Главная страница

Собинов, Суворов. Поддержка в танце. Б. собинов. К. Суворов поддержка в танце издательство искусство москва 1962


Скачать 3.96 Mb.
НазваниеБ. собинов. К. Суворов поддержка в танце издательство искусство москва 1962
АнкорСобинов, Суворов. Поддержка в танце.pdf
Дата21.12.2017
Размер3.96 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСобинов, Суворов. Поддержка в танце.pdf
ТипДокументы
#12385
страница12 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
"Танец с обручами"
Исполнять его могут пять, семь или девять человек (нечетное чис­
ло участников создает возможность более интересных танцевальных акробатических построений).
Предположим, участников пять: три девушки и двое юношей.
Для пяти исполнителей схема танца может быть следующей.
1. Танец двух девушек.
2. Сольный отрывок третьей девушки и ее танец (дуэт) с партнером.
3. Танец трех девушек и двух юношей.
Благодаря такой схеме «Танец с обручами» становится сюитой, в которой каждый отдельный отрывок представляет собой законченный танец, но все три отрывка должны сплетаться в общей композиции.
Посмотрим, каким же должен быть характер танцевальных движений для лучшего исполнения этого танца.
Обруч — предмет, применяемый при выполне­
нии гимнастических упражнений. Поэтому хореог­
рафическую композицию лучше строить, связывая акробатические группы с движениями спортивного характера.
В качестве музыкального сопровождения хоро­
шо взять выразительный вальс, в котором были бы и бравурные и лирические, мелодичные части.
Возможна и компиляция музыки, если она бу­
дет сделана грамотно опытным музыкантом.
Костюмы для номера должны быть простыми: у девушек белые шелковые трикотажные купальники, на которые надеваются белые шел­
ковые трикотажные коротенькие спортивные юбочки. На груди к ку­
пальнику прикрепляют три обруча из картона (два диаметром 6-8 см, средний диаметром 8-10 см), обшитые белым шелком и серебряными блестками (рис. 295).
Эти три блестящих круга создают красивую эмблему.
На юношах должны быть белые шелковые трикотажные тенниски с серебряными молниями на груди, брюки, сшитые из белого тяжелого шелка, белые кожаные пояса.
144

На ногах у исполнителей — легкие, спортивного типа, туфли се- ребряного цвета (можно и из белой кожи). Костюмы и обувь (белое с серебром) хорошо оттеняют загорелые тела исполнителей и красиво гармонируют с блестящими серебряными обручами.
Мы дадим только описание акробатических групп, предоставляя исполнителям возможность самим составлять рисунок танца.
1. Танец двух девушек.
Сначала идет небольшое музыкальное вступление. Затем начинает­
ся танец. Возможно несколько вариантов начала танца.
П е р в ы й в а р и а н т . В глубине сцены из противоположных уг­
лов появляются две девушки, поднимая над головой обручи.
В т о р о й в а р и а н т . В глубине сцены с разных сторон катятся навстречу друг другу два обруча. В тот момент, когда обручи вот-вот скроются за кулисами, на сцену выбегают две девушки, подхватывают обручи и поднимают их высоко над головой.
Начало танца может иметь следующее развитие.
Девушки выполняют прыжки («жетэ») через обруч, как через ска­
калку, продвигаясь по диагонали к углам авансцены.
Затем девушки делают перекидное «жетэ» через обруч к центру сцены и приходят в «шпагат», организуя группу, показанную на рис. 296.
Девушки, держа в правой руке по обручу, то наклоняют корпус вперед, навстречу друг другу, то отводят назад. Обручи, встречаясь и расходясь в определенном рисунке, подчеркивают движения девушек.
Далее девушки поднимаются и вальсовыми шагами, делая невысо­
кий «арабеск», идут по расходящимся в глубину сцены дугам. Обруч в момент выполнения «арабеска» они надевают на себя, а в момент валь­
совых па поворачивают его и выносят вверх — сверкающий обруч как бы облетает вокруг корпуса девушки.
145

Сойдясь в глубине сцены, девушки встают одна за другой, держа обручи над головой обеими руками, наклоняют корпус в стороны, а за­
тем выпрямляются. Обручи в их руках встречаются наверху, а затем расходятся (рис. 297).
Возможно и другое развитие танца.
Открывается занавес. В глубине сцены (в середине) одна за другой стоят девушки, сложив вместе наверху обручи, которые они держат в руках. Если девушки удачно подобраны по росту, то у зрителей создает­
ся впечатление, что на сцене стоит одна девушка и держит один обруч.
Затем девушки начинают наклоняться в разные стороны и выпрям¬ ляться. Создается впечатление цветка, который раскрывается и закры­
вается (см. рис. 297).
Далее девушки начинают двигаться в вальсе по дугам, идущим из глубины к центру авансцены. Дойдя до центра авансцены, они делают перекидное «жетэ» через обруч к углам авансцены и приходят на пол в положение «шпагат». Находясь в «шпагате», девушки наклоняют кор­
пус вперед или отводят его назад, сообщая обручам (одна девушка держит обруч в правой, а другая — в левой руке) широкую амплитуду движения.
Так из гимнастических танцевальных движений возникает компози­
ция танца. В этом варианте танца (дальнейшее развитие его мы пре­
доставляем балетмейстеру и исполнителям) по существу еще нет акро­
батических групп, но акробатические движения уже есть.
146

Разберем еще одну финальную группу, которой можно закончить танец двух девушек.
Девушки складывают обручи вместе, образуя как бы один обруч, ко­
торый они держат с разных сторон. Одна девушка в этом случае оказы­
вается лицом, вторая — спиной к зрителям.
Затем обе девушки одновременно перешагивают через обруч левой ногой и отклоняются назад (левая нога опирается на носок, одна рука держит обруч, вторая отведена назад). Образуется группа, обрамленная серебряной рамкой обруча, напоминающая спортивную эмблему
(рис.298).
По характеру музыки этот танец должен быть мажорным. Можно, например, использовать «Радостный вальс» композитора С. Туликова.
Закончив свой отрывок, девушки выходят из обруча. Одна из них захва­
тывает обруч левой рукой, чтобы ока­
заться лицом к зрителям. Затем де­
вушки отходят назад, а из глубины сцены появляется третья девушка. Она выходит из обруча, который ей под­
ставляют две первые девушки, и в это время берет у них один обруч
(у девушек два обруча сложены вмес­
те), а две первые девушки со вторым обручем уходят к середине задника.
Было бы хорошо, если бы характер музыки для третьей девушки
•отличался от музыки танца двух первых девушек. Для третьей де­
вушки можно предложить следующие движения.
Девушка вращает обруч на кисти правой руки и идет вправо, мягко приседая на правую ногу и приставляя к ней левую (в третью позицию). Затем она перекладывает обруч в левую руку и, вращая его, начинает двигаться влево. Остановившись в центре сцены, девушка перекладывает обруч в правую руку и начинает вращать его в горизон­
тальной плоскости. Затем, продолжая вращать обруч, она переводит его по руке на шею, корпус и на ноги к полу, а потом она снова подхватывает обруч в левую руку и начинает наклонять корпус
(став боком к зрителям) до тех пор, пока правая ее рука не коснется пола. Затем девушка поднимает правую ногу и остается в положении «моста», опи­
раясь на правую руку и стоя на левой ноге
(рис. 299).
147

Далее девушка подгибает правую ногу, опускаясь на колено, вы- прямляет корпус, поднимает обруч над собой, держа его обеими руками, и принимает положение «полушпагата» (располагаясь по диагонали сцены).
В правом углу у задних кулис появляется юноша. Он разбегается и пролетает в прыжке через обруч над девушкой. Прыжок этот получает- ся эффектным, если юноша выполняет его, вытянув вперед ноги и на- клонив корпус к ногам, руками касаясь ног (прыжок «углом»; рис. 300).
С появлением юноши начинается дуэтный танец (характер музыки снова меняется).
Предлагаем для него следующие комбинации.
Юноша помогает девушке подняться с «полушпагата». Затем испол- нители расходятся вальсовым движением по дугам и встречаются в центре в глубине сцены.
Юноша встает за девушкой, поднимает ее над собой в положении сидя (обруч она держит высоко над головой) и проносит вперед на авансцену. Затем он начинает медленно опускать девушку, а она в это время, опуская обруч, продевает в него сначала одну, потом вторую но- гу, мягко встает на пол и снова высоко поднимает обруч над. головой.
Девушка, держа обруч за собой, наклоняется назад, юноша подхва­
тывает ее под руки и начинает вращаться с ней на месте. Девушка ле- тит по кругу, сидя в обруче (рис. 301).
С танцевального шага девушка, сделав оборот вокруг шеи партне­
ра, приходит к нему на грудь в группировке, затем она с помощью юноши выполняет оборот вокруг его талии, после чего юноша захваты­
вает левой рукой ее голени и начинает вращаться с ней на месте. Корпус девушки поднимается на воздух (обруч она держит обеими руками пе-
ред собой). Возникает эффектная стремительная динамическая под- держка (рис. 302).
Заканчивая вращение, юноша резко останавливается, подхватывает правой рукой корпус девушки, выпускает ее голени и опускает девуш- ку на пол перед собой.
Юноша стоит в правом углу аван­
сцены, девушка по диагонали — в левом углу у задника. В правой руке юноша держит обруч. Девушка с разбега пры­
гает через обруч, юноша на лету подхва­
тывает ее левой рукой в положение низ­
кой «ласточки». Эта красивая комбина­
ция может служить финалом дуэтного танца (рис. 303).
Закончив свой танец, третья девуш­
ка берет у юноши обруч, подходит к цент­
ру сцены и останавливается. Из-за кулис к ней выкатывается еще один обруч. Она берет его и теперь держит перед собой два обруча, по одному в каждой руке.
Из-за кулис справа в глубине сцены появляется вторая девушка. Она разбе­
гается, отталкивается и пролетает через оба обруча (рис. 304). Ее ловит в низкую
•«ласточку» партнер третьей девушки.

Из-за кулис справа на авансцену выходит второй юноша, а слева
(против него по диагонали в глубине сцены) — первая девушка. Третья девушка, стоящая в центре сцены, переводит обручи в другое положе­
ние, ставя их на пути движения первой девушки ко второму юноше. Пер­
вая девушка разбегается, отталкивается, пролетает через оба обруча и попадает в руки второго юноши (в положение низкой прямой «ла­
сточки») .
Третья девушка, стоящая в центре сцены, бросает одновременно оба обруча девушкам, стоящим по углам авансцены. Девушки ловят их,. а третья девушка скрывается в глубине сцены.
На сцене остаются две пары, стоящие одна в правом, вторая в ле­
вом углу авансцены. Юноши поднимают девушек в положении сидя на одной руке, причем у юноши, стоящего в левой стороне авансцены, де­
вушка сидит на правой руке, а у юноши, стоящего справа, — на левой.
Девушки начинают вращать обручи на кистях рук (одна на правой, вто­
рая на левой руке), а юноши медленно переводят их в положение низ­
кой прямой «ласточки», а потом приподнимают и ставят на пол в первый
«арабеск».
Девушки обходят своих партнеров и бегут к середине сцены, оста­
навливаются, высоко над головой поднимая обручи, сложенные крестом.
Юноша, стоящий справа, приближается к группе девушек, держащих обручи, а второй юноша идет в глубину сцены налево к углу задника.
Справа появляется третья девушка, разбегается и ставит ступню на сложенные вместе ладони юноши. Юноша посылает ее толчком через обручи ко второму юноше, который ловит ее в положение «ласточки»
(рис. 305). Поймав девушку, второй юноша поворачивается на 180° и
150
опускает девушку на пол. Девушка отходит назад, разбегается, и юно­
ша толчком посылает ее через обручи уже в обратном направлении,, к первому юноше. Первый юноша, поймав девушку в положение высо­
кой «ласточки», идет с ней к центру сцены и опускает ее на пол. Две другие девушки в это время из центра расходятся к углам авансцены.
Второй юноша также идет к центру сцены, захватив еще один появив- шийся из-за кулис обруч, который он передает девушке, стоящей в центре.
Девушка, стоящая в центре, встает на соединенные в хват квадра­
том руки двух юношей лицом к зрителям, подняв обруч высоко над го­
ловой. После небольшой подготовки юноши подбрасывают девушку вверх. Она группируется, выполняет обратное сальто, разгруппировы­
вается, пролетает в обруч и снова приходит на руки юношей. Они, не за­
медляя темпа, пассируют ее приход и подбрасывают еще раз вверх.
Вверху девушка выносит ноги вперед, а затем снова приходит на руки- юношей, но теперь уже в положение сидя. Партнеры опускают ее на пол, и девушка пробегает на авансцену. Во время этой комбинации две девушки, стоящие по углам авансцены, вращают обручи на кистях рук
(одна на правой, вторая на левой руке) и в момент броска в воздух третьей девушки подбрасывают свои обручи вверх, ловят их, идя впе­
ред к центру авансцены. Затем три девушки образуют какую-либо группу.
Средняя девушка отходит к центру сцены. К двум оставшимся де­
вушкам подходят юноши. Каждый из них берет девушку (один правой
151
рукой за правую руку, левой рукой за правую ногу, второй левой рукой за левую руку, а правой рукой за левую ногу) и начинает вращаться с ней на месте. Возникает динамическая поддержка. Юноши также могут вращать девушек навстречу друг другу, и наоборот.
Девушка, стоящая в центре, делает в это время какую-либо гимна­
стическую комбинацию с обручем. Например, вращается на месте, под­
нимая и опуская обруч. Эффект движения девушек усиливается благо­
даря сверкающему обручу и нарастающему фортиссимо в музыке. Такая комбинация может служить финалом танца с обручами.
Можно предложить и такую финальную комбинацию.
Партнеры, снижая темп и пассируя приземление девушек, опускают их на пол в положение «шпагат», а затем идут к девушке, стоящей в центре. Девушка садится на обруч, и они поднимают ее высоко на воз- дух, сначала берясь каждый обеими руками за обруч, а потом один от­
пускает правую, а второй — левую руку. Девушки, стоящие по углам авансцены, переходят из положения «шпагат» в «полушпагат» и откло­
няют корпус назад, держа обручи перед собой (рис. 306).
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта