КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области
Скачать 1.05 Mb.
|
МЕДИА-ИГРЫ И МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИО.П. Шастина Научный руководитель – М.Н. Киреев Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: kireymn@mail.ru Аннотация. Несмотря на то, что жанр компьютерных и консольных игр по-прежнему борется с предрассудками, он все же на равных выходит за рамки классических средств массовой информации и в перспективе будет играть все большую роль в передаче культуры и знаний. В статье отмечается, что эта тема в последнее время является объектом для всестороннего культурологического, искусствоведческого и медиа-теоретического анализа в Германии. Ключевые слова: медиа-средства, культурно-рекреационные объекты, Монтессори, познание мира, конструирования мира. MEDIA GAMES AND METHODS OF MARIA MONTESSORIO.Р. Shastina Scientific supervisor – M.N. Kireev Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: kireymn@mail.ru Abstract. Despite the fact that the genre computer and console games are still struggling with prejudice, it is still on an equal footing beyond the classical media and in the future will play an increasing role in the transmission of culture and knowledge. The article notes that this topic has recently been an object for a comprehensive cultural, art history and media-theoretical analysis in Germany. Keywords: media means, cultural and recreational objects, Montessori, cognition of the world, construction of the world. По сравнению с книгами или фильмами компьютерные и консольные игры - очень молодая среда, и в этом качестве они разделяют раннюю судьбу всех успешных средств массовой информации: они поляризуются. С одной стороны, они отмечаются как соответствующая форма искусства 21-го века, создавшая новые повествовательные формы и современные образцы, с другой стороны, они осуждаются как насильственные, тупые и зависимые потребительские продукты. Во всяком случае, одно уже не секрет: «игры» - это часть нашей культурной и общественной жизнедеятельности. С этим связаны новые формы мышления, повествования, обучения, работы. По этим причинам «игры» имеют растущее значение для организации работы библиотек. В идеале они составляют весь медиа-ландшафт, как некоммерческие базовые культурно-рекреационные объекты, которые отличаются, в частности, своим образовательным заданием и характеристиками места обучения и развлечений. Понятие медиа-ландшафта было придумано, прежде всего, одноименной книгой Йохана Хуэйзинга в первой половине ХХ века, в частности, для описания того, что с ним связывают элементарные человеческие формы освоения и конструирования мира. Компьютерные игры, как правило, ставят четкие цели, дают непосредственную обратную связь, пружины неправильных решений и неудачных успехов и открывают пространства для творческого мышления и социальных действий, что подтверждают в своих работах А.А. Деникин [2], Е.В. Клепикова [3]. Таким образом, они отвечают всем требованиям для позитивного и успешного опыта обучения. Вот почему их принципы все чаще становятся плодотворными даже в игровых контекстах: компании и образовательные учреждения обнаружили принцип коммуникативности и так называемые «Серьезные игры», которые используют человеческий игровой драйв и связанные с ним амбиции для мотивации определенного поведения. Наблюдая за концептуальным развитием детского сада, бросается в глаза, что значение педагогики Монтессори в раннем воспитании детей, но так же и в области начальной школы, неуклонно растет. Если в 60-х и 70-х годах объекты Монтессори были еще большой редкостью, то сегодня они приобрели особо масштабное значение. В школьной сфере это развитие может быть ответом на недостатки правил школы, как писал Шмутцлер (1993): «Как альтернативная педагогика нормальному и государственному образованию, педагогика Монтессори осуществляет определенное и не всегда достаточно обоснованное увлечение лечебным образованием». Не глубокое знание антропологической точки зрения Монтессори привело к растущему интересу к ее педагогике, а поиск новых (старых) педагогических моделей и теорий стал поводом для этого бума. Лица, выступающие за педагогику Монтессори, к сожалению, часто имеют ограниченные знания о мысли Монтессори и о еѐ образовательных подходах. Нередко происходит сокращение взглядов, их подход сводится к работе с детьми-инвалидами или реализации их педагогики в интеграционных учреждениях. Последнее приводит к тому, что практикующие педагоги считают, что они не могли бы работать по системе Монтессори, если бы не реализовали интеграционную группу (совместный уход за детьми-инвалидами и инвалидами). Изучение основных мыслей Монтессори, ее взгляда на ребенка, ее педагогических целей, ее материалов является непременным условием реализации этого педагогического подхода в детском саду. В принципе, большинство педагогов-реформаторов сегодня переживают своего рода ренессанс. Многие из ваших мыслей находят вход в раннее или школьное образование и дидактику без явного превращения детских садов или школ в учреждения Монтессори. Можно заметить, что педагогика от ребенка вытесняет чистую учебную педагогику, что уровни развития и потребности детей воспринимаются очень серьезно, что таким образом придает различный вес обучению детей. Человек, который стоит в жизни самостоятельно и самодостаточно, творчески, открыто и рискованно справляется с задачами, является само собой разумеющейся целью у Марии Монтессори, а также других педагогов- реформаторов. Тогда одновременно становится понятным, почему Монтессори требует «нового учителя» и больше не видит в нем «аниматора» для обучения. В самом ребенке скрыты все силы. Они должны будить, наблюдать и сопровождать учителя. Таким образом, воспитание самостоятельности через самодеятельность является высшей предпосылкой. Искусство и наука – странная пара? На самом деле нет. Это как со школой Афин. В центре Рафаэльской композиции, возникшей с 1508 по 1511 год, находится диспут между мудрым Платоном, держащим в руке книгу, помеченную как «Тимайос», и протягивающим правую руку к земле Аристотелем, которому в качестве атрибута присваивается «Этика». Кому придается больше значения: идеям или реалиям? Эту дискуссию можно перенести и на вопрос о соотношении искусства и науки. Со времен романтизма идет попытка установить искусство как соперницу и великую соперницу науки. Но неужели это она? Творческие процессы в искусствах и науках похожи друг на друга. В обеих дисциплинах наблюдается, изучается и экспериментируется. Но в результате, с одной стороны, стоит произведение, с другой – тезис. Принципиально отличается и путь к цели. Наука характеризуется разумом и порядком, искусство воображением и чувственностью. Уже романтики лелеяли стремление к тому, чтобы рациональное объяснение мира все же можно было дополнить эстетической эмоциональностью. Искусство как венец науки, так сказать. Однако наиболее плодотворны дисциплины, когда они наблюдают и проникают друг в друга взаимно. Ибо, в конечном счете, надо признать, что именно различие истины и вкуса, разума и чувственности, воображения и эмпирии, рациональности и эмоциональности является раздвоением Искусство и наука только делают то захватывающее, продуктивное и постоянно раздражающее дело, которым оно является. Даже у Рафаэля кассетный бочкообразный свод, носимый двойными пилястрами, властно нависает над различными группами, формально связывая их вместе. Таким образом, различные углы зрения не должны быть чем-то предосудительным. Наоборот, они могут продвигать исследователей, таких как художники, и предоставлять более сложную модель познания мира. Бесспорно одно - Мария Монтессори создала уникальную систему самовоспитания и саморазвития маленьких детей, где в специально организованной окружающей среде ребенок вправе сам выбирать интересующие его материалы и играть с ними столько, сколько ему самому хочется [1]. Список литературы Детские игры Марии Мотессори .https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2019/03/20/statya- po-teme-igry-marii-montessorihttps://multiurok.ru/blog/l-tolstoi-ob-uchitielie.html (Просмотр18.04. 2021 г Деникин А.А. В защиту видеоигр // GameStudies.ru . 2013. [Электронный ресурс] URL http://gamestudies.ru/post/1785(Просмотр 14.04.2020). Клепикова Е. В. Онлайнплатформа Steam: формат, взаимодействие с аудиторией, влияние на игровую индустрию. М., 2015. [Электронный ресурс] http://vernsky.ru/pubs/5956/Onlayn- platforma_Steam_format_vzaimodeystvie_s_auditoriey_vliyanie_na_igrovuyu_industriyu (Просмотр 14.04.2020). |