Главная страница
Навигация по странице:

  • „Арабески" и „атитюды"

  • „Прогибы"

  • ДИНАМИЧЕСКИЕ АКРОБАТИЧЕСКИЕ ПОДДЕРЖКИ

  • в воздухе (рис. 142). Вращения в «ласточке».

  • Вращения в прогибе.

  • Собинов, Суворов. Поддержка в танце. Б. собинов. К. Суворов поддержка в танце издательство искусство москва 1962


    Скачать 3.96 Mb.
    НазваниеБ. собинов. К. Суворов поддержка в танце издательство искусство москва 1962
    АнкорСобинов, Суворов. Поддержка в танце.pdf
    Дата21.12.2017
    Размер3.96 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСобинов, Суворов. Поддержка в танце.pdf
    ТипДокументы
    #12385
    страница3 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    Поддержки в положении сидя
    Поддержками в положении сидя называются такие поддержки, когда партнерша сидит на бедре, на плече, на руках партнера. Такие под­
    держки имеют широкое применение в танце.
    Например, партнерша сидит, подогнув колени, на согнутой ноге партнера (рис. 94). Эта поддержка может быть усложнена тем, что парт­
    нерша прыгает к партнеру с разбега. Партнер в этот момент стоит на выпаде и ловит ее (рис. 95).
    Партнерша сидит на плече партнера спи­
    ной к нему (рис. 96) или лицом (рис. 97).
    Партнерша сидит, согнув ноги. Руки парт­
    нера выпрямлены и держат партнершу за го­
    лени (рис. 98).
    Подъем в эту акробатическую группу мо­
    жет быть произведен толчком, когда партнер­
    ша находится в положении сидя на груди партнера, или темпом, когда партнерша раз­
    бегается, делает толчок, а партнер подхваты­
    вает ее за голени и поднимает на воздух. Один из вариантов этой поддержки: партнерша разгибает колени до определенного угла. Под­
    держка становится легче и красивей (рис. 99). Но в этом случае партнеру труднее поддерживать равновесие.
    Поддержка в положении сидя на одной руке партнера, так называе­
    мая «скамеечка» или «стульчик», может выполняться с места и с танце­
    вального шага (рис. 100). В этой поддержке партнерша может быть пе­
    реведена на другую руку партнера (рис. 101). Для этого партнер слегка
    32
    приседает, затем резко выпрямляется, передавая тем самым толчок на­
    ходящейся на его руке партнерше. Партнерша отрывается от руки парт­
    нера, а в этот момент партнер подставляет ей вторую руку, на которую она приходит в положение сидя.
    Такой переход, повторенный несколько раз подряд, эффектен.
    Примером танцевальной поддержки в положении сидя в классиче­
    ском танце может служить поддержка, исполнявшаяся артистами Ленин­
    градского академического театра оперы и балета Ф. Ба¬ лабиной и К. Сергеевым в в хореографическом этюде
    «Демон и Тамара». Демон стоит спиной к зрителям.
    Тамара сидит у него на груди. Затем она начи­
    нает медленно склоняться к нему. Демон целует ее, и
    Тамара никнет, падая к не­
    му на руки. Такая простая и выразительная группа удачно передает кульмина­
    ционный момент танца.
    33

    „Арабески" и „атитюды"
    Партнерша, находясь на воздухе (в руках партнера), может воспро­
    изводить «арабески» и «атитюды». Поддержки такого типа называются
    «арабесками» и «атитюдами». В практике их называют еще высокими поддержками.
    Выполняются такие поддержки следующим образом. Партнерша ста­
    вит на ладонь партнера стопу правой (левой) ноги. Партнер одной рукой плотно сжимает ногу партнерши в области свода стопы. Другую руку он кладет над коленом партнерши (рис. 102). Затем партнерша делает тол-
    чок левой ногой, стоящей на полу, и разгибает правую ногу. Партнер подхватывает толчок партнерши, обеими руками поднимая ее на воз- дух. Партнерша входит на высокую акробатическую поддержку (см. рис. 102). Ее положение на воздухе устойчиво, и она может воспроизво­
    дить «арабески» и «атитюды».
    На рис. 103 показан первый
    «арабеск». Партнерша, изменив по­
    ложение рук: левую — вперед, пра­
    вую — назад (рис. 104), создает позу второго «арабеска». Далее партнер делает поворот на 180°, и партнерша оказывается в ракурсе третьего «арабеска», а затем, еще раз переменив положение рук, — в ракурсе чертвертого.
    Как мы видим, первый вариант высокой поддержки (когда партнер­
    ша меняет только положение рук, а партнер выполняет поворот) дает возможность воспроизвести все четыре положения «арабеска».
    Находясь в высокой поддержке, партнерша может принять и поло­
    жение «атитюда» (рис. 105).
    Партнерша может изменить рисунок поддержки, если вынесет впе­
    ред левую ногу (рис. 106) или захватит рукой стопу ноги (рис. 107).
    Для усложнения поддержки партнерша может опереться носком согнутой левой ноги о локтевую часть правой руки партнера. Парт­
    нер, установив равновесие, снимает левую руку со стопы партнерши и отводит ее в сторону (рис. 108).
    Если партнер, захватив левой рукой свод правой стопы партнерши
    (или чаще голеностопный сустав), правой рукой берется за нижнюю поверхность бедра ее правой ноги и поднимает партнершу вверх, ис­
    пользуя ее толчок, то создается положение обратного «арабеска»
    (рис. 109).
    Эта поддержка может быть ус-
    ложнена (при правильно найденном равновесии) переходом партнерши на одну руку партнера (хват делается в этом случае выше, рис. ПО). Поддержка этого рисунка может изменяться с изменением по­
    ложения ног, рук и корпуса партнерши.
    Например, находясь в по­
    ложении высокого прямого
    «арабеска», партнерша делает поворот на 180°. Партнер пра­
    вой рукой перехватывает ногу партнерши так, что кисть его руки из положения хвата над коленом переходит на нижнюю поверхность ее бедра. При по­
    вороте партнерши на 180° по­
    ворачивается ее стопа, которая находится в левой руке партне­
    ра, и поддержка становится об­
    ратной (рис. 111).
    Эффектна поддержка, когда партнерша, сделав высокий прямой
    «арабеск», совершает полный тур в воздухе и «срывается» в нижнюю
    «ласточку» спиной на руки партнера (рис. 112).
    Вход на прямую высокую поддержку лучше выполнять не с места, а с разбега. В этом случае опорная нога партнерши, которую ловит парт­
    нер, может быть и прямой.
    Партнерша с разбега ставит прямую ногу на руку парт­
    нера (рука партнера рас­
    крытой ладонью кверху ле­
    жит на бедре ноги, находя­
    щейся в выпаде). Партнер, поймав ступню партнерши, выпрямляет левую ногу, создавая тем самым толчок для поднятия Партнерши вверх на высокую поддерж­
    ку (рис. 113).
    Высокую прямую под­
    держку можно выполнять и таким способом. Партнер перед толчком кладет пра­
    вую руку на внутреннюю, поверхность бедра партнер-
    36
    ши. Затем, в момент подъема, партнер переводит правую руку на внеш­
    нюю поверхность бедра партнерши. Разбег партнерши и хороший толчок придают поддержке характер легкого взлета. Для входа парт­
    нерши в обратный «арабеск» возможен такой вариант. Партнерша бежит к партнеру, делает толчок, переходящий в большой прыжок («же¬ тэ»), в момент выполнения которого партнер ловит ее ногу и поднимает партнершу вверх в положение высокой обратной поддержки (рис.114).
    Существует еще и такой пример высокой поддержки. Партнерша, ставя левую стопу на ладонь партнера, правой ногой отталкивается от пола и, разгибая левую ногу, поворачивается на 180°, оказываясь спи­
    ной к партнеру. Партнер ловит свободной рукой правую стопу партнер­
    ши и поднимает прямую партнершу вверх (рис. 115). Затем, установив равновесие, партнер опускает одну руку. Партнерша находится в положе­
    нии обратного «арабеска». Рисунок этой акробатической поддержки мо­
    жет изменяться от положения свободной ноги и рук партнерши.
    Высокие поддержки типа «арабесков» и «атитюдов» по рисунку имеют много общего с линиями классического танца. Они требуют чисто­
    ты и красоты выполнения, которое в основном зависит от партнерши.
    Однако и партнер должен сохранять рисунок поддержки.
    „Шпагат"
    «Шпагат» выполняется следующим обра­
    зом. Исполнительница стоит в III позиции. За­
    тем она как бы переходит в IV позицию и продолжает движение ноги до того момента, пока внутренняя поверхность бедра ее выдви­
    нутой вперед ноги и голень плотно не при­
    жмутся к полу. Нога, отставленная назад, плотно прижимается к полу только от середи­
    ны внутренней поверхности бедра. Корпус и руки могут находиться в разных положениях
    (рис. 116).
    «Шпагат» выполняется на широко рас­
    ставленных ногах. Поддержки, которые осно­
    ваны на принципе «шпагата», называются акробатической поддержкой типа «шпагат».
    Прямой «шпагат» выполняется с места.
    Партнер поднимает партнершу вверх жимом.
    Левая рука партнера лежит на коленном су­
    ставе левой ноги партнерши, правая — на ко­
    ленном суставе правой ее ноги (рис. 117).
    Руки партнера могут лежать и несколько
    выше коленного сустава партнерши. Эффектно, когда «шпагат» выполняется с темпа. Партнер стоит позади партнерши и, держа ее за талию, совместив толчок своих рук с толчком партнер­
    ши, поднимает ее прямую вверх. Дойдя до наи­
    высшей точки, партнерша разводит ноги в «шпа­
    гат» и попадает на вытянутые руки партнера, фиксируя поддержку (рис. 118).
    Один из вариантов схода с прямого «шпага­
    та» производится так. Партнер придает партнер­
    ше, слегка опуская руки, вращательное движе­
    ние, которое партнерша завершает (оставаясь почти в вертикальном положении) туром в воз­
    духе и приходит в «шпагат» на полу. Партнер пассирует момент прихода партнерши.
    Другой вариант схода с прямого «шпагата»: партнерша, слегка наклоняясь, берется за руки партнера, затем идет вниз, перевернувшись че­
    рез голову и приходит в низкий «шпагат». Парт­
    нер перехватывает руки партнерши, пассируя ее приход (рис. 119).
    Обратный «шпагат». Партнерша, придя в высокий прямой «арабеск», наклоняет корпус вперед и притягивает руками к голове свобод­
    ную ногу, которую не держит партнер (рис. 120).
    Партнерша, опираясь одной ногой на ногу партнера (стоя к нему спи­
    ной) и держась за руки парт­
    нера одноименным креп­
    ким хватом, поднимает сво­
    бодную ногу, предельно нак­
    лоняет корпус вперед и вниз и приходит в положение, изображенное на рис. 121.
    «Шпагаты» широко при­
    меняют в эстрадном танце, особенно при приходе парт­
    нерши вниз с верхних под­
    держек. Например, приходе обратной «ласточки»: парт­
    нер, стоящий лицом к зри­
    телям, слегка опуская ле­
    вую руку, посылает партнер-
    шу вниз. Партнерша, выполнив пе­
    реворот, приходит на пол в «шпа­
    гат» (рис. 122).
    Интересно использован «шпа­
    гат» в эстрадном номере «После ба­
    ла» (постановщик П. Кретов , ар­
    тисты эстрады Анна Редель и Ми­
    хаил Хрусталев): партнерша, утом­
    ленная карнавалом, как бы засы­
    пает. Ноги у нее скользят, и она оказывается на полу в «шпагате». Партнер поднимает ее, но через два шага дремлющая партнерша, опять садится. Трюковой прием «шпагат» в данном случае оказывается оправданным темой танца.
    Благодаря этому номер получается естественным и выразительным.
    Выше мы разобрали ряд поддержек типа «шпагат». Эти поддержки могут иметь разнообразные варианты.
    „Прогибы"
    «Прогибы» — это поддержки такого типа, которые основаны на пре­
    дельной гибкости партнерши.
    «Кольцо». С танцевального шага партнерша идет к партнеру. Парт­
    нер резким движением поднимает ее к себе на шею. Затем партнерша подтягивает руками стопы ног к голове. Партнер, положив одну руку на спину партнерши, а вторую на внутреннюю поверхность бедра ее левой ноги, жимом или толчком поднимает партнершу вверх (рис. 123).
    Высокое «кольцо» может быть переведено в низкое «кольцо». Парт­
    нер толчком рук посылает партнершу, поворачивая ее, вниз и, пассируя, ловит ее внизу на руки. Тело партнерши совершает полный поворот.
    40

    «Мост». Партнерша стоит на пле­
    че партнера боком к публике. Затем она освобождает одну стопу, которую партнер берет рукой. Сгибаясь назад, партнерша кладет свои руки в свобод­
    ную руку партнера и делает толчок опорной ногой (находящейся на плече партнера). Партнер, подхватывая этот толчок, поднимает партнершу вверх. Получается «мост» (рис. 124).
    Один из вариантов «моста» вы­
    полняется следующим образом. Сде­
    лав «мост», партнерша поднимает одну ногу вверх, а партнер кладет свою руку на спину партнерши ниже затылка. Руки партнерши упирают­
    ся в плечо партнера (рис. 125).
    Затем партнерша делает толчок ногой, находящейся в руке партне­
    ра, и выходит к нему на одну руку (рис. 126).
    Или такой вариант: партнерша, стоя на коленях на плечах партнера
    (обычно еще за кулисами), берется руками за стопы ног. Партнер берет в руки голени партнерши, дает толчок — и партнерша выходит вверх, фиксируя поддержку (рис. 127).
    Существует и такой «мост»: одной ногой партнерша стоит на ноге партнера, находящегося в выпаде. Партнер поддерживает партнершу ру-
    кой за подколено опорной ноги. Партнерша наклоняется назад до пола
    (рис. 128).
    Выставленная вперед и согнутая в колене нога партнера иногда слу­
    жит опорой для ноги партнерши. Партнерша, стоя на бедре партнера, может принимать положения, показанные на рис. 129, 130, или может прийти на выставленную вперед ногу партнера с разбега с поворотом
    (рис. 131).
    Итак, статические акробатические поддержки бывают следующих типов: вертикальные акробатические поддержки, «ласточки», поддержки в положении сидя, «арабески» и «атитюды», «шпагаты», «прогибы».
    Поддержки каждого типа могут быть и простыми и сложными.
    Используя различные варианты поддержек и составляя их комбина­
    ции, можно получить красивый рисунок танца. Возьмем для примера такую комбинацию. Партнер поднимает партнершу в обратную «ласточ-
    42
    ку» (правая его рука лежит на пояснице партнерши, левой, он держит го­
    леностопный сустав ее левой ноги, рис. 132). Партнер производит лег­
    кий толчок, а партнерша поднимает корпус и приходит в поддержку в положении сидя (рис. 133). Далее партнер делает еще один легкий тол­
    чок и переводит правую руку на внутреннюю поверхность правого бедра партнерши. В это время парт­
    нерша отводит назад свобод­
    ную ногу, создавая положение высокого обратного «арабеска»
    (рис. 134). Затем партнер сно­
    ва дает партнерше легкий тол­
    чок и переводит правую руку с внутренней поверхности бедра партнерши в положение над коленом. Партнерша поворачи­
    вается на 180° и приходит в прямую высокую акробатичес­
    кую поддержку (рис. 135). Ес­
    ли партнерша возьмет свобод­
    ную ногу в руки и притянет ее к голове, а корпус будет на­
    клонять вперед и вниз, то создастся поддержка типа
    «шпагат» (рис. 136).
    43

    На рис. 137—141 показана другая комбинация акробатической поддержки. Партнерша находится в положении обратной «ласточки». При этом левая рука партнера лежит на нижней области живота партнерши и вся тяжесть ее тела приходится на его левую руку. Правая рука партнера обхватывает нижнюю треть голени партнерши. Партнер посте­
    пенно опускает сначала ноги партнерши, затем ос­
    вобождает правую руку и переводит ее с голени партнерши на талию. При этом партнер должен повернуться лицом к партнерше, чтобы она опуска­
    лась перед ним. Партнер медленно опускает парт­
    нершу, пока она не коснется носками ног пола.
    Партнерша фиксирует прогиб и, не меняя положе­
    ния «ласточки», опирается корпусом на партнера, который стоит в выпаде влево, наклоняя свой кор­
    пус также влево.
    Затем, приставляя левую ногу обратно к пра­
    вой, партнер выпрямляется и кладет отведенную им ранее в сторону левую руку на талию партнерши.
    Потом он поворачивает партнершу (через правое плечо) на 180°. Партнерша, не изменяя положения тела, окажется стоящей спиной к партнеру.
    Партнер обхватывает партнершу левой рукой, и она медленно опускается (лежа спиной на его руке) в «ласточку» на бедро партнера.
    Затем партнер медленно выпрямляет левую ногу, приставляет ее к правой и ставит партнершу на пол в то положение, которое она занимала, при­
    дя на пол после высокой обратной «ласточки».
    Далее партнерша опускается на колено, подает партнеру правую руку, а левую отводит в сторону и, отклонившись назад, производит толчок вверх
    вперед. Партнер подхватывает этот толчок и развивает его рывком правой руки (см. рис. 140).
    Выполнив рывок, партнер освобождается от руки партнерши и в момент ее взлета вверх кладет кисти рук на гребни подвздошных кос­
    тей партнерши, выводя ее в верхнюю прямую
    «ласточку» (см. рис. 141).
    Эта комбинация должна выполняться мед­
    ленно и таким образом, чтобы одно движение следовало за другим не прерываясь.
    ДИНАМИЧЕСКИЕ АКРОБАТИЧЕСКИЕ ПОДДЕРЖКИ
    К динамическим поддержкам относятся такие поддержки, которые совсем не содержат элемента статики и основаны только на дви­
    жении. Они также бывают нескольких типов.
    Вращения
    Одним из видов динамических поддержек являются поддержки типа вращений. Такие поддержки выполняются следующим образом.
    Партнер быстро вращается вокруг продольной оси, а партнерша (которую он держит) под дей­
    ствием центробежной силы совершает в это время непрерывный круговой полет в воздухе
    (рис. 142).
    Вращения в «ласточке». Существует не­
    сколько вариантов таких вращений.
    П е р в ы й в а р и а н т . Партнерша берет­
    ся руками за шею партнера. Партнер держит партнершу под мышками (см. рис. 142). Вра­
    щение усложняется освобождением рук парт­
    нера или партнерши (рис. 143).
    В т о р о й в а р и а н т . Партнер берет пра­
    вой рукой левую ногу партнерши за голено­
    стопный сустав, а левую руку соединяет с левой рукой партнерши крепким хватом
    (рис. 144), после чего начинает вращаться на месте. Партнерша вращается в воздухе вокруг партнера в положении «ласточки».
    45

    Т р е т и й в а р и ­
    ант. Партнерша под­
    ходит к партнеру с танцевального шага.
    Партнер сначала за­
    брасывает корпус парт­
    нерши к себе на шею, а затем толчком под­
    нимает партнершу вверх, держа ее на вы­
    тянутых руках. Правая рука партнера лежит на шее партнерши, ле­
    вая — на внутренней поверхности бедра ее левой ноги. Стоя в таком положении, партнер начинает вращаться (рис. 145).
    Ч е т в е р т ы й в а р и а н т . Партнерша сидит на полу в плотной груп­
    пировке, скрестив ноги. Партнер берет партнершу за голеностопные су­
    ставы (правой рукой за левый, а левой рукой за правый сустав) и начи­
    нает вращаться. Когда партнерша поднимется достаточно высоко, она, повернувшись, принимает положение прямой «ласточки» (рис. 146).
    Если партнерша сидит на полу в плотной группировке, но не скрещи­
    вая ног, то после того, как партнер берет ее за голеностопные суставы и начинает вращать, она принимает положение обратной «ласточки»
    (рис. 147).
    Вращения в прогибе. П е р в ы й в а р и а н т . Партнер держит парт­
    нершу за талию. Партнерша берется руками за стопы ног и прогибается
    (рис. 148).
    46

    В т о р о й в а р и а н т . Партнерша обхватывает левой рукой шею партнера, а партнер держит ее правой рукой за талию (рис. 149). Положе­
    ние ног, корпуса, головы партнерши может во время исполнения под­
    держки меняться. Такая поддержка широко применяется в классическом и народном танцах.
    Существует и такой тип вращения. Партнер, переступая на месте, вращается, держа партнершу, как показано на рис. 150. Партнерша стоит на одной ноге на подъеме ноги партнера, держась левой рукой крепким хватом за левую (правую) руку партнера. Вращаясь, партнер сообщает партнерше вращательное движение, а она лишь фиксирует положение прогиба.
    Мы рассмотрели наиболее характерные случаи поддержек типа вращений. Итак, поддержки типа вращений слагаются из трех моментов: подъема партнерши на воздух; вращения, которое будет тем эффект­
    нее, чем большее число оборотов делает партнер в единицу времени; при­
    хода партнерши в исходное положение. Если выполняются поддержки типа вращений, показанных на рис. 146, 147, то наиболее трудным будет момент прихода партнерши в исходное положение, так как при останов­
    ке партнера продолжают действовать центробежная сила, удерживаю­
    щая партнершу в горизонтальном положении, и инерция движения. Что­
    бы облегчить приход партнерши в ис­
    ходное положение, партнер должен к концу замедлить вращение и прибли­
    зить партнершу к себе.
    Если же выполняются поддерж­
    ки типа вращений, показанных на рис. 145, то наиболее трудным будет момент вращения.
    Поддержки типа вращений широ­
    ко используются в танце.
    47

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта