Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


    Скачать 1.05 Mb.
    НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
    Дата12.04.2022
    Размер1.05 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
    ТипДокументы
    #467256
    страница75 из 105
    1   ...   71   72   73   74   75   76   77   78   ...   105

    РАЗДЕЛ 4. . ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


    ВФИЛОСОФИИИСОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХНАУКАХ

    СКАЗКА КАК ОБЪЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ



    А.Н. Акимова

    Научный руководитель – О.А. Михайлова Белгородский государственный институт искусств и культуры

    e-mail: olga11846@mail.ru
    Аннотация. В данной статье мы постарались исследовать вопрос духовно- нравственного воспитания личности, а в частности, детей, и постарались проанализировать пути решения данной проблемы посредством наглядного рассмотрения сказки, как незаменимого фактора формирования личности.

    Ключевые слова: сказка, нравственность, духовно-нравственное воспитание, дети, общество, личность, ценности.

    A FAIRY TALE AS AN OBJECT OF SPIRITUALLY AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN



    A.N. Akimova

    Scientific supervisor – O.A. Mikhailova Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: olga11846@mail.ru
    Abstract. In this article, we tried to explore the issue of spiritual and moral education of the individual, and in particular, children, and tried to analyze the ways to solve this problem through a visual examination of the fairy tale as an indispensable factor in the formation of personality.

    Keywords: fairy tale, morality, spiritual and moral education, children, society, personality,

    values.
    По своему естеству структура сказки, ее красочный контраст добра и зла, завораживающие и отчѐтливо проглядывающиеся образы выразительны, ее многогранный язык, динамичные события, завораживающие и удивительные причинно-следственные связи и явления, которые подвластны пониманию ребенка, совместно все это делает сказку незаменимым фактором формирования духовно-нравственной, здоровой личности. Полученные детьми впечатления после прочтения или просмотра художественных произведений, оставляют свой неизгладимый отпечаток в творческой, а также в продуктивной деятельности детей в рисунках, лепке, стихотворениях, играх-драматизациях.

    Сказка представляет собой зачастую несуществующий или фантастический мир, который в итоге является отражением нашего реально существующего мира в действительности, в большинстве его проявлений. Возможность сравнивать действительный мир, в котором существует ребенок и окружающие его близкие люди, предоставляет то самое сказочное и

    фантастическое отображение жизни, которое предоставляется нам, прежде всего в сказке.

    «Сказки – это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности» [1, с.17]. В развитии раннего мышления, это является неотъемлемой частью, так как активизации и развитию способствует то, что ребенок сопоставляет и сомневается, исследует и приходит к убеждениям благодаря примеру, прочитанному в сказках, или увиденному в сказочных спектаклях. Поэтому можно сказать, что одной из главных задач сказочного материала является усвоение мысли о том, что зло в любом случае должно быть наказано и добро должно восторжествовать.

    Очень часто мы слышим, что современном обществе сказка, как и многие другие традиционно-культурные ценности, заметно утратила свою социальную значимость. А ведь собственно посредством сказки детям младшего возраста намного проще и понятнее освоить нравственный навык и сформироваться как личности. Также, именно сказочный материал играет одну из главных ролей в духовном просвещении детей, способствует зарождению этических и эстетических норм и правил. В то же время, сказка – это возможность в наиболее комфортной атмосфере, способствовать развитию эмоционально- нравственного обогащения ребенка, что способствует не только воображать последствия совершенных им действий и поступков, но также и анализировать их значение для себя и близких. Очень важно после прочтения сказки или после просмотра спектакля-сказки, обсудить с ребенком сюжет и определить положительные и отрицательные поступки каждого действующего лица, услышать возможные варианты поступков, если бы финал сказки был другой.

    В момент перестроения общественных формаций, связь поколений в воспитании детей нарушается, и в первую очередь в области трансляции духовно-нравственного опыта, основных жизненных ценностей и тенденций духовного развития. Таким образом, важно отметить, что развитие духовно- нравственной значимости, является основополагающим показателем сформированной личности, способной породить личное видение о своем будущем жизненном пути, подлинно самостоятельном и ответственном. В наше время, широко распространено понятие осознанной ответственности общества за воспитание подрастающего поколения, которое будет строить наше будущее.

    В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [3, с. 170].

    На сегодняшний день общество активно вовлечено в процесс сохранения и развития собранного опыта, потому – что иначе недостижимо даже не то чтобы его развитие, но и само существование в целом. Фиксирование переданного опыта по большей части зависит от нашей системы воспитания и

    образования, но это все взаимосвязано, ведь система образования, например, развивается с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития нашего общества. Следуя из этого, нужно отметить, что первостепенным условием развития общества в России является духовно- нравственное формирование младшего подрастающего поколения и подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни. Пути и способы разрешения существующей на данный момент проблемы духовно- нравственного воспитания, требуют максимально эффективного поиска или переосмысления уже известных. В нашем убеждении, одним из самых результативных средств в воспитании и укоренении моральных качеств личности является именно сказка. Доктор философских наук, профессор И.В. Силуянова писала: «Нравственность

    • это внутренний код, определяющий человеческие отношения» [2,с.105].

    Сказка погружает детей в необходимую гамму сопереживаний, вызывает у них как страх, так и чувство любопытства, создавая особое, ни с чем несравнимое настроение, ее задачей является возрождение духовно- нравственногонакопленного годами опыта нашей культуры, нашего народа и традиций – она учит честности, трудолюбию, взаимопомощи и многим другим необходимым моральным качествам. Главный замысел и проблематика сюжета любой сказки, дают нам понять, что добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов.

    Естество и долговечность сказки заключается в том, что замысел ее тайны и волшебного бытия нерушимо связаны между собой в элементах смысла: фантазии и правды. Отсюда следует сказать, что вследствие этого и возникает некая классификация видов и жанров сказок, но она совсем неоднообразная. Поэтому, мы можем выделить несколько наиболее популярных классификаций: есть сказки, которые описывают необычные и сверхъестественные события, бывают сказки посвященные животным, сказки о приключениях, сказки на социально-бытовую тему, сказки-анекдоты, сказки- перевертыши и многие другие.

    Определенных установок и границ в группах сказок не существует, но, несмотря на это, выделяют тенденцию, которая дает возможность начать с ребенком предметный, поучительный и воспитательный тип разговора о сказках в рамках условной «системы» и нужно отметить, что это соответственно упрощает работу родителей и воспитателя. Существующая классификация русских народных сказок на сегодняшний день находится в изменении, и предпринимаются попытки вывести новую классификацию.

    Но, независимо от этого, в большинстве случаев, сказка представляет собой эпическое, прозаическое произведение, в которых главными персонажами могут являться не только люди, но и животные, предметы, стихии. Понятию «сказка» посвящено множество трудов исследователей, но, как известно, открытым остается вопрос определения сказки как отдельного жанра устного народного творчества.

    Таким образом, при использовании в работе с детьми и в их воспитании сказок, с ярко представленными духовно-нравственными понятиями, у младшего поколения легко и наглядно происходит формирование духовно-

    нравственного понятия, являющегося основополагающим для формирования будущей личности. Поэтому, с уверенностью можно сказать, что, действительно, сказка является эффективным средством формирования духовно-нравственных представлений детей младшего возраста.
    Список литературы

    1. Глебова, Л.С. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая энциклопедия,

    – 2003.

    1. Силуянова, Н.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека [Текст] / Н.В. Силуянова //Философские науки.– 2015.– № 12. – С. 102-112.

    2. Сухомлинский, В.А, Избранные педагогические сочинения : в 3-х т. / [составители О.С. Богданова, В.З. Смаль ; редколлегия: Н. П. Кузин (гл. ред.) и др. ; предисловие Н. П. Кузина, А. Г. Дзеверина, с. 7-24] ; АПН СССР. – Москва : Педагогика, 1979. С.560.


    1   ...   71   72   73   74   75   76   77   78   ...   105


    написать администратору сайта