Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Футболка и галстук-бабочка

  • Комментарий Мари-Поль

  • Быть-в-присутствии-другого-Робин. Ббк 53. 57 Р43 ЖанМари Робин


    Скачать 1.55 Mb.
    НазваниеБбк 53. 57 Р43 ЖанМари Робин
    Дата19.05.2022
    Размер1.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБыть-в-присутствии-другого-Робин.doc
    ТипДокументы
    #539274
    страница17 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

    5. «Выглядеть дурой»?

    Хорошо. С чем ты сейчас?

    Сердцебиение... Руки потные. Мне не хватает воздуха.

    Для тебя это признаки чего ?

    Что я нервничаю.

    Попытайся мне объяснить, что именно делает тебя нервной?

    Я ведь тебя не знаю. Я чувствую, что все на меня смотрят, и я не знаю, что сейчас произойдет.

    Л когда ты сталкиваешься с незнакомым человеком, с неизвестными обстоятельствами, и на тебя смотрят другие, ты испытываешь тревожность ?

    Гм!

    И отчего у тебя может быть тревожность?

    240Жан-Мари Робин

    От страха! Страшно быть смешной, не сделать что-то хорошо, не суметь показать, что я умная...

    И такие ситуации у тебя случаются часто?

    Да, это бывает часто. Это происходит часто.

    И, стало быть, ты предпочитаешь избегать ситуа­ций такого рода ?

    Я предпочитаю все делать хорошо. Если что-то у меня не выходит, я предпочитаю этого избегать. Да!

    И ты полагаешь, что ты не являешься смешной, а яв­ляешься умной ?...

    Да. (Смеется.) Отчасти это так

    То есть это значит, что есть сторона, которую ты хочешь показать, и есть сторона, которую ты показы­вать не хочешь?

    Да, это понятно! Мне иногда нравится быть клоу­ном, веселить людей, но это плохо согласуется с той частью меня, которая является «моим умом». Я ду­маю, нельзя развлекать и быть умной в одно и то же время. Смешной и серьезной.

    Как ты узнала, что существует такое разделение?

    Не знаю.

    Потому что, очевидно, ты считаешь себя компетен­тной в том и другой ?

    Быть в присутствии другого241

    Выступая клоуном, ты смотрела на себя немного как на дурочку?

    Да. Это была моя роль. Так я была спокойна!

    То есть есть и преимущества!

    Да-да!

    Но здесь тебе страшно быть идиоткой ?

    Да.

    И, значит, твой выбор состоит в том, чтобы не быть непременно спокойной!

    Да-да! (Смеется.)

    Я вижу, ты вздохнула с облегчением... и реагируешь эмоционально.

    Да, это потому что ты позволяешь мне делать то, что я хочу.

    И тебе важно иметь такое разрешение?

    Да!

    Это что-то необычное для тебя?

    О, да... Да.

    Можешь рассказать об этом поподробнее?

    (Молчание.)... Нет...

    Да. В моей семье я была клоуном, мне кажется.

    242Жан-Мари Робин

    Из того, что ты сейчас сказала, я понял, что, чтобы быть такой, какой ты хочешь быть, тебе нужно чье-то разрешение.

    Да.

    Интересно знать, как ты поступаешь, когда никто не дает тебе разрешения ?... Тяжелый вздох!...

    Я это проглатываю.

    Но ты что-то демонстрируешь.

    Я нервничаю, как сегодня, но никто обычно этого не видит... Я потею... Я думаю, это чтобы справиться с этим; поэтому я и потею.

    Ты нервничаешь от того, что не можешь показать себя ни в той ни в другой форме.

    Да.

    То есть ты прячешься ?

    Да, я чувствую как будто я загнанна в угол, вынуж­дена...

    Но одновременно ты утверждаешь, что чувство­вать, что тебя заставляют что-то делать, для тебя более удобно.

    Должно быть! Однако это не так и удобно! Мне плохо, но я просто привыкла. Мне ничего.

    То есть ты хочешь мне сказать, что ты пережива­ешь что-то вроде хронического дискомфорта, но низкой интенсивности ?

    Да, я чувствую это здесь (она показывает на свой желудок).

    Быть в присутствии другого243

    Ты помещаешь это там ?

