Главная страница
Навигация по странице:

  • Аннотация.

  • Abstract.

  • КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


    Скачать 1.05 Mb.
    НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
    Дата12.04.2022
    Размер1.05 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
    ТипДокументы
    #467256
    страница46 из 105
    1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   ...   105

    КНИЖНОЕ ДЕЛО В РОССИИ В XVII ВЕКЕ



    Н.А. Шугаев

    Научный руководитель – Л.И. Переславцева Белгородский государственный институт искусств и культуры

    e-mail: nik.shugayev@bk.ru
    Аннотация. В статье рассматривается специфика развития книжного дела в России в XVII веке.

    Ключевые слова: Церковь, книгопечатание, сборник, летопись, Московский печатный двор, грамматика.

    BOOK BUSINESS IN RUSSIA IN THE XVII CENTURY



    N.A. Shugaev

    Scientific supervisor L.I. Pereslavtseva Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: nik.shugayev@bk.ru
    Abstract. The article deals with the specifics of the development of the book business in Russia in the XVII century.

    Keywords: Church, book printing, collection, chronicle, Moscow Printing yard, grammar.
    1553 год можно считать началом книгопечатания в России. Иван Грозный устроил в Москве первый Печатный двор. Появление книгопечатания для России имело огромное и немаловажное значение. Открытие Печатного двора носило государственный характер. Дело в том, что многочисленное рукописное переписывание церковных книг (и не только) порождало большое количество ошибок и неточностей, что, в свою очередь влекло искажение смысла и усложняло трактование в целом. Поэтому важно было установить единство в церковных текстах.

    До 1700 года печатали в 4-х населенных пунктах. Началось все в Московском печатном дворе. После пожара в 1566 году типография перенесена в Александровскую слободу (ныне город Александров). Эта типография сгорела в 1611 году, после чего в 1613 году типографию восстанавливали в Нижнем Новгороде. 6 января 1615 года вышел «Псалтырь», после чего печатать стали регулярно и бесперебойно.

    В 1620 году снова в Москве рядом с Кремлем был построен новый Печатный двор, сгоревший в 1636 году.

    17 век смело можно назвать золотым веком книгопечатания.

    Кириллическая печать в 17 веке достигла высочайшего уровня и апогея своего развития. К сожалению, Россия долгое время не имела основных книг, на которых базировалось христианство, речь о «Библии» и «Новом Завете». Между 1450 и 1455 гг. Иоганн Гуттенберг, немецкий ремесленник, создатель печатного станка, первым напечатал «Библию» на латинском языке. «Библия» печаталась до к. 15 века 81 раз без комментариев и 13 раз с комментариями. Писалась в немецких, итальянских переводах (11-15 раз).

    Русские первопечатники, безусловно, осознавали необходимость создания этих книг на русском языке. Но первая славянская «Библия» была выпущена только в 1663 году. А что касается «Нового Завета», то он в период 16 и 17 вв. не был напечатан ни разу. Он появился впервые только в начале 18 века.

    Начиная с 1640 года, церкви были полностью снабжены книгами и пособиями для проведения служб. [1, c. 31-34]

    Большей частью стали печататься книги нравоучительного и догматического характера. По инициативе патриарха Иосифа, сборник поучений которого, кстати, тоже увидел свет, напечатаны книги, авторами которых стали византийские служители церкви. [1, c. 45]

    1641-1643 года ознаменованы выходом «Пролога», первой русской книги для чтения. По богатству содержания «Пролог» имел особое значение в церковной жизни и получил в России широчайшее распространение. Эта книга неоднократно перепечатывалась и издавалась, что, несомненно, подтверждает факт большого интереса читателей и высокого спроса на нее.

    После смерти Иосифа, патриархом стал Никон. Во время его патриаршества больше внимания уделялось переписыванию старых книг и изменению церковных обрядов, нежели созданию нравоучительных и догматических произведений, чем характеризовалось патриаршество Иосифа. При Никоне большое значение приобрел сборник «Скрижаль».

    Следует отметить, что для истории литературы и истории религиозных споров на Руси, сборники, вышедшие во время патриаршества Иосифа и Никона, представляют ценнейший материал.

    При Питириме, следующем за Никоном патриархе, была, как раз издана первая «Библия» России. Это был 1663 год.

    До 1641 года в книгах отсутствовал титульный лист, его заменяло послесловие, или летопись. Наличие титульного, или по-другому заглавного, листа начало прослеживаться только в 60-е годы 17 века.

    Немаловажным будет упомянуть о том, что изначально Букварь относился к церковной литературе, т.к. обучение азбуке шло по «Псалтырю».

    В 1637 году появляется первая Азбука Василия Бурцова. После Азбуки Ивана Федорова она стала вторым памятником русского просвещения.

    Вернемся к Московскому Печатному двору. Вероятно, возникает вопрос, кому же подчинялась эта типография? Теоретически Печатный двор был государственным учреждением, но поскольку в то время он обслуживал исключительно церковь, то фактически руководство принадлежало ей. О свободной печати книги по заказу не было даже речи, в те времена частные издательства просто-напросто отсутствовали.

    Правительственная монополия, введенная в Москве на печать книг, носила индивидуальный характер. Дело в том, что такой подход в книгопечатании, отсутствие выбора произведений для печати, сугубо государственные заказы на размножение текстов, необходимых для церкви и т.д. применялся из всей Европы только в Москве. В других странах не существовало подобного. [3, c. 498]

    Михаил Фѐдорович Романов(1613-1645), первый в своей династии, ничего в области книгопечатания не изменил, в отличие от своего сына Алексея

    (1645-1676). Алексей Фѐдорович проявил огромный интерес в этой области, он стал первым царем, который захотел лично участвовать в издании книг. При нем произошел переворот, изготовление книг было смещено с темы церкви. В результате, благодаря Алексею Фѐдоровичу, в 17 веке появилось 7 книг, абсолютно не относящихся к религии, это были светские книги.

    Приведем немного статистики. Всего за 17 век было выпущено 483 книги.

    Все эти издания можно разделить на 3 группы:

    1. Литургические (церковно-служебные) 410 книг (84,8%).

    Это обособленная группа книг. Книги отличались большим форматом, крупным шрифтом, двухцветной печатью (черным и красным), внешней красотой.

    1. Религиозные, но не литургические

    (предназначенные для чтения вне церкви, для домашнего чтения) – 66 книг (13,6%)

    «Пролог» это первая русская книга для чтения.

    1. Книги нерелигиозные по содержанию –7 книг (1,45%) [1, c. 51]

    Среди этих семи книг были издания на разные темы, охватывающие различные области знания и исключающие церковь. Для военного дела перевели немецкую книгу Вальхаузена «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей. Ее печатали 3 месяца с 1 июня по 26 августа 1647 года. Вместо «Азбуки» и «Псалтиря» была создана «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. Ее печатали с 6 декабря 1647 г. по 2 февраля 1648 г. Этот учебник был выдающимся изданием того времени и стоял у вершины филологической науки того времени, что свидетельствовало о недюжинных знаниях и таланте автора.

    «Грамматика» М. Смотрицкого выдающийся памятник славянской грамматической мысли. М.В. Ломоносов называл эту книгу «вратами своей учености».

    В 1649 году в свет вышел первый Судебник, он представлял собой свод законов.

    В 80-х годах 17-го века два писателя-иеромонаха старались продвинуть в печать свои стихотворные произведения. Обоим удалось стать у истоков зарождающейся литературы нового времени. Первым сборником стихотворений в русской литературе стал сборник Симеона Полоцкого

    «Ветроград многоцветный», выпущенный в 1678 году. Примечательно, что в этом же году, царь Фѐдор создает собственную типографию в Кремле ради того, чтобы у Симеона Полоцкого появилась возможность печатать свои произведения. В итоге эта Верхняя типография, как ее называли, функционировала до 1683 года. За время своего достаточно непродолжительного существования напечатано 6 книг, из которых автором 5 являлся Симеон.

    Вторым писателем-иеромонахом был Карион Истомин, он с 1679 года являлся смотрителем Московского печатного двора. Плодами его деятельности стали малый и большой букварь. В 1692 году написал «Лицевой букварь», это была рукописная книга, отделанная золотом и красками. А в 1694 году ее вырезал из меди Леонтий Бунин. На каждой странице букваря имелись буквы,

    картинки и нравоучения. Эта работа не имела аналогов в прошлом и будущем, в настоящее время имеется лишь факсимильное издание.

    Авторство одной из редчайших русских книг принадлежит также Кариону Истомину. Это большой букварь, 1696 года выпуска. Отчего он относится к редчайшим книгам? Дело в том, что этот букварь предназначался только для обучения в стенах дворца и издан в количестве 20 экземпляров, из которых до наших дней дошли всего 2. Один из экземпляров хранится в Российской государственной библиотеке.

    К большому сожалению, книгопечатание 17 века после столь объемного развития для тех времен к концу столетия возвращается к своей начальной точке, к печати литургических текстов по заказам церкви, но уже в большем объеме. Это было спровоцировано тем, что последнюю четверть века представителями московского патриаршества являлись Иоаким и Адриан. Они противодействовали всем прогрессивным начинаниям Петра I. [6, c. 83]

    Несомненно, в наше время мы можем изучить и проанализировать лишь те произведения, которые дошли до нашего времени. Конечно, что касается 17 века, помимо 483 произведений, о которых говорилось в этой статье, существуют и другие. Но о них есть возможность узнать только из архивных документов, учета книг и их регистрации. Это очень долгий и кропотливый процесс, который полностью до сих пор не произведен.

    Книгопечатание 17 века претерпело колоссальные изменения. Напечатана первая «Библия», первый сборник стихов, «Азбука», «Грамматика» и многое другое, что стало достоянием нашей истории и памятником литературы. В это время напечатаны первые и редчайшие книги. Благодаря Алексею Фѐдоровичу дан толчок на развитие книжного дела и печать произведений отличных от церковных. Это время начала книгопечатания и его развития. И это век по праву считается золотым веком книгопечатания.
    Список литературы

    1. Киселев, Н. П. О московском книгопечатании XVII века / Н. П. Киселев // Книга. Исследования и материалы. - Москва: Изд-во Всесоюз. кн. палаты, 1960. – 64 с.

    2. Зобин Г. K. «Рукописная книга в Древней Руси» : Календарь «Круг чтения» 1990. Москва: «Политиздат», 1989. – 97 c.

    3. Мандель, Б.Р. Книжное дело и история книги. Иллюстрированное учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Связи с общественностью», «Журналистика», «Библиотековедение», «Музееведение»,

    «Книговедение», «Издательское дело и редактирование», «Полиграфия» (бакалавры, магистры): Ч. 1 / Б. Р. Мандель. Москва: Директ-Медиа, 2014. – 608 c.

    1. Куприянова, Татьяна Георгиевна. Отечественное книгоиздание в XVII веке / Т. Г. Куприянова // Книга и книжное дело России: традиции и современность : монография. - Москва, 2016. – 123 с.

    2. Починская, Ирина Викторовна. Книгопечатание Московского государства второй половины XVI-начала XVII века в отечественной историографии : концепции, проблемы, гипотезы / Починская Ирина Викторовна. - Екатеринбург, 2013. - 41 с.

    3. Сахаров, Андрей Николаевич. История России XVII-XVIII веков / А. Н. Сахаров. - Москва

    : Росмэн : Просвещение, 2004. – 172 с.
    1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   ...   105


    написать администратору сайта