Главная страница
Навигация по странице:

  • Врачебный контроль

  • Тренировка акробатических поддержек

  • Г Л А В А П Я Т А Я ТАНЦЫ С ПОДДЕРЖКАМИ

  • ТАНЦЫ С ПРЕДМЕТАМИ „Танец с лентами"

  • „Танец с шаром"

  • Собинов, Суворов. Поддержка в танце. Б. собинов. К. Суворов поддержка в танце издательство искусство москва 1962


    Скачать 3.96 Mb.
    НазваниеБ. собинов. К. Суворов поддержка в танце издательство искусство москва 1962
    АнкорСобинов, Суворов. Поддержка в танце.pdf
    Дата21.12.2017
    Размер3.96 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСобинов, Суворов. Поддержка в танце.pdf
    ТипДокументы
    #12385
    страница11 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    Профилактика травм
    Травмы у занимающихся балетом могут возникнуть в результате того, что в классе сделан несоответствующий пол — каменный, скольз­
    кий, неровный или на сцене и в классе имеются посторонние предметы, недостаточное освещение.
    Низкая или чрезмерно высокая температура воздуха также может стать источником травм.
    В первом случае холодные мышцы и связки теряют свою эластич­
    ность и сократительную способность, а во втором — потное тело сколь­
    зит и мешает сделать крепкий хват.
    Нельзя заниматься и выступать в неудобно сшитом костюме со всякого рода острыми металлическими застежками и крючками.
    Перечисленные выше моменты обычно становятся причиной рас­
    тяжения связок, а в более тяжелых случаях ведут и к частичному раз­
    рыву их с внутренним кровоизлиянием.
    Довольно часто возникают растяжения в области голеностопного сустава, коленного сустава, сумки первого пальца кистей рук.
    Нередко занимающиеся ощущают внезапную резкую боль в области поясницы.
    Часты и ушибы от неудачных приходов с акробатических поддер­
    жек. В тяжелых случаях могут быть вывихи и переломы.
    Если, несмотря на принятые меры предосторожности, произошла травма, то прежде всего следует прекратить упражнение и обеспечить покой пострадавшему. Иногда приходится видеть, как присутствующие начинают тянуть за поврежденную конечность, растирать поврежден­
    ное место, причиняя тем самым только вред и усложняя процесс даль­
    нейшего лечения.
    При ушибах и растяжениях рекомендуется сразу же положить на пострадавшее место холод, обеспечить ему покой и плотно забинто­
    вать.
    129

    Если произошел вывих или перелом, то категорически запрещает­
    ся вправлять самим поврежденную конечность. Необходимо немедлен­
    но вызвать врача или увезти пострадавшего в лечебное учреждение.
    Возможны травмы кожных покровов: разрезы, большие ссадины с появлением крови. В этих случаях необходимо сразу же смазать йодом пострадавший участок кожи, а затем забинтовать его стерильным бинтом.
    Не нужно промывать рану водой, заклеивать бумагой и т. д. Все это может внести инфекцию и осложнить лечение.
    Но источником травм могут стать причины, зависящие от самих исполнителей, от их физического состояния, степени тренировки и под­
    готовленности.
    Например, выполнение упражнений без предварительной подго­
    товки мышц и связок очень часто кончается травмой. Поэтому нельзя сразу начинать тренировку акробатических поддержек без предвари­
    тельного экзерсиса.
    Нельзя тренироваться и во время болезни. Вред от подобных за­
    нятий чрезвычайно велик, так как при повышенной температуре сер­
    дечно-сосудистая система организма и так преодолевает большую на­
    грузку. Девушкам в дни менструаций (три дня) тренироваться и высту­
    пать также нельзя.
    Не следует продолжать тренировку в момент физической устало­
    сти. В это время необходимо отдохнуть от тренировки.
    Не рекомендуется работать над сложными акробатическими под­
    держками в полную силу после значительного перерыва в тренировке, особенно если этот перерыв был вызван болезнью.
    Во время тренировки акробатических поддержек у партнеров дол­
    жно быть полное взаимопонимание. Прежде чем выполнять акробати­
    ческие поддержки, партнеры должны хорошо понять друг друга и до­
    говориться о предстоящих движениях. При освоении новой поддержки следует страховаться или с помощью гимнастической стенки, или с по­
    мощью третьего партнера. Такая страховка во многих случаях явля­
    ется гарантией от травм.
    Травмы необходимо предупреждать, а профилактика их возможна.
    Занимающиеся должны знать все причины, вызывающие травмы, и уметь их устранять, а в случае возникновения травм правильно вести себя.
    Врачебный контроль
    К сожалению, до сих пор врачебный контроль и наблюдение над занимающимися балетом в большинстве случаев отсутствуют. Врач в балетный класс приглашается лишь в качестве специалиста для оказа-
    130
    ния медицинской помощи. Такое положение не может считаться нор- мальным.
    Танец — это система сложных физических упражнений, дающих предельно большую нагрузку на организм, и в первую очередь на сердце. Поэтому в задачу врачебного контроля входит дозировка на­
    грузки и наблюдение за тренировкой.
    Врачи могут контролировать исполнителей так же, как контроли­
    руют занимающихся спортом: медицинский контроль обязателен для всех занимающихся балетом, особенно в юношеском возрасте; он дол­
    жен осуществляться через каждые три месяца и фиксироваться в спе­
    циальной карте.
    Большинство занимающихся хореографией — женщины, а это обя­
    зывает врачебный контроль учитывать особенности женского организма, особенно при исполнении акробатических поддержек.
    Главное внимание надо уделять юношам и девушкам. Их костный, связочный и мышечный аппараты находятся в периоде анатомо-физио¬ логического формирования, что позволяет воспитать необходимые для танца качества за счет эластичности связок и незаконченности окосте­
    нения (особенно это положение важно для выработки выворотности стопы).
    Повторяем, что девушкам, не достигшим шестнадцати лет, и юно­
    шам, не достигшим восемнадцати лет, заниматься воздушной акробати­
    ческой поддержкой нельзя, так как всякая механическая нагрузка на костно-связочный аппарат недопустима во время формирования орга­
    низма.
    Занятия акробатическими поддержками в это время могут тор­
    мозить рост исполнителей и даже давать искривление позвоночника.
    Тренировка акробатических поддержек
    на берегу водоема, на пляже
    Под влиянием освежающего действия воды и согревающего дей­
    ствия солнечных лучей повышается тонус организма и возникает же­
    лание выполнять различные движения.
    При тренировке сложных акробатических поддержек на пляже у занимающихся нет риска ушибиться.
    Однако песок создает неблагоприятные условия для толчка, по­
    этому на берегу лучше всего тренировать входы с места на высокие акробатические поддержки типа «ласточек», «арабесков». Можно реко­
    мендовать акробатические поддержки, которые кончаются «шпагатом», повороты и перевороты, «срывы» и те акробатические поддержки, кото­
    рые выполняют темпом и которые переходят из одной поддержки в
    другую.
    131

    Однако нужно не забывать, что загорание и купание сами по себе являются большой физической нагрузкой на организм, а поэтому не следует утомлять его тренингом.
    При тренировке на пляже не ощущается той усталости, которая наступает в балетном классе, так как вода освежает, но утомление мо­
    жет оказаться чрезмерным, и это почувствуется по возвращении с пляжа.
    Во избежание нежелательных результатов достаточно тренировать акробатические поддержки (при условиях загара и купания) — три­
    дцать минут.

    Г Л А В А
    П Я Т А Я
    ТАНЦЫ С ПОДДЕРЖКАМИ
    ТАНЦЫ С ПОДДЕРЖКАМИ БЕЗ ПРЕДМЕТА
    А
    кробатическая поддержка должна быть элементом танцевальной композиции.
    Поэтому поддержки могут быть и элементом танца, не имеющего определенного содержания, и хореографи­
    ческим компонентом сюжет­
    ного танца, и, наконец, эле­
    ментом танца с предметами: с лентами, мячом, обручем, шарфом и т. п. В качестве примера танца с поддерж­
    ками, не имеющего определенного содержания, может служить вальс.
    Поддержка нередко является кульминационным моментом в танце­
    вальной комбинации. Наиболее ярко это проявляется в вальсе.
    Не случайно именно в этой танцевальной форме демонстрировали и демонстрируют свое мастерство в поддержках многие артисты балета, начиная от корифеев танца, таких, как О. Лепешинская, В. Гусев,
    Р. Стручкова, А. Лапаури и другие, и кончая выпускниками хореогра­
    фических училищ, молодыми артистами балета.
    Вальс
    Вальс — то темпераментный, бурный, стремительный, то лирический, певучий — стал классическим образцом танца с поддержками. На рит­
    мы вальса хорошо ложатся динамические вращения, повороты, взле­
    ты, то есть все элементы танцевальной поддержки.
    Вальс с поддержками девушке лучше всего танцевать в светлом хитоне (иногда имитирующем легкое платье), юноше — в свободной светлой рубашке и брюках.
    Танцевальная канва вальса с поддержками — средства классиче­
    ского танца («балансе», «глиссад», «шоссе» и т. д.). Они могут рас­
    крываться в двух вариантах. Первый, когда партнерша танцует на пуантах, и второй, более легкий, когда партнерша в мягкой балетной обуви.
    В первом случае элементами танца будут обводки (партнер обхо­
    дит стоящую на пуантах партнершу), вращения («шене», пируэты, ту­
    ры) обоих партнеров и одной партнерши, выполняющей вращения стоя на пуантах при активной помощи и поддержке партнера, и, нако­
    нец, большие «жетэ» (партнер подхватывает парнершу и как бы про­
    должает ее движение, идет с ней по сцене, создавая впечатление ее полета).
    133

    Разберем поддержки, которые наиболее часто встречаются в тан­
    цевальной канве концертно-эстрадного вальса.
    В начале танца для выхода партнеров чаще всего выполняется поддержка, когда партнерша находится в положении сидя на плече или прямой руке партнера. Партнер выносит партнершу на сцену, про­
    двигаясь в ритме вальса.
    Для вальса очень характерны вращения и различного рода воз­
    душные круговые полеты. Красиво, когда партнерша включается в стремительное вращение с прыжка. Разбежавшись по диагонали сцены (предположим, что движение начинается из левого угла), партнерша отталкивается от пола на расстоянии двух-трех шагов от партнера (партнер стоит на середине сцены) и летит к нему. Парт­
    нер подхватывает ее и, не задерживая движения, начинает вращение
    (рис. 276).
    Почти все разнообразные варианты вращений могут быть вклю­
    чены в композицию вальса.
    Очень гармонируют с музыкой вальса, особенно в ее бравурных местах, воздушные полеты и перелеты.
    Приведем такой пример перелета. Партнерша, находясь в момент перелета в самой высокой точке, как бы задерживается в воздухе в группировке (рис. 277).
    Кульминационным моментом в вальсе обычно являются так назы­
    ваемые двойные «ласточки» (или «рыбки»; см. рис. 79). Перелеты и
    «ласточки» выполняются в вальсе обычно не один, а два раза подряд
    (на повторяющуюся музыку), что усиливает впечатление поддержки.
    Динамические поддержки типа «ласточки» очень легко ложатся на вальсовые ритмы.
    134

    Завершается вальс обычно эффектной динамической поддерж­
    кой. Можно, например, выполнить поддержку, изображенную на рис. 59.
    Интересна и такая поддержка. Партнерша разбегается по авансце­
    не. Партнер сильно выталкивает ее вверх в положение сидя. Высоко в воздухе партнерша резко разводит ноги в «шпагат», а затем летит вниз
    (рис. 278). Партнер подхватывает ее под руку (а партнерша обнимает его за шею) и начинает вращаться с ней на месте. Затем партнерша переходит в положение сидя на бедре партнера.
    Существует и такой вариант финальной поддержки вальса. Парт­
    нерша с танцевального шага выходит на боковую высокую «ласточку».
    Затем делает полтора (два) поворота и приходит на руки партнера в низкую «ласточку» (рис. 279).
    Мы даем лишь общие моменты вальса с поддержками и умышлен­
    но не составляем определенного рисунка танца. Исполнителям и балет­
    мейстеру следует разрабатывать свои оригинальные решения танцеваль­
    ных движений и поддержек.
    Некоторые исполнители, к сожалению, идут по другому пути: они копируют ставшие уже привычными образцы танцев. В результате на
    135
    концертной эстраде появляются вальсы, разные по названию и музы­
    кальному материалу, но уже, увы, ставшие хореографическими тра­
    фаретами.
    Предлагаемый нами путь труднее: поиски самостоятельного реше­
    ния танца часто приводят к неудачам и огорчениям. Но зато найденная своя интересная композиция танца принесет исполнителям настоящее творческое удовлетворение
    ТАНЦЫ С ПРЕДМЕТАМИ
    „Танец с лентами"
    Акробатическая поддержка становится более действенной, если ее рисунок дополняет какой-либо предмет — летящий шар, обручи, ленты и т. д.
    Например, при выполнении поддержки интересно могут быть ис­
    пользованы ленты. Обычно берут ленту 7 м длины, 5-6 см ширины и прикрепляют ее к бамбуковой тонкой палочке длиной 75-80 см.
    136

    Ленты в основном используют в сольных номерах, но может быть и очень интересное решение применения их в дуэтном танце с под­
    держками.
    Разберем (схематично) пример такого танца.
    Предположим, что танец состоит из трех частей.
    1. Сольный кусок танца партнерши с одной лентой.
    2. Вступление в танец партнера,, у которого также одна лента — дуэтный кусок танца в партере без поддержек.
    3. Дуэтный кусок танца партнера с партнершей с лентами с ис­
    пользованием поддержек.
    Танец, построенный по такой схеме, дает возможность постепенно усиливать впечатление номера.
    Во время исполнения сольных отрывков партнеры должны уметь хорошо владеть лентой и создавать ее игрой красивые рисунки. Лента летит за исполнителем в прыжках, как бы обвивает его в момент вра­
    щения и т. д.
    Во время исполнения дуэтного отрывка партнеры должны добиться синхронного действия лентами. Ленты в их руках сходятся, расходятся и т. п. Красиво выглядит группа, когда один исполнитель становится позади другого и они выполняют различные движения лентами.
    Разберем несколько танце­
    вальных отрывков с поддерж­
    ками.
    Партнерша, находясь в се­
    редине сцены в положении
    «шпагат», делает махи правой рукой, в которой держит лен­
    ту, и то наклоняет корпус впе­
    ред, то отводит его назад.
    Лента в это время описывает широкие дугообразные линии
    (рис. 280).
    Партнер стоит за партнер­
    шей, подняв вверх правую ру­
    ку с лентой и делает лентой
    «змейку».
    Затем партнер переходит направо, ленту берет в левую руку, а правую подает партнер­
    ше. Партнерша берет правую руку партнера левой рукой
    (в правой она держит ленту) и переводит ноги в положение
    137
    сидя (рис. 281). Партнер рывком поднимает партнершу с пола. Усиливая рывок партнера, партнерша отталкивается левой ногой и оказывается в положении сидя на груди партнера, левой рукой обхватив его шею
    (рис. 282). Держа партнершу, партнер начинает вращаться на месте.
    Ленты летят вокруг исполнителей в красивом спиралеобразном рисун­
    ке, благодаря чему эта простая поддержка становится эффектной.
    Партнерша держит в правой руке две ленты (палочки лент зажаты у нее между пальцами так, чтобы концы их расходились — иначе ленты соединятся и запутаются). Танцевальными шагами партнеры идут по диагонали из ле­
    вого или правого угла сцены к центру.
    Партнерша размахивает лентами в такт движению. Партнеры делают вместе шаг левой ногой, затем шаг правой ногой. В том же ритме партнерша выносит вперед левую
    ногу, партнер подхватывает партнершу и поднимает ее в высокую об­
    ратную поддержку в положении сидя.
    В момент подъема партнерша взмахивает лентами, что создает впечатление легкого взлета. Вверху партнерша разъединяет ленты.
    Одну берет в правую, а другую в левую руку и делает ими «змейку»
    (рис. 283).
    Затем партнер броском пе­
    реводит партнершу в низкую пря­
    мую «ласточку». Партнерша в это время делает мах лентами, и ленты, описывая большие дуги, летят вниз. Держа партнершу в положении «ласточки», партнер начинает вращаться на месте. Благо­
    даря лентам эта динамическая поддержка становится интересной
    (рис. 284).
    Партнер, стоя в центре сцены, поднимает партнершу вверх. Парт­
    нерша сидит у него на руке лицом к зрителям. Партнер идет вперед на авансцену. В это время партнерша, у которой в обеих руках по ленте, начинает делать ими «восьмерки», сближая ленты (рис. 285). Это созда­
    ет красивый рисунок поддержки.
    Стоя на авансцене, партнер начинает медленно опускать партнершу на пол. Партнерша продолжает взмахивать лентами, отчего «восьмерки»
    (вследствие снижения партнерши) как бы собираются, образуя свое­
    образный вензель.
    Партнерша, находясь боком к зрителям, бежит навстречу партнеру, стоящему в центре сцены. Затем она отталкивается от пола, одновремен-
    139
    но взмахивая лентами (у нее по ленте в каждой руке). Партнер подхва­
    тывает партнершу за правую или левую ногу и поднимает в прямую вы­
    сокую поддержку. Свободная нога партнерши полусогнута и вынесена вперед (рис. 286). В таком положении партнерша делает махи прямы­
    ми руками, отчего ленты, обрамляя акробатическую группу, создают вокруг нее как бы огненное кольцо.
    Эту поддержку можно закончить следующим образом. Партнерша бросает ленты за кулисы. В этот момент партнер быстро опускает ее вниз, ловит под колено левой ноги и посылает на переворот вслед за лентами.
    Такая акробатическая комбинация, выполненная в нужном темпе, динамична и может служить финалом танца с лентами.
    „Танец с шаром"
    Шар, плавно летающий по сцене, создает впечатление легкости и хорошо гармонирует с акробатическими группами.
    Остановимся на некоторых моментах танца с шаром.
    140

    На сцене, в глубине — пьедестал, на котором лежит большой, проз­
    рачный, чуть отливающий перламутром шар. Внутри этого шара девуш­
    ка. Осторожными, пластичными движениями, напоминающими раскры- вающийся цветок, она постепенно приподнимается, устремляясь вверх.
    Вдруг большой шар отрывается от пьедестала и летит вверх. Оказывает­
    ся, девушка стоит на пьедестале.
    К ней летит из-за кулис второй шар, уже меньшего размера, и она, держа его высоко над собой, спускает­
    ся по ступенькам навстречу . юноше, который появляется из-за кулис.
    Начинается танец — иг­
    ра с шаром, который то ле­
    пит от юноши к девушке, то от девушки к юноше. Де­
    вушка выполняет поддержки и в полетах ловит шар.
    Шар у юноши (юноша находится на середине сце­
    ны). Девушка в правом углу авансцены. Юноша подбра­
    сывает шар над собой. В этот момент девушка бежит к юноше, с разбега выполня­
    ет высокий первый «ара­
    беск» и ловит плавно опу­
    скающийся сверху шар
    (рис. 287).
    Юноша сообщает де­
    вушке легкий толчок (она поворачивается в воздухе на
    180°) и, меняя положение травой руки, переводит де­
    вушку в положение сидя (рис. 288), а затем юноша снимает левую руку с голеностопного сустава ноги девушки и подводит левую руку к своей правой руке так, что партнерша оказывается в положении сидя на обеих руках юноши. Теперь юноша мягко опускает девушку на пол (рис. 289).
    Юноша стоит в левой стороне авансцены, девушка с шаром в ру­
    ках — в правом углу в глубине сцены. Девушка разбегается, прыгает, и юноша ловит ее в обратную низкую «ласточку», а затем поднимает ее к себе на плечо, подводя свою правую руку к пояснице девушки, а левой
    141
    рукой захватывая ее голеностопный сустав (рис. 290). Далее юноша толчком поднимает девушку на свою прямую правую руку (она по- прежнему находится в положении обратной, но теперь уже высокой
    «ласточки»). Юноша проходит несколько шагов по авансцене и толч­
    ком переводит девушку в положение сидя на его правой руке. Затем юноша проходит еще два-три шага и снова толчком ме­
    няет положение своей правой руки (переводит ее на верхнюю часть бедра девушки). Девушка отводит назад правую ногу и оказывается в положении высокого обрат­
    ного «арабеска» (рис. 291). Юноша, оказавшийся к этому времени в правом углу авансцены, несет девушку (идя по дуге) в глубину сцены, затем возвращается на авансцену (но уже в левый угол) и мягко опускает девушку на пол.
    Стоя в центре сцены, юноша поднимает девушку вверх на прямых вытянутых руках в положении сидя (девушка держит шар обеими ру­
    ками над головой). Затем девушка слегка подгибает левую ногу, упи­
    рается ею в плечо юноши, после чего разгибает ее и оказывается в поло­
    жении стоя на плече юноши.
    Юноша в это время переводит руки: левую оставляет свободной, от­
    веденной в сторону, а правой поддерживает стоящую у него на плече
    142
    ногу девушки (рис. 292). Девушка выносит правую ногу вперед, затем отводит ее в сторону и назад, принимая положение первого «арабеска».
    В это время юноша поворачивается.
    После поворота юноши девушка бросает шар вверх, а сама со­
    скальзывает вниз. Юноша ловит ее в низкую прямую «ласточку» и ста­
    вит перед собой на пол в положение первого,«ара­
    беска», а девушка ловит опускающийся сверху шар
    (рис. 293).
    Приведем пример движений с шаром, которые могут служить связующими между отдельными акробатическими группами.
    Юноша и девушка стоят в центре сцены (друг против друга). Затем они опускаются на колено (она на левое, он на правое) боком к зрите­
    лям. На ладонях их соединенных рук лежит шар. Исполнители делают легкий толчок вверх и вперед. Шар взлетает на воздух. Партнеры под­
    нимаются с колен, идут вперед на авансцену и на ходу поворачиваются на 360°, затем они делают выпад — он на левую, она на правую ногу — и ловят медленно опускающийся шар.
    Юноша стоит в центре сцены с шаром в руках. Он подбрасывает его вверх. В этот момент из правого угла авансцены к нему подбегает
    143
    девушка, и он поднимает ее в положение прямой высокой «ласточки» так, чтобы лица партнеров были направлены в одну сторону. Шар мед­
    ленно опускается к девушке на спину, и она ловит его за спиной выпрямленными руками (рис. 294).
    В такой позе юноша уносит девушку, и зрителям кажется, что уплы­
    вает за кулисы шар, увлекая за собой всю группу.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта