Быть-в-присутствии-другого-Робин. Ббк 53. 57 Р43 ЖанМари Робин
Скачать 1.55 Mb.
|
Что значит «поле»? Вот почему до сегодняшнего дня гештальтисты понимают поле совершенно разными способами. Для одних упоминание поля будет только признанием того, что у клиента есть среда, культура, история, сеть отношений с другими людьми и что все это надо принимать в расчет. С такой точки зрения, фигуры, которые должны возникать по ходу терапии, связаны со средой как 108 Жан-Мари Робин с фоном; понятия фона, среды и поля при таком рассмотрении быстро делаются взаимозаменяемыми. Со своей стороны я скорее назвал бы это «контекстом»28. Для других больший смысл имеет ссылка на Курта Левина. Однако, если я правильно понимаю, то и его подход далеко не однороден. Поле у него рассматривается как «поле сил», которые воздействуют на субъекта. Использованная аналогия магнитного поля — интересная метафора, когда речь идет о психологии личности; она становится более рискованной, когда мы имеем дело с двумя и более лицами, и если мы говорим о межличностном поле или поле группы, то тогда трудно не начать рассматривать его как некую самостоятельную вещь. Кроме того, если, как это настойчиво рекомендует Левин, мы включаем наблюдателя в поле, то в таком случае поле, воспринимаемое наблюдателем А, и поле, воспринимаемое наблюдателем Б, окажутся разными и будут подчинены субъективной оценке. Если так рассуждать о поле (как поле наблюдателей А и Б), пропадает возможность использовать это понятие в том же смысле применительно к полю двух лиц или группы. Наконец, третья точка зрения (если свести бытующие употребления понятия поля к этим трем совокупностям точек зрения) ближе к феноменологии, в которой ста- 28 Чтобы дополнить дифференциацию затронутых понятий, я с удовольствием принимаю уточнения, которые предлагает Барвайз (Barwise J. The Situation in Logic. Stanford, 1989, p. 149-150): контекст образует то, что позволяет наделять смыслом «артикулированные компоненты» информации, которую сообщает ситуация; бэкграунд (или задний план, фон) складывается из элементов и служит артикуляции «неартикулиро-ванных компонентов» этой информации; обстоятельства помогают определить «неартикули-рованные компоненты» информации. Быть в присутствии другого109 вятся вопросы о поле сознания и поле опыта. При таком рассмотрении, которое можно квалифицировать в качестве «субъективного» или «опытного», поле будет пониматься как пережитое «пространство» восприятий и действий, чувств и значений данного индивида. Согласно этому определению, то, что создает «поле» рассматриваемого индивида, едва ли может быть пережито кем-то еще; к нему можно только приближаться посредством эмпатии, понимания, интуиции, умозаключений или иного способа, который обычно используется, чтобы приблизиться к субъективному опыту другого. Говоря о контакте и других феноменах поля, Перлз и Гудмен по-разному различают «нахождение в поле» и «принадлежность к полю». Разговор о субъекте, организме, контакте как событиях, принадлежащих полю, а не совершающихся в поле, проясняет противопоставление двух главных способов использование понятия поля — в одном случае следствием будет овеществление; другое употребление сохранит для нас понимание поля как процесса протекания событий. Чтобы лучше разобраться в явлениях с точки зрения поля, я могу употреблять некоторые инструменты и понятия, сформулированные в разных подходах к пониманию поля (и даже таких, которые я не упомянул, например, в теории морфогенетических полей). Все они так или иначе касаются того, что является одним из главных пунктов нашего интереса, а именно вопроса о том, как поля могут создавать формы, оформлять наш опыт и т. д. И мы должны двинуться дальше в исследовании когерентности. Терапевтическая ситуация В самом деле, как мы можем говорить о том, что называется «единым полем», которое по идее долж- 110 Жан-Мари Робин ны образовывать пациент и терапевт? Хотя Перлз и Гудмен ставят вопрос о поле в центр разрабатываемой ими теории, мы должны заметить, что непосредственно о поле они говорят довольно редко. Если внимательно почитать их текст, то выяснится, что понятие ситуации они употребляют, наоборот, очень часто. Я хотел бы на нем немного остановиться, так как, с моей точки зрения, это понятие представляет существенный шанс для уточнения и прояснения открывающейся перспективы. Механизм терапии, каким бы он ни был, прежде всего, определенный тип ситуации. Осознание того, каким образом ситуация воздействует на нас сейчас, способствует лучшему пониманию, каким образом воздействовали на нас некоторые ситуации в нашем прошлом. Осознание того, каким образом мы можем создавать или участвовать в создании ситуаций здесь и теперь, точно так же ведет к восстановлению и укреплению наших способностей к творческому приспособлению. Отправным пунктом моих вопросов по поводу понятия «ситуации» и сюрпризов, которые они мне преподнесли, стала одна «маленькая» фраза, брошенная Перлзом и Гудменом. Перлз и Гудмен упоминают «id ситуации», но не слишком развивают свою мысль! (Еще раз повторю, что речь идет не о id внутри некоей ситуации!) Нам остается постараться понять это удивительное предложение, которое увлекает нас далеко в сторону от путей, проложенных Г. Гроддеком и 3. Фрейдом, от теории «драйвов» и внутренних сил, которых нами движут. Затем я для себя открыл, что авторы широко привлекают понятие ситуации: так, например, одной из характеристик self является «включенность в ситуацию», невроз описывается как «хроническая острая ситуация низкой интенсивности». О Быть в присутствии другого111 самой психотерапии в основном и прежде всего говорится в терминах ситуации. Вот несколько строк, которые можно прочесть в общем введении: «Терапевтическая ситуация есть нечто большее, нежели только статистическое событие, образованное доктором и пациентом... Ни полное понимание функций организма, ни наилучшее знание среды (общества и т. д.) не позволяют учесть ситуацию в целом. Только взаимодействие организма и среды образуют психологическую ситуацию, а не организм и среда, взятые по отдельности... Надо переменить наше видение терапевтической ситуации... Клиника становится экспериментальной ситуацией... »29. Я часто с удивлением замечал, что большинство ге-штальт-терапевтов, желая развить свои навыки, предпочитают глубже изучить «функции организма» (и черпают знания из области биологии, исследований мозга и других функций, психологических теорий и т. д.); гораздо реже встречаются те, кто стремится «лучше узнать среду (общество и т. д.)», обращаясь к социологии, экологии, антропологии и т. д. Такие вещи, конечно, представляет известный интерес, однако наши основатели прямо призывают нас не останавливаться на «абстракциях» (в другом месте они обозначают в качестве «абстракций» раздельное рассмотрение как организма, так и среды), а вести исследование, руководствуясь идеей «ситуации». Это понятие ситуации является настолько употребительным, что само по себе оно редко становится предметом обсуждения. Оно как фон — предзадан-ный, неявный, редко преобразуемый в фигуру. Меж- 29 Perls F, Hefferline R., Goodman P. Gestalt-therapie. 2001, p. 43-44. 112 Жан-Мари Робин ду тем вот уже несколько десятилетий разные исследователи — в частности, группирующиеся вокруг Ирвина Гофмана (Чикагская школа) и работающие в его русле — поставили это понятие ситуации в центр своих работ. Впрочем, интерес к такому подходу, разумеется, восходит к Джону Дьюи. Имеет смысл вспомнить, какое значительное влияние оказал Дьюи на интеллектуальное формирование Гудмена. Кстати сказать, упоминавшееся выше фундаментальное различение «нахождения в поле» и «принадлежности к полю», вводимое Гудменом, можно прямо вычитать из Дьюи, который уточнял, что организм живет не в среде, а «посредством среды». Включенность в ситуацию Когда Перлз и Гудмен, касаясь характеристик self, описывают его как «включенность в ситуацию», они делают уточнение: «Мы [тем самым] хотим сказать, что не существует никакого ощущения себя или других вещей вне опыта ситуации, который у нас есть»30. Я создан ситуацией в той же мере, насколько вместе с другим я принимаю участие в создании ситуации. Еще до того, как построение гештальта включится в терапевтическую сессию, ситуация уже начала создаваться и будет фоном для будущих фигур. В прямой связи с ситуацией, какой бы она ни была, self подводится к тому, чтобы разворачиваться — или нет. Если мы принимаем понятие self как динамическую функцию поля, которая мобилизуется в момент (и по причине) включения творческого приспособления, мы с особым вниманием отнесемся к тому, чтобы создать благоприятные условия для актуализации и восстановления self. Невроз определяется как функциональное нарушения self, он позволяет навы- Ibid.,p. 220. Быть в присутствии другого113 кам, вторичной физиологии, системе привычек обеспечивать минимальное приспособление. Но невроз может быть рассмотрен и как отрицание ситуации. Невротик действует так, как если бы новизны ситуации здесь и теперь не существовало и ситуацию можно было бы свести к раз и навсегда установленным элементам в форме схем мышления, чувств и действий. Вернемся к определению невроза как «хронической острой ситуации низкой интенсивности» и тем следствиям, которые Перлз и Гудмен извлекают из него в плане терапии. Перед лицом новой ситуации, характеризующейся утратой равновесия, опасностью, угрозой выживанию (которую авторы «Гештальт-те-рапии» обозначают общим термином «острая ситуация»), организм вырабатывает целостный и адаптивный ответ. Ответ целостный, поскольку он включает в себя восприятие, проприоцепцию, представление и мышление, моторику и т. д.; адаптивный, так как возможность на границе контакта, реализуемая таким образом, позволяет спонтанно и творчески управлять событием. Способности к ориентации и манипуляции в поле разворачиваются в своей полной мере и противодействуют дезорганизации поля. Но в череде повторений и неудач в восстановлении равновесия (или «бегства в фантазирование или галлюцинацию») нарушенное равновесие и адаптированный к нему гештальт становятся хроническими явлениями низкой интенсивности. Напряжение, в таком случае, будет двойным: тревога и фрустрация взаимно подпитывают друг друга и доходят до состояния невроза. Это и есть то, что Перлз и Гудмен называют «хронической острой ситуацией низкой интенсивности» и предлагают рассматривать данное высказывание в качестве одного из определений невроза. В такой ситуации опыт на границе контакта стремится к упрощению поля посредством введения в игру двух неотложных мер: обдуманно- 114 Жан-Мари Робин го подавления и необдуманной гиперактивности. «Если невротическое состояние — это ответ на несуществующую хроническую острую ситуацию низкой интенсивности, для которого характерны средний тонус, рассеянное и фиксированное внимание (вместо расслабления или повышенного тонуса, гибкости и проницательности), то тогда цель терапии состоит в том, чтобы сосредоточиться на существующей острой ситуации высокой интенсивности, к которой пациент может повернуться лицом и таким образом осуществить свой рост». В таком случае психотерапия понимается как ситуация, противоположная острой ситуации. Терапевтическая ситуация должна воспроизвести многие параметры острой ситуации, ставшей хронической, но в новом безопасном и экспериментальном контексте она должна лишить пациента его устаревших ответов, чтобы способствовать созданию им новых ответов, приспособленных к новизне ситуации. Нам надо «сосредоточиться на структуре реальной ситуации как на том, что требует творческого приспособления, постараться произвести совершенно новый синтез, вести дело так, чтобы это стало главной целью терапевтической сессии»31. Такая способность — напомним это, рискуя оказаться чересчур настойчивым, — есть то, что в гештальт-терапии называется self. Следовательно, работа по восстановлению self, гораздо больше связана с включенностью в ситуацию, чем с экспертизой одним человеком психической жизни другого. Учет ситуации, «id ситуации», таким образом, начинается с первых секунд каждой терапевтической встречи и составляет неотъемлемую часть того, что мы называем «предконтакт». Но предконтакт нельзя рассматривать только как момент в последовательности контакта; это также особая модальность контакта. Ibid., p. 116. Быть в присутствии другого115 Так, даже в ходе последующих фаз развития гештальта мы иногда вынуждены «возвращаться» к ситуации, чтобы точнее ее представить, сделать эксплицитной, способствуя тем самым прояснению и усилению отношения фигура/фон. Теоретики развития систематически настаивали на том факте, что каждая новая фаза не замещает предыдущую, а присоединяется к ней и что содержание каждой фазы продолжает разрабатываться даже в течение последующих фаз32. Ирвин Польстер в беседе со мной несколько лет назад33 сделал такое уточнение, что, вероятно, наиболее важная мысль, которую он почерпнул у Гудмена, заключается в том, чтобы рассматривать взрослую жизнь как то, что «прибавляется» к детству, а не как то, что бывает «впоследствии»... Вся гештальт-терапия действительно пронизана логикой «одновременности» (в отличие от логики «замещения» одного этапа другим). Рост, который сам по себе осуществляется в течение многих лет, обнаруживается в создании гештальта, которое происходит значительно быстрее в ходе терапевтической сессии. Ситуацию можно рассматривать как своего рода основание терапевтической встречи, и она строится на протяжении каждой сессии. Часто оказывается полезным прояснять ее элементы по мере их развития, потому что эта ситуация создает нас в то же время, как мы создаем ее. Что подразумевает внимание к ситуации? Когда пациент усаживается напротив меня и говорит мне о том, что его тревожит, у меня есть выбор. 32 См., напр.: Stern D. Le monde interpersonnel du nourrisson. P., 1989. 33 Robine J.-M. Un album d'entretiens a propos de Paul Good man // Gestalt, 1992, №3. 116 Жан-Мари Робин Быть в присутствии другого 117 Я могу рассматривать его слова не только как слова, произнесенные в некоей ситуации, но также как слова, принадлежащие ситуации, — как если бы эти слова принадлежали некоему недифференцированному полю, которое предстоит уточнить, а не индивиду, который их произносит. Классический образ действия, которому я следовал на протяжении многих лет, состоит в том, чтобы сосредоточиться на проблеме пациента: как он ощущает свою озабоченность, откуда это тягостное чувство к нему приходит, о чем ему напоминает, с помощью каких проекций оно может быть организовано и т. д. Такая классическая индивидуалистическая позиция приводит терапевта к мысли, что он все более досконально узнает своего пациента. Эта позиция может показаться «естественной» постольку, поскольку она уже вошла в привычку. Но ничего «естественного» в ней нет; она не более чем некий выбор образа действия, вытекающий из установки терапевта. Другой выбор, сопряженный с другой установкой, позволит мне взглянуть на проблему пациента как на то, что прежде всего принадлежит ситуации. Разве проблема пациента не может оказаться в том, что он таким образом реагирует на меня? Может быть, это я создаю его проблему? Может быть, я внушаю ему чувство неудобства как реакцию на то, что берусь его рассматривать? Или такова его реакция на нашу встречу? Может быть, «его» волнение — только мое собственное? Или это разлитое в воздухе беспокойство не более чем та атмосфера, которая возникает непосредственно между нами? Мой выбор в пользу того, чтобы исходить из ситуации, никак не основан на какой-либо истине: это только методологический выбор, вытекающий из теоретического выбора. То, что я обычно называю «са- мим собой», зачастую можно счесть преждевременной дифференциацией поля. «Опыт предшествует «организму» и «среде», которые выступают абстракциями от опыта»34. Прогрессивная и постоянная дифференциация, сменяющие друг друга акты интеграции и индивидуализации, последовательная дестабилизация застывшей системы представлений о себе (это «про меня»/а это не «не про меня»)... стоят в центре терапевтической работы и конструирования self на пути самопознания. Такой образ действия несколько отличается от позиции диалога, хотя ряд развиваемых идей находят здесь свой отклик. Перспектива диалога, если и принимает в расчет вопрос поля, уместна, по-моему, лишь в том случае, когда два индивида предварительно ясно идентифицированы, разъединены и выступают двумя субъектами, которые встречаются и преобразуют свой опыт. Такой взгляд, мне кажется, в большей мере отправляется от эпистемологии «нахождения в поле», нежели «принадлежности к полю», и тогда мы рассматриваем два индивидуализированных лица вместо прогрессивной индивидуализации двух лиц. Хотя в ситуативной перспективе, которую я поддерживаю, элемент диалога точно есть, а вопрос о времени не получает единого решения. Здесь нельзя не вспомнить об одной из главных функций речи, на которую указывают многие теоретики: говорить означает заполнять бездну, отделяющую меня от другого человека, преодолевать изначальную раздельность, подчас питать иллюзию, что в какие-то моменты это получается... но это означает также быть обреченным на неуспех таких притязаний, без конца возобновлять попытку, как Сизиф, вечно катить в гору камень своей речи. 34 Goodman P. Little Prayers and Finite Experience. New York, 1972. 118 Жан-Мари Робин В этом процессе индивидуализации, конечно, бывают моменты, когда я оказываюсь «я», а ты оказываешься «ты» и мы можем встретиться. Но также есть моменты, когда я — это ты, а ты — я; а еще такие, когда существованием обладает «нечто», «оно»; такие, когда существуем «мы» (пусть в виде иллюзии); и такие, когда я не имею малейшего понятия ни о том, что есть «я», ни о том, что представляешь из себя «ты»! Эти движения поля (или ситуации), делающие возможной игру отражений, в которой возникают отдельные субъекты, суть движения контакта. Мне не раз случалось подчеркивать тот факт, что гештальт-тера-пия в гораздо большей степени является культурой глагола, чем культурой имени существительного; это скорее культура действия, чем культура сущности. По этой логике, выслушивая пациента, в том числе рассказанные им анекдоты и сны, я охотно рассматриваю фигуры глаголов, которые он употребляет и в которых можно увидеть признаки этих движений ситуации. К примеру, рассказывая сон, он говорит мне, что бросил ручку. Не считая эту деталь незначительной, я могу задержаться на фигуре «бросания» и исследовать ее возможные повороты. Неосознанное желание бросить терапию? Мысль, которую я отбрасываю? И т. д. Такая сосредоточенность на ситуации в попытке отождествить ее элементы, кроме того, делает терапевта более восприимчивым к тому, что есть, чем к тому, чего нет. Поспешная внимательность к тому, чего нет, подразумевает, что нечто «должно быть», неявное, почти неизбежное, рождающее чувство смущения. Заметить, что взгляд пациента постоянно останавливается на картине, висящей за моей спиной, не то же самое, что заметить, что он не смотрит на меня. Заметить, что он сдерживается не то же самое, что заметить, что он едва дышит. Заметить, что он вы- Быть в присутствии другого119 ражается однообразно, не то же самое, что сказать себе, что он плохо владеет собой. |