Быть-в-присутствии-другого-Робин. Ббк 53. 57 Р43 ЖанМари Робин
Скачать 1.55 Mb.
|
Интервью с Ричардом Уолстейном для British Gestalt Journal Выдержки из введения издателя Один из членов консультативного комитета журнала (чьим мнением редколлегия поинтересовалась заранее) назвал беседу с Жаном-Мари Робином «лучшим интервью из всех, когда-либо публиковавшихся в British Gestalt Journal». В роли интервьюера выступил не кто иной, как Ричард Уолстейн. Пользуясь случаем, в ходе этой беседы Робин высказывает некоторые свои новаторские идеи, касающиеся теории поля, self и «id ситуации». Он дает содержательный обзор состояния гештальт-терапии во Франции (увы, разъединенной, как и в других странах), а также рассказывает об истории своей «жизни в гештальте», ее этапах и переменах в образе мысли. То же можно сказать о большинстве из нас. Для нас большая честь опубликовать эту беседу в нашей серии интервью, и Быть в присутствии другого163 мы благодарим Ричарда Уолстейна, бывшего члена нашей редколлегии, за то, что он провел и в основном подготовил к печати беседу с одним из наиболее оригинальных мыслителей, работающих сегодня в области гештальт-терапии. Выдающийся французский мыслитель, автор книг и практик гештальт-терапии, в 1980 году Жан-Мари Робин создал Французский Институт Гештальт-терапии. Он работает главным образом в Бордо и преподает гештальт-терапию в Европе и по всему миру — от Москвы до Мехико и Индийского океана. Робин основал два французских журнала по гештальт-терапии и входит в редакцию журналов «Carriers de Gestalt-tMrapie», «Gestalt Review», а также нового журнала «International Gestalt Journal». Он автор многочисленных статей, большая часть которых переведена на другие языки. Его последняя книга «Unfolding Self» должна в скором времени появиться по-английски (она переведена Гордоном Вилером для издательства Gestalt Press/Analytic Press)101. В этом интервью Робин вспоминает начало своей профессиональной карьеры и людей, оказавших на него влияние, в частности Изадора Фрома. Он также касается центральных понятий гештальт-терапии, понятий self и поля. Он говорит о гештальт-терапии и ее развитии во Франции и том, как ее практика смогла измениться с течением времени. Кульминация беседы — захватывающие рассуждения о дифференциации поля, когда Жан-Мари замечает, что ему нравиться, по возможности, «избегать скороспелого вмешательства функции personality и создавать неясность, «недифферен-цированность» или то, что предшествует «дифферен-цированности»». 101 Речь идет о переводе кн.: Robine J.-M. Gestalt-Therapie, la construction du soi. P., 1998 (прим. пер.). 164 Жан-Мари Робин Быть в присутствии другого 165 Название интервью, а также подзаголовки даны издателем. Малькольм Парлетт British Gestalt Journal По-моему, интересно будет начать с того, чтобы попытаться понять, как вы стали гештальт-терапевтом. Я знаю о вас, что вы клинический психолог. То есть, насколько я понимаю, вы начинали не с гештальта, а пришли к нему только потом. Как это получилось ? Когда я учился психологии, меня интересовали три особые области, которые напрочь отсутствовали в поле психологии. Прежде всего это было искусство и то, что стало впоследствии экспрессивной терапией. Это была отнюдь не арт-терапия, поскольку уже в то время я интересовался процессом экспрессии куда больше, чем окончательным продуктом. Так что речь шла о практике посредством танца, пения, рисования, кукольного театра и т. д. Тогда еще совсем не было работ, связавших этот процесс с психологическим и психотерапевтическим процессом. Еще раньше, когда я был студентом в 60-х годах, я уже практиковал нечто подобное с группой подростков в рамках образовательных программ; потом в 70-х годах я со своими друзьями создал институт, чтобы попытаться объединить эту работу над процессом экспрессии с психологией. Некоторые эксперименты были полным бредом. Но это время и эта работа были волнующими и творческими. Это был 1968 год! Второе направление, которое меня интересовало, было работой с телом; в конце 60-х и начале 70-х годов во французской психологии о работе с телом, еще не было написано ничего, кроме релаксации и психодрамы. Еще я обучался психодраме; несколько позже это, и в правду, стало моей первой практикой психотерапевта. Третьей сферой была работа с группой. Это касалось одновременно терапии и социальной психологии. До середины 70-х годов я сам учился в Т-груп-пе по методу Левина. В то время в работе с группой было много экспериментов, и много народу приезжало во Францию устраивать свои семинары; я испробовал изрядное число новых подходов и почти сразу выбрал для себя гештальт-терапию. Что было в гештальте, что вас так быстро с ним связало? С моей стороны прежде всего это было что-то вроде интуиции. После десяти лет работы в группе по теме экспрессивной терапии и психодрамы, конечно, я был способен помогать людям выразить себя, но мне не на что было опереться и я не всегда представлял себе, что надо делать с тем, что возникает в этой работе выражения. В то же время я не собирался присоединяться к психоанализу, который и был тогда и остается господствующим направлением во Франции. Все мои друзья пошли в психоанализ, и позднее я сам прошел курс психоанализа, не имея, впрочем, намерения стать психоаналитиком. Но тогда психоанализ представлялся мне чересчур распространенным, на мой вкус слишком зашоренным и ригидным. Иными словами, обращение к гештальт-терапии с вашей стороны было актом веры ? Да, встречу с гештальт-терапией я ощутил как глоток свежего воздуха. В середине 70-х годов я принимал участие в разных семинарах, проходивших в 166Жан-Мари Робин разных местах, и таким образом я стал вникать в ге-штальт-терапию эмпирически, читая книги Перл-за и других авторов. Потом до меня дошла информация, что одна бельгийская организация создала учебную программу для франкоговорящих. Тренеры были из Гештальт Института Кливленда. Они сами были франкоговорящими — в основном из Квебека. Я участвовал в этой программе три или четыре года. Тогда это было непросто. Поезд шел десять часов в один конец. А ездить мне надо было каждые два месяца. Нашей Библией в те времена была книга И. и М. Польстеров «Интегративная гештальт-терапия», и каждый семинар по выходным дням мы переводили новую главу. Программа обучения была построена на этой книге: мы следовали за ее оглавлением. Когда в 1979 или в 1980 году программа закончилась, я чувствовал себя лучше, но все еще был неудовлетворен. Мне хотелось куда-то дальше двигаться, но я не знал куда. Моя неудовлетворенность в те времена была так велика, что я даже подумывал стать психоаналитиком, чтобы только не оставаться на месте. Меня мучило то, что вещи, которые, казалось, работали в отдельном семинаре, по моему мнению, не годились для продолжающейся, длительной и индивидуальной терапии, еженедельной работы с пациентами, имеющими серьезные нарушения. Чего, по вашему мнению, не хватало в работе терапевта, как вы ее себе представляли в то время? Теперь я могу понять, что произошло. Но в те времена у меня не было особенной ясности в том, чего мне не хватает. Работа не выглядела достаточно «глубокой»; были какие-то куски теории и куски практики, но им не хватало связи. Тогда совсем не принима- ешь в присутствии другого167 ли в расчет психопатологию; не было никаких идей по поводу развития и т. д. И я решил отправиться на неделю к Польстерам, чтобы поработать вместе с ними. Но эта неделя оставила во мне то же чувство неудовлетворенности; я был разочарован. Это меня очень удивило, ибо их книга была основой систематической стороны моей подготовки. Потом я услышал о человеке, о котором прежде я никогда не слышал. Это был Изадор Фром. Мне передали, что он представляет взгляд и работу Пола Гуд-мена. А я и не слышал ни о каком Поле Гудмене! И я решил встретиться с Изадором. Мы хорошо пообщались, и он согласился, чтобы я присоединился к группе его студентов. Он проводил в Европе по шесть месяцев в году и мы встречались с ним по всей Европе. Это была учебная или терапевтическая группа? Мы занимались в основном теорией и супервизи-ей. Изадор не проводил с нами групповой терапии и не делал того, что часто понимают под словом «обучение». В самом деле, он не верил в то, что можно подготавливать психотерапевтов. Он говорил, что в том, что называется обучением психотерапевта, есть два вида работы: преподавание и личная терапия. То, как он преподавал, и то, что включалось в такое преподавание, больше походило на супервизию. Если угодно, он занимался индивидуальной терапией, но в