Быть-в-присутствии-другого-Робин. Ббк 53. 57 Р43 ЖанМари Робин
Скачать 1.55 Mb.
|
От модернизма к постмодернизму Под влиянием таких философов, как Витгенштейн, Рикер, Лиотар, Гадамер — если называть только самых влиятельных — акцент был сделан на языке. «Границы нашего языка составляют границы нашего мира», — писал Витгенштейн в 1953 году, указывая тем самым, что границы структур нашего рассказа, речи, которую мы адресуем себе и другому, границы нашей способности нечто проговаривать определяют доступную нам способность понять и объяснить и очерчивают контуры того, что мы назвали бы «реальностью». Иначе говоря, слова, которыми мы пользуемся, и рассказы, которые мы выстраиваем с целью понимания нашего опыта, составляют то, что может открыть для нас или же закрыть от нас наш опыт. Отсюда все, что сопряжено с понятием идентичности и self, поднято с глубины волной постмодернизма. Согласно традиционной романтической или модернистской концепции, понятие self отсылает к континууму, к глубине «я». Понятия «нормы» и «патологии» в большей или меньшей мере связаны со способностью субъекта быть в контакте со своей наиболее глубинной идентичностью, и терапия — в особенности, те формы терапии, которые называют «модернистскими»— имеют целью помочь субъекту удовлетворять этому условию. В постмодернистском рассмотрении акцент смещается на эволюцию контекстов, обаяние персональной истории уступает место вниманию к выстраива- 76 Жан-Мари Робин нию перспективы, вопрос «как происходит изменение?» получает преобладание над вопросом «почему имеют место открывшиеся смыслы?». Мы есть отныне продукт контекстов наших разговоров и значений, которые имеют социальное происхождение. И так как наши разговоры постоянно меняются, наши «self» находятся в непрерывном движении; можно даже сказать, что они столь же многочислены, как ситуации. По замечанию Эпштейна, это изменение словаря, который описывает объект, именуемый «self», в сторону словаря, который описывает self как продукт постоянно меняющегося социального взаимодействия, требует радикальной перемены в психологии и тем самым — в психотерапии. Действительно, проблема отныне состоит не в том, чтобы быть или не быть в подлинном «контакте» с тем, что существует на самом деле, с нашей «глубинной» идентичностью, а в том, чтобы обрести гибкость в выдумках, рассказах, историях, повествованиях, мифах, которые мы используем повседневно с целью высказать себя. Вместе с утратой этой перспективы мы теряем уверенность в «обладании» внутренними богатствами, которыми мы можем пользоваться или они хранятся, скрыты в глубине нас самих. Таким образом мы теряем и фундаментальную опору на понятие бессознательного. Мы лишаемся фикции идентичности и по этой же логике мы лишаемся возможности такого познания другого человека, при котором его можно было бы представить как объект и измерить. Мы лишаемся нормативности и необходимости знать «истину», под которой отныне понимается лишь фикция. Мы лишаемся озабоченности измерением, диагностикой и другими практиками, более или менее прямо связанными с какими бы то ни было нормами. Мы лишаемся интереса к историческому объяснению и Быть в присутствии другого77 всякому объяснению вне конкретного контекста. В клиническом и терапевтическом отношении мы лишаемся позиции власти и господства того, кто знает, или предполагается, что знает, и тем самым наши пациенты теряют, следовательно, чувство стыда за то, что они не обладают знанием и безотчетно являются объектом манипуляций со стороны скрытых сил и неизвестных им истин. Пусть каждый сам для себя решит, надо ли эти утраты оплакивать или же они повод для радости. Что предлагает нам взамен постмодернистская перспектива? Мы приобретаем убеждение, что всякая теория есть фикция в ряду других фикций, но что именно благодаря ей и через нее мы пытаемся конструировать смысл нашего опыта. Поскольку ударение сделано на совместном конструировании смысла в отношении, мы возвращаем первостепенную важность коммуникативным ситуациям и тем самым отношению, связи, солидарности, сообществу — в противовес тому, что предлагает индивидуалистическая парадигма в терминах автономии и персональной ответственности. Если мы проигрываем в независимости, мы выигрываем во взаимо-зависимости. Рассматривая опыт, мы сконцентрированы на вопросе «как?» в большей мере, чем на вопросе «почему?»; на творческом и отвечающем ситуации поиске решения в большей мере, чем на объяснении причин. «Здесь-теперь и потом», а не «здесь-теперь на основании того, что было прежде». Терапия становится, в таком случае, совместным созданием контекста и больше не отсылает нас к заданным рамкам. (Любопытно, впрочем, заметить, что там, где мы говорим о «рамках», англо-саксонские клиницисты употребляют выражение «setting», т. е. буквально: «установка», «помещение в». 78Жан-Мари Робин Мы снова сталкиваемся с тем, что слова обременены нашими иллюзиями.) Вместо того, чтобы искать некое «истинное self», который якобы надо уловить и зафиксировать, следует обратить внимание к гибкости self, которое чаще всего приходится рассматривать как процесс. Психотерапия становится работой, новым опытом, основанным на двух отдельно протекающих опытах, проговариваемых каждый по-своему; новым опытом, в котором конфликтность этих фикций, этих представлений, а также объединение перспектив открывают возможность для конструирования новых значений. Следовательно, надо призвать психотерапевта впредь позиционировать себя не как эксперта, а как любопытного, наивного человека и, таким образом, открытого в диалоге для восприятия субъективности другого. Здесь снова надо сказать, что каждый сам для себя должен решить, считает ли он такую концепцию потенциально выигрышной или же проигрышной. Постмодернизм гештальт-теории self Вышло так, что создание гештальт-терапии и ее теоретических основ оформилось в 1951 году в книге («Gestalt Therapy»), в которой была предложена теория self и терапевтическая модель, заключающаяся в анализе процессов конструирования форм (ибо примерно это и подразумевается под понятием «ге-штальт-терапия»). В то время понятие self очень мало использовалось в клинических науках о человеке. Популярность, которая к нему пришла благодаря работам Винникотта, Быть в присутствии другого79 Кохута и других, относится к более позднему времени. Пятьдесят лет спустя и благодаря теоретическим и клиническим работам, осуществленным с тех пор, мы сегодня ясно видим, что данное понимание self укоренено в индивидуалистической традиции, которая является в том числе фрейдистской, даже немного структуралистской, характерной для современности, но в то же время интуитивно и провидчески оно отсылает нас к тому направлению мысли, которое сегодня называется постмодернистским. Рядоположе-ние этих двух интеллектуальных течений иногда рождает определенный диссонанс. Многое еще нуждается в уточнении и большей связности. Но направление уже задано. Каково это направление? В чем состоит этот эпистемологический разрыв? Если говорить современным языком, то, обобщая, можно сказать, что в этом подходе self делокализовано, децентрализовано. Self больше не рассматривается как более или менее стабильная, глубинная и преемственная во времени сущность: self есть процесс, оно принадлежит полю. Self теперь не налагается на понятие субъекта, оно есть возможность создавать формы и значения, творить и организовывать контакты с миром людей и миром вообще. «Self— всего лишь небольшой фактор в глобальном взаимодействии огранизм/среда. Однако оно играет ключевую роль, которая состоит в развитии и создании значений, благодаря которым мы можем развиться». Если сказать об этом словами Бинсвангера, которые подходят лучше слов Фрейда, психотерапия становится в большей мере «анализом течения настоящего», нежели анализом психики, и «течение настоящего». Это «здесь-бытие» состоит из того постоянного опыта, который называют «контактом» и кото- 80 Жан-Мари Робин рый является для нас другим способом обозначить процесс конструирования гештальтов. Я повторю слова Турнье, которые я только что процитировал: «Все, что находится вовне, существует. Все, что находится внутри, не существует... То, что не существует, — притворяется. Притворяется существующим... ». , В отличие от привычных мыслительных форм (представлений и понятий), которые «локализуют» (пусть даже только метафорически) психику в пространстве — и использование понятия «топический» это иллюстрирует, — теоретическая система гештальт-терапии отдает приоритет процессу, темпоральности, прибавляет «временное» измерение (дабы связать заново «топос» и «хронос»). Таким образом, основное измерение для гештальт-терапии— основное, но не исключительное — является скорее «хроническое», чем «топическое». Хроника представляет собой последовательность формирования форм, последовательность опыта, последовательность организации смыслов, последовательность поля осознания, последовательность контактов, последовательность конструирования контактов в межличностных связях и отношениях и т. д. Self в опыте не может быть локализован единообразно: в ходе действия или в ходе контакта self переживается одним и тем же образом только в фазе интеграции, ассимиляции, отступления, отдыха, размышления или подготовки. Мне — и не мне одному — нередко случалось указывать в качестве аналогии на тот путь, которым следует квантовая физика. Так, говоря о природе света, квантовая физика признает, что свет можно рассматривать как корпускулярный феномен, материю, состоящую из фотонов, или как волновой феномен, который заключается в процессе, движении. Сталкиваясь с фак- Быть в присутствии другого81 тами, подтверждающими тот и другой взгляд, физики знают, что обе теории описывают феномен только отчасти и что они не могут говорить о явлении света в двух модальностях одновременно — как о материи и как о волне. Ставить вопрос об истинности того или другого подхода, очевидно, значит ставить вопрос неправильно. Поиск примирения двух подходов также, по-видимому, ведет в тупик. Что для себя открыли физики, чтобы понять эту двойственность? Они открыли факт, который кажется очень простым, но который имеет самые серьезные последствия для того, что называют духом науки: говорить о волнах или фотонах означает всего лишь говорить о некоторых инструментах, которые человек сконструировал для рассмотрения явления света! Свет не «есть» ни фотон и ни волна; он существует, он обнаруживается с помощью инструментов, созданных для измерения фотонов и волн! Это значит и то, что мы в науках о человеке знаем довольно давно, в особенности, после Курта Левина, но что мы иногда склонны забывать: не существует феномена, наблюдатель, свидетель которого, при всем своем желании оставаться «нейтральным», не являлся бы его составной частью или даже, я бы сказал, его конструктом. Может быть, и вы сегодня не обратили внимание на одну небольшую деталь в приведенной мной цитате из книги Турнье, как и я в свое время не обратил на нее достаточного внимания. Я повторю эту цитату полностью: «Существовать — что это означает? Это означает быть вне, sistere ex (находиться вне). Все, что находится вовне, существует. Все, что находится внутри, не существует... То, что не существует, — притворяется. Притворяется существующим. 82 Жан-Мари Робин Этот ничтожный призрачный мирок ломится в двери большого реального мира. Но ключ от дверей в руках у других». Ключ в руках другого! Без другого человека не открыть никакую дверь. Без другого ничего не существует. Без другого не существует self; без другого не существует самовыражение; без другого не существует речь. Другой и совместное творчество моего проявления Акт экспрессии, как и акт речи, на мой взгляд, ярко обозначает, что «кто-то есть». Присутствует другой, кто позволяет этому акту осуществиться, быть созданным, кто участвует в его создании. Без присутствия этого другого это выражение или эта речь не была бы тем, чем она представляется. Утверждая это, я не возвращаюсь к старому разграничению «языка» и «речи», введенному в лингвистику де Соссюром, или разграничению дискурса и речи, где первое зависит от социального и общего, а второе —от индивидуального и частного. Такое разграничение с тех пор достаточно критиковали, так что не стремлюсь на него опереться. Если сформулировать мою мысль более точно, то я говорю, что акт самовыражения — и, стало быть, производства — есть акт поля и что этот акт обозначает как «эмитента», так и «реципиента», если воспользоваться языком теорий коммуникации. Можно сказать, что это и есть self: «self ситуации», если расширить понятийный аппарат гештальт-терапии, которая говорит подчас об «id ситуации», а не только id отождествляемого субъекта. Быть в присутствии другого83 В ходе Декады в Серизи13 в 1989 году, организаторами которой были П. Федида и Жак Шотт и в которой принимали участие Анри Мальдине, Ролан Кун, Телленбах, Бланкенбург, Кимура Бин и многие другие клиницисты и феноменологии, особенно большое впечатление на меня произвел доклад швейцарских исследователей, мужа и жены Крист. Анализируя применение тестов Роршаха, они предприняли сравнительное исследование записей, сделанных в ходе сессий, с записями этих сессий на видеомагнитофон. Если сказать очень кратко о некоторых из их выводов, то они сумели в том числе экспериментально показать, что где-то в 70% случаев ответов на тест, оказывается, почти нельзя точно определить, «принадлежат» ли слова пациенту или же клиницисту и даже то, произнесены ли они тем или другим; или — a minima — кто провоцирует слова другого. Я хотел бы упомянуть другую аналогию. Сон и творчество много раз и по-разному сравнивали. Я хотел бы вернуться к тому, что Анри Мальдини14 написал по поводу Бинсвангера и по поводу сновидений; это совпадает с одним из подходов к сновидению, который возможен для гештальт-терапевта. Мальдини напоминает, в частности, что Полицер первым показал, что материал для фрейдистской интерпретации составляют не образы снов, а рассказ сновидца; то, что всякий терапевт или аналитик, разумеется, знает, но часто «забывает». Это надо понимать так, что 13 Декады в замке Серизи в Нормандии, которые прово дятся с начала XX века, представляют собой тематические встречи (по литературе, наукам о человеке, науке, филосо фии и т. д.). Материалы этих обсуждений часто издаются. Материалы встречи, о которой идет речь, опубликованы под названием: Fedida P., Schotte J. (ed). Psychiatrie et exis tence . Grenoble, 1991. 14 Maldiney H. Regard - Parole - Espace. Lausanne, 1973. 84 Жан-Мари Робин Быть в присутствии другого85 рассказ, конечно, связан со сновидением, но также он связан с собеседником, которому он рассказывается. Говоря современным языком, рассказ — это интерфейс. Гештальт-терапевт охотно выслушает пациента, если тот захочет рассказать ему сон, и отнесется к этому как к словам, адресованным ему, терапевту, как к словам, которые не имеют для рассказчика другой цели, кроме того, чтобы скрыться в этом проявлении себя и проявить себя в этом скрытом виде; это речь, не только предназначенная для терапевта, но еще и такая, в которой пациент говорит о терапевте и о себе самом в своем отношении с ним. «Добыча скрытого смысла есть снятие покрова с явного смысла», — писал Мальдини. Но эти важные комментарии сами по себе заслуживают более пространного обсуждения. Следовательно, экспрессия, как и речь, зависит одновременно от «соединения перспектив» — если воспользоваться терминологией герменевтики — интимного фона или общего фона — если обратиться к терминологии, которая в большей мере является ге-штальтистской; но на этом фоне фигура — посмотрим ли мы на нее как результат совместного творчества или нет — есть, вероятно, то, что позволяет осуществляться дифференциации и индивидуации. Эта фигура, независимо от выражения или высказывания, есть форма, и, по прекрасному выражению Мальдини, «форма осуществляет фон»15. «Форма осуществляет фон, и точно так же мы осуществляем наш фон, т. е. то, что есть в нас как независимый момент, само по себе не существует, и приводим это к бытию 15 Maldiney H. Esquisse d'une phenomenologie de l'art // L'art au regard de la phenomenologie. Colloque de L'Ecole des Beaux Arts de Toulouse, 1993. Toulouse, 1994. в его существовании», — написал он недавно в своем «Наброске феноменологии искусства» Если фон — общий, так что перспективы объединены и именно отсюда возникает речь, эта речь должна зависеть от поля, а не только от субъекта. Наблюдатель, поставленный в ситуацию, о которой рассказывают Крист в исследовании, которое я только что упоминал, может остаться в недоумении относительно того, откуда берется речь. Согласимся на время — даже если такое предположение рождает в нас чувство протеста, — что речь, в этом случае, может зависеть от поля — до того, как устанавливается ее зависимость от того или иного из компонентов поля, возникающих в результате дифференциации. Чтобы точно дифференцировать элементы поля, т. е. пациента и терапевта в ситуации, которую мы занимаем, мне кажется, что нам необходимо обратиться к понятию опыта. Я полагаю, в самом деле, что, даже если полностью принять гипотезу, согласно которой речь рождается прежде всего в поле, никому не придет в голову оспаривать, что, каков бы ни был «общий» характер этого фона, опыт каждого будет разным. Переживаемый опыт («das Erlebnis»), который подразумевает субъективный аспект события такой, каким в настоящий момент его схватывает субъект в личностном, индивидуальном и конкретном значении, мне кажется на деле единственным организующим понятием, способным выразить субъективность и дифференциацию в поле. Позвольте мне процитировать несколько строк, принадлежащих Эрвину Строе, знаменитому психиатру феноменологической ориентации, который, анализируя феномен вздоха, написал в 1952 году замечательное «Введение в теорию экспрессии»: «К несчастью, — пишет он, — непосредственный опыт невыразим; он не ведает себя самого не потому, что он 86Жан-Мари Робин является неосознанным, а потому что он не является осмысленным. Как Спящая Красавица должна дожидаться своего Принца, который разорвет чары, непосредственный опыт должен дожидаться того, кто окажется в достаточной мере наделенным властью над словами, чтобы вывести его на свет. Но в момент, когда это происходит, опыту угрожает другая опасность». В проговаривании опыта сталкиваются традиция, образование, интерпретация, стереотипы и предрассудки, и, разумеется, необходимо не путать опыт с осознанием, которое у него есть, или со смыслом, который в него вкладывается. «Опыт, — продолжает Строе, — есть синоним «опыта-мира» и «опыта-себя-в-мире». Это то, что повернуто лицом к другому; опыт другого существует только в отношении с «я»; и наоборот. Это отношение не соединение двух частей, «я» и «мир», а существует как целое». Левин выдвинул мысль, что человеческие факты «зависят не от наличия или отсутствия некоего фактора или некоего набора факторов, взятых изолированно, а от констелляции (структур и сил) специфического поля, взятого как целостность». Именно в этой диалектике контакта поля и в поле, выражения поля и в поле, речи поля и в поле, благодаря сложной динамике подтверждений и включений, резонансов и эмпатии, выражение и речь подводят меня к тому, чтобы определить психотерапию как опыт «быть благодаря другому». |