Антагонист. 7714 АНТАГОНИСТ. Агаты кристи и
Скачать 127.58 Kb.
|
1.3 Понятие художественного образаВажнейшей категорией литературы, определяющей ее суть и специфику, является художественный образ. Термин «образ» (др.-греч. эйдос – облик, вид) используется философами и учеными еще с древних времен как способ, с помощью которого литература и любое другое изобразительное искусство может выразить свою сущность. «Художественный образ – категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором (художником) какого-либо явления, процесса свойственными тому или иному виду искусства способами, объективированный в форме произведения как целого или его отдельных фрагментов, частей (так, литературное произведение – образ может включать в себя систему образов персонажей…)» [19, с.10], образов-вещей, образов-явлений. Но прежде всего образность – это основная характеристика художественного произведения; она имеет свойство «вызывать ассоциации с другим текстом или прямо отсылать к нему, в результате смысл художественного произведения обогащается полностью или частично формируется посредством обращения к образной системе иного текста, который относится к творчеству того же автора, к предшествующей литературе или мифологии» [35, с.81]. Образ персонажа также есть совокупность элементов, составляющих характер, внешность, речевую характеристику, поступки, социальный статус, которые показаны с помощью определенного набора художественно-композиционных и языковых средств [15, с.28]. Специфические черты образа, определяющие его художественные особенности, заключаются: в максимальной емкости содержания, т.е. в его целостности, в самодостаточности, символичности, экспрессивности. Таким образом, художественный образ – это форма художественного мышления, которое, при помощи различных специфических черт способно изобразить яркий образ, придающий художественному материалу актуальность и оригинальность. П.В. Палиевский полагает, что художественный образ строится не только посредством образного языка. Это действительно сложное явление, суть которого составляют, помимо языка, множество других средств, взаимосвязанных между собой. Это и образные детали, и форма, которые, взаимодействуя между собой, порождают новый продукт, «обладающий грандиозной содержательной емкостью» [37, с.110]. Образность позволяет воздействовать на эмоциональную сферу читателя. По поводу художественности С.В. Чернова пишет: «Художественность можно определить как свойство языковых единиц оказывать на читателя, зрителя, слушателя эстетическое и эмоциональное воздействие путем использования в речи изобразительно-выразительных единиц, свидетельствующих о словесном мастерстве автора текста, его владении словом как искусством» [47, с.112]. Образ героя – более узкое понятие. В большинстве случаев, литературный герой – это человек (иногда бывает животное), обладающий теми или иными внешними и внутренними чертами. Это носитель характера, определённой системы ценностей. Его образ воссоздаётся в соответствии с замыслом писателя, его индивидуально-творческой манеры. Образ в художественном произведении представляется результатом осмысленных писателем выводов о каком-то процессе или явлении. Особенность этого понятия в том, что оно не только помогает осмыслить действительность, но и создать свой вымышленный мир. Рассмотрим понятие художественного образа, его виды и средства выражения. Известно, что любой писатель старается изобразить те или иные явления так, чтобы показать свое видение жизни, ее тенденции и закономерности. Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности. Образом также называется любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Известный романист и филолог Джеймс Н. Фрэй в своей научной книге «How to Write a Damn Good Novel» говорит о том, что персонажи для писателя всё равно, что кирпичи для каменщика или доски для плотника. Персонажи – это материал, из которого строится вся книга. Поэтому, чтобы написать интересную книгу, необходимо создать ярких персонажей, которые долго будут жить в сознании читателя [45, с.52 – 53]. Свою мысль он строит на том, что персонажи отличаются от реальных людей. Персонаж всегда красивее или безобразнее, подлее или благороднее, злее или великодушнее настоящего человека, живущего в реальном мире. Персонаж превосходит настоящего человека во всём. Человек вымышленный может быть сложным, изменчивым, даже загадочным, но он всегда должен быть понятен читателю. Если он вдруг станет читателю непонятен, читатель просто закроет книгу, и на этом всё закончится. К тому же персонаж, в отличие от реального человека, ограничен пространственными рамками сюжета. Когда писатель рассказывает нам о жизни персонажа своего произведения, он должен упомянуть только о тех мыслях, чувствах, впечатлениях, желаниях и т.д. своего героя, которые имеют отношение к развитию его личности, влияют на его поступки. Они должны соотноситься с теми чертами характера, которые будут играть решающую роль, когда герой столкнётся с жизненными коллизиями, уготованными ему сюжетом. Джеймс Н. Фрэй подразделяет всех персонажей на два типа [45, с.54]. Первый тип можно назвать "плоским", "картонными" или "одномерным". Это проходные персонажи, персонажи-статисты. Они появляются на страницах романа, чтобы произнести пару-тройку фраз, после чего исчезают навсегда. Это официанты, бармены, портье, торговцы газетами, посыльные. Они могут описываться ярко, могут не описываться вовсе. Самое главное заключается в том, что эти персонажи всегда находятся на периферии, они вдалеке от гущи событий и интерес читателя к ним невелик. В таких персонажах нет глубины, писатель не раскрывает мотивы их поступков и их тревоги, сомнения, опасения, надежды. Второй тип можно назвать «полным», «многомерным» или «трёхгранным». Ко второму типу относятся все главные герои произведения. У многомерных персонажей сложная, комплексная мотивация поступков. Их души полны страстей и амбиций, заставляющих метаться между своими желаниями; их мучают обида, любовь, тревога. Создание такого персонажа стоит долгих и упорных трудов, от них нельзя отмахнуться, потому что иначе читатель опять-таки перестанет понимать персонажа и, вероятно, закроет книгу. Писателю , для того, чтобы заинтересовать читателя, требуется, прежде всего, самому познакомиться как можно ближе со своими героями. Лайос Эгри в выдающейся работе "Искусство создания драматических произведений" (1946) [49] называет многомерные персонажи «трёхгранными» и выделяет физиологическую, социологическую и психологическую грани. Физиологическая грань включает в себя физические данные персонажа: его вес, рост, возраст, пол, расовую принадлежность, состояние здоровья и т.д. Всё это очень важно, так как внешние данные, как и в реальном мире, играют значительную роль в судьбе персонажа, становлении его характера, в его жизни. Вторую грань персонажа Эгри определяет как социологическую, выделяя в ней такие аспекты, как социальная и религиозная принадлежность, политические взгляды, отношение к людям, к своей стране, к карьере, к деньгам. Для того, чтобы полностью понять персонаж, писателю необходимо отследить черты его характера от самых истоков, с момента их формирования. Пусть и не всё войдет в книгу – хотя бы представление о вышеперечисленном должно быть. Если писатель не может ухватить динамику развития характера персонажа, он никогда до конца не поймёт мотивы его поступков. Ведь именно мотивация персонажа рождает в произведении конфликт, напряжение, удерживающее внимание читателя. Третья, психологическая, грань, есть результат взаимодействия физиологической и социальной граней. Психологическая грань – это сфера фобий и маний, комплексов, страхов, страстей, фантазий, чувства вины и т.д. Психологическая грань включает интеллект, привычки, эмоции, таланты, различные склонности, уверенность в себе, способность делать умозаключения. Писателю нужно ярко представить себе те черты характера и моменты биографии, которые будут играть роль в развитии и поведении персонажа в книге [49, с.27 – 29]. В работе «Литература для народа»(1983) Роберт Пек даёт следующий совет: «…перед тем, как напечатать вверху девственно чистого листа «Глава 1» (и сидеть потом неделю над этим листком, размышляя, чем заняться дальше), необходимо подготовить каждый персонаж». Словосочетание «подготовить персонаж» подразумевает создание заднего плана, фона для каждого персонажа. Иными словами, всем героям нужна биография. Для большинства писателей создание биографий персонажей является первым обязательным предварительным шагом [13, с.21]. Литературным героем по праву называется персонаж, получивший индивидуальную окраску, характер. А.И. Белецкий выделяет так называемых «агентов действия», «вершителей действия», которых автор использует обычно только для осуществления действия. Агенты действия обычно выступают в мифах, народных сказках, эпосах, то есть в произведениях, где более важна динамика развития, чем особенности человеческой личности. А.И. Белецкий пишет: «Проблема изображения человеческих характеров не изначальна в литературном искусстве» [11, с.124]. Действительно, на ранних этапах развития литературы трудно найти в художественных произведениях героев с индивидуальным характером. Эта тенденция появляется гораздо позже. По словам А.И. Белецкого, характерологическая функция в качестве основной сигнализирует появление новой более поздней в историческом развитии разновидности персонажа, представляющей в произведении лицо как существенную определённость» [11, с.124]. Существенный вклад в развитие понятия «герой», «образ», «характер» внёс выдающийся учёный М.М. Бахтин. По его мнению, герой, обладающий характером, можно обозначить как «явление действительности, обладающее определёнными и твёрдыми социально-типическими и индивидуально индивидуально-характерологическими признаками», а также ясно очерченным обликом, который складывается из «черт односмысленных и объективных, в своей совокупности отвечающих на вопрос, кто этот герой» [10, с.131]. Для М.М. Бахтина именно герой является главным «носителем действия» [10, с.132]. Интересен взгляд на данную проблему французского литературоведа Р. Барта, который, рассуждая о разновидностях персонажа, выделяет два основных понятия: «точные признаки» и «информационные признаки». «Точные признаки» способствуют раскрытию эмоционального состояния, характера и внутреннего мира действующих лиц. «Информационные признаки» помогают идентифицировать и события, и людей в хронотопе произведения [8, с.407]. С.Г. Бочаров также разграничивает понятие «персонаж» и «характер». По его мнению, характер, в отличие от маски-персонажа, имеет «форму» и «сущность» и объединяет в себе «различные относящиеся к герою факты и события, его биографию, речи, поступки, детали психологические, портретные; также характер таит внутри себя скрепляющую и мотивирующую логику» [17, с.422]. Разрабатывала понятие «литературный герой», а, следовательно, и его характере, литературовед Л.Я. Гинзбург. Из изысканий этого учёного следует, что писатель посредством литературного героя выражает собственное «понимание человека» [24, с.80 – 81]. В своих произведениях авторы создают некую модель личности, которая обладает «узнаванием», поскольку в ней одновременно сочетаются различные характеристики: социальные, психологические, языковые, культурно-исторические. Для того, чтобы герой был узнаваем, ряд признаков должен быть устойчив. Опираясь на учение М.М. Бахтина, Л.Я. Гинзбург утверждает, что героем, обладающим характером, может считаться только тот участник литературного действа, который совершает «самостоятельные» действия, имеет решающее значение для сюжета, оказывается «субъектом высказывания», причём эти высказывания должны доминировать в речевой структуре произведения. Разумеется, нами были приведены не все версии, касающиеся трактовки характера литературного героя. В литературоведении существуют и другие положения, относящиеся к данному вопросу, но все они, так или иначе, варьируются на основе вышеприведённых значений. Итак, признаками характера героя в литературном произведении можно считать: 1)наличие устойчивых признаков и характеристик (психологических, социальных, физических и т.д.); 2)указание на эмоциональное состояние; 3)совершение поступков; 4)значимость для движения сюжета. |