Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые

  • КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


    Скачать 1.05 Mb.
    НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
    Дата12.04.2022
    Размер1.05 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
    ТипДокументы
    #467256
    страница53 из 105
    1   ...   49   50   51   52   53   54   55   56   ...   105

    ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК



    А.Д. Белогорцев

    Научный руководитель – Л.А. Карпушкина Литературный институт имени А.М. Горького e-mail: andrbelog@yandex.ru

    e-mail: moroz1@list.ru
    Аннотация. В статье представлен краткий экскурс истории появления записных книжек как литературного жанра, рассматриваются его особенности. Автором статьи приводятся примеры записных книжек писателей, которые их вели. Анализируются разновидности жанра записных книжек, такие как дневниковые записи, переписки, черновики, рабочие тетради, ежедневники. Подчеркивается, что записные книжки позволяют увидеть автора «сквозь» его записи, проследить его литературный рост, увидеть изменения в его мировоззрении, мировосприятии.

    Ключевые слова: литературный жанр, записные книжки, дневниковые записи, переписки, черновики, рабочие тетради, ежедневники.

    HISTORY AND SPECIFIC FEATURES OF NOTEBOOKS AS LITERARY GENRE



    A.D. Belogortsev

    Scientific supervisor L.A. Karpushkina

    Maxim Gorky Institute of Literature and Creative Writing e-mail: andrbelog@yandex.ru

    e-mail: moroz1@list.ru
    Abstract. The article presents a brief information about the history of notebooks as a literary genre, examines its features. The author of the article provides examples of notebooks indicating the litterateurs who wrote them. Varieties of the notebook genre such as diary entries, correspondence, drafts, workbooks are analyzed. It is emphasized that notebooks allow to see the authors through‖ their notes, to trace their literary growth, to see changes in their worldview.

    Keywords: literary genre, notebooks, diary entries, correspondence, drafts, workbooks.
    Среди многочисленных литературных жанров записные книжки занимают особое место. До некоторого времени данный вид литературного творчества вообще не рассматривался как жанр. Только в XIX веке литературоведы обратили внимание на то, что многие писатели оставляют личные записи художественного или документального вида, публикуя их в дальнейшем, и стали выделять записные книжки в качестве отдельного литературного жанра.

    Следует отметить, что записные книжки не имеют определенного формата повествования. Они могут отражать хронометраж событий из жизни писателя с исторической точностью, а могут выглядеть в виде воспоминаний, выполненных в художественном описательном стиле. Они могут содержать только вербальное сообщение, а могут чередоваться с рисунками, дополнительными вкладышами и т.д. Ввиду того, что интерес к исследованию записных книжек как литературного жанра появился не так давно, их художественные особенности до конца не изучены, а писатели продолжают и в настоящее время создавать произведения в этом жанре, данное литературоведческое исследование представляется своевременным и актуальным.

    Большое количество трудов требует от учѐных разработки определенной классификации или типологии для систематизации творческого процесса и выявления определенных закономерностей, как в литературном, так и в историческом контексте. Так, в исследовании Зырьянова О.В., Снегиревой Т.А., Созиной Е.К. и др., проведенном в Екатеринбурге в 2010 году, были предприняты попытки анализа эволюции жанров в русской литературе XVII- XX вв. При этом понятие «жанр», по мнению исследователей, как раз и

    «указывает на сущностные, типологические черты произведения как содержательного, так и формального свойства, и в этом смысле является важнейшим основанием для типологических представлений» [6, с. 3-4].

    Среди исследуемых жанров учеными рассматривается и жанр записных книжек. Записные книжки тот жанр, в котором с особой очевидностью

    «проговаривает» себя тип личности писателя, его психология творчества, неповторимость его «трудов и дней» [3, с. 243]. Согласимся с данным определением исследователей и возьмем его в качестве рабочего определения записных книжек как литературного жанра в данном исследовании. Оно объясняет тот факт, что как причины ведения записных книжек, так и особенности оформления их были различны. Одни авторы заполняли записные книжки не подряд, открывая тетрадь на любой странице, переворачивая страницы в любом порядке, неразборчиво и торопливо фиксируя свои мысли (Достоевский Ф.М.). Другие вели записные книжки упорядоченно, каждой тетради отводя особое место в своей творческой биографии (Чехов А.П.). Некоторые писатели всю свою жизнь вели записные книжки (Твардовский А.Т.). А ряд писателей использовали записные книжки просто как черновики (Маяковский В.В.) [3, с. 243].

    В связи с этим в литературе появляется много вариаций записных книжек, таких как дневниковые записи, переписки, черновики, рабочие тетради, ежедневники.

    Рассмотрим каждую из разновидностей отдельно.

    Дневниковые записи как литературный жанр относят к мемуарной литературе. Это текст, который написан не для кого-то, а для себя. В дневниках описывают события личностно значимого характера, указывают даты событий, заполняют записи с определенной периодичностью [4]. Для дневников характерны смешения документального и художественного стилей, незавершенность мыслей, отсутствие замысла, нелинейность.

    Переписки относят к эпистолярному наследию, привязанному к конкретной сфере человеческой деятельности, и рассматривают как средство изучения языковой специфики личности [2]. Перепиской называют как частное неофициальное письмо в разговорном стиле, так и художественный текст с проявлением творческих стилистических особенностей автора.

    Черновики относят к разновидностям жанра дневника. Обычно дневники сочетают в себе элементы черновиков. Черновики могут быть началом серьезных произведений литераторов, могут быть исторического или политического характера у историков или политических деятелей соответственно. Они позволяют наблюдать за становлением личности человека в литературе, истории, политике [5].

    Рабочие тетради связывают в основном с творчеством А.Т. Твардовского, который вел рабочие тетради больше 40 лет. В них своего рода творческая лаборатория писателя, черновые варианты произведений, записи личного характера, описание своего состояния, мыслей, чувств, рассуждения о жизни, времени, культуре. В рабочих тетрадях встречаются и творческие планы, и черновики официальных писем [1].

    Ежедневник входит в гипержанр «деловая тетрадь» и представляет собой комплексный жанр, состоящий из простых жанров (записей). Жанровой функцией ежедневника является письменно-речевой способ организации частно-деловой сферы автора-владельца, относящийся к естественной письменной речи [7, с. 4].

    Таким образом, дневниковые записи, переписки, черновики, рабочие тетради, ежедневники имеют некоторые сходства с записными книжками, но в то же время записные книжки по праву выделяют в отдельный литературный жанр. Возможно, благодаря тому что писатели серьезно и требовательно относились к своим записным книжкам, они не допускали повторений и однообразной информации, выражали свой особый подход к жизни и литературному творчеству. Ряд авторов самостоятельно принимали решение публиковать свои записные книжки. У других записные книжки были опубликованы уже посмертно и стали объектом литературоведческих исследований следующих поколений. Записные книжки позволяют увидеть автора «сквозь» его записи, проследить его литературный рост, увидеть изменения в его мировоззрении, мировосприятии.
    Список литературы

    1. Жанр записных книжек в русской литературе: от документального к художественному [Электронный ресурс] // URL: https://studme.org/204798/literatura/zhanr_zapisnyh_knizhek_russkoy_literature_dokumentalnogo_ hudozhestvennomu

    2. Кокунина, Е.В. Переписка как опосредованный диалог: лингвопрагматический аспект: На материале переписки И.С. Тургенева и его повести «Переписка»: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. - Череповец, 2005.- 200 с.

    3. Подчиненов, А.В., Снигирева, Т.А. Жанр «записных книжек» в русской литературе: от документального к художественному. – Екатеринбург. – С. 243-250 [Электронный ресурс] // URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/49550/1/dc_2006_1_039.pdf

    4. Ромашкина, М.В. Дневник: эволюция жанра [Электронный ресурс] / Современные проблемы науки и образования. 2014. 6 // URL: https://www.science- education.ru/ru/article/view?id=15447

    5. Ромашкина, М.В. Разновидности жанра дневника / Вестник Башкирского университета. - 2015. - Т. 20. - № 3 [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/raznovidnosti- zhanra-dnevnika/viewer

    6. Эволюция жанров в литературе Урала XVII XX вв. в контексте общероссийских процессов // О.В. Зырянов, Т.А. Снигирева, Е.К. Созина и др. – Екатеринбург: УрО РАН, 2010. – 552 с.

    7. Юркевич, А.С. Ежедневник как жанр естественной письменной русской речи: диссертация

    ... кандидата филологических наук : 10.02.01 [Место защиты: Кемер. гос. ун-т]. - Кемерово, 2011.- 232 с.

    1   ...   49   50   51   52   53   54   55   56   ...   105


    написать администратору сайта