Собинов, Суворов. Поддержка в танце. Б. собинов. К. Суворов поддержка в танце издательство искусство москва 1962
Скачать 3.96 Mb.
|
„Полеты" Этот тип динамической поддержки характерен тем, что партнерша с помощью партнера, а иногда и самостоятельно пролетает какое-то рас стояние в воздухе. Разберем несколько вариантов таких поддержек. П е р в ы й в а р и а н т . Руки партнеров в одноименном хвате. Парт нерша делает «отказ» назад, а затем толчок левой ногой. Партнер под хватывает толчок партнерши и выносит ее вверх на свои выпрямленные руки, опираясь на которые партнерша в перекидном «жетэ» пролетает за спиной партнера и опускается перед ним на ноги или в «шпагат» (рис. 151). 48 Разновидностью такой поддержки является поло жение, когда партнерша, пролетая над головой парт нера, проходит между его выпрямленными руками в группировке (рис. 152). В т о р о й в а р и а н т . Партнерша, разбежавшись, сильно отталки вается обеими ногами (или передает силу толчка с одной ноги на другую) и, пролетев по сцене иногда довольно большое расстояние в горизонталь ном положении, приходит в руки партнера, который пассирует ее приход и ловит в обратную или прямую «ласточку» (рис. 153). Такой полет ча сто используют как заключительный момент в классическом дуэте мно гие пары. Он эффектен только тогда, когда партнерша делает толчок достаточной силы, а партнер умело ловит партнершу. Партнерша выпол няет полет по диагонали сцены, чтобы лучше использовать сценическое пространство. Для эффектности полета партнер, подхватив партнершу, продолжает вместе с ней движение вперед. Т р е т и й в а р и а н т . Партнерша сидит на полу, подогнув левую ногу и вытянув правую. Затем она подает партнеру левую руку и, опира ясь на правую руку партнера, отталкивается от пола и прыгает к нему. Партнер, как бы подтягивая партнершу к себе, усиливает ее толчок и ловит в прямую «ласточку». Чтобы увеличить впечатление полета, он пробе гает с партнершей вперед по сцене (рис. 154). При выполнении полетов толчки и приходы партнерши могут быть самыми разнооб разными. Например, партнер ша, разбежавшись, отталки вается, поворачивается в воздухе и приходит спиной на плечо парт нера (рис. 155; балет «Лола», адажио Пабло и Лолы, 2-й акт). Обороты Поддержки, в которых партнерша с помощью партнера совершает оборот вокруг его шеи или талии, называются оборотами. Оборот совершается обычно с танцевального шага. Эта поддержка является хорошим исходным положением для выполнения различных танцевальных комбинаций. Эффектны обороты, совершаемые много раз подряд. Разберем несколько вариантов оборотов. П е р в ы й в а р и а н т . Оборот партнерши вокруг шеи партнера (рис. 156). Партнерша идет к партнеру с танцевального шага. Партнер забрасывает ее корпус к себе на шею и, не задерживая движения, перево дит ее на грудь (в этот момент партнерша переворачивается на живот). Затем партнер сильным толчком рук снова переводит корпус партнер ши к себе на шею, затем на грудь и т. д. Так повторяется четыре, пять, шесть раз подряд. Парт нерша как бы летит в оборотах вокруг шеи партнера и, кроме того, еще вращается вокруг своей оси - на шею парт нера она приходит спи ной, переходя к нему на грудь, переворачивается на живот и т. д. 50 В т о р о й в а р и а н т . Оборот партнерши вокруг талии партнера (рис. 157). Держа партнершу на руках, партнер забрасывает ее назад за спину. Левой рукой он подхватывает ноги партнерши под коленями, сообщая ей круговое движение вниз и вперед. Партнерша опять приходит на руки партнера, который снова забрасывает ее назад, и т. д. Возможна комбинация, составленная из поддержек такого типа. Например, сделав один или несколько оборотов вокруг шеи партнера, партнерша садится на его грудь (см. рис. 157), находясь в плотной груп пировке. Партнер левой рукой посылает ее себе за спину и ловит правой рукой за подколенки, далее сообщая корпусу партнерши движение вниз и вперед для выполнения оборотов вокруг своей талии. Т р е т и й в а р и а н т . Партнерша, находясь в первом «арабеске», берется рукой за свободную ногу (рис. 158). Партнер продевает го лову в получившееся кольцо и, подхватив одной рукой партнершу за та¬ лию, другой за бедро ноги, которую он держит, забрасывает ее себе на 51 шею. Партнерша, обернувшись вокруг шеи партнера, приходит в исходное положение. Эта акробатическая поддержка может быть повторена не сколько раз подряд. Ч е т в е р т ы й в а р и а н т . Партнерша подходит к партнеру сзади и берет в обхват его правую руку около плеча. Партнер резким рывком забрасывает партнершу вперед так, чтобы она легла талией на его левую руку. Партнерша опускает руки, а партнер левой рукой посылает ее кор пус лицом вниз и назад себе за спину, давая возможность партнерше сно ва взяться сзади за его правое плечо в обхват. Как только партнерша возьмется, партнер снова отпускает левую руку, а правой, за которую держится партнерша, снова делает рывок вперед. Прямое тело партнер ши летит вокруг партнера, снова попадает ему на левую руку и т. д. Эта поддержка чаще используется в номерах циркового акробатического ха рактера. Перевороты и повороты К динамическим поддержкам относятся и всевозможного рода пере вороты, то есть такие акробатические поддержки, в которых тело парт нерши совершает переворот вокруг какой-либо оси вращения. Существу ет несколько вариантов переворотов. П е р в ы й в а р и а н т . Партнеры идут под руку. Затем партнерша отталкивается одной ногой и, опираясь на руку партнера, почти выходит в стойку (ноги врозь). Партнер подставляет ей свою свободную руку под спину около шеи, и партнерша, сделав высоко в воздухе переворот через голову, приходит на ноги (рис. 159). В т о р о й в а р и а н т . Движение парт нерши может быть и обратным через «мост». Оно выполняется с места (а в первом слу чае и с разбега) и может быть повторено несколько раз подряд (партнеры в этом случае будут находиться лицом друг к другу) Т р е т и й в а р и а н т . Партнерша после энергичного разбега и сильного толчка ле тит на воздух, посылая ноги вперед. Парт нер подхватывает ее в положение обратной «ласточки». Затем партнерша опускает ру ки на пол и партнер посылает ее на перево рот (рис. 160). Ч е т в е р т ы й в а р и а н т . Партнерша, положив локти на плечи партнера, оттал кивается (партнер поддерживает ее руками 52 за гребни подвздошных костей) и выходит вверх в стойку. Затем она резко сгибает ноги в коленях, локти ее соскальзывают с плеч партнера. Перегнув шись через голову, партнерша приходит на плечи партнера голенями (в по ложение сидя на коленях; рис. 161). Далее голени партнерши соскальзы вают с плеч партнера (руки которого по-прежнему лежат на гребнях ее подвздошных костей), и она приходит на плечи партнера локтями. За тем партнерша опять выходит вверх в положение, стоя на локтях, снова резко подгибает ноги, и локти ее соскальзывают с плеч партнера. Сделав переворот, она снова приходит голенями на плечи партнера и т. д. Эти движения повторяются два, три, четыре раза в темпе (см. рис. 161). П я т ы й в а р и а н т . Партнерша с разбега ставит стопу опорной ноги на сложенные вместе ладони партнера, стоящего к ней лицом на полусогнутых ногах (рис. 162). Партнер, сочетая усилия партнерши с толчком своих рук (усиливая толчок выпрямлением ног), выводит парт нершу высоко вверх. Партнерша, совершая переворот над головой парт- 53 нера, выполняет как бы перед нее сальто (ноги врозь). Партнер в это время поворачивается на 180° и, подставив руки, ловит партнершу в положение сидя, за тем опускает ее на пол, мягко пассируя. Ш е с т о й в а р и а н т . К по воротам надо отнести так назы ваемые двойные «ласточки». Партнерша с танцевального ша га идет на перекидное «жетэ». Партнер подхватывает ее обеими руками за талию и, не останав ливая движения, подбрасывает партнершу вверх (как бы ввин чивая ее в воздух). Партнерша, сделав один или два поворота (тура) в воздухе в горизонталь ном положении, приходит на ру ки партнера в обратную «ласточ ку» (рис. 163). Партнерша будет вращаться горизонтально вокруг своей продольной оси. С е д ь м о й в а р и а н т . С танцевального шага партнерша идет на высокую прямую «ласточку» (партнер стоит анфас к зрителям). Парт нер, подхватив партнершу, выводит ее вверх и на переворот в гори зонтальной плоскости вокруг саггитальной оси. Совершив этот поворот, партнерша приходит в обратную «ласточку» (рис. 164 ; на рисунке по казано направляющее движение рук партнера). В о с ь м о й в а р и а н т . Партнер, стоя ан фас к зрителям, подхватывает партнершу, иду- щую к нему с танцевального шага, и посылает ее вверх, так направляя толчок, чтобы помочь партнерше сделать переворот в воздухе (как бы переднее сальто) вокруг своей поперечной оси и прийти на руки партнера в обратную «ласточку» (рис. 165). После переворота воз можен приход в «шпагат». В исходном положении правая рука партнера лежит в области верхней части живота партнерши, а левая — на наруж ной поверхности бедра ее пра вой ноги. В момент толчка партнер поднимает левую руку выше, так, чтобы партнерша как бы выходила в стойку, по могая ей тем самым сделать переворот в воздухе. Перевороты партнерши в «ласточке» вокруг всех трех осей вращения являются примерами динамических акробатических поддержек танце вального характера. Рассмотренные выше четыре типа динамических акробатических поддержек — вращения, «полеты», обороты, перевороты и повороты — мо гут быть использованы для составления различных танцевальных комби наций как сами по себе, так и в сочетании со статическими акробатичес кими поддержками. Например, партнерша выполняет несколько оборотов вокруг шеи партнера. Заканчивая обороты, партнерша, лежа спиной на шее парт нера, подает ему согнутые в коленях ноги, стопы которых партнер ставит себе на грудь, затем партнерша выпрямляется и оказывается стоящей на груди партнера. Далее, партнер берет в руки голеностопные суставы ног партнерши и, сочетая свое усилие с ее толчком, поднимает прямую партнершу вверх на своих выпрямленных руках. Получается сочетание динамической поддержки типа оборота со статической вертикальной поддержкой. Второй пример. Партнерша находится в высокой поддержке (рис. 166). Партнер, толкнув ее вверх, ловит внизу одной рукой в над¬ хват за внутреннюю поверхность бедра левой ноги, другой — в подхват за талию. Затем партнерша резко сгибается назад, ставит выпрям ленные руки на пол и с помощью партнера делает переворот, приходя на ноги. Получается сочетание статической поддержки типа «арабеск» с ди намическим переворотом. Опуская партнершу с высокой поддержки вниз, партнер может поймать ее под руки в обхват и, не останавливая движения (иначе ноги партнерши коснутся пола), начать вращение. Получается сочетание статической поддержки типа «арабеск» с ди намической — вращение. 56 Поддержка в танце всегда связана переходом или в танцевальное движение, или в другую акробатическую поддержку, развивающую рису нок танца. Поскольку всякий переход из одной статической поддержки в дру гую является моментом динамическим, то переходы от поддержки к поддержке приближаются в какой-то мере к динамическим акробати ческим поддержкам. Акробатические поддержки, исполняемые втроем Разберем примеры акробатических поддержек, исполняемых втро ем. Такие поддержки создают много интересных возможностей для ис полнителей. Например, акробатические поддержки типа полетов. Акробатические поддержки втроем могут исполняться и партнера ми, действующими отдельно друг от друга и действующими совместно. Разберем первый случай. Партнерша, разбежавшись, ставит стопу своей согнутой ноги на сложенные вместе кисти рук партнера (рис. 167). Партнер сгибает колени, чтобы усилить бросок партнерши. Затем парт нер делает резкий толчок, выпрямляя ноги, и усиливает этот толчок рыв ком рук и всего тела. Партнерша летит в положении «ласточки» на ру ки второго партнера, который ловит ее в высокую (или низкую) пря мую «ласточку» (рис. 168). Сила броска при этом бывает настолько велика, что партнерша мо жет пролететь значительное расстояние. В момент полета партнерша может изменить положение, например, повернуться в воздухе, и прийти ко второму партнеру в положение сидя 57 (рис. 169). Партнерша может сохранять в воздухе вертикальное положе ние и прийти ко второму партнеру в положение высокого «арабеска» (рис. 170). Возможен и вариант обратного полета, когда партнерша летит на зад, а второй партнер ловит ее в высокую или низкую «ласточку» (рис. 171). Первый партнер может послать партнершу ко второму парт неру в положении «ласточки» (рис. 172). Разобранные выше примеры ак робатических поддержек относятся к динамическим акробатическим поддержкам типа полетов. Такого типа полеты возможны и в дуэтном танце, но с применением трамплина, который ставится за сценой. В этом случае партнерша, приходя на трамплин с разбега или прыгая на него с возвышения, уси ливает за счет трамплина (или ба- 58 тута) свой толчок и получает возможность совершить полет на сцену, где ее ловит и пассирует партнер (рис. 173). Теперь разберем второй вариант акробатических поддержек, испол няемых втроем, когда партнеры действуют совместно, а партнерша ле тит не вверх и вперед, а только вверх. В этом случае бросок партнерши совершают оба партнера, руки которых соединены в хват квадратом (рис. 174). Чтобы образовать этот хват, каждый из партнеров берется кистью левой руки за лучезапястный сустав правой руки партнера, а правой рукой за лучезапястный сустав своей левой руки. Образуется переплетение четырех рук партнеров, которое называется «корзиноч- 59 кой» или «стульчиком». Добавочная площадь, служащая для более устойчивого положения партнерши, создается за счет рук партнеров, согнутых в локтевых суставах. Партнерша ложится животом на «корзи ночку». Партнеры слегка приседают, а затем резко выпрямляются. Партнерша летит в воз дух — при сильном толчке в высоту до двух метров. Высокий взлет дает возможность партнерше изменять свое положение в возду хе, в результате чего могут возникнуть эффект ные рисунки акробатических поддержек. В исходном положении на руках партнеров партнерша может быть стоя, лежа, сидя (рис. 175). При взлетах партнерша может выполнять переходы, вращения и перевороты. Остановимся на некоторых из этих поддержек. Переходная комбинация. Из положения сидя на соединенных в хват квадратом руках партнеров партнерша при взлете вверх переводит (за медленным плавным движением) ноги назад и приходит снова на четы ре руки партнеров в «ласточку». Затем, взлетев в «ласточке», она выно сит ноги вперед и приходит в положение сидя и т. п. (рис. 176). Вращения: 1) партнерша, взлетев вверх, может сделать в положе нии сидя тур (рис. 177); 2) начав взлет из положения стоя, партнерша, достигнув наивысшей точки взлета, делает два тура и приходит на руки партнеров в положение сидя (рис. 178). 60 Перевороты. Партнерша в момент взлета из положения стоя может сделать «бланш» (переворот назад через голову) в положение «ласточ ки» и прийти на руки партнеров в положение стоя, сидя или «ласточки» (рис. 179). Пьедестал. Партнеры стоят лицом друг к другу, опустившись один на правое, а второй на левое колено, соединив руки в хват квадратом (рис. 180). Партнерша бежит из глубины сцены и с разбега ставит ногу на соединенные руки партнеров. Партнеры быстро выпрям ляются, одновременно выталкивая партнершу высоко вверх. В момент взлета партнерша может сделать в воздухе различные движения. Горизонтальный переворот. Партнерша закрепляет корпус в «ласточке» на руках партнеров. Партнеры сообщают ей такой тол чок, чтобы она могла не только подняться вверх, но и выполнить поворот в воздухе на 360°, а затем прийти в исходное положение (рис. 181). В этом случае парт нерша лежит не на соединенных в хват квадратом руках партнеров, а партнеры держат ее в подхват. 61 Движения партнеров должны быть строго согласованы. В их задачу входит не только умение правильно и красиво послать партнершу вверх, но и мягко пассировать ее приход. Партнерша должна научиться хоро шо владеть своим телом в воздухе. При осуществлении броска партнеры должны дать партнерше не только движение вверх, но и направление к повороту в воздухе. На пример, в акробатической поддержке, показанной на рис. 182, партнеры, помогая взлету партнерши в момент толчка, как бы ввинчивают ее тело в воздух, для чего один партнер уже останавливает толчок, а второй еще продолжает его, сообщая партнерше вращательное движение. Пассировка партнерши происходит за счет мягкого пружинящего движения (сгиба ния и разгибания) рук и ног партнеров. Кор пус их остается выпрямленным, иначе они столкнутся (рис. 183). Рассмотрим динамическую акробатиче скую поддержку, которая называется «солн цем». Это эффектная динамическая под держка типа вращения. «Солнцем» ее назы вают потому, что тело партнерши описывает в воздухе полный круг. Партнеры, стоя лицом друг к другу, берут партнершу один за левую руку и левую ногу, а второй за правую руку и правую ногу (положение партнерши — лицом 62 вниз; рис. 184). Затем партнеры отводят тело партнерши назад, чтобы увеличить амплитуду ее движения, и резко выталкивают ее вперед и вверх. Когда партнерша находится в положении, изображенном на рис. 185, партнеры поворачиваются спиной друг к другу, а при возвраще нии партнерши — в исходное положение, затем снова поворачиваются ли цом друг к другу и т. д. Таким образом, когда партнерша описывает пол ный круг — «солнце», партнеры делают поворот вокруг своей оси на месте. Эта поддержка исполняется несколько раз подряд и в таком ракур се, который позволял бы зрителям видеть полный круг, описываемый партнершей в акробатической поддержке (то есть партнерша должна находиться боком к зрителям). Разберем несколько вариантов статических акробатических под держек, исполняемых втроем. |