Главная страница
Навигация по странице:

  • Обучение акробатическим поддержкам с помощью пьедестала

  • АКРОБАТИЧЕСКИЕ ПОДДЕРЖКИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ ДВУХ ПАРТНЕРОВ Упражнение 1. Простой способ входа на пьедестал. Задачи партнерши.

  • • Задачи партнерши.

  • Собинов, Суворов. Поддержка в танце. Б. собинов. К. Суворов поддержка в танце издательство искусство москва 1962


    Скачать 3.96 Mb.
    НазваниеБ. собинов. К. Суворов поддержка в танце издательство искусство москва 1962
    АнкорСобинов, Суворов. Поддержка в танце.pdf
    Дата21.12.2017
    Размер3.96 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСобинов, Суворов. Поддержка в танце.pdf
    ТипДокументы
    #12385
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    Упражнения на гимнастической стенке
    Наиболее доступным снарядом является гимнастическая стен­
    ка, которую можно поставить в балетный класс. Она может служить одновременно и в качестве опоры.
    Упражнение 1. Вис * спиной к стенке (рис. 218).
    Повиснув спиной к стенке, ис­
    полнитель поочередно поднимает, предельно сгибая, то левую, то пра­
    вую ногу 5-l0 раз. Усложняется уп­
    ражнение ускорением ритма сгиба­
    ния ног (так называемый «велоси­
    пед») и постепенным увеличением количества движений до 15-20 раз.
    Дыхание свободное.
    Упражнение 2. Вис лицом к стенке (рис. 219).
    * Висом называется положение, когда исполнитель висит, держась за опору толь­
    ко руками.
    79

    Повиснув лицом к стенке, исполнитель поочередно отводит назад
    (до предела) то левую, то правую ногу, а затем обе ноги вместе. Поло­
    жение отведенных назад ног нужно фиксировать на счет 1, 2, 3. Каждое движение повторяется 5 раз. Дыхание свободное.
    Упражнение. 3. Смешанный вис (рис. 220).
    Повиснув лицом к стенке, исполнитель опирается ногами на ступень­
    ку гимнастической стенки. Взявшись за стенку руками на высоте плеч, исполнитель сгибает ноги в колен­
    ных суставах, а затем, выпрямляясь, меняет хват руками на одну ступень­
    ку ниже (не снижая ног). Расстоя­
    ние, которое образуется между хва­
    том рук и опорой ног, надо довести до минимального. Упражнение пов­
    торяется от 10 до 15 раз. В момент группировки следует делать выдох, а при выпрямлении — вдох.
    Усложняется упражнение тем, что в момент опускания корпуса вниз исполнитель не сгибает ноги в коленных суставах (на рис. 220 по­
    ложение обозначено пунктиром).
    Упражнение 4. Для укрепления мышц живота (рис. 221).
    Повиснув спиной к стенке, ис­
    полнитель поднимает предельно вверх прямые ноги 5—8—10 раз. При подъеме ног следует делать выдох, а при опускании — вдох.
    Это упражнение требует предварительной тренировки мышц, поэто­
    му его следует вводить лишь после освоения занимающимися упражне­
    ний, предложенных выше.
    Усложняется упражнение круго­
    выми движениями ног, когда испол­
    нитель находится в положении, по­
    казанном на рис. 221. Круги ногами следует делать по 3-5 раз в каж­
    дую сторону. Дыхание свободное.
    Упражнения, тренирующие мышцы живота, особенно рекомен­
    дуется осваивать девушкам, так как выполнение многих поддержек зави­
    сит от степени подготовленности этих групп мышц.

    Упражнение 5. Растягивание мышц ног (рис. 222).
    Держась руками за ступеньку гимнастической стенки, исполнитель медленно и постепенно как бы опускается в «шпагат» и возвращается в исходное положение, поднимаясь на руках.
    Не следует торопиться увеличивать расстояние между ногами. При­
    ближаться к «шпагату» нужно постепенно.
    Подготовка мышц к растягиванию — процесс длительный. На него уйдет не один месяц. Нужно терпеливо добиваться результатов.
    Упражнение на растягивание нельзя выполнять без предваритель­
    ного «разогревания» мышц различными движениями. Только после хо­
    рошей подготовки организма можно переходить к тренировке «шпагата».
    Это обязательное условие.
    Упражнение 6. Для развития гибкости (рис. 223).
    Исполнитель выполняет стойку на руках около стенки. Затем, от­
    ставляя руки от стенки, он увеличивает прогиб в поясничной области.
    Может быть и такой вариант этого упражнения. Исполнитель встает на ступеньку гимнастической стенки, берется руками за ступеньку выше своего роста и, выпрямляя руки, прогибается (рис. 224). Постепенно меняя хват руками на ступеньку ниже, исполнитель увеличивает прогиб.
    Упражнение следует выполнять, не вызывая болевых ощущений в поясничной области.
    Эти движения развивают гибкость, увеличивают амплитуду движе­
    ний в поясничной области. При специальной тренировке сложных поддер­
    жек (их много, мы дали лишь основные) упражнения, развивающие гиб­
    кость, приобретают большое значение.
    81

    Дополнительные упражнения на гимнастических снарядах следует вводить в урок после двух-трех месяцев занятий основным экзерсисом.
    Эти упражнения являются средством усиления эффективности заня­
    тий основным экзерсисом. Поэтому применение гимнастических снаря­
    дов в уроке по классу поддержек зависит от руководителя, его ощущения необходимости увеличить физическую нагрузку на занимающихся или ускорить результат тренировки необходимых качеств исполнителей (си­
    лы, выносливости). Например, руководитель считает недостаточным тре­
    нировку мышц брюшного пресса упражнениями основного экзерсиса.
    Тогда он вводит упражнения на гимнастической стенке, как более резуль­
    тативную форму воздействия на эту группу мышц.
    Если после занятий специальным экзерсисом будут болеть мышцы, уроки прерывать не следует. Мышечная боль пройдет после 4-6 занятий.
    Прыжки со снаряда
    Для того чтобы выработать более сильный толчок, высоту полета, умение резко группироваться, мягко приземляться, могут быть отлич­
    но использованы средства гимнастики. Большую пользу принесут зани­
    мающимся навыки, полученные в результате тренировки прыжков с гим­
    настических снарядов.
    Упражнение 1. Прыжок с «коня» (с ручками), высота минимальная.
    Исполнитель прыгает на «коня» до положения на коленях. Затем он отталкивается, разгибая ноги, и прыгает со снаряда «ласточкой» на гим­
    настический матрац (рис. 225).
    82

    Исполнитель должен научиться мягко приземляться, а затем суметь ус­
    тоять после прыжка, не теряя равновесия. Следует сделать 4-6 прыжков.
    Упражнение 2. Исполнитель прыгает на «коня» до положения полу­
    приседания (рис. 226). Затем он отталкивается и летит вниз «ласточкой».
    Взлет должен быть как можно выше. Прыжок повторяется 2-4 раза.
    Упражнение 3. Выполняется так же, как предыдущее, но в момент полета «ласточкой» исполнитель поворачивается в воздухе на 180° или, что труднее, на 360° (рис. 227).
    Упражнение 4. Исполнитель прыгает на «коня» до положения стоя, а затем в том же темпе прыгает с него в группировке, находясь в таком положении до момента приземления на матрац (рис. 228).
    Упражнение 5. Энергично разбежавшись, исполнитель отталкивается ногами от пола или мостика (трамплина) и, опираясь руками о ручки
    «коня», перескакивает через него (ноги после толчка и в момент пере­
    скока предельно группируются; рис. 229).
    Упражнение 6. Исполнитель с разбега, оттолкнувшись ногами от мостика, прыгает через «коня», не прикасаясь руками к снаряду (руки готовятся к приземлению на мат­
    рац). Прикоснувшись руками к мат­
    рацу, исполнитель делает кульбит
    (перекат) через шею (голова долж­
    на быть прижата подбородком к груди), выгибая спину (круглая спи­
    на; рис. 230).

    Такой прыжок близок к чисто акробатическим. Его могут выполнять только мужчины, обладающие хорошей физической подготовкой.
    Упражнение 7. Исполнитель наскоком встает на «коня» и в том же темпе, не задерживаясь, спрыгивает с него, отталкиваясь и посылая ноги вперед под прямым углом, не сгибая колен (рис. 231).
    Такие прыжки требуют хорошей тренировки мышц брюшного прес­
    са. Руководителю следует давать их только после соответствующей под­
    готовки занимающихся (упражнения на гимнастической стенке и серия упражнений специального экзерсиса).
    Упражнение 8. Исполнитель, оттолкнувшись от опоры, пролетает над снарядом в положении «ласточки» и приземляется на ноги (рис. 232).
    Этот прыжок сложнее описанных выше. Его следует выполнять при обязательной надежной страховке.
    84

    Руководитель, добиваясь от занимающихся высоты взлета, умения фиксировать группировку и делать повороты в воздухе, может услож­
    нять прыжки за счет препятствий, которые ставятся перед снарядом
    (веревочка или другой гимнастический снаряд).
    Упражнение 9. Прыжок через веревочку.
    Исполнитель прыгает на «коня» до положения стоя, а затем, пере­
    прыгнув через препятствие, которым в данном случае является веревоч­
    ка, натянутая на стойки, приземляется (рис. 233). В момент прыжка че­
    рез веревочку исполнитель группируется. Такой прыжок можно выпол­
    нять «углом» или пригнувшись, отведя ноги назад.
    Упражнение 10. Выполняется так же, как предыдущее, но исполни­
    тель проходит над веревочкой в положении «ласточки» (рис. 234). Этот прыжок труднее, чем прыжок в группировке.
    Упражнение 11. Выполняется так же, как предыдущее, но в качест­
    ве препятствия ставится «конь» или «козел» (рис. 235).
    Упражнение 12. Исполнитель после энергичного разбега отталки­
    вается ногами от мостика и пролетает в положении «ласточки» через «ко­
    ня» и веревочку, заканчивая прыжок кульбитом (перекатом; рис. 236).
    Такой прыжок довольно сложен и требует большой предварительной подготовки.
    Если приведенные выше упражнения включить в урок, то он станет интересным и увлекательным для занимающихся, а главное, будет спо­
    собствовать выработке у них ценнейших качеств, необходимых для овла­
    дения техникой акробатической поддержки.
    85

    Усложняя повороты в соскоках, руководитель может добиться виртуозности исполнителей в этой области применительно к под­
    держкам.
    Особенно важно тренировать прыжки вверх и учить исполнителей фиксировать фигуру в воздухе. Руководителю необходимо обратить особое внимание занимающихся на дозировку количества прыжков, нужно обязательно страховать каждый исполняемый прыжок, а также научить всех занимающихся умению страховать друг друга.
    Практически страховка сводится к тому, чтобы страховщик в случае необходимости мог вовремя подхватить исполнителя под руку или подставить ему руку под живот, пассируя тем самым приземление и предохраняя его от па­
    дения.
    Прыгать следует всегда только на гимнастический матрац. Увели­
    чивать высоту снаряда не нужно, так как это уже область спортивной гимнастики.
    Включать прыжки в урок следует лишь тогда, когда занимающиеся будут уже достаточно подготовлены средствами специальных упражне­
    ний. В урок надо включать по две разновидности прыжков не более двух раз в неделю.
    Каждый прыжок повторяется от 3 до 5 раз.
    Одной из разновидностей прыжков, тренирующих технику акроба­
    тических поддержек, являются прыжки с гимнастических колец. Они раз­
    вивают чувство ощущения пространства, умение владеть телом в воз­
    духе, совершать повороты и перевороты.
    Из многочисленных упражнений на кольцах мы разберем только три.
    Упражнение 1. Соскок с колец при раскачивании (рис. 237).
    86

    Исполнитель в тот момент, когда кольца будут отведены до преде­
    ла вперед или назад, соскакивает на матрац. Тело исполнителя в воздухе должно быть в прогибе («ласточке»).
    Упражнение 2. Поворот на кольцах при раскачивании и соскок впе­
    ред (рис. 238).
    Исполнитель выполняет поворот за счет энергичного маха всем те­
    лом. Такой поворот может быть сделан на 180° и 360° в одну и другую сторону.
    При движении колец назад исполнитель должен повернуться в ис­
    ходное положение, чтобы его тело заняло необходимую для прыжка позицию.
    Упражнение 3. Усложненный соскок с колец при раскачивании
    (рис. 239).
    В момент движения колец назад исполнитель поднимает ноги вверх, образуя как бы угол, а затем, когда кольца идут вперед, он резко и энергично выпрямляется, отпускает кольца и «ласточкой» летит на матрац.
    Упражнения 1 и 2 могут выполнять девушки и юноши, а упражне­
    ние 3 — только юноши. Страховка обязательна во всех случаях, так как высота полета может быть значительной.
    Упражнения на кольцах хорошо тренируют навыки занимающихся, необходимые при выполнении акробатических поддержек.
    87

    Для тренировки техники поддержек могут быть также использова­
    ны бассейны и водные станции. Близки к специфике поддержек прыжки в воду с вышки и трамплина.
    Этот вид спорта воспитывает у занимающихся смелость, решитель­
    ность, развивает ощущение полета в воздухе и умение владеть телом в сложных и разнообразных положениях.
    Эти занятия помогут отработать толчки вверх и длительную группи­
    ровку (так как группировка фиксируется в полете).
    Девушкам особенно рекомендуется овладение техникой прыжка
    «ласточкой».
    Средства физической культуры и спорта имеют прямое отношение к тренировкам акробатических поддержек, но эти средства нужно ис­
    пользовать умело, с учетом хореографического воспитания занимающих­
    ся и соответствующей нагрузки на их организм. Нагрузка, дозировка упражнений должны определяться врачом.
    Не следует спешить включать в уроки такие активные средства под­
    готовки, как прыжки со снарядов, через снаряды и соскоки с колец, пока занимающиеся не подготовят в достаточной степени свой мышечный и связочный аппараты. Степень подготовки можно примерно определить
    88
    по тому, сколько раз занимающийся может выполнить то или иное упражнение и как он чувствует себя в результате воздействия этих упражнений на организм.
    ТРЕНИРОВКА АКРОБАТИЧЕСКИХ ПОДДЕРЖЕК
    После того как занимающиеся будут достаточно физически подго­
    товлены для овладения техникой акробатических поддержек, можно пе­
    рейти непосредственно к их изучению и тренировке.
    Тренировать акробатические поддержки хорошо с помощью пьеде­
    стала и гимнастической стенки.
    Обучение акробатическим поддержкам с помощью пьедестала
    Метод обучения поддержкам с помощью пьедестала имеет много преимуществ по сравнению с методом обучения на полу. Пьедестал, на который встает партнерша, облегчает занимающимся поднимание ее на воздух. Самый незначительный толчок вверх от пьедестала, сделанный партнершей, партнеры могут легко подхватить и развить. Это значитель­
    но труднее сделать при тренировке поддержек в партере (на полу).
    Пьедестал также создает удобства для страховки партнерши — тре­
    тий партнер может стоять впереди пьедестала.
    89'

    В описании специальных упражнений были даны приемы освоения входа на воздушные поддержки, которые партнерша должна была де­
    лать попеременно то левой, то правой ногой и возвращаться на пол путем простого схода. Полученные навыки входа на высокие поддержки сле­
    дует применять, используя пьедестал.
    АКРОБАТИЧЕСКИЕ ПОДДЕРЖКИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ
    С ПОМОЩЬЮ ДВУХ ПАРТНЕРОВ
    Упражнение 1. Простой способ входа на пьедестал.
    Задачи партнерши. Партнерша с места ставит правую (левую) ногу на пьедестал, одновременно подавая партнерам обе руки (рис. 240).
    Встав на пьедестал, партнерша делает шаг назад и спускается на пол, опираясь на руки партнеров (партнерша опиралась на две точки опоры).
    Задачи партнеров. Партнеры встают по обеим сторонам пьедестала к подают партнерше один правую, второй левую руку. В момент подъема партнерши на пьедестал и при спуске с него они помогают ей.
    Исполнители должны следить за тем, чтобы их тело было несколько прогнутым, носки оттянуты, стопы развернуты, руки и кисти в положе­
    нии, соответствующем классическому танцу.
    Упражнение 2. Простой способ входа на пьедестал и подъем партнер­
    ши вверх.
    Задачи партнерши. Партнерша поднимается на пьедестал, как в предыдущем упражнении. Далее, опираясь на руки партнеров, она от­
    талкивается от пьедестала вверх и как бы делает длинный стремительный шаг вперед, фиксируя его в момент подъема ее партнерами (рис. 241).
    90

    Задачи партнеров. Партнеры подают партнерше один правую, вто­
    рой левую руку, а другой рукой одновременно поддерживают ее под ру­
    ки. Затем они развивают толчок партнерши вверх и плавно опускают ее вперед на пол (партнерша опиралась на четыре точки опоры).
    Упражнение 3. Вход на пьедестал с шага и с разбега.
    Выполняется так же, как упражнения 1 и 2, но в данном случае партнерша поднимается на пьедестал, вначале сделав 3-5 шагов, а по­
    том с разбега. При освоении исполнителями этого упражнения руково­
    дителю надо обращать внимание партнерши на толчок от пьедестала, учить делать его точно вверх и так, чтобы он совпадал с момен­
    том вдоха.
    Упражнение 4. Толчок партнерши от пьедестала с продвижением ее вперед и опусканием на пол.
    Задачи партнерши. Вначале те же, что в упражнениях 2 и 3, но в дан­
    ном случае партнерша должна фиксировать положение изгиба основной линии тела в течение всего периода, когда партнеры несут ее с пьедеста­
    ла, поддерживая за руки.
    Задачи партнеров. Вначале те же, что и в упражнениях 2 и 3, но после толчка партнерши они должны поднять ее вверх на своих прямых руках и в таком положении проне­
    сти партнершу вперед на 3-5 шагов и опустить на пол, пассируя призем­
    ление (рис. 242).
    Упражнение 5. Толчок партнер­
    ши от пьедестала с продвижением ее вперед в группировке.
    91

    • Задачи партнерши. Вначале те же, что и в упражнениях 2 и 3, но после толчка от пьедестала партнерша должна принять положения, показанные на рис. 243. Упражнение может усложняться различными по­
    ложениями ног, корпуса, продвижением партнерши вперед и т. д.
    Задачи партнеров. Те же, что и в упражнениях 2 и 3, но в данном случае и от партнеров требуется больше физических усилий, необходи­
    мых для поддержания партнерши в группировке и продвижения ее вперед.
    Упражнение 6. Толчок партнерши от пьедестала, группировка после толчка и приземление в определенной акробатической фигуре.
    Задачи партнерши. Вначале те же, что и в упражнениях 2, 3, 5, но после толчка и группировки (рис. 244) партнерша должна выполнить определенную фигуру в момент приземления на полу (см. рис. 242). Та­
    ким образом, партнерша делает два трудных дви­
    жения: воздушную поддержку с последующим приземлением и фиксацией акробатической фи­
    гуры.
    Задачи партнеров. Вначале те же, что и в уп­
    ражнениях 2, 3, 5, но в данном случае партнеры не. только пассируют партнершу во время ее при­
    ближения к полу, но и помогают ей выполнить оп­
    ределенную акробатическую фигуру на полу и удержаться в этом положении.
    При освоении разобранных выше упражне­
    ний занимающиеся часто допускают ошибки. Наи­
    более распространенными среди них являются
    92
    следующие:
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта