Главная страница

КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


Скачать 1.05 Mb.
НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
Дата12.04.2022
Размер1.05 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
ТипДокументы
#467256
страница51 из 105
1   ...   47   48   49   50   51   52   53   54   ...   105

ЗНАЧЕНИЕ РУШНИКА В СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ ОБРЯДНОСТИ



С.В. Яковлева

Научный руководитель – М.В. Шулика Белгородского государственного института искусств и культуры

e-mail: mashylka80asp@bk.ru
Аннотация. В статье приводятся значение понятия «рушник». Автор проанализирует использование рушника в семейно-бытовой обрядности XIX начале ХХ века. Автор приводит использование рушника в обрядах рождения, свадьбы и похорон. По мнению автора, огромное значение имела вышивка на рушнике – цвет и композиционное решение орнамента.

Ключевые слова: семейно-бытовая обрядность, свадьба, похороны, орнамент, цвет.

THE SIGNIFICANCE OF THE COLLAR IN FAMILY AND HOUSEHOLD RITUALS



S.V. Yakovleva

Scientific supervisor M.V. Shulika Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: mashylka80asp@bk.ru
Abstract. The article describes the meaning of the concept "towel". The author will analyze the use of a towel in family and household rituals of the 19th - early 20th centuries. The author cites the use of a towel in rituals of birth, weddings and funerals. According to the author, the embroidery on the towel was of great importance - the color and compositional solution of the ornament.

Keywords: family and household rituals, wedding, funeral, ornament, color.
Рушник можно рассматривать как многофункциональное изделие, которое не только украшало повседневный быт восточных славян, но и выступало как связующий компонент, напоминающий о связи человека с родом, предками, а также рассматривалось как произведение народного искусства.

Согласно этнографическому словарю, «рушник – полотенце у восточных славян, с вышитым или тканным узором» [4]. В свою очередь, В.И. Даль в

«Толковом словаре живого великорусского языка» трактует понятие «рушник» как утиральник, короткое полотнище для утирания лица или рук [2].

Анализируя приведенные определения, мы можем отметить, что рушник представлял собой домотканое полотно, служившее предметом быта. Интерес к изучению данного вопроса связан с использованием рушников в современных ритуалах. Так, например, рушник часто используется при встрече гостей, на нем преподносят хлеб-соль, в современном свадебном обряде его используют в церемонии бракосочетания, расстилая рушник перед молодыми, и прося их встать на него.

В соответствии с этим, мы решили проанализировать использование рушника в семейно-бытовой обрядности XIX – начале ХХ века, и выявить его значение. В каждом из обрядов, рушник символизировал и выполнял свои функции.

Жизнь каждого человека начинается с родильного обряда, в котором рушник использовался для одаривания бабки-повитухи на 40-й день после рождения ребенка. При этом рушник выполнял обереговое значение. Это можно объяснить тем, что родившей женщине необходимо было «смыть» грех, который был перед бабкой-повитухой. Роженица на пороге дома, дарила кусок мыла и рушник. В родильно-крестильном цикле рушник могли использовать также при выкупе «бабьей каши».

Вторым поворотным моментом в семейно-бытовой обрядности является свадебный обряд, длившийся от двух – трех недель до полугода и делившийся на две части: подготовительный (сватовство, пропой, рукобитие, смотрины,

девишник) и собственно свадебный день.

Рассмотрим использование рушника во время сватовства в селах Корочанского района, перед выходом из дома жениха, сваха связывала ножки стола, чтобы была удача, в селах Алексеевского района рушником связывали рогачи, так же на удачу в «нелегком» деле. С собой брали каравай, который также располагался на рушнике.

При анализе использования в свадебной обрядности рушника, мы можем констатировать, что девушка должна была самостоятельно выткать не менее 40 рушников, которыми она одаривала свекра, свекровь, сестер жениха, дружек. Также рушник использовался для украшения свадебного поезда – им обвивали дуги, использовали вместо вожжей, стелили на спины лошадей.

Практически повсеместно на территории Белгородской области дружка повязывал рушник крест-накрест на груди, поезжане крепили рушник на головные уборы [3]. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом, давая им в руки рушник, в селах Красненского, Бирючанского районов рушником связывали руки молодых, чтобы всю жизни они шли рука об руку.

На рушнике выносили хлеб-соль как в доме жениха, встречая молодых после венчания, так и в доме невесте, «провожая» ее и благословляя.

Третий этап из семейно-бытового цикла похоронный обряд. Использование рушника в этом обряде выполняло функцию «дороги»,

«перехода» из мира живых в мир мертвых. После смерти, рушник повязывали на шее, таким образом, что один конец вкладывали в правую руку усопшего. Гроб в могилу опускали на двух рушниках, после чего их отдавали копачам. В некоторых селах Белгородской области рушником украшали надмогильный крест.

В течение сорока дней после смерти, рушник выкладывали на подоконник, веря, что в нем «отдыхает» душа умершего. В поминальные дни рушник вывешивали за окно, чтобы «пришедшие» предки могли по нему войти в дом.

Анализируя использования рушника в традиционной культуре, мы заметили одну закономерность со временем рушник заменили лентами (свадебный обряд свидетели, повязывающие их через плечо), кусками материи или платками (одаривание акушерок). Интересен тот факт, что в современном похоронном обряде, рушник или его видоизменение практически не используется.

Огромное значение имела вышивка на рушнике. Цветовая гамма, использовавшаяся при вышивке рушников черно-красная, либо красная. Очень редко можно встретить вышивку только черного цвета. Красный цвет символизировал свет, солнце, а черный – почву. Появление в вышивке других цветов (голубого, зеленого, желтого, малинового) свидетельствует о переселении жителей приграничных украинских сел [1].

В ходе этнографической поездки в села Алексеевского района, нам удалось выяснить, что при вышивке рушника мастерицы строго соблюдали трехчастность мира верхний ряд мир богов, здесь изображали «древо

жизни»; средний ряд – мир живых – изображали холмы, реки, засеянное поле, благо, плодородие и нижний ряд – мир предков – зигзагообразные линии мира мертвых. Каждый ряд отделяли от другого не вышитыми полосками ткани, ярусы, никогда не соединяя между собой.
Список литературы

  1. Бондарь О.И. Символика орнамента в Белгородских вышитых рушниках / О.И. Бондарь. Белгород, 2006. – 46 с.

  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. М., 1992. 946 с.

  3. Мир традиций. Белгород, 2007. 94 с.

  4. Этнографический словарь. М., 1986. 826 с.
1   ...   47   48   49   50   51   52   53   54   ...   105


написать администратору сайта