его работе с группой не было ничего от терапии, за исключением, быть может, небольших интервенций. Я работал с Изадором до тех пор, пока он не отошел от дел в 1983 или 1984 году. У меня было много случаев продолжить наше личное общение Нью-Йорке, на его ферме в Дордони или у меня дома, но уже без нашей маленькой группы. Эта работа и время проведенное с 168 Жан-Мари Робин ним были для меня очень важным стимулом. С помощью Изадора я открыл для себя творчество Пола Гуд-мена. Такое знакомство состоялось больше двадцати лет назад, а я все никак не расстанусь с этой моделью гештальт-терапии. Для сравнения можно сказать, что я расстался с моделью Перлза времен его пребывания в Изалене где-то через шесть месяцев; с кливлендской моделью — через год. Модель Гудмена все еще является для меня откровением и новостью. Конечно, в их книге102 не сказано всего, и надо приложить нимало трудов, чтобы развить эту модель в новых направлениях. Однако, с моей точки зрения, она все еще остается стимулирующей. Каждый раз, возвращаясь к этой книге, я нахожу в ней что-то новое. Self и поле Что именно в модели Гудмена вам кажется новым и особенно волнующим ? С моей точки зрения, Гудмен рассматривает self весьма необычным образом. Он говорит, что self — всего лишь небольшой фактор поля. Небольшой, но основополагающий. Ибо self есть там, где происходит процесс создания значений. Я также увлечен взглядом Гудмена на границу контакта, на self как процесс поля; все это революционные идеи. Мне кажется, нам все еще трудно понимать self таким образом. Скорее мы готовы представлять себе self в виде сущности или понятия, которое может значить то же самое, что «субъект», «организм», «личность», «душа». Два с половиной тысячелетия мы приучались мыслить в терминах сущностей. В работах Перлза и Гудмена порой встречаются фразы, которые можно по- 102 Perls E, Hefferline R., Goodman P. Gestalt Therapy. 1951. Быть в присутствии другого169 нять именно так. Но порой то, что они вводят, является новой постановкой вопроса. Пятьдесят лет спустя мы можем оглянуться назад и увидеть первые ростки того нового направления умов, которое современные философы и психоаналитики стараются теперь развить, работая в русле постмодернизма, конструктивизма и т. д. И меня это очень трогает. Если мы хотим рассматривать self как сущность или субъект, гораздо интереснее последовать за психоаналитической моделью, поскольку она в этом отношении более разработана, и по этому поводу написано изрядное число текстов. В качестве интрапсихической модели психоанализ гораздо более изощрен, чем модель Перлза, Хефферлина, Гудмена, если рассматривать последнюю с точки зрения self как сущности. Я могу понять то, что некоторые гештальт-терапевты, которые используют модель Перлза, Хефферлина, Гудмена в таком индивидуалистическом понимании, испытывают потребность дополнить их теоретическую систему, например, интегрируя теорию объектных и других отношений. Лично я не испытываю к этому большого интереса, поскольку в том, что касается интрапсихическо-го направления и интрапсихического способа понимания self, большая часть работы уже сделана и сделана неплохо; но в особенности это не интересует меня, потому что, рассуждая таким образом, мы теряем то, что кажется наиболее новаторским в гештальт-терапии. Если же мы интересуемся полем, границей контакта и self как «маленькой функцией поля», то здесь предстоит еще многое сделать и существенно изменить наши мыслительные шаблоны. Это что-то очень новое и современное, и мы не знаем, куда это может нас привести... Расскажите подробнее о «перспективе поля». Что, по-вашему, в этом нового? 170 Жан-Мари Робин Бытъ в присутствии другого 171 Одно из затруднений, с которым сталкиваются ге-штальт-терапевты, я полагаю, состоит в том, что мы не разделяем единого понимания того, что есть поле. Каково ваше определение поля ? Есть два основных понимания поля, и мы обращаемся то к одному, то к другому. Одно схоже с понятием поля в физике, другое ближе феноменологии, например, когда говорят о поле опыта. Вы можете привести пример физического поля? Я бы сказал, что физическое поле это контекст, хотя понимаю, что это не очень точное определение; например, я нахожусь здесь в вашем физическом поле (в вашем кабинете и т. д.), но то, что теперь между нами происходит, есть поле опыта, которое для вас и для меня является разным. Как терапевт я постоянно задаю себе вопрос о переживании опыта. Когда я вам что-то говорю или когда вы мне что-то говорите, у меня есть ощущение, чувство, что в первом случае субъектом решения говорить выступаю я сам; это то, как я это переживаю. Однако я не уверен, что дело обстоит именно так. Мне интересно знать, как мои слова и мысли создаются полем, а не только мной как отдельной сущностью. Мнепришланаумвашастатья «The Unknown Carried in Relationship», опубликованнаяв British Gestalt Journal. Кажется, она об этом. Да, существуют многочисленные взаимные резо-нансы, и это понятие, которое я много использую. Мне также очень нравится понятие морфологичес- кого резонанса Шелдрейка. Я думаю, оно весьма полезно. Я убежден в том, что, окажись на вашем месте кто-то другой, я не говорил бы те же самых вещей. Да и вы говорили бы другие вещи, если бы брали интервью у кого-то другого. Меня по-настоящему интересует этот процесс и то, как его можно использовать в терапевтическом процессе. Эксперт другого рода Как же его можно было бы использовать? Мне нравится в ваших работах тот опыт, который я получаю для себя. Я хочу спросить, каким образом это использовать в терапии? Как формализовать эту мысль — действительно большой вопрос. Важным изменением в последние пять или шесть лет для меня был отказ от работы в позиции эксперта. Или лучше сказать, что экспертиза сдвигается от знания того, как функционирует индивид к тому, чтобы оценить, что и как происходит в отношениях. Это совсем другая позиция. Я, вероятно, в больше мере бываю вовлечен в отношение. Те ре-зонансы, которые во мне возникают, я использую не для того, чтобы указать то, что я думаю или чувствую, ибо я использую то, что я чувствую, очень по-разному, а прежде всего для того, чтобы поддержать клиента, чтобы он мог расширить свой опыт поля здесь и теперь, а также обращаться к своему прошлому. Я всегда был чувствителен к «процессу». Я вспоминаю один эксперимент из прошедшей недавно сессии в рамках обучающей программы. У нас были практические занятия: студенты в течение трех дней работали с клиентами. У клиента, как водится, была возможность говорить все, что он хотел, и такая же возмож- 172 Жан-Мари Робин Быть в присутствии другого 173 ность была у терапевта. Единственная разница заключалась в том, что клиент не имел права говорить, в чем состояла его проблема; то есть ничего не говорилось о теме или о проблеме. Все обучающиеся терапевты, таким образом, были вынуждены работать только с процессом. Это был очень сильный эксперимент, ибо все терапевты могли работать только с процессом, здесь и теперь, без какого-либо отчетливого содержания. Ранее в нашей беседе вы упомянули, что в гештальт-терапии вас беспокоит недостаточный уровень диагностики. Я полагаю, что вы ввели в вашу программу работу по диагностике. В этом плане, достаточно ли для гештальт-терапевта наблюдать процесс, как в эксперименте, который вы только что описали? Я практикую психотерапию 35 лет и, стало быть, имею за плечами некоторый опыт. Было бы легко сказать, как это сделал Перлз: «Это дерьмо», или «Нам не надо диагностики». Но это есть и это уже интегрировано. Диагностика и психопатология могут служить для нас подспорьем в понимании процессов, в которые вовлечены наши клиенты. Это не дает основания, чтобы лечить истерию или что-то другое, но то, что дает нам информацию. Знание процессов раннего развития также полезно. Я не убежден в том, что нам как гештальт-терапевтам требуется некая особая психопатология и некая особая теория развития. В нашем распоряжении имеется немало ориентиров, необходимых, для того, чтобы мы могли поддержать процесс. У нас есть немало понятий, чтобы описать опыт клиента, а кроме того, я могу использовать некоторые понятия из психоанализа, феноменологии, Бинсвангера... Чего не хватает, так это формализи-ции. Например, нет словаря, чтобы описать, каким образом клиент формирует гештальт или связь, новый контакт, или сводит новое к чему-то уже известному. Я полагаю, у нас много инструментов, но нет общей дескриптивной канвы. Отто Ранк сказал, что каждый клиент вынуждает нас пересматривать всю психопатологию. Классическая диагностика описывает некоторые категории процессов и/или структур. Умение видеть большее количество процессов полезно для гештальт-терапевта. Но то, на что нам надо бросить наши усилия, есть подлинно исследовательская работа. Категории и терминология ставят перед нами много фундаментальных вопросов, как-то привязанность, достижение согласия, стыд, тревога, признание и т.д.; а в терапии мы разрабатываем эти важные проблемы. Но остановиться на «симптомах» и вещах подобного рода слишком просто; это не тот род исследования, о котором я говорю. Феноменология во Франции Имеются ли у гештальт-терапии во Франции какие-то особенности, отличающие ее от других направлений развития гештальта ? Во Франции есть много течений гештальт-терапии; три как минимум. Одно весьма близко калифорнийской модели 60-х годов и оно все еще живо во Франции и имеет собственную школу. Другое происходит из этой последней модели, но интегрирует в себя теории, взятые из других подходов, как-то юнгианский психоанализ или теория объектных отношений. Третье направление — моя школа. Особенность нашей школы, вероятно, состоит в том, что мы изначально пытаемся найти основания для гештальт-терапии в нашем культурном контексте, особенно в направле- 174 Жан-Мари Робин Быть в присутствии другого 175 нии феноменологии и перспективы поля. Мы употребляем слово «феноменология» не так, как в Америке. Я не знаю, как обстоит дело в Англии, но в Соединенных Штатах оно отсылает главным образом к пережитому опыту, например в выражении: «Расскажите мне, пожалуйста, вашу феноменологию». Во Франции мы используем это слово в качестве отсылки к философскому течению, которое связано с именами Гуссерля и Хайдеггера, Бинсвангера или Мерло -Понти. И я попытался использовать его для прояснения некоторых понятий гештальт-терапии, например: «Что такое интроекция?», «Что такое слияние?». Понятие слияния сильно изменилось со времен Пер-лза и Гудмена, и современные взгляды не те, что раньше. Моя жена написала книгу о слиянии, и я написал главу о контакте. Как видите, мы исследуем базовые понятия, которые используются сообществом, но однако нуждаются в прояснении. Другой пример — слово «опыт». Что значит «опыт»? Феноменология может научить нас многому в понимании «опыта». Что это для вас означает сегодня ? Хайдеггер сказал, что феноменология есть метод для раскрытия опыта. Например, что такое феномен? Иногда он сводится к чему-то очевидному, но так бывает не всегда. Иногда нужно немало потрудиться, чтобы раскрыть опыт. Во Франции мы никогда не говорим: «моя феноменология». Мы говорим о феноменологии как методе, философии, позиции в мире, способе думать. И как же вы прилагаете эту философию к частному случаю? Мы пытаемся описать то, чем является ваше переживание, чтобы раскрыть то, что есть и что существует подспудно. Например, метод включает то, что Гуссерль называет «эпохи»103 (воздержание от суждения, готовых идей, предрассудков и т. д.). И мы также можем рассмотреть нашу организацию в пространстве, во времени. В работе с клиентом вы можете исследовать, как он организует свое тело в пространстве и как он переживает время. Да. Например, когда вы откроете какого-нибудь психиатра или психотерапевта феноменологического направления, вроде Бинсвангера, Бланкенбур-га104 или Бина Кимуры105, они описывают опыт индивидов. Скажем, то, как индивиды организуют время. Эти авторы описывают, как психотический тип может жить в настоящем, словно это будущее... Они способ- 103 От греч. елохч — «задержка», «приостановка», «возде ржание от окончательного суждения или определения». (Прим. пер.) 104 В. Бланкенбург — недавно скончавшийся немецкий пси хиатр феноменологической ориентации. Учился вместе с Хайдеггером. Автор многих статей. Одна из его книг опуб ликована по-французски: La perte de l'evidence naturelle. P., 1991. (Прим. изд.) 105 Бин Кимура работает в Японии психиатром и профес сором психиатрии. Автор многих статей по феноменоло гической психиатрии. Некоторые из его понятий близ ки понятиям гештальт-терапии, например, нашему поня тию «границы контакта». Можно сказать, что его психи атрия является феноменологией патологий границы кон такта. Две его книги переведены на французский. Особо го внимания заслуживает книга: Ecrits de psychopathologie phenomenologique. P. 1992. (Прим. изд.) 176 Жан-Мари Робин ны описать переживания этого типа с большой точностью, используя лишь отсылку такого рода. Расскажите поподробнее о переживании времени. С моей точки зрения, вопрос о времени является решающим для понимания концепта self в гештальт-терапии. Концепт self отличается от чисто пространственного или даже топического представления. Очень просто иметь представление, которое было у Фрейда: он рассматривал структуру, состоящую из сознательного, предсознательного и бессознательного, где каждый элемент находится глубже предыдущего. Это пространственная метафора. Это структурное мышление столь же очевидно в психопаталогии. Это как если бы все остановилось и замерло. Если вы рассмотрите self как процесс, то вы увидите, что self не тот же самый в момент преконтакта, на стадии вхождения в контакт и стадии завершения контакта и что self отнюдь не расположен в одном «месте». Я вспоминаю одно интервью Пола Гудмена в книге американского эссеиста Глассхайма. Он задал Гудмену вопрос: «Если я вас правильно понимаю, ваше представление о self лишено привязки в пространстве?» Гудмен ответил: «Да, self не сидит в человеке, а есть там, где находится действие». Это значит, что, вопреки нашему желанию расположить self в пространстве, мы не можем этого сделать, self меняет место и интенсивность. Если я увлечен нашим разговором, то где находится мой self. Вполне вероятно, что он находится между нами скорее чем «во мне». А когда я отключаюсь от нашего разговора и пребываю на стадии пост-контакта, self ослабевает, и, может быть, он тогда в большей мере находится «во мне». Это переживание меняющегося self является для меня переживанием времени, так Быть в присутствии другого177 как в разные моменты self может изменять место и интенсивность. Если нет творческого приспособления, то нет и self, или его очень мало. Это не значит, что нет субъекта, организма, идентичности. А дело в том, что просто мало self. Так я понимаю Пола Гудмена. В чем еще особенности вашей практики гештальт-терапии ? Я уделяю значительное внимание и трачу много времени на фазу преконтакта. Вероятно, это связано с тем влиянием, которое оказали на мое образование эпоха Изалена и то, что Йонтеф назвал «бум-бум терапией». По моему мнению, многие гештальт-тера-певты склонны чересчур быстро переходить к фазам контакта. Чем больше времени тратиться на предварительном этапе построения гештальта, тем сильнее и ярче будет гештальт. Чем меньше вы задержитесь на этой фазе, тем больше дальнейшая работа будет походить на работу бихевиориста. Мои последние статьи («От поля к ситуации» и «Интенциональность во плоти»106) помогли мне развить эти планы рассмотрения и позволили лучше понять, что означает работать в перспективе поля, и что это не просто лозунг. Что отличает гештальт-тера-пию? Я хочу задать другой вопрос. Считаете ли вы, что понятие self-как-процесс — настолько важное в ге-штальт-терапии и в связи с тем, что вы только что сказали, - является наиболее характерным моментом нашего подхода ?Или же определяющей чертой нашего См. наст. изд. 178 Жан-Мари Робин подхода, по сравнению с другими психотерапиями, является идея «работать в настоящий момент» ?Или нашим отличием являются наши идеи о важности поля ? С моей точки зрения, наш основополагающий текст открывает многие возможности. Большинство из нас выбрали для себя какую-то одну. Так, нетрудно заметить, что в книге Перлза, Хефферлина, Гудмена «self-как-процесс» сосуществует с «self-как-сущность». И мы часто теоретизируем так, как будто эти две концепции «self» не означают одного и того же, словно существует две разновидности «self». To, что мы должны выбрать, является акцентом, уместным в каждый отдельный момент. Конечно, мы могли бы сказать, что self-как-процесс является одной из наиболее характерных особенностей нашего подхода. Но от этого мало толку, если одновременно мы не продолжает развертывать эту идею и ее многочисленные следствия в теоретическом и практическом плане. Лично я не очень люблю слово «процесс», хотя порой для простоты дела его использую. Оно не годится для языка феноменологии. Нельзя переживать процесс; вы можете только осознать его, когда он закончился или когда вы оглядываетесь назад и пытаетесь вникнуть в то, что произошло. Когда Перлз, Хеффер-лин, Гудмен писали о конструировании гештальта или творческом приспособлении, они использовали слово «последовательность», которое означает только то, что одно событие следует за другим. Вы наблюдаете последовательность, переживаете ее. И когда дело сделано, вы можете описать процесс. Я всегда могу сказать, где мое место в некоей последовательности. Но я не могу сказать, где я в таком-то процессе. Мне хотелось бы сказать, что в методологическом и предметном плане гештальт-терапию отличает вни- Быть в присутствии другого179 мание к полю. Но я не совсем в этом убежден, поскольку отнюдь не уверен в том, что, говоря о поле, ге-штальт-терапевты имеют в виду одно и то же. Очень часто поле не что другое как лозунг, и способ, которым многие из нас занимаются терапией, больше связан с индивидуалистической моделью. К числу таких гештальт-терапевтов я бы отнес самого Перлза. Тем не менее мне трудно решиться на утверждение, что Перлз не занимался гештальт-терапией! В этом случае идея поля состоит только в том, что наши пациенты живут (или жили) в особом жизненном контексте. Есть ли на свете такая психотерапия, которой это невдомек? Другой план рассмотрения поля в большей мере связан с именем Курта Левина, но, учитывая некоторые двусмысленности вводимых им понятий, поле при этом порой реифицируется, овеществляется, как если бы поле являлось некоей сущностью. Третья концепция поля ближе к феноменологии, и я хочу добавить: она смыкается с некоторыми постмодернистскими веяниями. В феноменологии поле определяется как единственный способ структурировать опыт. Постмодернизм или Чикагская школа (Гоффман и его ученики) сделали акцент на важности «ситуации», структурирующей опыт. (Вы обращали внимание, что в книге Перлза, Хефферлина и Гудмена слово «ситуация» используется чаще слова «поле»?) Мы созданы ситуациями точно так же, как в каждую секунду их создаем. Для меня понятие поля является пред-феноменологическим. И я сказал бы: «да» — перспективе поля, и сказал бы: «да» - идее «здесь и теперь», поскольку ситуация -это лишь то, что происходит здесь и теперь; но все это - с оговорками, которые я только что сделал. Вместе с тем я не уверен в правоте утверждения, что сказан- 180 Жан-Мари Робин Быть в присутствии другого 181 ное составляет специфику гештальт-терапии для всех гештальт-терапевтов. Речь идет о характерной особенности, составляющей мой коренной выбор. В терапии любого рода существует некоторая перспектива поля (в форме контекстуального подхода), в терапии любого рода существует «здесь и теперь»... Иса-дор часто повторял, что то, что мы называем «здесь и теперь», мало отличается оттого, что психоаналитики называют словом «перенос». В заключение моего длинного ответа на твой вопрос я хочу сказать, что наиболее фундаментальным и непревзойденным, а также наиболее революционным понятием гештальт-терапии является понятие «id ситуации». Во всяком случае, оно оказало наибольшее влияние на мои теоретические взгляды и мою практическую работу и вызвало революционные изменения во мне. Дифференциация в поле Понятие «id ситуации» появляется в книге Перлза, Хефферлина и Гудмена, но остается непроясненным. Расскажите поподробнее, что это означает для вас и как это отразилось на вашей практике? Когда Перлз рассуждает о построении контакта или когда мы видим, как он работает, мы понимаем, что имплицитно (и иногда эксплицитно) он мыслит контакт в терминах «пойти и взять». Обычный путь такого описания, отсылающий к тому, что называют «циклом контакта» или «циклом опыта», начинается с констатации возникающего импульса, желания или потребности, которые «находятся» внутри субъекта или организма. Это подразумевает, что функция id принадлежит организму (даже если мы согласимся с этим, в некоторых случаях она стимулируется сре- дой). Это побуждает думать, что организм предшествует полю. Это не очень далеко от теории драйвов по Фрейду, с ее разделением на субъект и объект. Субъект, направляющийся к объекту, и берущий что-то от него. Это один из возможных способов рассуждения. После Перлза Гудмен предлагает нам свое несколько загадочное понятие «id ситуации», где «id» уже не сидит «в глубинах субъекта», а принадлежит ситуации. Какая перемена заключена в этой новой локализации! Вызов, брошенный Гудменом, таким образом, состоит в предположении, что поле (или ситуация) предшествует субъекту. Я не считаю это некоей истиной, но принимаю как методологический принцип. Следовательно, то, что мы называем «субъектом», зачастую можно рассмотреть как преждевременное дифференцирование поля. Речь идет о преждевременном дифференцировании, ибо то, что называют «id индивида», на самом деле в гораздо большей мере создано и укоренено в функции personality (которая имеет тенденцию сводить опыт к знакомой сфере «Я себя знаю»). Я все больше и больше пытаюсь работать, исходя из недифференцированной ситуации или поля, избегая скороспелого деления на «это я» и «это не я» и разрабатывая процесс дифференциации в «здесь и теперь» ситуации. Что вы имеете в виду, когда говорите, что «поле» предшествует «субъекту» ? Некоторые читатели могут этого не понять. Вы можете объяснить это на примере? С первых страниц своей книги Перлз, Хефферлин и Гудмен утверждают, что «организм» или же «среда» суть «абстракции» поля. Некоторым образом они утверждают, что нет смысла сосредотачиваться на одной из этих абстракций, а лучше сосредоточиться на контакте. Следующий шаг должен состоять в том, чтобы рассматривать сначала реально существующую ситуа- 182 Жан-Мари Робин цию (или поле). Посмотрим сначала на ситуацию как некую единичность, еще не дифференцированную на «тебя» и «меня», чтобы увидеть затем воздействие ситуации на нас обоих. И после этого — дифференцировать два переживания... В 1914 году великий испанский философ Ортега-и-Гассет107 сказал: «Я есть я и мои обстоятельства». Посмотрим сначала на мои (наши) обстоятельства, потому что эти обстоятельства создают меня и создают другого точно так же, как я и другой эти обстоятельства сами и создаем. Методологически нам привычно двигаться в одном направлении, а именно исследовать способ, которым мы создаем ситуации (что приводит к тому, что я называю «преждевременной ответственностью»). Мы редко принимаем в расчет другой путь, а именно способ, которым ситуации создают нас. В традиционной методологии функция personality имеет тенденцию отсылать наше переживание к тому, что мы о себе уже знаем. Банк значений — это память индивида. То, что мне нравится делать и что я делаю так часто, как только могу, это избегать скороспелого вмешательства функции personality и создавать неясность, «недифференцированность» или то, что пред- 107 Ортега-и-Гассет - испанский философ и эссеист, профессор Мадридского университета и основатель журнала Revista de Occidente. Творчество Оргеги-и-Гассета охватывает области истории, политики, эстетики, искусствоведения, а также истории философии, метафизики, теории познания и этики. В 1929 году Ортега обубликовал свой самый известный труд «Восстание масс», в котором высказывается мысль, что отличительной особенностью общества в XX веке стало господство масс посредственных индивидов и невозможность дифференциации. Идеи Оргеги-и-Гассета перекликаются с идеями других теоретиков «массового общества», как-то Маннгейм, Эрих Фромм и Ханна Арендт. (Прим. изд.). Быть в присутствии другого183 шествует «дифференцированности». Например, пациент садится передо мной и говорит, что он испытывает тревогу. Традиционный путь терапевтической работы заключается в том, чтобы сосредоточиться непосредственно на «его» тревоге (событиях, предыстории, контексте и тому подобных вещах). Другой возможный образ действия начинается с плодотворного сомнения: не я ли причина его тревоги? Как я могу быть уверен в том, что это не я нагоняю на него страх? Или, может быть, я сам чего-то испугался и передал ему свою тревогу? С чувством стыда это тоже «работает»! Конечно, такая методологическая перспектива не может заменить традиционный план рассмотрения. Но всякий раз, когда мы исходим из факта поля или ситуации (вместо того, чтобы исходить из факта индивида) и принимаем во внимание, что наш опыт «одного лица» принадлежит сначала ситуации, мы можем участвовать в процессе дифференциации или индивидуализации. Таким образом, у нас появляется хорошая возможность для трансформации, изменения устойчивых ситуаций и представлений. Это очень интересное и волнующее замечание, на котором мы можем закончить нашу беседу. Большое спа- сибо, Жан-Мари. |