Собинов, Суворов. Поддержка в танце. Б. собинов. К. Суворов поддержка в танце издательство искусство москва 1962
Скачать 3.96 Mb.
|
Приход партнерши с поддержки вниз (приземление) Третьим элементом акробатической поддержки является приход партнерши с поддержки вниз. Для этого партнер либо медленно опускает партнершу в зафикси рованном положении, либо просто, разрушая хореографическую группу, ставит ее на пол (рис. 40, 41). А иногда партнер с какого-либо движения вверху переводит парт нершу в акробатическую фигуру внизу. Возьмем такой пример. Партнер толчком поднимает партнершу вертикально вверх. Она делает вверху один поворот и приходит вниз в «полушпагат». Партнер смягчает (пассирует) ее приземление, поддер живая за талию (рис. 42, 43). Возможен и такой вариант, когда партнер опускает партнершу свер ху вниз, ловя на руки (рис. 44, 45). Приход вниз один из важнейших элементов поддержки. Он требует постоянной тренировки. Представьте балетную пару, где партнерша великолепно входит на поддержку, хорошо движется в воздухе, но тя жело приходит на пол, а партнер не умеет смягчить ее приземление. Весь эффект от ис полнения такой поддержки пропадает. Партнерша обязана постоянно развивать умение мягко приземляться. Для этого она должна совершенствовать мышечное чувст во — ощущение пространства без участия зре ния, смягчать падение с высоты за счет амор тизации в голеностопном суставе и добавочно в коленном и тазобедренном. Средством к этому должно быть хорошо развитое «плие». 17 Партнер также должен активно участвовать в приземлении парт- нерши, опуская ее на пол постепенно и плавно. Итак, необходимо добиться, чтобы приземление было эластичным и плавным (даже если по характеру задания оно должно быть быстрым). Если партнер принимает партнершу на руки сверху, то ему необ ходимо научиться пассировать ее на своих руках, то есть создать парт нерше такие условия, как если бы она падала на сетку батуда. Партнер вначале должен как бы продлить ее движение, а затем, постепенно оста навливая его, возвратиться в нужное статическое положение. Умение хорошо пассировать партнершу дает возможность партне рам принять ее на руки после совершения ею прыжка с трехметровой вышки (рис. 46, 47). Г Л А В А В Т О Р А Я КЛАССИФИКАЦИЯ АКРОБАТИЧЕСКИХ ПОДДЕРЖЕК В се многообразие акробатиче ских поддержек можно свести к нескольким основным типам. Мы даем описание наиболее ха рактерных для каждого типа под держек. Это как бы азбука акро батической поддержки, на основе которой можно создавать новые варианты поддержек. Так как для описания акро батических поддержек нет соот ветствующей терминологии, мы частично использовали термино логию, употребляемую при опи сании гимнастических упражне ний. Условимся относительно не которых терминов книги. Хваты Хватом называется либо соединение ладоней партнеров, либо тот момент, когда партнер берет партнершу за талию, за голеностопные суставы или за бедро, либо момент, когда партнерша берется за руку, за плечо партнера. Существует много различных хватов. Познакомимся с ос новными. 1. Одноименный хват — такое соединение ладоней партнеров, когда партнер правой рукой берет правую руку партнерши, а левой рукой — левую. 2. Разноименный хват — такое соединение ладоней партнеров, ког да партнер правой рукой берет левую руку партнерши, а левой рукой — правую. 3. Разнохват — такой хват, при котором партнер одну кисть руки накладывает сверху на ногу (руку) партнерши (надхват), а другую сни зу (подхват). 4. Хват за лучезапястные суставы — такой хват, который дает креп кое соединение рук партнеров («крепкий хват»). Для этого партнеры берутся руками таким образом, чтобы кисти их рук взаимно обхватили лучезапястные суставы друг друга. Хват может быть разноименным и одноименным. (Партнер в момент выполнения хвата должен научиться распределять давление кисти равно мерно, не впиваясь пальцами в руку партнерши, так как это может при- 19 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ чинить ей боль.) На рис. 48 показана боковая поддерж ка, в которой партнер левой рукой держит левую руку партнерши одноименным хватом, а правая его рука ле жит в области тазобедренного сустава партнерши. Повороты и вращения Если партнер или партнерша повертывается во круг своей оси менее чем на 360°, то такое движение на зывается поворотом. Поворот, выполняемый более чем на 360°, называется вращением. Повороты и вращения могут совершаться вокруг всех осей: продольной, по перечной, саггитальной. Повороты и вращения вокруг продольной оси в вертикальном и горизонтальном по ложении называются согласно классической термино логии турами или пируэтами, а повороты и вращения, выполняемые вокруг поперечной и саггитальной осей, называются переворотами. Прямые и обратные акробатические поддержки Акробатические поддержки бывают прямыми и обратными. К пря мым поддержкам относятся такие, в которых партнер и партнерша нахо дятся лицом друг к другу (рис. 49, 50); к обратным — такие, в которых партнерша находится спиной к партнеру (обратный «арабеск», обратный «шпагат» и т. п.; рис. 51 и 52 — обратная «ласточка»). А так как в большинстве случаев партнерша, поднятая партнером в акробатической фигуре, находится над ним, над его головой, то мы бу дем называть поддержку прямой, если лица партнеров обращены в раз ные стороны, и обратной, когда они обращены в одну сторону. Иногда встречаются поддержки (горизонтальные), в которых парт неры находятся в иных положениях, чем мы рассматривали выше (рис. 53, 54). В первом случае партнерша находится в положении лицом к парт неру, но лица обоих обращены в одну сторону, во втором — спиной к партнеру, но лица обоих обращены в разные стороны. Такие поддержки не подходят под данные нами определения «пря мых» и «обратных». Но так как они немногочисленны, мы не считаем необходимым классифицировать их. Высокие а низкие акробатические поддержки Акробатические поддержки, когда голова партнерши находится не выше головы партнера, можно назвать низкими (рис. 55), когда голова партнерши находится над головой партнера — высокими (рис. 56). «Срывы». Резкие и обычно неожиданные переходы из высокой акро батической фигуры в низкую служат переходной или окончательной фа зой акробатической поддержки. «На воздух». Это выражение определяет момент отделения тела партнерши от пола, совершаемого при помощи партнера или за счет толчка партнерши. 21 Вертикальные поддержки могут исполняться с места — жимом, толчком и темпом и с разбега — темпом. Вертикальная обратная акробатическая поддержка. Партнер, стоя позади партнерши, берет ее за талию и поднимает перед собой. Руки партнера выпрямлены. Положение ног и рук партнерши может менять ся (рис. 57, 58). 22 Все поддержки делятся на статические и ди намические. Основой статических поддержек яв ляется, как правило, фиксированная акробати ческая группа, которая, однако, может перейти в другую акробатическую группу — динамическую. Динамические поддержки — такие поддерж ки, которые могут совершаться только в движении и не содержат момента фиксированной группы. СТАТИЧЕСКИЕ АКРОБАТИЧЕСКИЕ ПОДДЕРЖКИ Вертикальные поддержки — это такие поддержки, когда партнерша в руках партнера находится в вертикальном положении. Такое название несколько условно, так как поддержки этого типа видоизменяются от положения рук, ног и корпуса партнерши. Но данный термин вполне приемлем. Поддержка может быть усложнена тем, что в момент толчка и подъема партнерша делает как бы шаг вперед и партнер несет ее вперед, используя инерцию движения партнерши. Кроме того, поддержка усложняется переменой положения ног, рук и корпуса партнерши (рис. 59). Вертикальная прямая акробатическая поддержка. Партнерша стоит лицом к партнеру. Партнер поднимает ее перед собой. Руки партнера выпрямлены. Изменяется хват партнера и положение ног, рук и корпуса партнерши (рис. 60). Усложнения те же, что и в вертикальной обратной поддержке. На рис. 61 показана вертикальная прямая поддержка (хват за та лию), усложненная поворотом партнерши вокруг продольной оси, то есть туром (иногда двумя) в воздухе, а, кроме того, еще и тем, что парт нерша после выполнения тура пролетает до пола и садится в «шпагат» (рис. 62). С высокой вертикальной поддержки вообще возможны самые разнообразные варианты прихода партнерши вниз. Одним из вариантов верти кальной поддержки может быть такая поддержка, когда партнер держит партнершу не за талию, а за ногу (рис. 63). При этом од ну руку партнер кладет на верх нюю треть бедра партнерши, а второй рукой он держит ее за стопу (прием входа на эту поддержку смотри в описании поддержек типа, «арабесков»). Интересным примером вертикальной поддержки на сцене может служить поддержка из последнего акта балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» (постановка Л. Лавровского). Ромео несет Джульетту, находящуюся в вертикальном положении (см. рис. 39). Линия этой под держки подчеркивает неподвижность тела Джульетты. 23 другой поднимает Джульетту, приближая к себе. Положение партнеров подчеркивает легкость и воздушность поддержки (рис. 65). Вертикальный подъем партнерши очень широко применяется в самых разнообразных вариантах, особенно в классическом танце, в большинстве случаев как взлет вверх с продвижением вперед. Проследите постепенный путь усложнений от простого вертикально го подъема до сложной формы акробатической поддержки, в которую вошли: продвижение партнера вперед с партнершей и тур партнерши в воз духе с приходом в «шпагат» на пол. Если к этому прибавить еще измене ние положения ног, рук и корпуса партнерши в поддержке, то можно по лучить совершенно новые варианты поддержки. Ласточки Если в момент исполнения вертикальной поддержки партнер изме нит положение партнерши (руки партнера лежат на ее бедрах) из вер тикального в горизонтальное, сохранив равновесие, то возникнет поддерж- 24 В последнем акте балета «Лола» (постановка В. Бурмейстера в теат ре имени Станиславского и Немировича-Данченко) французский офицер поднимает Лолу, остановившуюся перед ним на коленях, в выразитель ной вертикальной поддержке (рис. 64). Эта поддержка усложняется сгибанием ног партнерши. Интересна вертикальная поддержка в хореографи ческом этюде «Свидание Ромео и Джульетты», исполняв шемся артистами московской эстрады — М. Фроловой и Н. Суворовым. Ромео взбегает на возвышение — выступ стены — и оборачивается к Джульетте. Она подбегает к нему. Ромео, одной рукой держась за выступ стены, ка, которую обычно называют «ласточкой» (рис. 66). В этой поддержке особенно важно равновесие, причем если поддержка прямая, то парт неру необходимо класть руки на гребни подвздошных костей партнерши, где проходит условная линия равновесия. На рис. 67 место хвата партнера, которое соответст вует гребням подвздошных костей, отмечено жир ной линией. Если же поддержка обратная, то условная линия равновесия будет проходить че рез пояснично-крестцовое сочленение (рис. 68). Линия равновесия может быть несколько выше и несколько ниже (примерно с разницей до 5 см) в зависимости от соотношения длины корпуса и ног партнерши. Таким образом, при правильно найденном равновесии партнерша из прямой вертикальной поддержки может быть переведена в прямую го ризонтальную поддержку, прямую «ласточку», а из обратной вертикальной поддержки в обратную горизонтальную поддержку — в обратную «лас точку». Если партнерша выполняет в воздухе пово рот на 180°, тогда она из прямой «ласточки» при ходит в обратную на руки партнера (рис. 69), а если она выполняет поворот на 360° (полный тур), тогда она снова приходит в прямую «лас точку» (рис. 70). Возможна и такая поддержка. Партнер де- лает толчок главным образом за счет разгиба ния ног. Партнерша пролетает из высокой «ласточки» в низкую. Хват рук партнера меняет ся на разнохват (рис. 71). В момент пролета вниз партнерша может сделать один или два поворота (воздушных тура) в горизонтальном положении. Повороты должны выполняться активно, резко, через плечо, наибо лее удобное для партнерши. Партнерша делает плечом рывок вперед и внутрь, в сторону пово рота. В данном случае важно взаимодействие партнеров. Толчок партнера, направляющие дви жения его рук (что не всегда обязательно) долж ны сочетаться с резким поворотом партнерши. Партнеру очень важно правильно поймать партнершу и сразу же восстановить равновесие. Если же выполняется «срыв» с верхней «ласточки» в нижнюю, то партнерша, получив толчок, идет сверху вниз или совершая повороты (один-два), или закрепив спину. В это время партнер отставляет назад ногу, подготавливает руку, на которую он должен принять партнершу, и поворачивает корпус на 45° в сторону отведен ной руки. Приняв партнершу, партнер наклады вает вторую руку сверху в области бедер парт нерши (надхват), провожая ее полет до момента фиксации внизу на опорной руке. Здесь очень важна умелая пассировка, чтобы партнерша не получила ушиба. «Ласточки» варьируются изменением поло жения ног и рук партнерши и различными накло нами ее корпуса. На рис. 72 показан момент, ког да партнерша благодаря прогибу в поясничном, грудном и шейном отделах позвоночника берет ся руками за стопы ног, а на рис. 73 — за одну стопу. Находясь в положении «ласточки», парт нерша может сделать наклон вперед. Существует еще и такой вариант обратной «ласточки». Партнер, стоя позади партнерши, в одну руку берет голеностопный сустав ее со гнутой ноги, а другую кладет ей на поясницу. Партнерша делает толчок опорной ногой (стоя щей на полу), подхватывая и развивая который партнер поднимает партнершу вверх (рис. 74, 75). Эта поддержка имеет широкое распростра нение в хореографии. Одним из ее вариантов мо жет быть переход партнерши на одну руку парт нера (рис. 76). Усложняя поддержку, партнерша берется одной рукой за ногу (рис. 77). Возможен и такой вариант поддержки, когда партнер, скрестив руки, кладет ладони на гребни подвздошных костей партнерши (одноименно). Тело партнерши идет в воздухе с разворотом, по спирали, и при фиксации наверху она находится в положении, показанном на рис. 78. Это пример обратной высокой «ласточки». 27 Возможны варианты обратных низких «ласточек». На рис. 79 пока зана низкая обратная «ласточка». Партнер броском может перевести партнершу из этой «ласточки» в прямую низкую «ласточку». Обратная «ласточка» усложняется сгибанием ног партнерши в коленном суставе (рис. 80; адажио Пабло и Лолы из балета «Лола» в постановке В. Бур¬ мейстера). На такую «ласточку» возможен эффектный вход: партнерша, разбе жавшись в момент толчка, подает партнеру руки (разноименный хват) и, сочетая свой толчок с рывком партнера, пролетает у него за спиной и приходит в положение обратной «ласточки» (рис. 81). Описывая акробатические поддержки типа «ласточек», необходимо сказать о тех их разновидностях, когда партнер стоит не в профиль, а анфас к зрителям. В этом случае руки партнера расставлены более ши роко. Они могут находиться в следующих положениях: 1) одна рука (правая) лежит на спине партнерши, вторая (ле вая) — на внутренней поверхности левой ноги партнерши. Партнерша находится в положении обратной «ласточки» (рис. 82); 2) одна рука (правая) партне ра лежит в области солнечного сплетения (партнерши, вторая (ле вая) — на верхней поверхности бед ра правой ноги. Партнерша нахо дится в положении прямой «ласточ ки» (рис. 83). Эти поддержки при изменении положения ног и рук партнерши мо гут иметь новые варианты. Напри мер, партнерша захватывает руками стопы ног (рис. 84) или принимает положения, показанные на рис. 85, 86, 87. Последняя поддержка может быть завершена эффектным «срывом» вниз (рис. 88). Чтобы выполнить этот «срыв», партнер дает находящейся наверху партнерше легкий толчок и освобождает руки, оставляя их под нятыми вверх. Партнерша фиксирует свое положение (держа одной ру кой стопу ноги). Потеряв точки опоры, партнерша соскальзывает с рук партнера вниз на его бедро. Партнер принимает положение выпада, "страхует приход партнерши, поддерживая ее корпус руками, а потом поднимает их вверх. 29 Разновидностью «ласточек» являются акро батические поддержки, когда партнерша нахо дится в воздухе горизонтально в положении бо ком (рис. 89). Такая боковая «ласточка» возникает, если партнерша, повернувшись боком, поставит ле вую руку партнеру на плечо. Партнер, освобо див левую руку, держит партнершу правой рукой. Возможны следующие варианты боковой «ласточки»: партнерша опирается не на плечо партнера, а на его вытянутую руку (рис. 90), партнерша совсем не опирается рукой о партне ра, лежа боком на одной его руке (рис. 91). Боковая поддержка может не фиксировать ся, а служить кульминационным моментом при выполнении дугообразного взлета (рис. 92). Партнерша с танцевального шага идет к партнеру, тот подхватывает ее, накладывая кисти рук на гребни ее подвздошных костей. Поднимая партнершу на «ласточку», партнер поворачивается на 180°, на момент освобождает правую ру ку, затем снова, подхватив партнершу двумя руками, мягко опус кает ее на пол. Возможен и такой переход с боковой поддержки: партнерша с разбега, танцевального шага или с места делает толчок. Парт нер, подхватывая его, кладет правую руку на бок партнерши, а кисть ле вой руки на внутреннюю поверхность ее правой ноги. В таком положении 30 он поднимает ее на воздух (рис. 93). Из этой поддержки возможен пере ход в нижнюю «ласточку». Для этого партнер толчком освобождает ле вую руку и опускает партнершу вниз, повернув ее на 180°. При приходе партнерши вниз партнер подхватывает ее и фиксирует в положении ниж ней «ласточки» (см. рис. 93; адажио Китри и Базиля из балета Минку са «Дон-Кихот»). 31 |