    Да. И у меня потеют руки. Я не отдаю себе отчет, но иногда я делаю так. Я стараюсь не думать об этом. Я сижу и чувствую мой желудок.

    А что именно ты чувствуешь ?

    Сдавливание.

    Если еще что-то в том, что происходит, что, по-твоему, тебя давит ?

    Да. Ты. Это словно бы ты давишь мне пальцем на желудок. Мне это непривычно.

    Как это понимать: я иду тебе на встречу или то, что я делаю, есть в какой-то мере насилие и вторжение в твои границы ?

    (Молчание.) Физически у меня нет такого ощуще­ния. Ты меня давишь своими словами.

    И каковы же эти мои слова ?

    Ты делаешь так, что я обращаю внимание на свои ощущения...

    И...?

    Я отдаю себе отчет в том, что происходит, и мне это не нравится.

    Стало быть, я делаю с тобой что-то такое, что тебе не нравится.

    244Жан-Мари Робин

    Да, мне это не нравится.

    Но ты меня не останавливаешь?!

    Нет, нет... Я осознаю, что я тебя не останавливаю!

    Ну, и...Ямогу продолжить тебя мучить ?

    А я не знаю, как тебя остановить. Я не знаю, надо ли мне встать и уйти, или что еще мне надо сделать!

    То есть ты ощущаешь свое бессилие? Что не можешь ничего сделать ?

    (Молчание.) Я не чувствую, что я не могу что-то сде­лать... Но я думаю, что позволяю тебе делать то, что ты хочешь. У меня есть ресурсы, чтобы тебя остано­вить. Но я тебе позволяю !

    Я еще не настолько невыносим ? Я еще не настолько перешел границы ?

    Да! Я еще могу терпеть.

    Но если ты дойдешь до какого-то предела, ты дума­ешь, что сможешь меня остановить?

    Да, но, наверное, это будет не скоро.

    Меня задевает то, что ты мне сейчас говоришь, по­тому что ты мне говоришь, что я могу сделать тебе больно, даже если это совсем не то, что я хочу, но я могу сделать что-то, что причинит тебе боль, напри­мер, у тебя заболит желудок, и что ты очень терпели­ва. И что ты можешь согласиться потерпеть некото-

    Бытъ в присутствии другого245

    рое время из-за меня. А это мне не нравится. Мне непри­ятно знать, что я заставляю тебя мучиться.

    Я не знала, что это было для тебя важно.

    (Короткое молчание.) А я не знал, что это для тебя не было важно. Не мучиться.

    Я привыкла. Не останавливаться, и чтобы другой человек этого не знал. И это вовсе не важно!

    И это очень здорово!

    Нет, это совсем не здорово! (Смеется.)

    Ты видишь, что и я могу быть клоуном!

    Да!

    В таком случае, каким мог бы быть контакт ?...

    Через руки. (Она протягивает руки. Я их не беру.) Я думаю, что без слов.

    Но у меня есть только слова... Для тебя насилие, аг­рессивность — это то, что сопутствует словам. С ру­ками у тебя в большей мере связана нежность и сердеч­ность. Ты это про себя знаешь ?

    Да. Это слова делают мне больно. Редко бывает, когда мне больно от ласки. Слова звучат у меня здесь. (Показывает на ухо.) Они входят здесь и проникают сюда. (Показывает на свой живот.)

    246Жан-Мари Робин

    (Я придвигаюсь на несколько сантиметров.) А мо­жешь ли представить себе такую жизненную ситу­ацию, когда бы слова, касающиеся тебя, не причиняли тебе боли ?

    Гм!... У меня это плохо укладывается в голове.

    Это для тебя немного необычно

    Да! Да...

    И мне кажется... Ты только что говорила о неизвес­тном как небезопасном!

    (Молчание.) Это занятно, потому что тон твоего голоса и твои глаза... не делают мне плохо. Но когда ты приближаешься, это меня пугает.

    То есть я могу рождать в тебе смешанные чувства: смесь ощущений безопасности и не безопасности в одно и то же время.

    Да. Если я закрываю тебе рот (протягивает руку и ладонью заслоняется от меня), и вижу только твои глаза, я гораздо более спокойна!

    Проблема у меня во рту. Мой рот может говорить слова!!! Так ?

    (Смеется.) Да! И сблизить тебя со словами.

    Ты меня просишь сохранять дистанцию?

    Да!

    (Яотодвигаю свой стул.) Так?Или еще дальше?


    247

    Быть в присутствии другого

    Да. (Она отодвигает свой стул на двадцать санти­метров.)

    Ага! Тебе лучше самой отодвинуться, чем отодвинусь я? Ты сама всегда делаешь всю работу?

    Да!!!

    Я большой и самый главный, а ты ко мне приспосабли­ваешься! Ты должна себя защитить, ты должна отод­винуться, ты должна приблизиться... Ты всегда дела­ешь всю работу!

    Это тяжело, но... Да!

    Но я ощутил тот факт, что и для меня ты была не­знакомым человеком. И ты сама сделала шаг к тому, чтобы вступить в контакт!

    Да!

    Теперь, ретроспективно я могу себе представить, как для тебя это было смело!

    (Смеется.) Я была не одна!

    Твои родители, они здесь ?

    (Смеется.)

    Ты чувствовала поддержку людей, которые пришли вместе с тобой ?

    Да!

    Мало-помалу я что-то понимаю о тебе. Только что ты внушала о себе такое представление, что ты одинокая,

    248Жан-Мари Робин

    закрытая, принимающая всю ответственность на себя... А теперь я узнаю, что ты способна получить поддержку!

    Да. Мне было бы трудно прийти одной!

    Мы остановимся, но прежде чем остановиться, от­веть мне, есть ли что-нибудь, что тебе хотелось бы мне сказать ?

    Я чувствую себя дурой (громко смеется), потому что я не знаю, хорошо ли я все сделала! Но я знаю, что я решилась это сделать. И стыд — это пройдет!

    Я чувствую, что мне немного грустно слышать то, что ты говоришь. В мои планы не входило дать тебе по­чувствовать себя дурой. Но в то же время... у меня сме­шанные чувства, ибо я говорю себе: если бы ты чувство­вала себя такой дурой и тебе было бы настолько стыд­но быть такой, какая ты есть... может быть, ты бы не сказала об этом и не показала этого!

    Да!

    Тогда... может быть, ты еще и дура.. ЕЩЕ И! Но если это так, то по крайней мере, мне кажется, ты принимаешь это гораздо лучше, чем говоришь.

    (Громко смеется.) Спасибо за «дуру»!

    Яне пытаюсь тебе сказать, что Я считаю тебя дурой, а говорю тебе, что, если ТЕБЕ и хочется считать себя дурой, ты ведешь себя при этом так, словно тебе с этим вполне комфортно; ты не делаешь из этого трагедии.

    Да, это правда!

    6. Футболка и галстук-бабочка

    Рассказываю мой сон. На улице, где идут строи­тельные работы, я встречаю моего первого пациен­та, который подходит ко мне, чтобы договориться со мной о встрече. Он врач начальственного вида и но­сит бабочку. Я со страхом соглашаюсь: встреча назна­чена на завтра на 15 часов. На следующий день место, где мы договорились встретиться, еще не готово. На мне шорты и футболка, и я не могу найти более под­ходящей одежды. В конце концов мне удается найти комнату, чтобы принять моего пациента. Я понимаю, что очень боюсь вопросов, которые мой пациент мо­жет мне задать по поводу юридических и администра­тивных дел. Встреча состоялась, но я решительно не помню, о чем шла речь.

    А атмосфера запомнилась ?

    Что-то неоконченное, строящееся, неожиданное. Прекрасный солнечный день.

    250Жан-Мари Робин

    Давай рассмотрим отдельные элементы. Можешь ли ты идентифицировать себя с недостроенным офисом?

    Гм... Я недостроенный офис... Я стараюсь... Я бе­лая, почти достроенная, во мне есть места, куда пада­ет свет и где тень. Я спокойная. Я еще не знаю, как я оделась.

    Можешь теперь стать рабочими, которые строят ?

    Я движение с каской на голове. Я принадлежу к бригаде, которая хорошо работает. Я чувствую, что работа движется. Я участвую в строительстве. Мне нравится работа в бригаде. Я не одна.

    Можешь теперь стать футболкой и шортами?

    Я белая футболка в движении, я готова слететь с тела. Я удобная, я показываю, какая я удобная.

    Теперь ты футболка и ты разговариваешь с бабоч­кой! (Смеется.)

    Я думаю, лучше быть футболкой, чем бабочкой. Мне лучше простор и движение моей футболки, чем быть узлом галстука.

    Ты бабочка и ты обращаешься к футболке. Ты со­гласна с тем, что она тебе сказала?

    Я чувствую себя плохо. Я люблю пространство, ко­торое есть у вас. - Гляди-ка, я ей выкаю! — Это меня пугает. Вы много двигаетесь, и мне трудно понять, где ваш центр.

    Быть в присутствии другого251

    Расскажи ей о себе.

    Я стягиваю. Часть меня не живет, она затянута. Я вижу в себе стесненность.

    Ты только что услышала, что тебе сказала бабочка. Как это тебе?

    Я должна отвечать как футболка или как Мари-Поль?

    Как Мари-Поль.

    То, что ты говоришь, меня волнует. Это должно было относиться ко мне. Это относится ко мне. Я ду­маю о том, что узнаю.

    Ты узнаешь, что есть Мари-Поль-бабочка, Мари-Поль-футболка. И ты нам сказала, что ты готовишь­ся к тому, чтобы переодеться. Есть много разной одеж­ды. И еще каска.

    Мои ассоциации... Униформа, по-моему, это ужас­но!

    (У нее наворачиваются слезы.)

    Что еще за слезы по поводу униформы ?

    То, что я больше ее не выношу. Что я относила ее десять лет. Во что я оденусь, чтобы принять этого па­циента?

    То, что ты представляешь, — это одновременно Мари-Поль-футболка, Мари-Поль-каска, Мари-Поль-

    ё


    252
    Жан-Мари Робин

    бабочка. И ты говоришь, что теперь ты хочешь пере­одеться, но не знаешь во что.

    Да.

    Хорошо. (Вставая со стула и беря ее под руку.) Я тебе предлагаю пройтись по магазинам! (Смех.) Взгляни на эти витрины. (Присутствующие изображают мазази-ны.) Выбирай! (Снова смех.)

    Так! Брюки Валерианы, бусики Моники, футбол­ка Анны.

    Ты думаешь об одежде: «Раз надеть и выкинуть» ? Твой стиль в одежде тебе подходит, но ты должна научиться его варьировать. Так?

    Да, мой стиль мне нравится. Но я стараюсь что-то поменять.

    Какую информацию тебе дает одежда, которую ты выбрала, о следующем шаге, который ты могла бы пред­принять ?

    Я выбрала брюки из-за строгости фасона, футболка к ними гармонирует, в бусиках есть фантазия.

    Если подумать о групповой динамике, я с удивлением отмечаю, что ты создаешь целое из элементов одежды, которые принадлежат двум людям, находившимся вчера в открытом конфликте... (Смех.)

    Строгость и гармоничность. Я уверена, что при всех расхождениях между ними (Валерианой и Анной) они очень похожи. Я беру то, что мне подходит.

    Быть в присутствии другого253

    Комментарий Мари-Поль109

    Разбирая мой сон, я вижу, что в нем есть тот, кто заботится, и тот, о ком заботятся, терапевт и пациент, соответственно представленные футболкой и галсту­ком-бабочкой.

    Эта работа с моим сном привела меня к осозна­нию скрытого внутреннего конфликта между моей креативностью и моей строгостью. Моя строгость, представленная галстуком-бабочкой и начальствен­ным видом моего пациента, является для меня одно­временно препятствием (тугой узел бабочки) и воз­можностью исцеления (мой пациент — врач). Стро­гость меня пугает, тогда как фантазия меня ободря­ет: это опосредующий и регулирующий момент, кото­рый делает возможным рождение, появление гармо­нии. Фантазия позволяет мне соединить строгость и гармонию, чтобы было то и это. В начале сна я вижу, что они никак не согласуются. Я себя с ними отождес­твила, встретилась с ними и вступила с ними в диа­лог, и это позволило мне заново их присвоить и при­нять: в этот момент в упражнении с Жаном-Мари я их спонтанно связала вместе. В некотором смысле я про­должила свой сон и разрешила возникший конфликт. Прекрасная демонстрация работы по Перлзу!

    Разные ситуации, которые были в моем сне, име­ют отношение к полярностям оконченного/неокон­ченного (страх оказаться неготовой к исполнению

    109 Пересказ этого сна и последующий комментарий являют­ся извлечением из статьи, написанной группой студентов, которые принимали участие в семинаре о работе со снами в гештальт-терапии, которым руководил автор. Знакомство с этой статьей, очевидно, поможет читателю лучше понять практикуемый здесь метод подхода: Caudron S. et al. Deux ap-proches du rave en Gestalt-therapie // Cahier de Gestalt-therapie. № 10, automne 2001, p. 29-55.


    254

    Жан-Мари Робин

    роли терапевта; недостроенный офис), расслабления/ строгости (футболка и галстук-бабочка), врач/паци­ент (тот, кто заботится, и тот, о ком заботятся): как организовать себя в пространстве между этими по­лярностями?

    Я осознаю важность того, чтобы интегрировать па­циента в мое поле, принять существование в моем поле строгости и гармонии. Тут есть возможное и необходимое сосуществование этих двух моментов. Футболка символизирует легкость, движение. Узел галстука — тяжесть, затянутость.

    Я не очень верю в свою креативность, и это не яв­ляется для меня чем-то новым. Но в моем сне это об­наруживается с особенной ясностью. Моя спонтан­ная креативность была сломана родительскими пред­писаниями, и это внушает мне страх перед строгос­тью и формой.

    На примере моей профессиональной деятельнос­ти в моем сне обнаруживается моя старая проблема — антагонизм между строгостью и креативностью. В «настоящей жизни» я стою перед необходимостью пе­рейти от невыносимой профессиональной ситуации, где индивид, одетый в униформу в прямом и перенос­ном смысле, отрицается в пользу работы в команде, к будущей ситуации терапевта, чья деятельность в том и заключается, чтобы способствовать появлению авто­номии и богатства психической жизни пациента.

    Каково место креативности в работе? Футболка — это для меня движение, свобода, пространство. Узел галстука — это для меня не только удавка, но и стро­гость, серьезность, конвенциональность. В детстве быть строгой и серьезной заставляла меня мать, тог­да как фантазия и креативность шли от отца, хотя и в подавленной форме. Из контакта с ней и с ним не по­лучалось ничего: я, таким образом, закрыла для себя

    Быть в присутствии другого255

    всякую возможность для творчества. Строгость ма­тери и задавленность отца с течение времени толь­ко усиливались, и это было одинаково разрушитель­но. Пережив депрессию, мой отец, наконец, позволил проявиться своим творческим ресурсам: он стал сто­ляром и делал прекрасную мебель.

    Так креативность появилась в моем семейном кру­гу, и она была выражена фигурой моего отца. Но уду­шающая строгость моей матери осталась. Эта ситу­ация рождала открытый конфликт — плохой кон­текст для развития детей... Мне было намного проще быть креативной вне семьи; я «убегала» от своих род­ных физически и в мыслях: поле возможностей ста­новилось тогда открытым, и с ним пробуждались мои творческие ресурсы.

    Оказав мне поддержку в этой работе, Жан-Мари помог мне снова встать на путь творчества. Я в пол­ной мере смогла оценить важность работы терапев­та и значение совместного творчества. Я чувствовала, что меня сопровождали, вели. Предложение Жана-Мари «отправиться за покупками» и выбрать одежду у участников нашей группы, позволило мне, обратив­шись к функции ego, достичь гармоничного соеди­нения строгости и фантазии. С этого момента выбор одежды перестает быть для меня проблемой.

    Занятно, что в моем выборе профессии повторился почти в тех же формах этот старый антагонизм... Про­работанный сон позволил мне через эмоции, связан­ные с униформой, затянутым узлом галстука, обнару­жить целый скрытый кусок моей жизни. Осознав все эту динамику, я смогла, наконец, перестать отождест­влять себя с родительским конфликтом, начать внут­реннее воссоединение и обрести часть моей автоно­мии.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта