Главная страница
Навигация по странице:

  • Ограничения имущественных прав при воспроизведении.

  • Ограничения имущественных прав при репродуцировании.

  • 3. Иные случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения

  • Изготовителю ролика необходимо заключить следующие договоры: 1) с авторами ролика

  • 2) с авторами произведений, не созданных для ролика, но входящих в него составной частью

  • Защита авторских и смежных прав

  • 3) возмещения убытков, включая упущенную выгоду; 4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;

  • 5) выплаты компенсации в сумме

  • Электронный учебник лаборатории средств массовой коммуникации гуманитарного факультета КГТУ им.Н.А.Туполева

  • Право СО Андрей Дорский-4 вопрос. Право СО Андрей Дорский-4 вопрос СО (2). Андрей Дорский Правовое обеспечение pr. Спб. 2005. Отношения со сми в правовом поле права и обязанности лица, отвечающего за связи со сми


    Скачать 373 Kb.
    НазваниеАндрей Дорский Правовое обеспечение pr. Спб. 2005. Отношения со сми в правовом поле права и обязанности лица, отвечающего за связи со сми
    АнкорПраво СО Андрей Дорский-4 вопрос
    Дата22.08.2022
    Размер373 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПраво СО Андрей Дорский-4 вопрос СО (2).doc
    ТипСтатья
    #650342
    страница7 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Использование произведения

    Использование произведения кем-либо помимо автора возможно на различных основаниях. Прежде всего передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.

    Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Впрочем, в обзоре судебной практики по делам об авторском и смежных правах от 28 сентября 1999 г. № 47 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что «прямо» не означает обязательного наличия оборота «исключительные права», а лишь подчеркивает недвусмысленность контекста.

    Авторский договор должен предусматривать способы использования произведения; срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации. Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.

    Авторский договор заключается в письменной форме. В устной форме может заключаться авторский договор об использовании произведений в периодической печати. При этом следует отметить, что если произведение создается для СМИ по заданию редакции, то исключительные права на его использование принадлежат работодателю.

    При заключении договора необходимо со всей тщательностью отнестись к выполнению, казалось бы, излишних формальностей. Если право авторства носит характер презумпции, то права наследника или опекуна нуждаются в подтверждении: к договору нужно приложить весь пакет соответствующих документов (их нотариально заверенных копий). Существенно и то, что наследников авторского права может быть несколько и отсутствие договора хотя бы с одним из них будет свидетельствовать о непередаче права пользования.

    С целью более полной защиты права автора на использование произведения закон предусматривает создание организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе. В функции таких обществ входит выдача лицензий на использование объектов авторских и смежных прав, когда личный порядок передачи прав затруднен. Именно через эти организации должны приобретаться права на использование и выплачиваться вознаграждение. Особо следует подчеркнуть, что согласно закону для коллективного управления не требуется обязательного заключения договора между организацией и автором (исполнителем). Напротив, если правообладатель не доверяет управление своими правами названной организации, он должен в официальном порядке исключить их коллективное управление. В настоящее время в России организацией, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами, является Российское авторское общество, создание которого одобрено Указом Президента РФ от 7 октября 1993 № 1607 «О государственной политике в области авторского права и смежных прав».

    Без заключения авторского договора имущественные права на произведение могут перейти от автора к другому лицу в силу трудового договора, т. е. в том случае, когда автор создает произведение в рамках исполнения своих служебных обязанностей. В этом случае речь идет о служебном произведении, неимущественные права на которое принадлежат автору, а имущественные в границах трудового договора — работодателю.

    Наконец, существует предусмотренный законом закрытый список случаев для иных способов использования (так называемые ограничения имущественных прав — ст. 18-26).

    1. Ограничения имущественных прав при воспроизведении. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения:

    ♦ в личных целях (исключения составляют случаи воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, воспроизведения баз данных или существенных частей из них, воспроизведения программ для ЭВМ, репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов); ст. 26 указывает также ряд случаев, когда пользователь уплачивает автору вознаграждение косвенным образом — через включение авторского вознаграждения в цену материального носителя, на который копируется произведение;

    ♦ в средствах массовой информации обнародованных СМИ статей по текущим вопросам в случаях, когда такое воспроизведение (передача в эфир, сообщение по кабелю) не были специально запрещены автором;

    ♦ в СМИ публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью;

    ♦ в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

    ♦ без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения;

    ♦ архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения;

    ♦ для судебного производства в объеме, оправданном этой целью;

    ♦ при соблюдении ряда условий программы для ЭВМ или базы данных.

    2. Ограничения имущественных прав при репродуцировании. Репродуцирование — факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание; репродуцирование не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в машиночитаемой форме. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:

    ♦ правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов;

    ♦ отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях;

    ♦ отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

    Следует отметить мировой опыт регулирования выплаты авторского вознаграждения при репродуцировании. Очевидно, что проконтролировать, в каком количестве экземпляров и для каких целей происходит репродуцирование произведения, невозможно. Поэтому, например, в Германии законодатель пошел по пути, предусмотренному в России лишь для воспроизведения аудиовизуальных произведений и фонограмм. А именно: все производители устройств аудио- и видеозаписи, фотокопировальных аппаратов (т. е. устройств, предназначенных для репродуцирования) отчисляют комиссионные с продажи своей техники организациям, управляющим имущественными правами авторов. Недавно немецкая профессиональная ассоциация издателей и литераторов VG Wort потребовала, чтобы аналогичные отчисления делались и с продажи персональных компьютеров. VG Wort грозит истребовать в судебном порядке с Fujiti Siemens Computers no $27 с проданной машины, а пока в добровольном порядке некоторые производители устройств для записи лазерных дисков (включая Hewlett Packard) согласились выплачивать по $5,4 с каждого такого устройства, продаваемого в Германии.

    3. Иные случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения:

    ♦ при обязательном указании имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования (подчеркнем, что среди приведенных целей отсутствуют художественные, что вообще подрывает один из важнейших принципов художественного, особенно современного, творчества и ставит под сомнение излюбленный многими радиостанциями и тележурналистами прием оформления своих программ цитатами из кинофильмов);

    ♦ при обязательным указании имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования допускается использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

    ♦ допускается публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний;

    ♦ с соблюдением ряда условий организация эфирного вещания может делать запись краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на передачу в эфир.

    Отметим также случаи правомерного использования объектов смежных прав — фонограмм.

    Фонограммы, опубликованные в коммерческих целях, могут публично исполняться и передаваться в эфир (по кабелю) без согласия их производителей и исполнителей, исполнение которых на них записано, но с выплатой вознаграждения. На тех же условиях допускается использование фонограмм, исполнений, записей передач в личных целях. Известно, что на сегодняшний день механизм выплат не отработан и деньги в бюджетах компаний эфирного и кабельного вещания на эти цели не закладываются.

    Без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и без выплаты вознаграждения использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм разрешается:

    1) для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю;

    2) исключительно в целях обучения или научного исследования; 3)для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях.

    Таким образом, использование фонограмм, исполнений, записей передач в целях художественного оформления, а тем более в рекламных целях без согласия обладателей смежных прав не допускается. Напомним, что то же можно сказать и об обладателях авторских прав.

    В случае передачи смежных прав по договору следует учитывать специфику коллективного исполнения. В этом случае договор заключается с руководителем коллектива. При этом к договору желательно приложить документы, подтверждающие соответствующие полномочия руководителя. При отсутствии такого рода документов необходимо заключение договора со всеми членами коллектива исполнителей. Отметим, что руководитель конкретного исполнения не всегда является руководителем коллектива — широко распространена практика приглашения известных дирижеров для разовых выступлений с «чужими» оркестрами. Относительно же режиссеров-постановщиков спектаклей закон специально оговаривает недостаточность их разрешения на использование постановки (ст. 36).

    Производство и размещение рекламного видеоролика может служить хорошим примером, так как ролик — одно из наиболее сложных произведений, охраняемых рассматриваемым институтом. При этом последуем за подробным анализом, который приводит в своих комментариях к нормативным актам по авторскому праву заместитель начальника Отдела правовой защиты Российского авторского общества И. А. Силонов.

    Рекламный видеоролик является одновременно объектом и авторского, и смежных прав. Авторским правом защищаются такие составляющие, как литературный сценарий, режиссерский сценарий, работа режиссера-постановщика и оператора-постановщика, эскизы костюмов, художественное решение (компьютерная графика, декорации и т. д.), музыкальное произведение и т. д. Объекты смежных прав — исполнения и фонограммы. Таким образом, очевидно, что даже 30-секундный ролик требует соблюдения огромного количества формальностей. Ситуация упрощается, если ролик полностью создается рекламным агентством (или приобретается им в уже готовом виде). В этом случае достаточно заключения договора на оказание рекламных услуг между заказчиком и агентством, на размещение рекламной информации между агентством и продавцом эфирного времени (а им, как правило, является не сама телекомпания, а посредник, выкупивший у нее все рекламное время оптом), возможных договоров субподряда. Собственно авторские договоры исключаются, поскольку произведение создается в служебном порядке. Если же приглашаются специалисты «со стороны», то количество необходимых бумаг резко возрастает.

    Рассмотрим наиболее сложный случай с максимальным количеством выполняемых действий. Изготовителю ролика необходимо заключить следующие договоры:

    1) с авторами ролика:

    ♦ режиссером-постановщиком;

    ♦ сценаристом;

    ♦ композитором;

    2) с авторами произведений, не созданных для ролика, но входящих в него составной частью (например, музыка С. Никитина к кинофильму «Москва слезам не верит» используется в рекламе масла «Мечта хозяйки»);

    3) договор на создание ролика с артистом-исполнителем (руководителем коллектива исполнителей);

    4) договор на воспроизведение фонограммы, записанной не для ролика (т. е. в случае с музыкой песни «Александра» договора с самим С. Никитиным недостаточно — субъектами смежных прав являются исполнители и изготовители фонограммы).

    Отметим, что права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение, а также на субтитрирование и дублирование текста ролика переходят от авторов к изготовителю ролика (рекламному агентству) при наличии авторского договора в силу закона. Однако при взаимном согласии автора и изготовителя из этого правила могут быть сделаны исключения, что обязательно должно быть указано в договоре. Так, автор может быть заинтересован в самостоятельном тиражировании экземпляров произведения с целью саморекламы. С другой стороны, при желании изготовителя вносить изменения в произведение это условие также должно быть отражено в тексте договора.

    И. А. Силонов справедливо указывает, что, получив права на использование ролика, изготовитель еще не имеет никаких прав на использование отдельного кадра. Важность же стоп-кадра самого по себе очевидна: именно стоп-кадры помещают в объявлениях об открытии школы рекламы, газетных, журнальных и интернет-статьях, на афишах и т. д. Права на отдельные кадры, полученные заказчиком от изготовителя, используются им в других видах рекламы. Так, кадры рекламного ролика обедов «Люкс-экспресс» украшают вагоны питерского метро. Поэтому соответствующие статьи обязательно должны быть включены как в договор между заказчиком и изготовителем рекламы, так и в договор между изготовителем и оператором-постановщиком, который и является автором этих отдельных кадров как самостоятельных произведений.

    Аналогичная ситуация складывается и в отношении смежных прав на ролик как аудиовизуальное произведение. Получив от исполнителя соответствующие права, рекламное агентство еще не приобретает права на отдельное использование видео- и аудиорядов. Необходимость же в таких правах не менее очевидна, чем в случае со стоп-кадром: она возникает прежде всего при переводе ролика на другие языки. Так что и эти условия следует определять в договорах.
    Защита авторских и смежных прав

    Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. Если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику.

    Санкции за нарушение норм законодательства об авторских и смежных правах содержатся как в самом Законе, так и в иных нормативных актах. Через суд и иные правоохранительные органы правообладатели могут требовать:

    1) признания прав;

    2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению, в том числе конфискации и уничтожения или передачи потерпевшему контрафактных (изготовленных или распространяемых с нарушением Закона) экземпляров;

    3) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

    4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;

    5) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода.

    Указанные в п. 3,4, 5 меры применяются по выбору обладателя авторских и смежных прав.

    УК РФ устанавливает также, что нарушения авторских и смежных прав, повлекшие крупный ущерб, наказываются также штрафом и даже лишением свободы. Отягчающим обстоятельством является неоднократное совершение нарушений группой лиц по предварительному сговору (ст. 146). Кодекс об административных правонарушениях содержит введенную после принятия Закона об авторском и смежных правах ст. 150.4, которая за незаконное использование в коммерческих целях произведений или фонограмм предусматривает ответственность в виде наложения штрафов и конфискации контрафактных экземпляров, уничтожения или изменения знаков защиты авторского или смежных прав.

    Очевидно, что защита авторских прав требует немалой активности пострадавшей стороны, поэтому, чтобы можно было говорить об эффективности существующего законодательства, и сама защита, и добровольное соблюдение авторских прав должны войти в общественную привычку. Пока же остается приводить примеры, являющиеся скорее исключением, чем правилом. Так, известный петербургский юморист К. Мелихан предложил редакции «Аргументов и фактов» выплатить ему 10 000 руб. за публикацию его афоризмов под чужими фамилиями в обмен на отказ автора обращаться в суд. Газета на угрозу внимания не обратила и вскоре пожалела об этом. К. Мелихан обратился в Басманный районный суд с иском на 500 000 руб. Только тогда представители газеты заключили с истцом мировое соглашение и выплатили-таки ему 10 000 руб., но благодаря этому делу уже «засветились» как в суде, так и в прессе. Кстати, опрос, проведенный в связи с этим «Коммерсантом», показал, что некоторым (и весьма ответственным) деятелям СМИ неизвестно даже о наличии в России законодательства об авторском праве.

    Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10% от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

    Электронный учебник лаборатории средств массовой коммуникации

    гуманитарного факультета КГТУ им.Н.А.Туполева



    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта