Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность темы

  • Предметом исследования

  • Методы исследования :1)стилистический анализ;2) интерпретативный;Теоретическая значимость работы

  • Практическая ценность

  • Структура работы.

  • Теоретической основой работы

  • ГЛАВА I ДЕТЕКТИВ КАК ЖАНР 1.1.Особенности детективного жанра

  • Антагонист. 7714 АНТАГОНИСТ. Агаты кристи и


    Скачать 127.58 Kb.
    НазваниеАгаты кристи и
    АнкорАнтагонист
    Дата21.10.2022
    Размер127.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла7714 АНТАГОНИСТ.docx
    ТипДокументы
    #746116
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ АНТАГОНИСТОВ В ДЕТЕКТИВНОМ ЖАНРЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: “SANCTUARY” АГАТЫ КРИСТИ И “ITHADTOBEMURDER” КОРНЕЛЛА ВУЛРИЧА)

    (Выпускная квалификационная работа)

    ОГЛАВЛЕНИЕ



    ВВЕДЕНИЕ 3

    ГЛАВА I ДЕТЕКТИВ КАК ЖАНР 6

    1.1.Особенности детективного жанра 6

    1.2 Стилистические приемы и выразительные средства детективного жанра 15

    1.3 Понятие художественного образа 27

    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 35

    ГЛАВА II СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ ОБРАЗОВ ГЛАВНЫХ АНТАГОНИСТОВ ДЕТЕКТИВНОГО ЖАНРА 36

    2.1Творчество Агаты Кристи 36

    2.1.1 Стилистические особенности описания главных антагонистов в рассказе А.Кристи «Sanctuary» 38

    2.2.1 Стилистические особенности описания главных антагонистов в рассказе К. Вурлича « It had to be murder» 42

    2.3 Сравнительный анализ произведений А.Кристи «Sanctuary» и К. Вулрич «Ithadtobemurder» 48

    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 50

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53



    ВВЕДЕНИЕ



    Данная тема представляет интерес для современного литературоведения. Это обстоятельство обусловлено тем, что детектив (арт-– явление весьма яркое интересное, но не изученное ещё максимально. Если же учитывать тот факт, что в последнее время жанр детектива вступает на новый этап своего развития (в связи с появлением новых ярких произведений), то становится очевидным незавершённость исследовательского процесса в области детектива.

    Давно известно, что произведения, написанные в детективном жанре, принадлежат к наиболее востребованным среди широкой читательской аудитории. Наравне с образцами низкого качества, удовлетворяющими вкусы массового читателя, жанр детектива подарил мировой литературе немало шедевров и действительно значимых имён. Тем парадоксальнее выглядит факт, что данная область литературы практически не изучена в современной науке.

    Среди исследований по данной теме выделяются работы Г.А. Анджапаридзе [2], И.А. Банниковой [7], Б. Вулиса [21], Н.Ю. Георгиновой [23], Н.Н. Кириленко [28], О.В. Колесниковой [29], Н.И. Прохоровой [38], Ю.П. Уварова [41], К. Хьюит [46], А.М. Шайхутдиновой [50].

    Несмотря на ряд значительных исследований, место детективного романа в мировой литературе до сих пор не установлено. В связи с масштабностью изучаемого явления и недостаточной его изученностью, актуальность данной работы очевидна.

    Активизировавшийся на рубеже XX–XXI веков и востребованный читателями жанр искусствоведческого детектива, ставящий актуальные социально-политические и нравственно-философские проблемы, является развивающимся жанром, обогащающимся за счёт различных жанров, взаимодействующих между собой. Очень часто детективные произведения являются синтезом нескольких жанров, собранием аллюзий и интертекстуальных перекличек, исторического экскурса в прошлое, искусствоведческих описаний.

    Актуальность темы настоящей работы определяется повышенным интересом к такому жанру как детектив.

    Объектом исследования является детективный жанр.

    Предметом исследования являются жанровые особенности использование средств выразительности и композиции в произведениях Агаты Кристи и Корнелла Вурлича.

    Цель исследования – осуществить анализ стилистических особенностей описания главных антагонистов в детективном жанре на примере произведений «Sanctuary» Агаты Кристи и «It had to be murder » Корнелла Вулрича.

    Данная цель предполагает решение следующих задач:

    1) рассмотреть детектив как жанр литературы;

    2) выявить наиболее частотные стилистические приемы и выразительные средства детективного жанра;

    3) рассмотреть образы главных антагонистов в указанных произведениях;

    4) осуществить стилистический анализ двух произведений на предмет описания героев-антагонистов в указанных выше произведениях детективного жанра.

    Методы исследования:

    1)стилистический анализ;

    2) интерпретативный;

    Теоретическая значимость работы заключается в том, что настоящая работа продолжает собой ряд исследований, посвященных такому интересному жанру как детектив.

    Практическая ценность состоит в том, что результаты работы могут быть использованы при обучении таких дисциплин как стилистика английского языка, литературный текст в обучении английскому языку и др.

    Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, двух приложений.

    Структура работы. В первой теоретической главе рассматриваются понятия детективного жанра, художественного образа, описываются стилистические приемы, характерные для жанра детектив.

    Во второй практической главе анализируются стилистические особенности, раскрывающие образы антагонистов в произведениях детективного жанра «Sanctuary» Агаты Кристи и «It had to be murder». Корнелла Вулрича.

    Теоретической основой работы явились труды в области поэтики детектива: Н.Н. Вольского [20], С.С. Ван Дайна [18], Р. Нокса [36], А.В. Фёдорова [44], Г.К. Честертона [48]; в области анализа текста: М.М. Бахтина [9], Л.Г. Бабенко [6], С.А. Борисовой [14], С.Г. Бочарова [16], Ю.М. Лотмана [33], Н.И. Прохоровой [38], В.Н. Топорова [40].

    ГЛАВА I ДЕТЕКТИВ КАК ЖАНР
    1.1.Особенности детективного жанра
    Термин детектив происходит от латинского слова» detectio», что означает «раскрытие», а по-английски «detective» переводится как сыщик. Сегодня детектив относится к самым популярным читательским жанрам. В основе детективного произведения обычно заложен конфликт между добром и злом, который раскрывается и завершается в процессе раскрытия преступления [23, с.39].

    Непредсказуемость и логика легли в основу произведений Э.А. По (Edgar Allan Poe, 1809 – 1849), который считается родоначальником детектива. Однако нельзя сказать, что он первым ввёл в свои рассказы детективные элементы. Среди обращавшихся к поэтике детектива можно назвать таких писателей, как У. Годвин (William Godwin, 1756 – 1836), в романе которого активно действуют сыщик-любитель и полицейский («Калеб Уильямс»).

    Но именно ряд рассказов Э.А. По, вышедших в 1840-х гг., завоевали славу первых классических детективных произведений. Таковым является рассказ «Убийство на улице Морг» (1841), который вместе с двумя другими новеллами «Тайна Мари Роже» и «Похищенное письмо» составляет трилогию о великом сыщике О. Дюпене. «Убийство на улице Морг». Возникновение и стремительная популяризация жанра обусловлены двумя причинами. Первая из них – установление в США и Европе полицейской системы, имеющей регулярную основу. Вторая – постепенный отход религиозного влияния на социум. Причём этот процесс наблюдается и в России, где тоже начинают появляться образцы детективного жанра (произведения В.А. Гиляровского, Вс. В. Крестовского, Ф.М. Достоевского и др.).

    Так, Н.И. Прохорова отмечает, что в этот период находилась на высочайшем подъёме святоотеческая литература, но «у людей был выбор – истории о преступлении и книги о духовной жизни. Многие выбрали криминальный мир, и он казался более ярок и насыщен событиями, заставляющими с одной стороны ужасаться, а с другой – чувствовать себя более счастливым, чем жертва злодеяния и более благородным, чем вор или убийца» [38, с.7]. По словам Ю.П. Уварова, новелла По превратилась в «модель жанра», который нам сегодня известен как «детективный» [41, с.4].

    Другим импульсом для развития детектива были мемуары Ф.Э. Видока – преступника, сумевшего занять пост начальника полиции. Сам термин «детектив» возник в конце 1870-х годов в произведениях А. Пинкертона и романе Э. К. Грин «Дело Ливенуорта»

    Итак, детективный жанр начинает набирать стремительные обороты. Эстафету По подхватывает Ч. Диккенс, создав один из самых таинственных романов в мировой литературе «Тайна Эдвина Друда», оставшимся незаконченным. А далее возникает имя А. Конан-Дойля, ставшего корифеем жанра. Он утвердил, расширил и обогатил открытия Э. По. Благодаря достижениям Конан-Дойля, который создал типы, ставшие практически архетипическими – гениального сыщика Шерлока Холмса (действующего по методу дедукции) и его напарника – доктора Ватсона, на арену детективного жанра выходит Англия. Одним из самых значительных этапов в истории детектива становится творчество Г. Честертона и серия его произведений, который вводит в литературу оригинального героя – отца Брауна – священника, расследующего таинственные преступления.

    Другими важнейшими этапами развития детектива стало творчество М. Леблана об Арсене Люпене, Анны Кэтрин Грин (первый значимый автор этого жанра в США), М.Р. Райнхарт, А. Мейсона, Г. Леро, Э. Бентли.

    На новый виток выводит детективный жанр общепризнанная королева детектива Агата Кристи, которая пополнила галерею литературных сыщиков незабвенными образами Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Так начинается золотой век детектива, в котором главенствует не рассказ, а роман. Далее появляются не менее колоритные персонажи, с блеском раскручивающие самые сложные дела. В романах таких корифеев детективов, как Э.Куин, Дж. Д. Карр, Н. Марш, Э. Гарднер, Р. Стаут каждый сыщик имеет свой характер и свой метод расследования.

    Во второй половине ХХ века наиболее значимым именем в детективе становится имя Жоржа Сименона – создателя капитана Мегрэ. Европейский детектив в лице Сименона, С. Жапризо, Дж. Ле Карре, по сравнению с американским, выглядел более изысканным и психологичным [28, с.31].

    В России детективный жанр развивался по-своему. Уже первые его образцы (например, «Гиперболоид инженера Гарина») продемонстрировал, что детектив в России – больше чем детектив. Далее, в связи с острым классовым конфликтом, активно формируется шпионский детектив. Он представлен именами братьев Вайнеров, Ю. Семёнова и др.

    Вторая половина ХХ века и начало XXI изобилует именами и огромным количеством произведений, большинство из которых примитивны. Но это не означает, что детектив как жанр перестал развиваться. Напротив, разнообразие его поджанров, приводит к вполне ощутимой тенденции – появлению весьма интересных произведений, написанных в форме искусствоведческого или исторического детектива. Время показывает, что потенциал детектива действительно неисчерпаем.

    Детектив имеет свои отличительные особенности. В основу его сюжета обычно заложено криминальное происшествие, преступление, а также тайна, загадка, иногда с налётом мистики, но практически всегда получающее реальное объяснение. Целью истории с детективным зачином является обязательное разрешение загадки. Всё повествование привязано именно этому процессу, который обязательно подчинён логике. Цепочка фактов, по которой следует сыщик (его наличие в детективе обязательно), в конечном итоге приводит к развязке всей истории, к триумфальному раскрытию преступления и наказанию преступника.

    Расследование в детективе является самым главным аспектом, поэтому психологизм образов здесь не столь важен, как в других жанрах. Психология и чувства героев раскрываются в большинстве случаев только в связи с преступлением. Одним из основных инструментов поэтики является именно логика. Г.А. Анджапаридзе, отмечая, особенность этого литературного жанра, литературы, что он «удовлетворяет человеческую потребность в торжестве логического начала над хаосом, представляет интерес для исследования своими строгими законами, несмотря на наличие которых, он остается непредсказуемым» [2, с.239].

    Творчество Э.А. По заложило основы жанра классического детектива как повествование о расследовании тайны преступления. Именно здесь впервые сложилась пара персонажей: гениальный сыщик, обладающий феноменальной наблюдательностью и могучим логическим мышлением и его друг, повествователь-хроникёр («я»), от имени которого ведётся рассказ [28, с.33].

    Отметим, что и творчество Конан-Дойла и других уже появившихся к тому времени произведениях (например, Уилки Коллинза), дало возможность сформироваться основным признакам детектива – существованию двух сюжетных линий, содержащих два конфликта: между пострадавшим и преступником, а также между сыщиком и преступником. Эти линии могут перемешиваться, автор может их по-разному варьировать и путать, но весь клубок к финалу должен обязательно распутаться и привести к разгадке. Все тайны, даже самые невероятные, должны раскрываться.

    Другие часто встречаемые атрибуты детектива – это погоня, постоянно ускользающая буквально из-под носа добыча; стрельба, множество захватывающих приключений.

    Одной из главных отличительных черт детектива является то, что настоящие условия происходящего читателю не сообщаются. А если и сообщаются, то очень сдержанно. Всё, что нужно будет узнать читателю, будет представлено в финале. Вместо знаний читатель детектива проходит вместе с героями и автором через весь процесс расследования. Интересно, что при этом ему предоставляется шанс на каждом его этапе делать собственные предположения, по-своему оценивать факты, выстраивать свою версию.

    Необходимо отметить и такое качество детектива, как присутствие саспенса. Это термин, пришедший к нам из английского языка, одним словом означает такой важный психологический момент как «напряженное невыносимое ожидание» [34, с. 40].

    Саспенс возникает в тот момент, когда герой, сумевший расположить к себе публику и заставивший её сопереживать себе, попадает в опасность, порой смертельную.

    Саспенс оказывается многогранным понятием, подготовительный этап к которому включает в себя и реакцию аудитории на происходящее в данный момент, и любопытство, и сопереживание. Итогом этого сложного процесса и окажется саспенс.

    А.Н. Митта пишет: «Саспенс – это что-то вроде экзамена, который выдерживают перед зрителями конструктивные элементы структуры. Если драматическая ситуация хороша, она порождает саспенс. Если драматическая перипетия развита правильно – вы получите все, что хотели, плюс саспенс в развитии. Если событие правильно вскрыло конфликт, саспенс будет расти вместе с угрозой герою и неожиданными поворотами действия» [34, с. 41].

    Термин «саспенс» был введён знаменитым американским режиссёром А. Хичкоком. По его словам, саспенсом можно назвать «самое интенсивное представление о драматической ситуации, которое только возможно» [34; 41]. Он даже привёл замечательный образный пример, иллюстрирующий это понятие. Саспенс можно выразить через образ лестницы, «которая скрипит и может обрушиться под героем» [34, с. 41].

    Саспенс можно обнаружить в любом грамотно выстроенном произведении. Так, приход Ромео к Джульетте, когда она спит, а Ромео думает, что она мертва (в то время как зрителю известно обратное) и выпивает яд, – и есть саспенс. Мы знаем больше героя – это и есть саспенс.

    Уменьшение количества шансов на успех прямо пропорционально возрастанию саспенса. Саспенс хорош ещё тем, что его можно регулировать, «усиливая альтернативный фактор в драматической ситуации героя» [М, с. 46].

    Саспенс бывает открытый и закрытый. Пример открытого саспенса уже был приведён нами: когда мы знаем больше героя. Но если же ни мы, ни герой не знаем, где прячется опасность, но при этом угроза её очевидна, то такой саспенс является закрытым.

    Саспенс способен растягивать или сжимать время так, как это пожелает создатель фильма. Хичкок предупреждает о том, что в поворотный момент саспенса «время должно быть растянуто» [34, с. 46]. Секунда в период саспенса может длиться в десятки раз дольше, так как это способствует эмоциональному вовлечению зрителей.

    Технически подобную растяжку можно осуществить, растягивая время в монтаже, показывая один и тот же миг с разных точек зрения, как это происходит у Хичкока почти в каждом фильме [34, с. 46], в том числе, и в его знаменитом «Окно во двор», снятом по К. Вулричу [1, с.22]. Без саспенса детектив не может существовать, это вполне очевидно.

    Понятие «саспенс» тесно связано с противостоянием протагониста и антагониста, о чём следует сказать подробнее. зло должно быть выражено посредством образа конкретного антагониста, а не через социальное явление или экологическую или техногенную катастрофу, причём этот отрицательный персонаж должен именно творить злодеяния, а не ограничиваться словесными угрозами. Необходимо знать: «Своими действиями противник задаёт герою вопросы, а тот, в свою очередь, даёт ответы» [34, с. 95]. Это принцип построения конфликта – чередование вопросов и ответов антагониста и протагониста.

    В конфликте обязательно происходит столкновение двух сторон, которые могут быть выражены через лица, группы, армии, или – «один против всех, но эти “все” для конфликта одно лицо – антагонист» [34, с. 96].

    Таким образом, логика, интрига, тайна, игра, саспенс, противостояние протагониста и антагониста, а также стимуляция мысли читателя оказываются не только отличительными признаками, но и главными привлекающими качествами, делающими детектив столь популярным.

    У детектива существуют свои обязательные законы, которые, впрочем, иногда нарушаются писателями, но от этого произведения обычно только выигрывают. Но нарушение канонов не означает их отмены. Перечислим самые значимые из них.

    Первый канон – полная картина фактов. Нельзя заставить читателя разгадывать загадку, не предоставив ему фактов. Здесь читатель находится в равном положении с сыщиком. К финальному этапу, когда расследование заканчивается, читатель должен обладать таким количеством информации, чтобы суметь самому построить версию. Скрытию подлежат только мелкие факты, не влияющие на суть дела. Когда расследование заканчивается, все тайны должны быть изобличены.

    Второй канон – повседневность обстановки. Условия свершающейся истории не должны выходит за пределы ординарного, должны быть близки широкому кругу читателей. Это нужно для того, чтобы на этом обыденном фоне резче обозначались странности, и читатель смог бы их заметить.

    Третий канон – поведение героев должно быть стереотипным. Большей частью они должны быть лишены оригинальности, их поведение и психология представляются автором достаточно ясно. О каких-либо особенностях персонажей читатель предупреждается заранее. Их действия и мотивы также показываются сквозь призму стереотипов [28, с.36 – 37].

    Четвёртый канон, относится к установленным Конан-Дойлем: преступник не должен выглядеть героем. Но этот закон неоднократно нарушался в литературе.

    Уже отмечалось, что система образов детектива стереотипна. В неё входят:

    1)сыщик, который ведёт расследование (удача в нём выпадет именно ему);

    2)помощник-недотёпа, фиксирующий похождения сыщика (не всегда);

    3)профессиональный сыщик, который, как правило, терпит фиаско;

    4)частный детектив, вмешивающийся в дело;

    5)преступник, путающий следствие;

    6)жертва и потерпевший (часто может сам оказать убийцей);

    7)свидетель, чья жизнь может подвергаться опасности;

    8)консультант, который может направлять сыщика, не вмешивающийся в преступление;

    9)подозреваемый (который часто оказывается преступником и так же часто бывает невиновным).

    Герои внутри данной системы могут варьироваться, в зависимости от концепции писателя. Некоторые из них могут исключаться из сюжета, но основной костяк – сыщик, преступник, жертва, подозреваемый – остаётся незыблемым.

    Нельзя не сказать, что детективы имеют свою классификацию, деление на поджанры. Перечислим основные из них:

    1)закрытый детектив – один из самых распространённых. В нём действие происходит в некоем уединённом месте, откуда невозможно выбраться, как и попасть туда извне (пример – А. Кристи «Десять негритят»);

    2)психологический детектив: в этом поджанре принято отступать от привычных канонов, связанных с поведением, и интрига основывается именно на особенностях внутреннего мира персонажей (С. Жапризо «Дама в очках и с ружьём в автомобиле»);

    3)иронический детектив: в произведениях такого типа подоплёкой всего является юмор; иногда имеют пародийный характер (романы И. Хмелевской);

    4)исторический детектив: в таких романах действие происходит в прошлом, связано с определённой исторической эпохой (У. Эко «Имя Розы»). Если же действие происходит в настоящем, то расследуемое преступление связано с прошлым (А. Кристи «Испытание невинностью»);

    5)политический детектив: герои-политики, и интрига строится вокруг политического конфликта («Разоблачение» Ю. Семёнова);

    6)фантастический детектив: преступление совершается в ирреальном пространстве или в будущем (С. Лем «Дознание»);

    7)шпионский детектив: название поджанра говорит само за себя, и главная интрига здесь строится на поимке шпионов;

    8)искусствоведческий детектив, чей криминалистический сюжет напрямую связан с темой искусства – музыки, живописи, литературы, а часть героев напрямую связана с профессией искусствоведа, художника, писателя и т.д. (романы Д. Брауна, М. Фрейна).

    Таким образом, можно сказать, что детективный жанр – это сложная литературно-художественная система, имеющая давнюю историю, прошедшая определённую эволюцию.

    Детективный жанр имеет свои каноны и структуируется на поджанры, основными из которых являются:

    1)закрытый детектив;

    2)психологический;

    3)иронический;

    4)исторический;

    5)политический;

    6)фантастический;

    7)шпионский;

    8)искусствоведческий.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта