Главная страница
Навигация по странице:

  • Психотерапия как ситуация

  • Интенциональность

  • Интенциональность и ситуация

  • Быть-в-присутствии-другого-Робин. Ббк 53. 57 Р43 ЖанМари Робин


    Скачать 1.55 Mb.
    НазваниеБбк 53. 57 Р43 ЖанМари Робин
    Дата19.05.2022
    Размер1.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБыть-в-присутствии-другого-Робин.doc
    ТипДокументы
    #539274
    страница10 из 20
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   20

    6. Осязаемая интенциональность

    И пока он на нее смотрит, Он зачинает ей ребенка души.

    Анри Мишо52

    «Один старый отец на смертном одре позвал трех своих сыновей и оставил им свое имущество: семнад­цать верблюдов. Старший сын должен был получить половину, средний — одну треть, младший — одну де­вятую. И с этими словами старик испустил дух. На­следники остались в недоумении. В конце концов, они нашли мудрого человека, который был столь же умен, сколь беден. У него был всего один верблюд. Три брата позвали его в надежде, что он поможет им решить вопрос о разделе наследства, который казался неразрешимым. Мудрец всего лишь прибавил свое­го верблюда к семнадцати другим. После этого раз­делить имущество в соответствии с волей покойного

    52 Michaux H. La vie dans les plis. P., 1972, p. 114.




    132

    Жан-Мари Робин

    смог бы и ребенок. Старший сын получил половину от восемнадцати верблюдов, то есть девять; средний сын треть, то есть шесть; и, наконец, младший двух, то есть одну девятую часть. Девять, шесть и два рав­но семнадцати, сколько верблюдов и было у покойно­го отца. И, таким образом, восемнадцатый верблюд, принадлежащий мудрецу, автоматически исключает­ся. Он был нужен только конкретный момент, и боль­ше в нем нет надобности»53.

    Медард Босс приводит эту арабскую легенду, кото­рая, по его мнению, помогает представить себе роль аналитика и кладет предел тому, что он называет «вся­кой болтовней по поводу «переноса»». Без введения другого ситуация является безвыходной; без щедрос­ти этого другого, без его дара — необходимого, кото­рое быстро перестает быть необходимым, — ситуация остается в тупике. То же можно сказать о присутствии психотерапевта. То же самое происходит в ходе тера­певтической встречи.

    Клинический и психопаталогический анализ опыта другого человека, насколько он вообще возможен, мо­жет произойти только в процессе встречи. Между тем, по словам самого Хайдеггера54, именно этого не хвата­ло Бинсвангеру, который так же, как и Медард Босс, долгое время пытался разрабатывать теорию психоте­рапии в русле феноменологии. Более десяти лет Хай-деггер по нескольку раз в год устраивал в доме Босса в Цолликоне семинары, на которые собирались студен­ты-медики и психиатры. Он разоблачал «полное непо-

    Быть в присутствии другого133

    нимание» своей мысли со стороны Бинсвангера: непо­нимание состояло в том, что аналитика Dasein («здесь-бытия») не имеет ничего общего с солипсизмом и субъ­ективизмом, а должна быть рассмотрена в связи с «бы­тием одного вместе с другими». Он любил повторять: «Dasein вытекает из меня для вас и из вас для меня». К психотерапии необходимо подходить как дисципли­не двух человек55, и надо строить ее теорию исходя из этого. Неужели это возможно? Тысячелетняя тради­ция описания другого так, как будто он существует вне обращенного на него взгляда, сформированного ситу­ацией, созданной общими усилиями, вынуждает нас подходить к другому, как если бы он являлся мне вне меня, вне моей точки зрения и вне нашей встречи.

    Гудмен предлагает модель психотерапии, которая идет наперекор этой традиции. Парадигма поля орга­низм/среда, которая является ключевым положени­ем книги, написанной им вместе с Перлзом56, посту­лирует изначальную недифференцированность пере­живания «я» и «ты»: «Опыт предшествует «организму» и «среде», которые являются абстракциями опыта»57. Это отправной пункт работы, осуществляющийся в ходе терапевтической встречи, а для меня — отправ­ной пункт моей статьи.

    Психотерапия как ситуация

    Многие авторы в области социальных наук сегод­ня сходятся во мнении, что личность настолько зави­сит от ситуации, в которую она вовлечена, что не мо-


    53 Boss M. Introduction a la medecine psychosomatique. P.,
    1959, p. 79.

    54 Heidegger M. Zollikoner Seminare. 1987. Цит. по: Dastur F.
    Phenomenologie et therapie: la question de Г autre dans les Zol­
    likoner Seminare//Courtine J. F. (ed.). Figure de la subjectivite.
    P., 1992.

    55 См. раздел «От поля к ситуации».

    56 Perls F, Hefferline R., Goodman P. Gestalt-therapie. Bor­
    deaux, 2001.

    57 Goodman P. Little Prayers and Finite Experience. New York,

    1972, p. 7.

    134

    Жан-Мари Робин

    Быть в присутствии другого

    135


    жет быть извлечена из нее полностью и реагирует на ситуацию только изнутри этой ситуации. В одной из предшествующих работ58 я подчеркивал, как важно было для основателей гештальт-терапии данное по­нимание ситуации. Нередко даже кажется, что в сво­их размышлениях понятию «поля» они предпочита­ют обращение к «ситуации». Психотерапия является прежде всего выстраиванием ситуации, и к ней впол­не подходит определение, данное Ж. Дебором: «Кон­кретное выстраивание моментов жизненной среды и их трансформация в переживание»59.

    Социальная ситуация является структурой возмож­ностей, я создаю ее при участии другого и которая со­здает и меня и его. По всей видимости, терапевтичес­кая ситуация определяет мое присутствие и мою ин­тенцию психотерапевта, а также присутствие и осо­бенности самовыражения моего клиента. Ситуация не вынуждает моего клиента сообщать мне свой рецепт приготовления кролика в горчице, но, может быть, она подводит его к этому. По традиции мы можем рассмат­ривать это событие как сопротивление или иную фор­му нарушения контакта. Но взглянем на вещи иначе, возможно, будет столь же естественно спросить себя о том, что думает наш пациент, в чем состоит его интен­ция, а также то, чего добиваемся мы.

    «Я есть» пациента, в парадигме self, выступает од­ним из результатов его опыта, и, тем не менее, и в сво­ей основе является игрой репрезентаций и ритори­ческих позиций. Нарративная идентичность, как ее обозначают сегодня, если и может обозначить одну из возможных форм self, не охватывает целостности. Со­вершая крутой вираж, гештальт-терапия лишает по­нятие self пространственной локализации и вменяет

    58 См. раздел «От поля к ситуации».

    59 Debord G. Rapport sur la construction des situations. 2000.

    ему временнэю60. Нарративная идентичность, напро­тив, охотно рассматривается как статичная; она за­частую понимается как структура или характер и ха­рактеризуется устойчивостью. Эта устойчивость, по меньшей мере, достаточна для того, чтобы мы пере­живали ее как постоянную и непрерывную во време­ни. Справедливо или нет, я считаю «себя» тем же са­мым, чем я был несколько десятилетий назад. Но это и позволяет Йонтефу определять структуру в качест­ве «очень медленно развивающегося процесса»61. Эта потребность в стабильности и непрерывности часто закрывает доступ к новизне ситуаций и ведет к повто­рению опыта, включая самый прискорбный.

    Ситуации, в которых оказывается субъект, рас­сматриваются им в свете нарративной идентичности, и визави пациента — психотерапевт — охотно рассмат­ривает себя в другой нарративной идентичности, ко­торая чаще всего является имплицитной и связана с допущениями и потребностями субъекта. Допущения обладают большей «реальностью», чем наблюдения; восприятия или ощущения в ситуации не являются тем, что в полной мере заслуживает доверия.

    • Я хотел бы задуматься над этим, — говорит мне пациент, — но боюсь...

    • Не могли бы вы определить, что я сделал, что вы испугались?

    • Вы здесь ни при чем... Дело во мне! Мне всегда страшно говорить о таких вещах...

    Этот общий взгляд на взаимодействие, типичный в силу своей распространенности, рождает представле­ния, которые пациент имеет о себе и в которых он на-

    60 Robine J.-M. Preface // Perls F., HefTerline R., Goodman P.
    Op. cit.

    61 Yontef G. Comments on Boundary Processes and Boundary
    States // Gestalt Journal, vol. XI, №2, p. 25-35.

    136Жан-Мари Робин

    ходит для себя опору. Это предполагает априорное от­рицание того, что другой может оказывать какое-либо влияние на уровне переживаемого опыта в момент си­туации. В 1960—70-х годах определенная форма пси­хотерапии, гештальт-терапии в частности, отстаивала идею «принятия ответственности» за то, что пациент думает, чувствует, ощущает, делает и проживает. Мне кажется, эта идея расходится с принципом поля, так как приводит к тому, что я назвал бы «преждевремен­ной дифференциацией», поскольку основывается на столь же преждевременной индивидуализации.

    Хотя процесс дифференциации и индивидуали­зации зависит от психогенеза каждого и формирует­ся прогрессивно и главным образом в первые момен­ты жизни, мне кажется, что каждая ситуация, каждый опыт реорганизуют его настолько, насколько субъект готов к тому, чтобы встретить нечто отличное, новое, неопределенное, неизвестное.

    Интенциональность

    Термин «интенциональность» был разработан Гус­серлем, который сделал его центральным понятием своего творчества. Еще ранее во второй половине XIX века его ввел в психологию Брентано62. Идея Брен-тано состояла в том, чтобы выделить психологию из наук о природе. В этой связи он рассуждал о разви­тии такой психологии, которая должна была отка­зывалась рассматривать психику как объект, схваты­ваемый методами естественных наук, а основывать­ся на «опыте». Таким образом, Брентано был одним из первых, кто заговорил о внешней стороне психи­ческой жизни, попытавшись построить «психологию без души», которая была бы психологией восприятия

    62 Brentano F. Psychologie du point de vue empirique. P., 1944.

    Быть в присутствии другого137

    и опыта. Потому не без основания в Брентано видят одного из предшественников гештальт-психологии и феноменологии. Сто тридцать лет спустя начинание Брентано трудно назвать успешным ввиду псевдо-на-учной склонности — распространенной до сих пор — подходить к душе другого как объекту исследования.

    «Всякий физический феномен, — писал он, — отли­чает то, что в средневековой схоластике назвали интен-циональным присутствием, и то, что мы сами могли бы назвать... отношением к содержанию, направленнос­тью на объект... или имматентной объективностью. В дальнейшем Гуссерль отточит понятие интенциональ-ности (когда он уточнит, что сознание не является не­ким вместилищем, а представляет собой значимую ин­тенцию), определив его как усилие сознания направ­ленное то, что оно подразумевает. Он резюмировал эту идею в формуле, ставшей с тех пор знаменитой: «Обла­дать смыслом («иметь что-нибудь на уме») — это основ­ной характер сознания вообще»63. Настоящий момент содержит в себе свое будущее, некую ориентацию, не­кое направление. Это стоит сопоставить с тем дополне­нием к знаменитой формуле «здесь и теперь», которое сделал Гудмен: «and Next». Здесь, теперь и затем.

    Хотя дальнейшее развитие понятия «интенцио­нальность» больше всего коснулось сферы менталь­ного и, в частности, мира представлений, некоторые авторы расширили его поле приложения. Так, Мер­ло-Понти в своей «Феноменологии восприятия»64 ут­верждает, что всякое значение и всякий речевой акт

    63 Husserl E. Idies directrices pour une phenomenologie. Т. 1.
    P., 1999, p. 185 (русск. пер.: Гуссерль Э. Идеи к чистой фе­
    номенологии и феноменологической философии. Т. 1. М.,
    1999, с. 200).

    64 Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la perception, P., 1945
    (русск. пер.: Мерло-Понти М. Феноменология восприятия.
    СПб., 1999).


    138

    Жан-Мари Робин

    укоренены в интенциональности тела. Левинас65, а затем Серл66 привлекают внимание к области ощуще­ний. Сегодня настала очередь клинической психоло­гии, чтобы, устами Ж. Шемуни, заявить претензию на «интенциональность» как свое определение67.

    Выбор понятия подразумевает базовый принцип, согласно которому человеческое существо не может быть редуцировано к своей физической природе («ор­ганизму»), но всегда находится в отношении с «объ­ектом» — реальным или воображаемым. Он всегда на­правлен к чему-то, например — к объекту. Он не об­ладает ни существованием, ни «объективным» смыс­лом, но приобретает смысл и существование благо­даря интенциональности, которая его подразумева­ет. Действительно — и клиническая практика это за­мечательно показывает, — существование объекта, который представлен или который можно себе пред­ставить, не является существенным условием интен­циональности. Иногда можно говорить об «интенци-ональном состоянии или содержании без интенцио-нального объекта»68. Чтобы объект смог встретиться с интенциональным состоянием, в самом деле, часто бывает необходима та или иная работа раскрытия.

    Интенциональность и ситуация

    Всякая ситуация, а, в особенности, всякая ситуа­ция межличностных отношений мобилизует у каж­дого участника определенную интенциональность.

    65 Levinas E. Intentionnalite et sensation // En decouvrant
    l'existence avec Husserl et Heidegger. P., 1974.

    66 Searle J. L'intentionnalite. Essai de philosophic des etats men-
    taux. P., 1985.

    67 Chemouni J. (dir.). Clinique de l'intentionnalite. 2001.

    68 Ibid., p. 46.

    Бытьвприсутствиидругого139

    Сила, которая мобилизует эту интенциональность, может быть обозначена и описана разными способа­ми. Фрейд69 говорил об этом в терминах импульсов и, следуя за Гроддеком70, разработал свою теорию «id», первое вместилище психической энергии. (Для на­ших последующих размышлений, кроме того, важно вспомнить, что, когда Фрейд предпринял теоретичес­кое рассмотрение психических инстанций (id, ego и superego) с динамической и психогенетической точ­ки зрения, он определил ego и superego как последо­вательные дифференциации id.) Гудмен71 ввел в свое время понятие «id ситуации» — способ локализации происхождения движущего импульса в самой ситу­ации, в отличие от всякой локализации в организме или психике. Человек придает форму ситуации, как ситуация придает форму человеку. «Ситуации есть то, к чему индивиды приспосабливаются посредством определений, которые они им дают»72. Это движение контакта и взаимного построения делает индивида дающим и получающим, действующим и являющим­ся объектом действия в одной и той же операции.

    Если id обретает форму в ситуации, то и интенци­ональность становится интенцией именно в ситуа­ции. Именно так id становится ощущением, аффек­том, словом, контактом, актом, поведением, взаимо­действием... Гроддек мог утверждать, что «жизнь про-

    69 Freud S. Le moi et le за // Freud S. Oeuvres completes (1921—
    1923).
    P., 1991 (русск. пер.: Фрейд З. По ту сторону принци­
    па наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой.
    СПб., 1998, с. 80-135).

    70 Groddeck G. Le livre du за. Р., 1963.

    71 Perls F, Hefferline R., Goodman P. Op. cit.

    72 У. Томас и Ф. Знанецкий, цит. по кн.: Fornel M. de, Que-
    re L. (dir.). Fornel M. de, Quere L. (dir.). La logique des situa­
    tions - Nouveaux regards sur l'ecologie des activites sociales.
    P., 1999.

    140Жан-Мари Робин

    живается посредством id»73. Так или иначе, на основе «id ситуации» или - если угодно сохранять интрапси-хическую модель — на основе «id импульса» измене­ние и оформление становятся фактом self, составным параметром которого выступает id.

    В переживаемом опыте субъект охотно рассматри­вает ощущения, поступки и т. д. как принадлежащие ему. Он их объясняет и оправдывает в форме личнос­ти («нарративной идентичности») и локализует пре­имущественно в рамках своего «Я», которое, по его мнению, свободно и сознательно. Это затрудняет ос­мыслить то, как ситуация осуществляет контроль над его опытом. Можно ли сказать, что одна из функций психотерапии состоит в устранении этого — часто им­плицитного — представления и восстановлении бо­лее сложной картины индивидуализации, принимая в расчет последовательный ряд контактов и ситуаций? Не надо ли постулировать, что в поле опыта интенци-ональность составляет то, что свойственно субъекту, образует и определяет его; что свою интенциональ-ность помещают как ответ на ответ на ситуацию или как инициативу, потому что интенциональность при­звана рождать формы?
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   20


    написать администратору сайта