Гооогг. Ответы_4-2. Балетный театр после революции 1917 года. Молодой балет
Скачать 138.73 Kb.
|
6. Творчество В.Вайнонена. Василий Вайнонен родился 8 (21) февраля 1901 года в Санкт-Петербурге. В 1911 году его по совету актрисы определили на балетное отделение театрального училища. От природы он был одарен музыкальностью, высоким прыжком, обостренным чувством ритма. Заметив это, театральное начальство поручило юному воспитаннику довольно сложную партию Шмеля в «Сказке о царе Салтане» – небольшую, но требующую четкости всех движений. Он учился в третьем классе, когда началась Первая мировая война. С конца 1916 года воспитанники училища жили впроголодь, не хватало дров, одежды. Но Вайнонен остался в училище, окончил его в 1919 году и был принят в труппу Мариинского театра. Его артистическая карьера сперва складывалась неудачно – по своим способностям он был классическим танцовщиком, а по внешности – невысокий рост, непропорциональная фигура – характерным. Подходящих для него партий в репертуарных спектаклях было мало – вот он и попал в кордебалет. Но Вайнонен не сдавался – он стал брать частные уроки у Николая Легата. С 1919 по 1933 год он исполнил немало второстепенных партий в балетах Петипа, Иванова, Горского, Лопухова и хорошо ознакомился с «почерком» каждого балетмейстера. В придачу он много танцевал на эстраде. В его репертуаре были Арап («Петрушка»), Кот в сапогах («Спящая красавица»), Паяц («Фея кукол»). Как ни странно, первую свою постановку, «Ноктюрны» на музыку Шопена, Вайнонен создал в стиле Айседоры Дункан, взяв из классического танца те движения, которые создавали впечатление безыскусственности, казались импровизацией. Кстати, в дальнейшем Вайнонен славился как импровизатор. Хореографические находки рождались у него с необыкновенной легкостью. «Гавот» на музыку Люлли был поставлен буквально за одну репетицию. Затем последовали разнообразные «куклы» – концертные номера «Полишинель и куколки», «Вятские игрушки», «Негритянское куклы», кукольный танец на музыку «Музыкальной табакерки» Лядова. А в 1927 году Вайнонен поставил танец, который вошел в историю, – матросское «Яблочко». И сам исполнил в нем сложное соло. К концу двадцатых годов Вайнонен уже считался подающим надежды хореографом. Его стали приглашать для постановки танцев в операх. А время как раз очень располагало к экспериментам – требовался современный балетный спектакль. В 1929 году Ленинградский театр оперы и балета провел конкурс за лучший балетный сценарий, посвященный современности. Музыку заказали Дмитрию Шостаковичу. Так началась история балета «Золотой век». Ставить его поручили сразу трем балетмейстерам – в том числе Вайнонену. Несложный сюжет служил обрамлением для колоритных танцев. Публике спектакль понравился, а критики возмутились: один ругал «мюзик-холльный стиль», другой – «политический дальтонизм», третий – «формалистические загибы». Но в результате Вайнонену предложили самостоятельно поставить балет на тему французской революции – «Пламя Парижа». После балета «Пламя Парижа», премьера которого состоялась 7 ноября 1932 года, Вайнонену поручили ставить спектакль совсем другого плана – «Щелкунчик». Время благоприятствовало возрождению классики – эксперименты двадцатых годов остались в прошлом. В 1939 году «Щелкунчик» Вайнонена был поставлен в Москве, в Большом театре. В 1939 году Вайнонен покинул Кировский театр. Переехав в Москву, он ненадолго стал художественным руководителем балетной труппы театра имени К.С. Станиславского, ставил номера в танцевальных ансамблях. Началась война, и он, освобожденный от призыва, стал участником концертной бригады. Затем он примкнул к балетной труппе ансамбля ВЦСПС (Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов) и поставил для нее немало эстрадных номеров, главным образом массовых. После войны хореограф работает в Москве, а затем в Новосибирске. Три года в Сибири стали последним творческим взлетом – были поставлены «Спящая красавица», «Берег счастья», танцы в операх, неизменный «Щелкунчик». «Берег счастья» стал последней и удачной попыткой создать балет о современности. А когда Вайнонен вернулся в Большой театр, ему предложили поставить балет «Гаяне». В последние годы жизни Вайнонен, как в молодости, ставил эстрадные номера. Он обдумывал новый балет «Конек-Горбунок», но его здоровье было сильно подорвано. 23 марта 1964 года его не стало. 7. Творчество Р.Захарова. Родился в Астрахани (25 августа) 7 сентября 1907 года. Отец был капитаном небольшого судна, в свободное время играл на инструментах и организовал дома любительский оркестр. Мать ставила любительские спектакли, в одном из которых Ростислав танцевал русскую плясовую. В 1914 году семья переехала в Петроград. Когда родители повели его сестру Елену на смотр к балетному педагогу Александру Чекрыгину, Захаров упросил их взять его с собой. Чекрыгин заодно проверил данные Ростислава и настоятельно рекомендовал отдать его в балетную школу. В 1920 году Захаров был зачислен в Государственное академическое театральное балетное училище, а его сестра — нет, провалив вступительные экзамены. Среди его педагогов были Владимир Пономарёв, дававший уроки классического танца, Александр Ширяев, преподававший характерный танец, и Леонид Леонтьев, обучавший пантомиме. В 1926 году успешно исполнил партию бенгальца в выпускном балете «Талисман». В том же году был направлен в только что открытую Государственную столичную оперу в Харькове под руководством Владимира Рябцева и Асафа Мессерера, набиравших труппу из выпускников столичных училищ. Репертуар также состоял из балетов ленинградских и московских театров. Захаров дебютировал в «Коньке-горбунке» с украинским танцем. В конце года труппу перевели в Киевскую государственную академическую украинскую оперу. Захаров был занят в балете «Лебединое озеро», где исполнял па-де-труа и партию солиста в венгерском танце. Во время межсезонья выступал с гастролями и самостоятельно ставил номера. В 1927 году, не покидая театра, организовал балетную студию в Киеве, где преподавал основы классического и дуэтного танца вместе с Марией Смирновой, своей будущей женой. На базе студии создал и поставил свой первый одноактный балет «Сон моряка» по собственному сценарию, где исполнил партию Капитана. За ним последовал балет по мотивам «Арлекинады» Рикардо Дриго и концертная программа с номерами из «Фауста» и «Князя Игоря». Летом 1929 года был приглашён в Саратовский театр музыкальной комедии и балета, где поставил балет «Дон Кихот». Ощутив нехватку опыта, осенью того же года поступил на режиссёрское отделение Ленинградского Техникума сценических искусств, курс Владимира Соловьёва, и учился там до 1932 года. Совмещал обучение и работу артистом и постановщиком в Ленинградской государственной эстраде, ставил танцы в спектаклях Театра под руководством С. Э. Радлова, вёл класс актёрского мастерства в эстрадно-цирковом техникуме, где также осуществил ряд постановок; его учеником был Сергей Филиппов. В 1934—1936 годах служил балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета. Уже в первый сезон осуществил постановку балета «Бахчисарайский фонтан», положившего начало советской хореографической «пушкиниане» и открывшего миру новый метод режиссёрской работы. В нём нашла применение система Станиславского, почитателем которой был Захаров. Успех спектакля был такой, что уже после первого акта зрители вызывали режиссёра на сцену на бис, не менее тепло его приняли и на зарубежных гастролях. В 1936 году работал в Большом театре балетмейстером и оперным режиссёром, затем руководил труппой до войны. В 1942 после эвакуации театра в Куйбышев ставит оперу "Вильгельм Телль". В 1943 г опера удостоена Сталинской премии. 1942 году при театре была открыта Экспериментальная театральная студия, которой до 1945 года руководил сам Захаров. В 1943 году труппа вернулась в Москву. Победу советских войск театр отпраздновал балетом «Золушка» в постановке Захарова, премьера которого с успехом прошла осенью 1945 года. В том же году Сергей Эйзенштейн пригласил его ставить знаменитую пляску опричников во второй части «Ивана Грозного» с участием артистов Большого театра; в фильм, однако, вошла лишь небольшая часть поставленных Захаровым сцен. Спустя 15 лет он совместно с Александром Роу снял фильм-балет «Хрустальный башмачок» по мотивам собственной «Золушки». Также с 1947 года он регулярно участвовал во Всемирных фестивалях молодёжи и студентов в качестве главного балетмейстера хореографической группы, был одним из руководителей советской делегации. В 1945—1947 годах был директором и художественным руководителем Московского хореографического училища. В 1948 году экстерном окончил режиссёрский факультет Ленинградского театрального института, класс Бориса Зона. В 1946 году основал кафедру хореографии ГИТИСа, в 1951 году получил звание профессора. В 1956 году из-за конфликта с труппой был вынужден покинуть Большой театр[6]. После этого много работал в республиках и за рубежом. Активно печатался, был автором книг, статей и рецензий, посвящённых балету. Член ВКП(б) с 1951 года. Ростислав Захаров скончался в Москве 15 января 1984 года. Похоронен 18 января 1984 года на Ваганьковском кладбище. 8. Творчество Л.Лавровского. Леонид Михайлович Лавровский (1905-1967). Родился в Петербурге, окончил ЛХУ, танцевал на сцене Кировского театра (1922-1935) партии Амуна («Египетские ночи»), Альберта, Зигфрида, Юноши в «Шопениане». Вместе с Баланчивадзе был участником «Молодого балета». Танцевал в танцсимфонии Ф.Лопухова «Величие мироздания» на музыку 4симфонии Бетховена. Ставил танцы (начало 20-ых) для учеников Ленинградского хореографического училища. Первый полномасштабный балет поставил в 1934 году на м-ку Делиба «Фадетта» по Ж.Санд. В своих постановках музыке отводил роль аккомпанемента к драматическому действию. Работал в русле драмбалета. Был худруком балета Малого оперного театра (1935-1938), Гатоба (1938-1944). В 1940 на сцене Кировского театра поставил балет «Ромео и Джульетта», который прославил его имя. Возникло единство музыки, драматургии и сценографии, танец развивал действие и раскрывал характер героя. Джульетту танцевала Галина Уланова, Ромео – Константин Сергеев. Фёдор Лопухов отмечал, что «никакой драматический режиссёр не смог бы сделать такого спектакля». Сцена обручения до сих пор остаётся образцом режиссёрского решения, а адажио расставания – образцом хореографического искусства. Полноту впечатления завершали красочно поставленные народные массовые сцены на улицах Вероны. Хореографическая партитура «Ромео и Джульетты» Лавровского до сих пор остаётся образцом пластического воплощения трагедии Шекспира. Балет обошёл многие страны и оказал влияние на зарубежную балетную шекспириану (Макмиллан, Кранко ). Работал главным балетмейстером Большого театра (1944-1964). Худруком Московского хореографического училища (1964-1967). После балетной реформы 60-ых ставит экспериментальные одноактные балеты «Паганини» С.Рахманинова и «Ночной город» на м-ку Бартока. Они имели успех, но он был несопоставим с успехом «Ромео и Джульетты». Его сын Михаил Лавровский продолжил династию и был премьером в Большом. 9. Творчество И.Моисеева. Советский и российский хореограф, балетмейстер, артист балета, художественный руководитель Государственного академического ансамбля народного танца. Родился 8 (21) января 1906 года в Киеве. Отец — Моисеев Александр Михайлович, адвокат, дворянин. Мать — Грэн Анна Александровна, модистка. В детстве несколько лет жил во Франции. Учился в Москве в частной балетной студии (1920), в Хореографическом техникуме, который окончил в 1924 году (педагоги И. В. Смольцов и А. А. Горский). После окончания техникума был принят в труппу Большого театра, где работал до 1939 года. В 1931 году стал солистом. Уже в 1930 году начал работать балетмейстером. Был постановщиком ряда физкультурных парадов на Красной площади. В 1933 году окончил Университет искусств. В 1936 году заведовал хореографической частью Театра народного творчества. В 1937 году, заручившись поддержкой председателя СНК СССР В. М. Молотова, создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца (Государственный ансамбль народного танца СССР). Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года. В 1943 году создал первую в стране профессиональную школу народного танца (хореографическая Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца), а в 1966 году — организовал хореографический концертный ансамбль «Молодой балет» (ныне Государственный театр балета под руководством Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Васильева), которым руководил до 1970 года. Ставил торжественные концерты и культурные программы, посвященные выдающимся событиям общественной жизни страны. Возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля «Радуга», был постоянным членом жюри многих Международных конкурсов и фестивалей народного танца, участвовал в работе Комитета защиты мира. Член колегии Большого театра (с 1985), член призидиума Российской Академии искусств (с 1996), член комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства, член Совета деятелей культуры, науки и образования при МИД России. 10. Исполнительское искусство мастеров балета 1930-1950 г.г. (творчество В.Чабукиани, М.Семёновой). Вахтанг Михайлович Чабукиани (1910-1992) Родился в Тбилиси. Обучался в студии, танцевал в Тбилисском театре. Затем в Ленинградском хореографическом училище. Был премьером Кировского театра (1929-1941). Несмотря на героическое амплуа, танцевал все ведущие партии. Колоссальное сценическое обаяние. Говорили, что родился с пируэтом в крови. Вращался с такой скоростью, что партнёрше казалось, что на сцене два Вахтанга. Брал не психологизмом, а совершенной техникой. Некоторые партии усложнил под себя (Раб в «Корсаре» Адана). Долгое время составляли прекрасный дуэт с Натальей Дудинской. Как постановщику ему была близка героическая тематика. Поставил «Сердце гор» про народное восстание на м-ку Баланчивадзе (1937) – впечатлял воинственный грузинский танец. «Лауренсия» (м-ка Крейна), (1939) считается одним из лучших советских балетов. «Овечий источник» Лопе де Вега – использовал последние достижения техники мужского и женского танца. Танцевал вместе с Дудинской. В 1941 году вернулся в Тбилиси, возглавлял театр, училище Марина Тимофеевна Семёнова (1908-2010). В 1925 году окончила ЛХУ, ученица Вагановой, своим искусством прославила педагога. Вышла на сцену в трудный для отечественного балета период – все ведущие артисты уехали за рубеж. Танцевала в ГАТОБе (1925-1930) Одетта-Одиллия, Аврора и Флорина («Спящая красавица»), Никия («Баядерка»), Царь-девица («Конёк-горбунок»), Раймонда, Аспиччия. Ведущая балерина Большого театра (1930-1952) – Китри, Одетта-Одиллия, Жизель, Раймонда, Никия. Была первой советской балериной, выступившей на сцене Парижской оперы (1935-1936). Её успех в «Жизели» был столь оглушительным, что вызвал обиду её партнёра, Сержа Лифаря. Тот вспоминал, что смог примириться с этим лишь спустя полвека. Ей в равной мере удавались классические и характерные танцы. Она была виртуозом во всём. Ф.Лопухов вспоминал, что такого склада балерины он больше не видел. Судьба сложилась драматично. Драмбалет не совпадал с танцевальным дарованием балерины. Реализоваться она могла только в классическом балете, который особой славы в определённые годы уже не приносил. В Москве она так и не смогла найти для себя педагога-репетитора и на занятия приезжала к Вагановой. К тому же, переехав в Москву, она второй раз вышла замуж. Её мужа расстреляли в 1937, что, естественно, усугубило её положение. Она стала невыездной, её успехи стали замалчиваться. Преподавала в МХУ и ГИТИСе, с 1953 до конца жизни работала педагогом-репетитором в Большом. 11. Исполнительское искусство мастеров балета 1930-1950 г.г. (творчество Г.Улановой, Н.Дудинской). УЛАНОВА,Была легендой и великой балериной 20в. Родилась в балетной семье .Окончила ЛХУ у Вагановой и Романовой (у своей мамы). На сцене Ленинградского театра(1928-1944). Танцевала Одетту-Одилию, Жизель ,Машу, Раймонда, Джульетту. Выдающим считают ее исполнения Маши в «Бахчесарайском фонтане» Джульетту и Жизель. Она сохраняла четкий рисунок. Умела придать поэтичнось даже самым простым движением . Бег ее Джульетты вошел в историю балета, как символ всепобеждающей любви. В 1944 году по расположению властей, была переведена в Большой театр ,где 16 лет была примой балериной ,а затем педагогом- репетитором. В 1956 году она танцевала партии Жизели и Джульетты в Лондоне. Успех не имел аналогов . Гастроли Большого театра в Париже и США укрепили ее мировую славу. Она была народной артисткой СССР. И дважды героем социалистического труда. ЕЕ имя стало символом балета. НАТАЛЬЯ ДУДИНСКАЯ 1912-2003 Танцевала на сцене Ленинградского театра с 1931по 1960. Стала эпохой и легендой Ленинградского балета. В большом прыжке и вращении не знала равных , восхищала совершенной техникой , умела танцевать радость , счастье. Раймонда , Одетта -Одиллия, Никия. Создала совершенно2 разных дуэта :с Чабукиане , который поставил на неё «Лауренсию» и с Сергеевым , который поставил на неё «Золушку» 1951 году начала заниматься педагогической работой , приняла от Вагановой класс усовершенствования в (ленинградском ) театре. Возглавлялась кафедру классического танца в ЛХУ , подготовила более 10 выпусков , главной победой Дудинский педагога – Лопаткина. 12. Творчество К.Сергеева. Константин Сергеев (1910-1992) Родился в Петербурге, в 1930 окончил ЛХУ. Танцевал в Кировском театре 31 год, в разные годы (в общей сложности 13 лет) был главным балетмейстером этого театра, возглавлял Ленинградское хореографическое училище, а после его преобразования в 1991 году в академию танца стал её первым президентом. Он был артистом лирико-романтического плана. Красив, благороден, его даже в советское время называли принцем русского балета. Он был непревзойдённым Зигфридом, Ромео, Дезире, Альбертом, Жаном де Бриеном . Его прыжок был парящим. Это впечатление усиливала мягкость приземления. При всей утончённости, лиризме и мягкости, ему был свойственна мужская манера танца. Он оказал влияние на манеру мужского исполнительства следующих поколений. Был прекрасным партнёром. Их дуэт с Улановой вошёл в историю: они танцевали «Лебединое озеро», «Ромео и Джультетту», «Жизель». Когда их дуэт был волюнтаристски разрушен – Уланову в приказном порядке отправили в Большой на усиление кадрами, Сергеев отказался от роли Ромео. Его тоже хотели перевести в Большой, но его спасла женитьба на танцовщице, которую в Большом не ждали. Но затем возник ещё один прекрасный дуэт - и на сцене, и в жизни Сергеева – Наталья Дудинская. Когда Сергеев был главным балетмейстером, в Кировском театре был прекрасный кордебалет, тонко чувствующий стилевые отличия между кордебалетом в разных спектаклях. Потом, как замечали знатоки, начали теряться нюансы. Он занимался сохранением классического наследия и перевёл на современный язык многие балеты Петипа. (бережно сохраняя главное, чуть сокращая пантомиму и обогащая танец современными техническими элементами) Он был великолепным стилистом и умел сочинять хореографию неотличимую от оригинала. Сделанные им редакции «Раймонды» (1948), «Лебединого озера» (1950), «Спящей красавицы» (1952), «Корсара» (1992) стали хрестоматийными и обошли ведущие сцены мира. Балеты Петипа мы теперь знаем по его редакциям. Он возродил на сцене балеты Фокина «Египетские ночи» Аренского и «Карнавал» на м-ку Шумана. На сцене Кировского театра шли и его спектакли. Самый известный из которых - «Золушка» (1946). В непростой музыке Прокофьева он увидел эти замечательные сказочные образы Шарля Перро. Его работу в плане соответствия танца музыке высоко оценивал Прокофьев. «Гамлет» (1970) на музыку Червинского, поставленный на Михаила Барышникова и Валерия Панова, поражал своим современным звучанием. Он был приверженцем классики, но давал дорогу талантам, причём хореографам самых разных направлений. На сцене Кировского театра, когда главным балетмейстером был К.Сергеев, ставили Юрий Григорович («Легенда о любви»), И.Бельский («Ленинградская симфония»), Якобсон («Страна чудес»), Алексидзе, который ставил вообще бессюжетные балеты. («Орестея», «Скифская сюита»). Когда он был художественным руководителем ЛХУ, во многом благодаря его усилиям, оно было преобразовано в академию. Он умел соединить довольно сложную технику с ученическими возможностями («Времена года», «Аппассионата», «Класс-концерт», «Фея кукол»). |