Собинов, Суворов. Поддержка в танце. Б. собинов. К. Суворов поддержка в танце издательство искусство москва 1962
Скачать 3.96 Mb.
|
Б.СОБИНОВ. К.СУВОРОВ ПОДДЕРЖКА В ТАНЦЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО „ИСКУССТВО" МОСКВА 1962 О Г Л А В Л Е Н И Е От а в т о р о в . 3 Глава первая Основные элементы акробатической поддержки . . . . . . 5 Глава вторая Классификация акробатических поддержек 19 Глава третья Методика обучения акробатическим поддержкам 68 Глава четвертая Советы начинающим . .124 Глава пятая Танцы с поддержками 133 Редактор Л. Гамазова Оформление художника Е. Викторова Рисунки художника В. Устинова Художественный редактор Е. Смирнов Технический редактор И. Подшебякин Корректор М. Иванова Сдано в набор 2/XI-61 г. Подп. к печ. 7/V-1962 г. Формат бумаги 70X90'/i 6 Печ. л. 9,5 (условных 11,12). Уч.-лзд. л. 8,36. Тираж 15 000 экз. А 05826. Заказ № 953. Цена 42 коп. «Искусство», Москва, И-51, Цветной бульвар, 25. Полиграфический комбинат Ярославского совнархоза, г. Ярославль, ул. Свободы, 97. ОТ АВТОРОВ В современном танцевальном репертуаре на профессиональной и самодеятельной эстраде и в классической хореографии все чаще появ ляются танцы, в которых широко применяется акробатическая поддержка. Создаются танцы на спортивные темы с использованием гимнасти ческих движений, молодежные хореографические сюиты. Такие танцы являются одной из форм пропаганды физической куль туры, способствуют эстетическому воспитанию молодежи, хорошо при нимаются зрителями. Но балетмейстеры не всегда правильно, а главное оправданно, при меняют в танце акробатическую поддержку, и тогда она становится формальным трюком, порой неуместным и грубым. Это происходит потому, что балетмейстеры и руководители самоде ятельных хореографических коллективов часто недостаточно хорошо знают основы акробатической поддержки и возможности ее применения. Задача данной книги — разобрать элементы акробатической под держки, дать ее классификацию по основным типам и предложить мето дику обучения. Слово «поддержка» обозначает действие — поддержку балерины в танце. Если коснуться вопроса исторического развития поддержки, то можно установить, что вначале партнер поддерживал балерину только в партере, то есть на полу, когда она выполняла пируэты, «атитюды», «арабески» и т. д.* В дальнейшем партнер стал поднимать балерину над собой, отде лять ее от пола. А когда партнерша научилась помогать партнеру в мо мент подъема толчком и разбегом, в исполнении поддержек появились сложные и динамические комбинации, свойственные акробатике. * См. Т. Т к а ч е н к о , Работа с танцевальным коллективом, М., «Искусство», 1958. 3 Однако поддержка в хореографии представляет ценность не только потому, что позволяет исполнителям демонстрировать смелость, лов кость, силу, красивый рисунок пластических линий, но и потому, что слу жит действенным эмоционально-выразительным средством танца. Умело использованная акробатическая поддержка, органично сливаясь с тан цем, становится его необходимым элементом. * Данная книга рассчитана не только на участников хореографичес ких коллективов, но и на акробатические пары, выступающие в клубной самодеятельности. Мы решили расположить материал в книге следующим образом: в первой главе читатели познакомятся с основными элементами акроба тических поддержек; во второй — с их классификацией; в третьей главе дана методика изучения и тренировки акробатических поддержек. Там же читатель найдет и специальные упражнения, физически подготавли вающие организм занимающегося к той нагрузке, которую ему предстоит выдержать при выполнении акробатических поддержек; четвертая глава дает занимающимся ряд практических советов вспомогательного харак тера; в пятой главе приведены примеры применения поддержек в пар ных и групповых танцах. Авторы будут считать свою задачу выполненной, если их практи ческий опыт, обобщенный в данной книге, поможет участникам хорео графических коллективов в овладении танцевальной поддержкой и ее тренировке. За активное участие и помощь в работе над книгой мы приносим глубокую благодарность заслуженному деятелю науки, доктору медицин ских наук профессору М. Ф. Иваницкому, лауреату Государственной пре мии, заслуженному деятелю искусств профессору Р. В. Захарову, заслу женному артисту РСФСР Н. И. Тарасову, лауреату Государственной премии, народному артисту РСФСР А. М. Мессереру, Ю. А. Бахрушину, А. А. Варковицкому, А. В. Родионову. Б. Собинов, заслуженный тренер РСФСР, и Н. Суворов ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АКРОБАТИЧЕСКОЙ П О Д Д Е Р Ж К И А кробатическая поддержка — это комплекс сложных дви жений, в результате которых один или несколько партне ров, поддерживая партнер шу (как правило, в воздух- хе), образуют акробатичес кую группу. Подъем Акробатическая под держка преимущественно воздушная, поэтому основ ным элементом ее является подъем партнерши на воз дух. Такой подъем может быть произведен несколькими способами: жимом, толчком, темпом. Подъем жимом совершается за счет медленного разгибания рук партнера, поднимающего партнершу вверх (рис. 1, 2). Выполнение подъ ема жимом в основном зависит от силы партнера и его техники, от уме ния приспособиться к весу партнерши. Роль партнерши в данном случае пассивна. Партнерша должна уметь сохранять равновесие и фиксировать мышечным напряжением определенную линию тела. Подъем жимом употребляется сравнительно мало. Однако исполнителям следует тре нировать его, так как существует ряд под держек, которые можно выполнить толь ко этим приемом. Подъем толчком совершается за счет резкого разгибания партнером ног в ко ленных и тазобедренных суставах с од новременным разгибанием рук (рис. 3,4). Подъем темпом при выполнении под держек употребляется наиболее часто. Поэтому на его тренировку должно быть обращено особое внимание. Вообще темп — это скорость, с кото рой протекает то или иное действие. Что же такое темп акробатической под держки? Словом темп в данном случае опре деляют сочетание усилия партнерши, ко торая с места или с разбега делает тол- 5 Г Л А В А П Е Р В А Я чок вверх, и усилия партнера, который развивает толчок партнерши, на правляя и используя его для выполнения акробатической поддержки. Совпадение усилий партнера и партнерши в одном моменте для произ водства подъема и есть темп акробатической поддержки. В первый момент выполнения подъема сочетаются скорости дейст вий партнера и партнерши (скорость толчка партнерши координируется со скоростью приложения сил партнера и корректируется парт нером) . Происходит сочетание темпов — скоростей действий — обоих исполнителей. Подъем темпом правильнее было бы назвать подъемом, кото рый выполняется в результате со четания скоростей действий (тем пов) партнера и партнерши. Но такая формулировка длинна, и поэтому подъем такого рода мы будем называть подъем темпом. Умение сочетать усилия парт нера и партнерши для подъема требует особой тренировки. Иногда и опытные исполнители, как говорят, расходятся темпом, и поддержка не получается. Совпадение же усилий партнера и партнерши при подъеме приводит к точности и легкости вы полнения акробатической группы. Примером подъема темпом может являться поддержка в ба лете «Дон-Кихот» Минкуса, вы полняемая в танцевальном дуэте. Партнер (Базиль), находясь за партнершей (Китри) и держа ее за талию, поднимает партнершу вверх, совместив силу ее толчка с силой толчка своих рук. В это время партнерша выносит в сто рону левую ногу, а партнер ловит, вытянув левую руку, внутреннюю поверхность ее левого бедра (пра вая рука его находится на талии партнерши; рис. 5, 6). От чего же зависит подъем темпом? Прежде всего от момен та, предшествующего темпу. 6 Рассмотрим, например, подъем темпом с разбега на поддержку, которая называется прямая «ласточка»: партнерша разбегается и, преж де чем сделать толчок вверх, слегка приседает, чтобы подготовить мыш цы. Партнер также приседает, а затем совершает толчок за счет разги бания ног, Партнеры помогают друг другу в выполнении подъема, одно временным разгибанием ног (рис. 7, 8), Поддержка, выполняемая без раз бега партнерши, требует подготовки до момента подъема. Иногда партнер ша не может оттолкнуться ногами (на пример, поддержка выполняется из положения, когда партнерша сидит на полу; рис. 9). В этом случае момент подготовки к подъему заключается в отклонении партнерши назад — «от казе» — с последующим движением вперед (рис. 10, 11). Итак, подъему темпом всегда предшествует момент подготовки — «отказ», — иногда почти незаметный. В момент подготовки мышцы ис полнителей растягиваются для последующего сокращения, а суставы сгибаются для последующего разгибания. Иногда окончательная фаза поддержки включает в себя момент подготовки — «отказ» — к соверше нию следующей акробатической поддержки. Например, партнерша сто ит слева от партнера. Разбегаясь, она отталкивается и приходит к парт неру на шею в положение лежа (рис. 12; партнер левой рукой ловит правую руку партнерши, а кисть правой руки кладет на внутреннюю по верхность бедра ее правой ноги). Затем партнер переводит правую руку на бок партнерши, толчком под нимает партнершу вверх над собой и резко опускает вниз. При движении вниз партнерша совершает поворот на 360° вокруг горизонтальной оси, берясь (крепким хватом) левой рукой за левую руку партнера. А партнер в этот момент правой рукой поддерживает правую ногу партнерши за внутреннюю поверхность бедра (рис. 13). Под держка, изображенная на рис. 12, и будет «отка зом» — подготовкой — к следующей поддержке, так как положение рук партнера и положение партнер ши подготавливают исполнителей к выполнению «срыва» с поворотом партнерши. Данная поддержка может иметь окончательное положение, показанное на рис. 14. Основным моментом в подъеме темпом является толчок партнерши. Для того чтобы поднять тело на нужную высоту от точки опоры, особен но если подъем совершается с места, партнерше необходимо освоить толчок вверх на 15—20 см. Такой толчок поможет партнеру легко под нять партнершу на воздушную поддержку. Толчок партнерши может быть усилен за счет разбега, что чаще всего и наб людается на практике. Большое значение при выполнении акробатиче ской поддержки имеет вес партнерши. Вес партнер ши может колебаться от 46 кг до 54 кг. Ниже мы приводим краткую таблицу весовых соотношений партнера и партнерши. Вес жен. Вес муж. 46 68 48 74 54 78 Как видно из таблицы, разница в весе между партнершей и партнером должна составлять приблизительно 20-25 кг. Такое соотношение можно считать нормой. Исполнителям, занимающим¬ ся поддержками, нужно придерживаться этой нормы и следить за своим весом так же, как следят за ним спортсмены. Немаловажным фактором является и рост исполнителей. При росте партнера около 180 см раз ница в росте между ним и партнершей должна составлять около 25 см, а при росте партнера ни же 175 см лучше, чтобы эта разница доходила до 20 см. Правильно подобранные в танцевальной паре по весо-ростовым признакам партнеры не только сумеют достичь эффективного темпа, но и создадут красивый и легкий рисунок танца с поддержками. 8 Большое значение при выполнении подъема на воздушную поддержку имеет правильное дыхание ис полнителей. Партнерше необходимо научиться делать глубокий вдох, который должен начинаться в момент толчка от пола и кончаться в момент фиксации под держки. При глубоком и энергичном вдохе мышцы, уча ствующие в дыхании, значительно поднимают груд ную клетку и весь верхний пояс корпуса вверх, что совпадает с линией подъема на воздушную поддерж ку, а значит, способствует ее выполнению. В некоторых случаях в момент подъема темпом исполнители должны совершить помимо подъема еще и определенное движение или в процессе подъема, или по достижении его наивысшей точ ки. Такой подъем называется сложным темпом. Например, поворот партнерши в момент выпол нения высокой поддержки с приходом в «ласточ ку» вниз на руки к партнеру и будет сложным темпом (рис. 15, 16, 17). В данном случае партнерша в начальный момент подъема темпом не только стремится вверх, но и готовится к повороту, а партнер не только поднимает партнершу, но и помогает ей сделать этот поворот. Выполнение подъема темпом зависит во мно гом от физических качеств партнера, от его силы и ловкости. Итак, подъем темпом — основной момент ак робатической поддержки. Выполнение его зави сит от своевременного и энергичного толчка парт нерши, правильного соотношения веса и роста партнеров, от физических качеств и тренированности исполнителей. Координация усилий Вторым необходимым элементом акробати ческой поддержки является координация усилий партнеров, то есть фиксация поддержки наверху или, как мы видели на примере сложного темпа, движение партнеров (одной партнерши) в мо мент выполнения поддержки. Координация усилий партнеров — это соче тание сложных движений, совпадающих своими 9 рабочими ритмами у обоих исполнителей; координация усилий — необ ходимое условие для выполнения поддержки: фиксированной статиче ской, или динамической, или переходящей из статической в динамиче скую, и наоборот. Координация усилий партнера определяется двумя факторами: устойчивостью и балансом. Именно от них зависит сохране ние равновесия в акробатической фигуре, которое необходимо при фик сации поддержки и еще более — при движении в ней. Партнер, находящийся внизу, должен быть устойчивой опорой для партнерши. В акробатической поддержке, как правило, партнер балансирует партнершей (рис. 18), а она сохраняет фиксированное положение и лишь в некоторых случаях корректирует его. На рис. 19, 20 пунктиром показано корректирующее движение партнерши в поддержке. Балансирование, или уравновешивание, — это совокупность движе ний, способствующих сохранению равновесия в акробатической под держке. Партнер, во-первых, балансирует на твердой опоре (на полу), а во-вторых, балансирует партнершей, которая в некоторых случаях должна корректировать его баланс, балансируя на подвижной опоре (на руке или руках, ноге, бедре партнера). Устойчивость акробатической поддержки и легкость ее исполнения зависят от умения партнеров (главным образом нижнего) распределять центры тяжестей акробатической группы на одной вертикали. В этом случае получается состояние равновесия. На рис. 21 проведена ось- 10 вертикаль «ав», на которой показаны точки «С» (центр тяжести партнерши) и «С 1 » (центр тяжести партнера). Кроме центра тяжести партнерши и партнера есть еще и единый центр тяжести всей группы. Отклонение центра тяжести одного из партнеров от вертикали по требует для сохранения равновесия добавочных усилий исполнителей. Если такое отклонение будет очень большим, то может наступить мо мент, когда все усилия окажутся недостаточными и группа выйдет из равновесия. Это произойдет в том случае, если центр тяжести всей группы не будет находиться над площадью опоры. На рис. 22, 23, по казано, что при отклонении центра тяжести партнерши, обозначенного буквой «С», на расстояние «aa 1 » точка «С» передвинется на вертикаль «a 1 в 1 ». В этом случае партнеру понадобятся добавочные усилия для сохранения равновесия. Если же точка «С» перейдет на вертикаль «а 2 в 2 » (рис. 23, за пределы площади опоры), то равновесие нарушится. Некоторые акробатические поддержки могут быть исполнены только при условии правильного установления центра тяжести партнеров на одной вертикали. Малейшее отклонение разрушит акробатическую под- 11 держку. Так, если в приведенном нами примере партнер будет держать партнершу на одной руке, то поддержка станет возможна только при рас положении центров тяжестей партнеров на одной вертикали (рис. 24). Но существует целый ряд поддержек, конструкция которых не поз воляет расположить центры тяжестей партнеров и центр тяжести всей группы на одной вертикали. Равновесие такой поддержки сохраняется только за счет добавочных усилий партнера (рис. 25, 26, «С» — центр тяжести всей группы, «C 1 » — центр тяжести партнерши, «С 2 » — центр тяжести партнера). Несколько слов об основной линии тела. * * * Необходимым условием для выполнения поддержки является пра вильное положение основной линии тела. Основная линия тела — это та линия, которая образуется позвоноч ником. Человек может изменять основную линию тела за счет увеличе ния или уменьшения изгиба в шейном, грудном и поясничном отделах позвоночника. Увеличение изгиба достигается специальной тренировкой, 12 в результате которой вырабатывается гибкость, подвижность позвоноч ника и умение силой мышечного напряжения фиксировать основную линию тела в положении, необходимом для выполнения того или иного движения. Например, в балете так называемое умение «держать спину» в различных поворотах, турах, пируэтах и т. п. есть не что иное, как при ближение (относительное) изгибов позвоночника к прямой линии и фик сация такого положения основной линии тела. На рис. 27 показано положение позвоночного столба при спокойном выпрямленном состоянии тела. Пунктиром обозначены возможности изгибов. В акробатической поддержке основная линия тела строится не только за счет изгиба позвоночника, но и за счет предельно отведенной одной или обеих ног назад (рис. 28). Красивая линия тела в поддержке в большинстве случаев зависит от умения партнерши или партнера фикси ровать основную линию тела и степени прогиба тела. На рис. 29 мы видим, как силой мышечного напряжения можно приблизить кривизну позвоночника к прямой линии, то есть подготовить основную линию тела к положению, необходимому для поворотов или вращений вокруг вертикальной оси. На рис. 30 показаны положения, когда исполнитель силой-мышечно го напряжения достигает того, что его позвоночник принимает ли нию дуги. От того, насколько умеет человек изменять основную линию тела, зависит техника выполнения акробатической поддержки, различных по воротов и вращений. 13 Координация усилий партнеров имеет большое значение при испол нении динамических акробатических поддержек — поворотах, вращени ях, поэтому ниже мы расскажем о существующих осях, вокруг которых может происходить вращение человеческого тела. 1. Серединная, или продольная, ось вращения. Она может быть и вертикальной (рис. 31) и гори зонтальной (рис. 32). 2. Фронтальная, или поперечная, ось враще ния (рис. 33). 3. Саггитальная, или стреловид ная, ось вращения, идущая спереди назад (рис. 34). Если вокруг продольной оси про исходят вращения, широко применяемые в балете (туры, пируэты, фуэте), то вращения вокруг по перечной и саггитальной осей находят большое применение в акробатике (сальто, флик-фляк и т. п.). При выполнении акробатических поддержек проис ходит вращение вокруг всех осей. При выполнении некоторых акробатических поддержек для сохранения равновесия иногда более активным должен быть партнер, а партнерша будет находиться в состоянии статического, напряжения (под статическим напряжением в данном случае подразу мевается напряжение, которое фиксирует определенное положение, фи гуру, акробатической поддержки), но иногда более активной должна быть партнерша (рис. 35). Бывают положения, когда активность должны проявлять оба партнера (см. рис. 26), а иногда оба партнера будут на- ходиться в состоянии статического напряжения. Рассмотрим поворот в «ласточке» в воздухе (см. рис. 35). Партнер энергично подбрасывает партнершу, находящуюся в положении «ласточки», вверх. Партнерша, находясь в воздухе в горизон- тальном положении, резко поворачивается вокруг продольной оси на 360° и вновь приходит на руки партнера, закрепляя «ласточку» для повторения поворота в воздухе. На этом примере можно проследить: 1) момент сложного темпа, который заклю чается в том, что партнер, подбрасывая партнершу вверх, готовит ее к повороту; 2) активность партнерши (поворот в воздухе) в горизонтальном положении); 14 3) активность партнера, который должен удержать партнершу при возвращении ее в ис ходное положение; 4) состояние статического напряжения парт неров перед следующим туром (фиксация акро батической поддержки). Возьмем еще пример. В последнем акте бале та С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» (ГАБТ СССР, 1947 г., постановка народного артиста РСФСР Л. Лавровского) Ромео выполняет ряд поддержек с Джульеттой. Партнер координирует свои усилия с партнершей, задача которой сво- дится к тому, чтобы закреплять положения, при даваемые ей партнером (то есть статическое на пряжение), создавая в то же время впечатление неподвижного человека. Ромео берет уснувшую Джульетту с пьедестала на руки и спускается с ней вниз по лестнице (рис. 36). Затем он пере водит ее в боковую поддержку (рис. 37) и, по вернувшись спиной к зрителю, снова берет Джульетту на руки, поднимая ее над головой (рис. 38). Далее Ромео опускает левую руку (рис. 39), а затем, поднявшись по лестнице, опус кает Джульетту обратно на пьедестал. Итак, мы выяснили, что коорди нация усилий — это сумма средств, организующих центральный момент поддержки — создание воздушной группы. Все три основных элемента под держки — подъем партнерши, коор динация усилий партнеров и приход партнерши вниз — требуют коорди нации усилий партнеров. Однако этим термином мы сознательно оп ределяем только центральный мо мент поддержки, организацию воз душной (акробатической) группы, где усилия партнеров, как правило, достигают наивысшего предела. Следующий элемент поддержки — приход партнерши вниз после выполнения поддержки. |