучание. Белые ночи, несомненно, выступают визитной карточкой Санкт- Петербурга, с одной стороны, подтверждая стереотипы восприятия северной столицы, с другой стороны, опровергая их. Меняющиеся пропорции городских зданий и сооружений, двоящихся в неверной поверхности окружающей воды, создают иной образ города, зыбкий и вполне «по-достоевски». Можно с уверенностью констатировать, что Петербург – этот синтез мифологического и рационального, мистического и приземленного, не оставит равнодушным.
Список литературы

  1. Ачильдиев С. И. Постижение Петербурга. В чем смысл и предназначение Северной столицы. / С. И. Ачильдиев. – Москва, 2015.

  2. Марголис А. Петербург. История и современность. Избранные очерки/ А. Марголис. Москва, 2014.

  3. Туркина В.Г. Три метафоры для города / В.Г. Туркина //Тенденции развития науки и образования. 2019 – №55, Часть 6. Изд. НИЦ «Л Журнал», 2019. 108 с. – С.100-107.

  4. Туркина В.Г., Вербина О.В. Город как предмет междисциплинарных исследований/ В.Г. Туркина, О.В. Вербина // Juvenis scientia. Санкт-Петербург, 2018. – № 10. – С.69-75.


1   ...   87   88   89   90   91   92   93   94   ...   105


написать администратору сайта