Главная страница
Навигация по странице:

  • Необходимая осторожность в

  • 2. «Есть тут кто-нибудь»

  • Экспрессия, экстериоризация или

  • Быть-в-присутствии-другого-Робин. Ббк 53. 57 Р43 ЖанМари Робин


    Скачать 1.55 Mb.
    НазваниеБбк 53. 57 Р43 ЖанМари Робин
    Дата19.05.2022
    Размер1.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБыть-в-присутствии-другого-Робин.doc
    ТипДокументы
    #539274
    страница4 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    Темпоральность

    Привычные мыслительные формы «локализуют» (пусть даже только метафорически) психику - и ис­пользование понятия «топический» это иллюстриру­ет. В отличие от них теоретическая система гештальт-терапии отдает приоритет процессу, темпоральное -ти, прибавляет «^рОНйчёС1ШёТ"йзмерение (дабы свя­зать заново «топос» и «хронос»). Напомним, что опре­деление «топический» указывает на место. Этот тер­мин служит обозначению точки зрения некой мета-психологической концепции, которая рассматрива­ет «психический процесс» в терминах «пространств», которые заимствованы из аппарата физики. Эта ло­кализация, естественно, является фикцией, и она от­личается от «топологии», которая представляет собой

    62

    Жан-Мари Робин

    Быть в присутствии другого

    63


    знание мест. Она отличается также от «топологичес­кой психологии» Курта Левина, которая заимствова­ла свою описательную модель из физической теории поля и математической топологии. Между «топичес­ким» и «топологией» можно найти то же различие, что и между «хроническим» и «хронологией». Хронология имеет в виду установить порядок и датировки событий истории, тогда как «хронологическим» является, пре­жде всего, рассказ, реальный или вымышленный, ко­торый силится отразить историческую или социаль­ную «реальность» во временной последовательности. Лет двадцать назад я подчеркивал важность Кайроса7, который знаменует собой точный, определенный мо­мент и который мог нам помочь лучше понять наше знаменитое «здесь и сейчас». Кайрос должен быть со­пряжен с Хроносом, позволяющим ухватить длитель­ность и тем самым — процесс, последовательность и другие циклы.

    Основная координата — основная, но не единс­твенная — гештальт-терапии является, таким обра­зом, скорее «хронической», чем «топической». Нас интересует последовательность построения форм, последовательность опыта, последовательность обус­тройства смысла, поля осознания, контактов, после­довательность конструирования контактов в межлич­ностных связях и отношениях и т. д. Потому что self в опыте не может быть локализован каким-то единым образом: в ходе действия или в ходе контакта self пе­реживается не так как в фазе интеграции, ассимиля­ции, отступления, отдыха, размышления или приго­товления.

    Я говорю сегодня об этой стороне дела, чтобы под­черкнуть, что необходимо дополнить западную «ло­кализующую» мыслительной модели, которая опери-

    7 Греч, χάιρός — «надлежащая мера».

    рует терминами пространственной ориентации (глу­бинный/поверхностный, центр, ниже, позади, пере­дний план/задний план, внутренняя жизнь и т. д.), обращением к времени. На мой взгляд, только отсылка к темпоральное™ может позволить нам преодолеть па­радоксальность, которая содержится в разных опреде­лениях self, выдвинутых Перлзом и Гудменом. Конец Восьмой главы их сочинения напоминает о такой пара­доксальности со всей силой. Данная отсылка к темпо­ральное™, к конструированию своего рода «хроники», сопряженной с парадигмой поля, должна придать нам сил сопротивляться пению сирен, которые подстерега­ют моряков, вроде нас: я имею в виду идеи развития, биографии как причины обуславливающей психику, психопатологии, основанной на фиксации/регрессии в стадиях развития либидо или объектных отношений. Перечитаем в связи с этим весьма поучительные стра­ницы Левина, посвященные регрессии и ретрогрессии. Если мы больше не ставим темпоральность в центр на­ших интересов в форме историчности и этиологии, я делаю предположение, что мы можем начать рассмат­ривать ее на уровне процессов, динамики, межличнос­тных и социальных процессов, которые поддерживают страдание и симптомы.

    От контакта к отношению

    Мне всегда не нравилось, что многие гештальтис-ты смешивают понятия «контакт» и «отношения». Основное содержание книги «Гештальт-терапия» посвящено контакту и лишь немного — отношению; контакт — это, конечно, составная часть отношения, часть некоего более сложного целого. Разработки Перлза и Гудмена по поводу контакта, нельзя прос­то взять и перенести на анализ отношений, и на стро-

    64Жан-Мари Робин

    ительной площадке понятия «отношение» еще долго будет идти работа.

    В конце 1980-х годов я взял на себя смелость под­ступиться к понятию контакта и определил его неза­висимо от понятия отношения. В те времена поле не давало мне достаточной поддержки, и я чувствовал потребность — с несказанным трепетом — показывать свои тексты Изадору Фрому, который обычно не да­вал или почти не давал в ответ своих комментариев. Когда на этот раз он получил мой текст, мы долго го­ворили об этой статье, и он ее одобрил — что укрепило мою уверенность в себе в связи с теми рисками, кото­рые, как мне казалось, я на себя принял.

    Сегодня у меня остались в памяти главным образом ограниченность этого текста и необходимость лучше разработать артикуляцию понятий контакт/отноше­ние. В том числе стоит вопрос: «Что есть терапевти­ческого в терапевтических отношениях?», который вынуждает нас пойти по этому пути с того момента, когда мы отказывается давать на него единственный ответ, ссылаясь на обращение с переносом. Как быть? Вооружиться некоторым набором инструментов, что­бы перейти к вопросу «Каким должно быть осмысле­ние терапевтического отношения?» в соответствии с теорией self?

    Раз я затронул этот вопрос об отношении, я хотел бы раскрыть «политические» скобки. В тот момент, когда психотерапевтическое сообщество взволнова­но тем, чтобы дать психотерапевту некое определе­ние и даже некий статус, определение self в качестве контакта и тем самым перенесение акцента на интер­субъективные отношения открывает дорогу другому определению психотерапевта, которое иначе зависит от «психологического знания», нежели то, за кото­рое ратует большинство представителей психологии

    Быть в присутствии другого65

    и психиатрии. Если рассматривать self в качестве ин­станции, которая является более или менее стабиль­ной, более или менее накладывается на понятие субъ­екта, как мы сказали об этом выше, в рамках инди­видуалистической парадигмы, то психотерапевт дол­жен развивать объективное «знание» или, по мень­шей мере, верить в то, что таковое возможно, подобно психотерапевтам других направлений. Его интервен­ция была бы, в таком случае, интервенцией эксперта, основанной на знании объекта под названием «Чело­век». В отсылке к постмодернистской парадигме, как я упомянул выше, акцент должен сместиться на диа­логическое конструирование опыта. Отныне не экс­пертиза и не психотерапевт, назначенный на долж­ность архитектора перестройки, стоят в центре спора и, следовательно, определения; и это может нам поз­волить строить профессию психотерапевта на специ­фических и автономных основаниях, принимая в рас­чет особенность нашей позиции и нашей практики. Курт Левин еще раз может способствовать выработ­ке нами наших идей своим понятием «исследования-действия»: нет объекта исследования, не зависящего от действия, которое осуществляется с ним. Скобки закрываются.

    Необходимая осторожность в отношении вопроса о смысле

    На предыдущих страницах я часто упоминал о смысле. Понятия «открытия» и «конструирования» долгое время противопоставлялись. Вопрос о смыс­ле неизбежно влечет нас к герменевтике, предметом которой он по определению является. Европейский конгресс по гештальт-терапии в 1998 году был посвя­щен теме «Герменевтика и клиника». Ссылка на гер-

    66

    Жан-Мари Робин

    Быть в присутствии другого

    67


    меневтику рождает во мне некоторое неудобство, кото­рое в данный момент для меня не вполне ясно и которое требует от меня дополнительных исследований. Конеч­но, Поль Рикер замечательно показал, что «герменевти­ческое поле само по себе расколото», взорвано проти­воречиями и различными стратегиями, и, следователь­но, обращаться к герменевтике можно по-разному. Но я еще раз хочу сказать, что, по моему мнению, постанов­ка вопроса о смысле в центр того, что должно волновать терапевта, может оказаться тонкой подменой. В самом деле, герменевтика вышла из «науки» об интерпретации письменных текстов. Изначально это были сакральные тексты. Затем границы дисциплины раздвинулись в раз­ных направлениях, вобрав в себя обширную проблема­тику «смысла смысла». Тем не менее остается то, что герменевтика ориентирована на интерпретацию текс­тов. Мне очень нравится определение человека, пред­ложенное бельгийским философом Анри Ван Лиром: «обозначенное животное», и мысль о том, чтобы прочи­тывать человека как животное, испещренное знаками, далеко не лишена интереса. Повторяю, остается отве­тить на вопрос, должна ли психотерапия рассматривать­ся прежде всего дешифровка или же как конструирова­ние? Я полагаю — это предмет веры, — что гештальт-те-рапия строится скорее на понятии опыта, и в этом отно­шении смысл есть только одно из построений опыта.

    Точно то, что обращение к герменевтике, постмо­дернизму, теориям объектных отношений, психоана­литическим отсылкам к бессознательному, переносу или иным понятиям, к феноменологии или гештальт-психологии настоятельно ставит вопрос эпистемоло­гической когерентности, от которого исследователи охотно уклоняются. Нельзя безнаказанно переходить от одной дисциплины к другой, от одного способа рас­суждения к другому, не рискуя ослепнуть.

    Опыт

    Переживаемый опыт («das Erlebnis»), который под­разумевает субъективный аспект события такой, ка­ким в настоящий момент его схватывает субъект в личностном, индивидуальном и конкретном значе­нии, мне кажется на деле единственным организую­щим понятием, способным выразить субъективность и дифференциацию в поле.

    Позвольте мне процитировать несколько строк, принадлежащих Эрвину Строе, знаменитому пси­хиатру феноменологической ориентации, который, анализируя феномен вздоха, написал в 1952 году за­мечательное «Введение в теорию выражения»: «К не­счастью, — пишет он, — непосредственный опыт не­выразим; он не ведает себя самого не потому, что он является неосознанным, а потому что он не является осмысленным. Как Спящая Красавица должна дожи­даться своего Принца, который разорвет чары, непос­редственный опыт должен дожидаться того, кто ока­жется в достаточной мере наделенным властью над словами, чтобы вывести его на свет. Но в момент, ког­да это происходит, опыту угрожает другая опасность». В проговаривании опыта сталкиваются традиция, об­разование, интерпретация, стереотипы и предрассуд­ки, и, разумеется, необходимо не путать опыт с осоз­нанием, которое у него есть, или со смыслом, кото­рый в него вкладывается.

    «Опыт, — продолжает Строе, — есть синоним «опы­та-мира» и «опыта-себя-в-мире». Это то, что повер­нуто лицом к другому; он опыт другого существует только в отношении с «я»; и наоборот. Это отноше­ние не соединение двух частей, «я» и*«мир», а сущес­твует как целое».




    68

    Жан-Мари Робин

    Левин выдвинул мысль, что человеческие факты «зависят не от наличия или отсутствия некоего фак­тора или некоего набора факторов, взятых изолиро­ванно, а от констелляции (структур и сил) специфи­ческого поля, взятого как целостность».

    Именно в этой диалектике контакта поля и в поле, выражения поля и в поле, речи поля и в поле, благода­ря сложной динамике подтверждений и включений, резонансов и Einfhlung, или эмпатии, выражение и речь подводят меня к тому, чтобы определить психо­терапию как опыт «бытия благодаря другому».

    Заключение

    Моей целью было напомнить читателю, в чем при­надлежность к модернизму отличается от принадлеж­ности к постмодернизму, а также сказать о следстви­ях постмодернизма в области гештальт-терапии. Фи­лософ Ж.-Ф. Лиотар, который одним из первых мно­го писал на эти темы, внимательно исследовал поня­тие постмодернизма. Он замечает, что слово «постмо­дернизм» подразумевает отсылку к модернизму. При­ставка «пост-» не означает на самом деле разрыва с предшествующим, но как раз напротив, подразумева­ет определенную преемственность. Она означает, что постмодернизм находится в рамках модернизма. Для гештальт-терапевта, привычного к понятию «пост­контакт», эта идея не покажется непонятной. Пост­контакт также не является опытом, не зависимым от контакта; это опыт, составляющий часть целост­ного контакта, его особая модальность, преходящий этап в конструировании специфического гештальта, а именно деконструкции с целью усвоения. Упомяну­тый здесь постмодернизм со всеми его коннотация­ми, которые сопряжены с употреблением этого слова,

    Быть в присутствии другого69

    таким образом, надо рассматривать как продолжение и переустройство, а не как разрыв с прошлым.

    Так что именно это — иногда не очень внятно — и было сделано в книге Перлза и Гудмена: в своей «те­ории self» они попытались скомпоновать и связать некоторые теоретические возможности, которые от­крывает модернизм, с рядом других, относящихся к модернистской философии. Приблизиться к этому пониманию мы можем лишь посредством диалекти­ки темпоральности. Но для этого потребуется время и много общения!

    Выдвинутые в этой статье идеи должны побуждать к совместному размышлению, а не к догматизму ка­кого бы то ни было рода. В сущности говоря, постмо­дернистский вызов является главным образом пригла­шением к анализу и разговору. Скептицизм по пово­ду реальности и истины распространяется на знание, власть, self, язык и т. д., т. е. на то, что в большинстве случаев не рождает вопросов и служит легитимации и увековечению нашей западной культуры. Индиви­ды конструируют свои реальности, и эти реальности поддерживаются социальным взаимодействием, ко­торое в свою очередь подтверждает верования, име­ющие социальное происхождение. Модернизм давал нам уверенность в наших потребностях в достовер­ном и позволяла нам низводить новое до уровня уже известного. Есть ли отсюда выход? Возможно ли нам пойти навстречу неизвестному? Непросто. Вспом­ним название психологического романа Ханны Грин, которое любил цитировать Перлз: «Я никогда не обе­щал тебе сад из роз».

    Быть в присутствии другого71

    2. «Есть тут кто-нибудь?»

    Ввести понятия экспрессии в поле наук о человеке вообще и клинических наук о человеке в частности — значит занять философскую и эпистемологическую по­зицию, чем я занимаюсь с самого начала 1960-х годов, продолжая направление, начатое в начале 1970-х годов Ги Лафаргом, Жаном Брустра, затем Максом Пажесом

    8 Этот текст написан почти одновременно с предыдущим очерком «Осмелиться на постмодернизм в психотерапии», но написан в форме лекции, для другой аудитории. Пото­му некоторое число параграфов общие в обоих главах. Они иллюстрируют то, что я сказал во Введении, а именно ряд находящихся в работе идей и продолжающих их выводов в форме этапов размышления и разработки. Несмотря на подчас излишнюю многословность особен­но в том, что касается критики современности и открытии постмодернизма, я решил ничего не менять в этом тексте. Он знаменует собой существенный этап критического раз­рыва между двумя подходами; речь идет о неотвратимом и постоянном присутствии другого в опыте. Эта тема будет широко воспринята и продолжена в последующих очерках. Я надеюсь, что читатель извинит меня за то, что местами я повторяюсь.

    и некоторыми другими, первые плоды могут проявить­ся для нас с большей ясностью спустя десятилетия.

    1960-980-е годы, как мне кажется сегодня, пред­ставляют собой акме того, что обычно называют «мо­дернизмом». Модернизм соответствует той модальнос­ти, которая с века Просвещения попыталась открыть новые перспективы научного и технического прогрес­са, знания, порывающего с более или менее обскуран­тистскими традициями предшествующих столетий.

    Даже если мыслители, социологи и социальные критики могут расходиться в своих анализах, все со­гласны в том, что на социальном уровне с «модерниз­мом» связано появление примата понятия индивида и его «порочного следствия» — индивидуализма.

    В самом деле, именно с модернизмом связан подъ­ем разума и науки, права человека с их принципами равенства и свободы, разрушение социальной ткани племенной общины и утверждение понятия «обще­ства», и, таким образом, примат индивидуальности и понятия субъекта, которое занимает настолько важ­ную роль в современных науках о человеке.

    Модернизм тем самым также позволил развиться романтизму и взгляду на эмоции как нечто выдающее­ся. Эстетическое отношение заняло место религиозно­го отношения.

    Сегодня есть все для того, чтобы на этой почве родил­ся интерес к приспособлению в контакте и через контакт, » интерес к творчеству, автономии и ответственности, так тесно связанным с самим определением субъекта.

    Экспрессия, экстериоризация или конструирование

    В 1979 году я открыл редакционную статью спе­циального номера журнала «Психомоторная тера-




    72

    Жан-Мари Робин

    пия», который был посвящен IRAE9, предшествен­нику ADAEC-Art10 Cru, и нашел в ней слова Мишеля Турнье, которые несмотря ни на что важны для меня и сегодня:

    «Существовать — что это означает? Это озна­чает быть вне, sistere ex (находиться вне). Все, что находится вовне, существует. Все, что находится внутри, не существует... То, что не существует, — притворяется. Притворяется существующим. Этот ничтожный призрачный мирок ломится в двери большого реального мира. Но ключ от две­рей в руках у других»11.

    В то время мне казалось важным в связи с идеей проявления, высказывания вовне, экспрессии, даже если позиция, высказываемая в ряде моих и наших общих текстов, была более сложной, что можно го­ворить примерно как о соке, выжатом из апельсина, соке, который, разумеется, предварительно сущест­вовал (Турнье сказал бы: «находился») внутри кожу­ры. Такое понимание вопроса принадлежит той ло­гике, которая ставит в центр рассмотрения подсозна­тельное (более или менее оформленное), примат ис­торичности, импульс (более или менее биологизиро-

    9 IRAE (Исследовательский институт анимации экспрес­
    сии), созданный в начале 1970-х годов автором этих строк
    совместно с Жаном Брустра, Ги Лафаргом и другими, был
    первым объединением во Франции, которое ставило целью
    исследования и образование в этой сфере.

    10 ADAEC-Art Cru заменил IRAE в середине 1980-х годов и
    осуществлял два рода деятельности: это подготовка анима­
    торов-терапевтов и музей, который предлагал экспозиции
    произведений «сырого искусства».

    11 Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб. СПб.,
    1999. Перевод И. Волевич.

    Быть в присутствии другого73

    ванный) и другие выводы, следы, потенциалы, скры­тые травмы, чья экстериоризация, выражение вовне, разработка в поле осознания остаются целью и средс­твом «всякой» терапии. Мы находимся в логике «рас­копок» или «открытия», которую пространно ком­ментировал Фрейд с помощью археологической мета­форы.

    Тем не менее в одной своей поздней статье, кото­рая называлась «Конструкции анализа»12, Фрейд, как мне кажется, уловил то, что будет определять дальгей-шее направление исследовательской мысли в после­дующие годы. Автор опирается на понятие «конструк­ции», которое, впрочем, далее в тексте превращается в «реконструкцию» (во всяком случае, во французс­ком переводе, ибо оригинальный текст остался мне недоступен). «Необходимо, — пишет Фрейд, — чтобы по избежавшим забвения признакам он [аналитик] угадал или точнее реконструировал то, что было за­быто». В этой статье Фрейд развивает свою аналогию с работой археолога, и это заставляет меня вспомнить мое посещение Музея Кносского дворца на острове Крит, который знаменит своим лабиринтом. На од­ной из его стен находится фреска, реконструирован­ная одним археологом начала XX века на основе не­скольких разрозненных фрагментов. Немногим даль­ше находится другая фреска, совершенно не похо­жая на первую, про которую говорят, что это другая реконструкция, сделанная другим археологом на ос­нове тех же самых фрагментов. Затем еще через не­сколько метров — еще одна реконструкция... «Пра­вильно осуществленный анализ дает пациенту твер­дое убеждение в истинности конструкции — то, что, с точки зрения терапевта, имеет тот же эффект, что и

    12 Freud S. Constructions dans l'analyse // Resultats, Idees, ProblemesII. P., 1985.

    74

    Жан-Мари Робин

    Быть в присутствии другого75


    обретенное воспоминание», — писал Фрейд в упомя­нутой статье.

    Мы можем увидеть здесь зарождение идеи, кото­рая немногим позже, в частности под влиянием конс­труктивистского и аналитического движения, офор­мится в виде опозиции «открытие/конструирование». Ибо даже если многие признаки и зачатки этого мож­но обнаружить в сфере искусства и мышления пред­шествующего времени, только в начале 1970-х годов были даны определения «постмодернизму» и обозна­чена утрата иллюзий (прогресса, науки, истины, об­разования, господствующей культуры).

    Если воспользоваться удачным выражением Мак­са Вебера, вместе с постмодернизмом возникает «стремление расколдовать мир». Формы этого иног­да хаотичны, но само понятие хаоса есть неотъемле­мая часть постмодернистской парадигмы, как и свя­занные с этим понятием сомнения и трения. Немало сфер становятся объектами, на которые направлены операции, название которые начинается с предлога «де»: «деконструкция», «декомпозиция», «дерегуля-ция», «десакрализация», «дезинформация» и т. д.

    Я упомянул влияние конструктивистской мысли, которая является одним из активных течений в пос­тмодернизме. Этим интеллектуальным течением ут­верждается факт, что не существует другой реальнос­ти, кроме той, которую мы конструируем. Тем самым отметается миф об объективности науки и всех под­ходов, включая науки о человеке, которые заигрыва­ют с научным методом.

    Вместе с социальным конструктивизмом — движе­нием, выделенным из конструктивизма в самостоя­тельную область Бергером и Лукманном и развитым Гергеном и другими исследователями, — эта мысль была продолжена следующим образом: нет иной ре-

    альности, кроме той, которую мы конструируем в от­ношении.

    И «в отношении» заключается вся разница, на ко­торой я хотел бы теперь остановиться.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта