КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области
Скачать 1.05 Mb.
|
ИЗРАЗЦОВЫЙ ДЕКОР В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЕВ.Р. Юрова Научный руководитель – В.Н. Климова Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: urovavlada@yandex.ru e-mail: klimova.vn@yandex.ru Аннотация. В статье рассматривается проблема эволюции использования в декоративном убранстве отечественных культовых сооружений изразцового декора. Представлены примеры оформления, как фасадов зданий, так и интерьеров. Ключевые слова: архитектурный декор, изразец, изразцовый иконостас, румпа. TILED DECOR IN THE DOMESTIC TEMPLE ARCHITECTUREV.R. Yurova Scientific supervisor – V.N. Klimova Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: urovavlada@yandex.ru e-mail: klimova.vn@yandex.ru Abstract. The article deals with the problem of the evolution of the use of tiled decoration in the decorative decoration of domestic religious buildings. Examples of the design of both building facades and interiors are presented. Keywords: architectural decor, tile, tiled iconostasis, rumpa. Все древние цивилизации вкладывали особый смысл в культовые сооружения, на их постройку уходило много средств и сил, строились такие объекты качественно, часть из них сохранились до наших дней. К культовым постройкам люди всегда относились с почтением, такие строения представляют собой одни из самых грандиозных построек, которые были созданы человечеством. Эти сооружения, как правило, выделялись на фоне остальных масштабами – это были самые выдающиеся из всех построек в городском ансамбле. Со временем в архитектуре происходят изменения, которые могут проявляться в конструкции и декоративном убранстве. Архитектурный изразец давно был известен и широко использовался в оформлении архитектурных сооружений. На Руси изразцовое искусство известно с десятого столетия от мастеров Византии и Болгарии, а это значит, что изразец является ровесником крещения Руси. Изразцы активно использовались в украшении княжеских палат, применяли как монохромные поливные, так и полихромные, включавшие в себя рельефы и росписи. Традиция украшения архитектурных сооружений керамикой пришла на Русь из Византии, но, к моменту появления и применения византийских технологий и сюжетов на Руси изразцы уже активно применялась. Поэтому новые изобразительные технологии были переработаны и приобрели собственный облик и колорит. В экстерьере культовых сооружений изразцовый декор применен в ряде Псковских, Ярославских и Московских построек. Так в Храме Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле был применен изразцовый декор. Эта постройка относится к середине в семнадцатого века. Уникальным произведением гончарного искусства является цветной наличник, выполненный на окне центральной алтарной апсиды этого сооружения. Изразцовый декор был выполнен через сорок лет после окончания строительства храма и очень ярко выделяется на фоне кирпичной стены. Весь двор восточного фасада церкви, в том числе и наличник, были сделаны с расчетом на то, чтобы восприятие с большого расстояния (от реки) не искажало и не сглаживало всю красоту сооружения. Одним из памятников, украшенных муравлѐными изразцами - Теремок в Крутицком подворье. Он облицован многоцветными изразцами, число которых равно примерно двум тысячам, автором этих изразцов считается Степан Иванов. Распространѐнный мотив орнамента на изразцах этого периода: растительные узоры («травы»). Но по-настоящему расцветом изразцового искусства является декорирование Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Система изразцового убранства этого сооружения формировалась с 1657 по 1666 год. Сохранившиеся до наших дней фрагменты убранства сооружения дают представление о технике и приемах декорирования. Предварительная работа по датировке изразцовых композиций позволила отнести к первому периоду строительства Воскресенского собора лишь немногие части его керамического убранства. В их число входят фасады храма: «на фасадах храма – фрагменты фриза между первым и вторым ярусами (кроме ротонды, где изразцовое убранство почти полностью заменено реставрационной керамикой,< …>); наличники некоторых окон; убранство барабанов глав заалтарных приделов (вероятно, частично <…>); фрагмент фриза «неопалимая купина» на центральной апсиде кафоликона; западный портал голгофского притвора (весьма условно)» [2, с. 21]. В изразцах, изготовленных для этого сооружения, были использованы новые технологии - глухие оловянные эмали белого, желтого, бирюзово- зеленого и темно-синего цветов. Кроме эмалей, так же применялась прозрачная полива коричневого цвета, которая на красном черепке давала различные оттенки, новая технология способствовала превращению изразца в объемную архитектурную деталь с румпой, которая монтировалась в кладку одновременно с кирпичом. Но изразцы использовали не только при оформлении фасадов, так же их применяли в интерьерах культовых сооружений. Есть ряд храмов, в которых иконостасы декорированы изразцами. Так, например, в интерьере Воскресенского собора стали применять изразцы в оформлении иконостасов и декоративных фризов. Однако после создания этого удивительного сооружения длительное время подобных иконостасов не делали. Возобновил производство изразцовых иконостасов Н.В. Султанов, он изучал историю изразца и публиковал архивные материалы по этой теме. Результаты своих изысканий Николай Владимирович использовал при проектировании новотомниковского иконостаса, изготовленного в 1889 году на кирпичном заводе М.В. Харламова в Петербурге. Высочайшее художественное качество иконостаса новотомниковской церкви является заслугой и М.В. Харламова, он наравне с Султановым, является его автором. Перед отправкой в Тамбовскую губернию иконостас демонстрировался в столице как уникальное произведение искусства, о чем объявлялось: «Председатель С.-Петербургского общества архитекторов имеет честь уведомить г. г. членов, что в понедельник 27 ноября в 1 ч. дня состоится осмотр на заводе члена-соревнователя общества М.В. Харламова (Лиговка, колония Сан-Галли) изразцового иконостаса, изготовленного для имения г. министра Императорского Двора (в Тамбовской губернии) по рисункам действительного члена общества Н.В. Султанова [1]. Иконостас Благовещенского храма сделан в форме перспективного изразцового портала, свойственного для ярославских и ростовских церквей семнадцатого века. Его особенностями также являются пропорциональностью, скульптурная пластичность, изобилием и гармонией использованных цветов. Однако несмотря на все художественные достоинства, он имеет и определенные недостатки, которые характерны для того времени. Н.А. Сперовский в кандидатской диссертации писал, что главным недостатком современных (на то время) иконостасов состоит в бедности их иконографического содержания. Несмотря на то, что на рубеже девятнадцатого - двадцатого столетий в России интерес к изразцу и глазурованному кирпичу возрос, но изготовление иконостасов по традиционной изразцовой технологии не получило развития. Изразец является важной частью декора культовых сооружений в интерьере, так как в середине семнадцатого века появились глазурованные и эмалированные изразцы, в скором времени они стали украшать не только фасады, но и интерьеры храмов. Появился удивительный и уникальный архитектурный памятник ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря в интерьере Воскресенского собора стали применять изразцы в оформлении иконостасов и декоративных фризов. Список литературы Академик Императорской Академии Художеств Николай Васильевич Глоба и Строгановское училище. Москва: Индрик, 2012. https://bookz.ru/authors/kollektiv- avtorov/akademik_597/1-akademik_597.html Зеленская,Г.М. Символика изразцов Нового Иерусалима./ Г.М. Зеленская. – Москва:Индрик, -2012.- 400 с. Савина Л. Фарфоровый иконостас // Памятники Отечества. Подмосковье. М., 1994. № 31. |