Главная страница
Навигация по странице:

  • 33. Русский балетный театр начала 20 века. Исполнительское искусство ведущих мастеров балета. (О.Спесивцева, Н. и С.Легаты).

  • 34. Творчество и значение реформ М.Фокина.

  • 35. Русский балетный театр начала 20 века. Исполнительское искусство ведущих мастеров балета. (Е.Гельцер, В.Тихомиров). Екатерина Васильевна Гельцер (1876-1962).

  • «Спящая красавица

  • Василий Дмитриевич Тихомиров (1876-1956)

  • Конрада

  • М.Мордкин, А.Мессерер

  • 36. «Русские сезоны». Биография и творческая деятельность С.Дягилева. Такое событие как «Русские сезоны»

  • «Мир искусства»

  • 1909

  • Анна Павлова

  • Гооогг. Ответы_4-2. Балетный театр после революции 1917 года. Молодой балет


    Скачать 138.73 Kb.
    НазваниеБалетный театр после революции 1917 года. Молодой балет
    АнкорГооогг
    Дата28.06.2022
    Размер138.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы_4-2.docx
    ТипДокументы
    #618504
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    32. Русский балетный театр начала 20 века. Исполнительское искусство ведущих мастеров балета. (О.Преображенская, М.Кшесинская).

    Преображенская

    Ольга Преображенская родилась 2 февраля 1871 года. Своей балетной карьерой она обязана родителям. Девочку не хотели принимать в школу, и педагогов, сидевших в приемной комиссии, можно понять: маленький хрупкий ребенок, у которого что-то неладное с ногой и, похоже, искривление позвоночника. Но родители, зная ее безумную любовь к танцам, три года подряд пытались устроить ее в училище. Наконец в 1879 году им это удалось. Вскоре выяснилось, что у девочки настоящие балетные ноги – с безупречной выворотностью, со стальным носком, сильные и пластичные. К тому же она была удивительно музыкальна. Она училась петь, и не модные песенки, а оперные арии, прекрасно играла на рояле. Единственной ее бедой в школе была сутулость.

    Чекетти учил Преображенскую шлифовке танца, чеканному исполнению трудных пассажей. Потом она ездила в Милан к знаменитой преподавательнице Катарине Беретта, которая занималась с ней отдельно по несколько часов в день. Слабая девочка сама себя сделала «железной».

    В первые, кордебалетные, годы на сцене ее способность к импровизации оставалась скрытой. Позднее она никогда не повторяла на бис свой танец в точности, всегда вносила в него что-то новое.

    Преображенская была выпущена на год раньше Матильды Кшесинской, чья карьера сразу же пошла в гору благодаря ее связи с наследником престола. Поэтому Преображенская долгое время оставалась в тени Кшесинской и довольствовалась теми партиями, которые Кшесинскую не интересовали. Но Преображенская готова была танцевать что угодно и сколько угодно, и она получила множество благодарностей «за экстренное и успешное исполнение ролей» в разных балетах. В 1892 году она дебютировала как балерина в балете «Калькабрино». Ее выступление в 1900 году в балете «Синяя борода» в роли Изоры окончательно утвердило положение танцовщицы.

    В экспериментах Михаила Фокина Преображенская сперва приняла участие, танцевала в «Шопениане» и в «Павильоне Армиды», но потом не захотела продолжать сотрудничество и высказалась в «Петербургской газете» против балетов «новейшего производства, где на первом плане не балерина и не солистки, а кордебалетные массы». Она и сама не соответствова ла требованиям фокинской хореографии – он не любил импровизаторов.

    В 1909 году исполнилось двадцать лет работы Преображенской в театре. Она получила звание заслуженной артистки, и дирекция предложила ей контракт гастролерши. Это ее устраивало – она отправилась танцевать в Дрезден, потом в Милан, где ее уже знали, а в 1912 году совершила длительную поездку по Южной Америке. Кроме того, она стала преподавать в школе «Петроградского частного балета».

    В 1922 году Преображенская уехала за границу. Она открыла в Париже балетную студию. Эта студия дала европейскому балету немало отличных танцовщиков и танцовщиц. Среди ее учеников были Тамара Туманова и Марго Фонтейн. Преображенская была прекрасным педагогом и как никто умела «ставить руки» у своих учениц.

    Кроме того, она стала ведущим преподавателем миланской балетной школы, преподавала в Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине и считалась там одним из лучших в мире педагогов классического балета.

    Она была маленького роста и вскакивала на стул, чтобы видеть всех в классе. Комбинации движений она показывала очень подробно, объясняла кучу маленьких деталей. И славилась щедростью.

    Преображенская оставила преподавательскую деятельность в 1960 году. Она умерла 27 декабря 1962 года и похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

    Кшесинская.

    Родилась Маля, как ее называли дома, 19 августа 1872 года. Уже с самого раннего возраста она обнаруживала способности и любовь к балету – что неудивительно в семье, где почти все танцуют. А в четыре года она уже вышла на сцену главного театра Российской империи в балете «Конек-Горбунок». В сцене подводного царства от малышки, переодетой русалочкой, только и требовалось, что подойти к огромному бутафорскому чуду-юду киту и вытащить из открытой пасти кольцо.

    В восемь лет ее отдали в Императорское театральное училище – ранее его закончила ее мать, а теперь там учились ее брат Иосиф и сестра Юлия. Впоследствии оба они с успехом выступали на балетной сцене. На выпускном вечере присутствовала вся царская семья, а на торжественном ужине Кшесинская сидела рядом с наследником престола Николаем.

    Матильду принимают в балетную труппу Мариинского театра, на императорской сцене которого Кшесинская 2-я (1-й официально называли её сестру Юлию) танцевала на протяжении 27 лет.

    Матильда Кшесинская танцевала в балетах Мариуса Петипа и Льва Иванова. Первые выступления Кшесинской — фея Драже в «Щелкунчике», Пахита в одноимённом балете, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке».

    После отъезда в Италию Карлотты Брианца к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица».

    Спустя 6 лет работы в театре Кшесинская удостоена статуса «прима-балерина императорских театров», несмотря на возражения главного балетмейстера Петипа. По некоторым данным, именно связи при дворе помогли скорому продвижению на самый верх балетной иерархии.

    Ради неё поставлены только несколько балетов, которые впоследствии не вошли в список балетного наследия. К примеру, в 1894 году по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича представлен балет «Пробуждение флоры» с главной партией Кшесинской.

    Несмотря на устойчивое положение в театре, Матильда Кшесинская постоянно совершенствовала свою технику, с 1898 года посещая частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Она стала первой русской балериной, исполнившей на сцене 32 фуэте подряд.

    В 1904 году Матильда Кшесинская уволилась по собственному желанию из Мариинского театра и после бенефиса перешла на выступления на контрактной основе. Она зарабатывала по 500 рублей за каждый выход на сцену, а впоследствии оплата выросла до 750 рублей.

    Балерина не раз говорила, что артисты академической выучки могут танцевать что угодно, не случайно её приглашал в свои спектакли Михаил Фокин: «Эвника» (1907), «Бабочки» (1912), «Эрос» (1915).

    В феврале 1917 года Кшесинская вместе с сыном вынуждена скитаться по чужим квартирам, лишившись роскошной недвижимости — особняка, превратившегося в «главный штаб ленинцев», и дачи. Она решает ехать в Кисловодск к князю Андрею Владимировичу в надежде в скором времени вернуться домой. 13 июля 1917 года она покидает Петроград навсегда.

    В начале 1918 года до Кисловодска «докатилась волна большевизма», и Кшесинская с Вовой в качестве беженцев едут в Анапу по решению матери Андрея, великой княгини Марии Павловны. 1919 год проведён в относительно спокойном Кисловодске, откуда в поезде из 2-х вагонов беженцы уехали в Новороссийск. Интересно, что Мария Павловна с окружением ехали первым классом, тогда как Матильда с Вовой удостоены третьего.

    За 13 лет до смерти, Матильда Феликсовна Кшесинская увидела сон — она услышала звон колоколов, церковное пение и увидела перед собой фигуру Александра III, произнесшего роковую фразу об украшении и славе российского балета. Тем утром она приняла решение написать мемуары, приоткрывшие завесу тайн личной жизни легендарной Кшесинской. В 1960 году в Париже на французском языке. На русском языке произведение издано только в 1992 году.

    Выдающаяся балерина прожила долгую жизнь — она скончалась в возрасте 99 лет за несколько месяцев до своего столетия, 5 декабря 1971 года. Её тело погребено на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа в одной могиле с супругом и сыном.

    33. Русский балетный театр начала 20 века. Исполнительское искусство ведущих мастеров балета. (О.Спесивцева, Н. и С.Легаты).

    ОЛЬГА СПЕСИВЦЕВА

    Русская балерина,одна из лучших Жизелей XX века.

    Родилась 18 июля 1895 года в Ростове-на-Дону.

    В 1913 году окончила Санкт-Петербургское театральное училище. В этом же году была принята на петербургскую сцену императорской балетной труппы, дебютировав на сцене Мариинского театра в балете «Раймонда». С 1918 года она уже ведущая танцовщица, а с 1920 прима-балерина Мариинского театра. В 1919 году, когда стране было совершенно не до балета и всё вокруг крушилось, Ольга Спесивцева под руководством Вагановой подготовила главные партии в балетах «Жизель» и «Лебединое озеро». В том же году к её репертуару прибавляются «Корсар», «Баядерка» и Эсмеральда.

    В 1923 году эмигрировала во Францию, где в течение 1924—1932 годов выступала в парижском «Гранд-Опера», став ведущей приглашенной балериной Парижской Оперы.

    С 1932 года Спесивцева работает с труппой Фокина в Буэнос-Айресе, а в 1934 году, на положении звезды, она посещает Австралию в составе бывшей труппы Анны Павловой.

    Последнее её выступление в Париже состоялось в 1939 году, и после этого она переезжает в США.

    У неё уже давно стали проявляться симптомы психического заболевания. В 1943 году признаки болезни проявились особенно тяжело, она все больше теряла память. Балерина вынуждена была прекратить балетную карьеру. 20 лет жизни (с 1943 до 1963) она провела в психиатрической лечебнице, память постепенно восстановилась, и выдающаяся балерина выздоровела. Однако вернуться на сцену она уже не могла по возрасту.

    Последние годы она жила в пансионе на ферме Толстовского фонда, созданного младшей дочерью писателя Льва Толстого , в маленьком провинциальном городе Вэлли Коттедж в штате Нью-Йорк, где Ольга Александровна Спесивцева скончалась 16 сентября 1991 года.

    Легат Сергей Густавович
    Артист балета, балетмейстер, педагог, художник-карикатурист. Представитель известной династии артистов балета.

    Окончил балетное отделение Петербургского театрального училища (1894). Ученик П.А. Гердта, Х.П. Иогансона и Л.И. Иванова. С 1894 года - артист кордебалета, с 1896 - корифей, с 1897 - солист Мариинского театра. Гастролировал за границей (Париж, Вена, Монте-Карло, Будапешт).

    Один из выдающихся отечественных танцовщиков своего времени. Исполнил партии: Таор ("Дочь фараона"), Люсьен ("Пахита"), Пьер ("Привал кавалерии"), Артур ("Синяя борода"), Ацис ("Ацис и Галатея"), Колен ("Тщетная предосторожность") и др.

    Как балетмейстер поставил балет "Фея кукол" (1903, совместно с Николаем Легатом), ряд балетных номеров.

    С 1896 года преподавал в Петербургском театральном училище искусство мимики и поддержки. С 1898 года - репетитор балетной труппы Мариинского театра.

    Выступал как рисовальщик, автор карикатур и шаржей. Вместе с братом Николаем Легатом создал цикл карикатур и шаржей на деятелей отечественного балета. В 1903 году был издан их альбом "Русский балет в карикатурах".

    Сын артиста балета Густава Ивановича Легата (1837-1895). Брат артиста балета и балетмейстера Николая Густавовича Легата (1869-1937).

    Покончил жизнь самоубийством 19 октября (1 ноября) 1905 года (перерезал горло бритвой). Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище на семейном участке.

    Легат, Николай Густавович

    - артист и балетмейстер петроградской Императорской балетной труппы. Родился в 1869 г. Дебютировал в Мариинском театре в 1888 г.; участвовал с тех пор в качестве протагониста во всех почти пьесах балетного репертуара. Начиная с 1904 г., сочинил и поставил ряд балетов ("Фею кукол", совместно с братом Сергеем; "Времена года", "Аленький цветочек"), возобновил балет "Талисман"; ему же принадлежит множество вставных номеров, включенных в старые балеты. Как балетмейстер, Легат является продолжателем Мариуса Петипа , сторонником и знатоком так называемого "классического танца"; как исполнитель, отличается скорее грацией и чутьем стиля, нежели виртуозным блеском; как преподаватель танцев, оказал большое влияние на всех выдающихся современных балерин и танцовщиков. Он покинул казенную сцену в 1914 г.

    34. Творчество и значение реформ М.Фокина.

    ФОКИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

    Русский танцовщик, балетмейстер, педагог. Реформатор балета начала 20 века. Родился 5 мая 1880 года в Петербурге, в купеческой семье. В 1889-1898 гг. обучался в Петербургском театральном училище.С 1898 года в Мариинском театре, в 1909-1912, 1914 - руководитель балетной труппы Русских сезонов (Париж).С 1918 года работал в Швеции, США, Франции. Занимался педагогической деятельностью. В постановках опирался на новейшие открытия театра и живописи, использовал симфоническую музыку, не предназначенную для балета. Скончался 22 августа 1942 года в Нью-Йорке

    Фокин каждому спектаклю придавал неповторимый облик, создавал балеты, решенные единым хореографическим языком, обращался к танцевальному фольклору и смежным искусствам; классический танец сочетался в его балетах с характерным, со свободной пластикой и др. выразительными средствами.создан абсолютно новый вид спектакля: драматически насыщенный, одноактный балет, подчиненный сквозному действию. Данная реформа коснулась практически всех его компонентов.

    Он создал единый зрительный образ вместе с оформителями и художниками, где пластика и живопись сливались с музыкальным образом. Для мужского танца он дал очень большую свободу, раскрепостил его.

    Фокин начинал создавать постановки на небалетную музыку. В постановках опирался на новейшие открытия театра и живописи, использовал симфоническую музыку, не предназначенную для балета (Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский), стремился выразить в танце мироощущение современного ему человека.

    35. Русский балетный театр начала 20 века. Исполнительское искусство ведущих мастеров балета. (Е.Гельцер, В.Тихомиров).

    Екатерина Васильевна Гельцер (1876-1962).

    Родилась в Москве, в семье танцовщика Большого театра.

    Она окончила Московское хореографическое училище в 1894 году. Была принята в театр и даже была благосклонно принята публикой. Однако её отец считал, что у неё плохие руки и негибкая спина.

    Она отправилась в Петербург для повышения квалификации.

    Два года выступала на сцене Мариинского театра, но предпочла вернуться в Москву.

    Танцевала главную партию в «Привале кавалерии».

    В балете «Спящая красавица», перенесённым Горским танцевала Белую кошечку – эту партию она разучила ещё в Петербурге с Петипа. Исполнение было признано удачным, и в дальнейшем она получила партию Авроры.

    Вышла замуж за Тихомирова. У них сложился и сценический дуэт.

    Отношения с Горским тоже складывались непросто.

    Когда он ставил классику, она была горой за него.

    В экспериментальных постановках они оказывались по разные стороны.

    Хотя, споря о выразительных средствах, сходились на том, что спектакль должен базироваться на реалистических принципах.

    Замечательно танцевала Китри в его постановке.

    В 1910 году участвовала в «Русских сезонах». Гастролировала по Европе и США с Тихомировым и Мордкиным.

    Для Гельцер Тихомиров поставил «Эсмеральду».

    Она станцевала центральную партию (Тао-Хоа) в балете «Красный мак» (общее восприятие балета было неоднозначным, но к ее работе претензий не было).

    С возрастом она постепенно сокращала количество своих выступлений, но на сцене появлялась чуть ли не до 70-ти лет, выстраивая концертные номера так, чтобы подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки.

    Василий Дмитриевич Тихомиров (1876-1956)

    В 1893окончил Московскую балетную школу, ибыл направлен в Петербург для совершенствования.

    Параллельно с обучением он с успехом выступал на сцене Мариинского театра, исполняя сольные номера в балетах.

    В 1896 году вернулся в Москву, где занял первое положение в труппе и стал преподавать в школе.

    1896-1935- танцовщик.

    1913-1935- балетмейстер.

    У него была прекрасная фигура.

    Он свободно владел классическим танцем.У него был широкий непринужденный жест, легкий прыжок и выразительные движения.

    А также незаурядные актерские данные.

    Свыше тридцати лет Тихомиров занимал ведущее положение в московской балетной труппе, неоднократно с успехом выступая в Петербурге, в провинции и за рубежом.

    Он был артистом героического плана.

    Особенно удачными были образы Конрада в балете «Корсар», Жана де Бриенав балете «Раймонда» и др.

    Тихомиров преподавал в Московской балетной школе около сорока лет.

    Воспитал целую плеяду блестящих исполнителей, среди которых М.Мордкин, А.Мессерер и др.

    С его приходом в школу начался новый период ее деятельности.

    Он ввел свою собственную систему преподавания, основанную на критическом освоении и развитии систем своих предшественников.

    Балетмейстерскую деятельность начал постановкой танцев в опере «Садко» Р.-К.

    Надо сказать, что и как танцовщик и как педагог он был приверженцем классического балета.

    Не принимал новшеств Горского (предпочитал танцевать в классических балетах, а затем не стал переходить на пантомимные роли в его постановках, а передавал свои партии молодым.)

    Как педагог он тоже спорил с Горским, который допускал сочетание классического танца с пластикой свободного движения.

    А когда после смерти Горского в 1924 году, взял на себя балетмейстерские обязанности, изменил отношение к его творчеству – категоричного неприятия уже не было.

    В 1926 году поставил балет «Эсмеральда» с углублённым психологизмом образов.

    В 1927 году вместе с Лащилиным поставил «Красный мак» Р.Глиэра, названный «первым советским балетом».

    Однако как хореограф тяготел к классике.

    Возобновил на сцене Большого театра «Сильфиду» Шнейцхоффера, «Баядерку» Минкуса, «Спящую красавицу» П.Чайковского.
    36. «Русские сезоны». Биография и творческая деятельность С.Дягилева.

    Такое событие как «Русские сезоны» в первую очередь связано с именем Сергея Павловича Дягилева (1872-1929).

    Родился и вырос в провинции (отец дворянин, военный).

    В 1890 году приезжает в Петербург, поступает на юридический факультет, в 1896 году заканчивает его. Но карьера юриста не привлекает Дягилева. Его интересует искусство. Круг его общения – художники, артисты. Вместе с Александром Бенуа он создаёт объединение «Мир искусства», редактирует журнал с таким же названием (1898-1904). Пишет искусствоведческие статьи, организовывает художественные выставки.

    В 1905 году устраивает выставку русского портрета, написанного с 1700 года (объездил различные уголки России, открыл Петербургу портрет 18 века).

    В 1906 году устраивает выставку русских художников (А.Бенуа, Грабарь, И.Репин, В.Серов и другие художники) в Париже.

    На следующий год (1907) представляет там же 5 концертов русской музыки: Римский-Корсаков, С.Рахманинов, А.Глазунов, Ф.Шаляпин.

    В 1908 вывозит оперу Мусоргского «Борис Годунов» с Фёдором Шаляпиным в роли Бориса.

    В 1909 кроме опер «Псковитянка» Римского-Корсакова и «Юдифи» А.Серова включает балеты М.Фокина «Павильон Армиды», «Сильфиды» («Шопенинана»), «Клеопатра» («Ночь в Египте» - Клеопатру танцует Ида Рубинштейн), «Половецкие пляски» (из «Князя Игоря» Бородина) в оформлении Н.Рериха. Очень хорошее впечатление производит Анна Павлова (Сильфида, Армида и Таор) Открытием становится Вацлав Нижинский (Юноша, Рене, Синяя птица с Карсавиной принцессой Флориной «Спящая»)

    А также огромное впечатление производят «Половецкие пляски» - Фокин сам исполнил роль предводителя.

    Интересная деталь. Валентин Серов сделал афишу с летящей сильфидой-Павловой. На утро ни одной на месте не оказалось. Неплохо разбирающиеся в искусстве парижане разобрали их как произведения искусства.

    В 1910 году «Русские сезоны» включают только балет. Это спектакли Фокина «Жар-птица» Стравинского, «Шехерезада» Римского-Корсакова, «Карнавал» Шуберта.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта