Главная страница

КТП. Культурные тренды. 2021. Т.1. Администрация губернатора белгородской области


Скачать 1.05 Mb.
НазваниеАдминистрация губернатора белгородской области
Дата12.04.2022
Размер1.05 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКультурные тренды. 2021. Т.1.docx
ТипДокументы
#467256
страница52 из 105
1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   105

РАЗДЕЛ 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ




ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА КАК ИДЕЙНЫЙ ЛИДЕР ЭПОХИ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ



П.К. Авдонина

Научный руководитель – Е.Л. Антонова Белгородский государственный институт искусств и культуры

е-mail: paulina.avdonina@gmail.com
Аннотация. Статья направлена на осмысление историческое значения идейного лидерства Флорентийской школы эпохи итальянского Возрождения. Особое внимание уделяется деятельности Микеланджело и Рафаэля.

Ключевые слова: Флорентийская школа, итальянское Возрождение, Микеланджело, Рафаэль.

THE FLORENTINE SCHOOL AS AN IDEOLOGICAL LEADER OF THE ITALIAN RENAISSANCE



P.К. Avdonina

Scientific supervisor E.L. Antonova Belgorod State University of Arts and Culture е-mail: paulina.avdonina@gmail.com
Abstract. The article is aimed at understanding the historical significance of the ideological leadership of the Florentine school of the Italian Renaissance. Special attention is paid to the work of Michelangelo and Raphael.

Keywords: Florentine school, Italian Renaissance, Michelangelo, Raphael.
Возрождение в Италии открывает новую страницу в истории не только изобразительного искусства, но и культуры, стремившейся, с одной стороны, разорвать последние связи со Средневековым мировосприятием, с другой опереться на культуру позднего Средневековья и Античности.

Первые предпосылки зарождения новой эпохи складываются еще в XIII веке, что особенно ярко было выражено в три его последних десятилетия. XIV век уже был связан с именами Мазаччо, Донателло и Брунеллески, работы которых представляют разительный контраст с готическими образцами,

«тормозившими» развитие новой – «джоттовской» – художественной традиции. В Итальянской «провинции» – от Милана и Венеции до Урбино и Неаполя – возникают «самостоятельные» очаги Возрождения. И это – несмотря на то, что именно Флоренция выступает реальным «интеллектуальным центром» новой культуры [3].

С течением времени региональные интеллектуальные и художественные новации, сохраняя свои особенности, образуют «культурное единство». С этой

точки зрения, не вызывает удивления разнообразие произведений искусства высокого художественного уровня, создаваемых итальянскими мастерами этого времени. В их числе, «разноплановые» образцы живописи – фресковые циклы, монументальные алтарные композиции и станковые картины. Ни один вид искусства не остается в стороне от совершенствования изобразительной техники. Популярность набирает не только рисунок, гравюра, рукописная миниатюра, но и только что возникшая печатная графика. Начиная с первой трети XV – до середины XVI веков наступает период Позднего Возрождения. И хоть натурфилософия, логика, эстетика, история искусства продолжают оставаться в поле зрения исследователей, появляются первые признаки смещение научных интересов, направленных на социальные проблемы. Эпоха Реформации, последовавшая за эпохой Возрождения, яркий тому пример. Одним из признаков завершения жизненного цикла Возрождения становятся появление новых «направлений» маньеризма и петраркизма [1].

В эпоху Высокого Возрождения Флорентийская школа заявляет о себе как об идейном лидере, выдвинув ряд художников, которые сделали себя знаменитыми не только при жизни, но и после своего ухода. Однако можно с уверенностью утверждать, что редко в какую-либо другую эпоху наблюдался столь видимый разрыв между знаменитыми художниками и не очень, как во Флоренции в период Позднего Возрождения. Этот разрыв был особенно заметен по сравнению с периодом XV века, названным «кватроченто». В указанный период, уровень мастерства художников не «самого высокого ранга» и знаменитых художников (которых сегодня называют «великими») был приблизительно равным. Просто произведения Фра Бартоломео и Андре адель Сарто, как менее известных художников, по сравнению с работами Микеланджело и Рафаэля, уступают скорее «значимостью» фигур заказчиков, а не мастерством. С этой точки зрения, эпоха Высокого Возрождения предстает пред нами «масштабно представленной картиной» великих, одинаково гениальных художников без каких-либо видимых отличий в мастерстве, тогда как Позднее Возрождение являет нам несколько великих мастеров на фоне остальных менее значимых фигур, что и создает «надуманный» разрыв между гениальностью одних и одаренностью других. Наиболее известными представителями Флорентийской школы, после Леонардо да Винчи, становятся Микеланджело и Рафаэль.

Во всех работах Микеланджело, будь то фрески, картины или рисунки, четко прослеживается образное мышление автора. Всем его работам присуща предельная убедительность, в них нет и намека на поиск средств выражения, что позволяет понять, почему ни одному мастеру, творившему до него, не удавалось добиться такой четкости в изображении «формы». В этом плане он превосходит многих художников предельной сконцентрированностью на образах и гражданском пафосе героев. Микеланджело был единственным, кто не только попытался художественными средствами визуализировать смысл существования человека, но и уловил «кризисные признаки» надвигающихся перемен, отчего в его работах можно рассмотреть глубоко прочувствованную

утрату ренессансных идеалов как утопии [3].

Рафаэлю как никому другому было присуще особенное чувство ритма, которое проявляется во всех произведениях автора. Он был идейным вдохновителем и непревзойденным образцом как для будущих поколений художников, которые обращались к романтическому женскому образу, так и для своих современников, которые после его смерти написали на его надгробии: «Природа при его жизни боялась быть побежденной и боялась умереть после его смерти». Вазари же пророчески заметил, что «блаженным … можно назвать всякого, кто, находившись у … [Рафаэля] на службе, работал под его руководством, ибо я убедился в том, что любой из его последователей достиг в жизни почетного пристанища. Поэтому-то все те, кто будет подражать его трудолюбию в искусстве, удостоятся почестей мирских, а те, кто уподобится ему святостью своих нравов, награды небесной» [2].

На основании сказанного можно констатировать, что Флорентийская школа, в лице Микеланджело, Рафаэля и многих других ее представителей, выступала как идейный лидер эпохи итальянского Возрождения.
Список литературы

  1. Баткин, Л. М. Итальянское Возрождение: в поисках индивидуальности / Л.М. Баткин; Москва: Наука, 1989. 270 с.

  2. Вазари, Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Д. Вазари; – Москва: Альфа-книга, 2008. – 1278 с.

  3. Ротенберг, Е.И. Искусство Италии ХVI века / Е.И. Ротенберг; – Москва: Искусство, 1967. – 220 с.

1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   105


написать администратору сайта