Главная страница
Навигация по странице:

  • Остановимся в нашем чтении «Гештальт-терапии» и посмотрим, что предлагает «постмодернизм»

  • Альтернатива для гештальт-терапии

  • Быть-в-присутствии-другого-Робин. Ббк 53. 57 Р43 ЖанМари Робин


    Скачать 1.55 Mb.
    НазваниеБбк 53. 57 Р43 ЖанМари Робин
    Дата19.05.2022
    Размер1.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБыть-в-присутствии-другого-Робин.doc
    ТипДокументы
    #539274
    страница3 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    Перечитывая «Гештальт-терапию» Перлза и Гудмена полвека спустя

    Когда близко познакомишься с нашим осново­полагающим текстом, то по прошествии некоторо­го времени может появиться дискомфорт. Перед чи­тателем может возникнуть ряд противоречий, потом исчезнуть, возникнуть снова. В частности, это каса­ется самого понятия self. Современные размышления в науках о человеке, в философии, социологии, даже истории искусства может помочь нам лучше обнару­жить эти явные противоречия, дать им объяснение и тем самым попытаться их преодолеть. Мне кажется, что мы можем найти такие возможные ориентиры для нашего анализа в переходе от «модернизма» к тому, что теперь принято называть «постмодернизмом».


    44

    Жан-Мари Робин

    Модернизм соответствует тому направлению мыс­ли, которое, начиная с века Просвещения пыталось открыть новые перспективы научного и техническо­го прогресса, знания, порывающего с более или ме­нее обскурантистскими традициями предшествую­щих столетий.

    Даже если мыслители, социологи и социальные критики могут расходиться в своих анализах, все со­гласны в том, что на социальном уровне с этим «мо­дернизмом» связано появление примата понятия ин­дивида и его «превратного следствия» — индивидуа­лизма.

    В самом деле, именно с модернизмом связан подъ­ем разума и науки, права человека с их принципами равенства и свободы, разрушение социальной ткани племенной общины и утверждение понятия «обще­ства», и, таким образом, примат индивидуальности и понятия субъекта, которое занимает настолько важ­ную роль в современных науках о человеке. Модер­низм тем самым также позволил развиться романтиз­му и взгляду на эмоции как нечто выдающееся. Место религиозных переживаний заняли эстетические пере­живания.

    В наши дни есть все для того, чтобы на этой почве родился интерес к приспособлению в контакте и че­рез контакт, творчеству, автономии и ответственнос­ти, так тесно связанных с самим определением субъ­екта.

    1950—1970-е годы, как мне кажется сегодня, пред­ставляют собой акме6 того, что обычно называют «мо­дернизмом», и «Гештальт-терапия», опубликованная в 1951 году, включает множество отсылок к такому об­разу мысли, как-то подход к self через его отдельные структуры; важность, которая придается ответствен-

    6 Греч. άχμη— вершина. - Прим. пер.

    Быть в присутствии другого45

    ности, автономии субъекта, отсылки к психопатоло­гии, опора на Фрейда и Райха, хотя бы даже воспри­нятых критически, иногда неясное различение self и «я», или организма и т. д. Всех этих отсылок к модер­низму станет еще больше в последующем творчестве Перлза, но отнюдь не в творчестве Гудмена. Это на­глядно показывает, кто из двух авторов мог желать из­влечь выгоду из такой ориентации.

    Но в то же время Перлз и Гудмен осуществили фундаментальный переворот, который поставил их в центр того, что позднее назвали «постмодернизмом»: они сдвинули с места self, лишили его места, децен­трализовали и подчинили его времени. С точки зре­ния подхода, который отличает модернизм и является солипсическим, индивидуальное «я» было признанно в качестве единственной реальности. Теперь Гудмен делает шаг вперед; ибо именно под его влиянием те­ория приобретает ориентацию, согласно которой self ЕСТЬ контакт. То, что мы называем self, существует только там и тогда, где и когда есть контакт. Нельзя говорить: «self существовало прежде; оно обнаружи­лось, проявилось, выразилось в контакте». На самом деле, self и ЕСТЬ контакт. Очень часто гештальтист-ское понятие self сводят к понятию организма или од­ному из его эквивалентов: «я», «субъект», «личность» и т. д. Потому что нельзя не думать о «я» прежде всего как о чем-то длящемся во времени. Но Перлз и Гуд­мен говорят без обиняков: «Self— всего лишь неболь­шой фактор в глобальном взаимодействии огранизм/ среда. Однако оно играет ключевую роль, которая со­стоит в развитии и создании значений, благодаря ко­торым мы можем расти».

    Гудмен ссылается на некую первичную реальность: то, что существует, это поле. Если поле определяет­ся как «некий организм и его среда», то тогда self обоз-

    46Жан-Мари Робин

    начает движения внутри поля, движения интеграции и дифференциации, унификации и индивидуализации, действия и преобразования и т. д. Однако сами Перлз и Гудмен не всегда сохраняли приверженность этим но­ваторским идеям, которые сами они и высказали, и — вследствие этого — и их последователи не всегда удер­живались в этом. Можно ли придерживаться этих идей? Разве не чересчур соблазнительно для нас вернуться к индивидуалисической и солипсической парадигме? Т. е. к тому, что мы решили называть «организмом», «пси­хикой», «личностью», пациентом или клиентом и т. д.? Разве не соблазнительно в силу доступности такого об­раза действия способствовать развитию психопатоло­гии некой данной изолированной сущности, даже если эта психопатология приводит к проблемам, вроде «бы-тия-в-мире»? Разве не прельщает нас отсылка к психо­генезу, даже если — что в последние годы стало еще бо­лее очевидно — этот психогенез принимает в расчет пер­вичные отношения со средой, «объектные отношения», рискуя при этом свести поле среды вообще и другого че­ловека в частности к орудийной и этиологической фун­кции, к «причине» развития и его нарушений.

    Обратимся к примеру, который я упоминал выше.

    Перлз в последний период своего творчества делал акцент на понятии «само-поддержки» (self-support). Он даже противопоставлял самоподдержку подде­ржке среды. В его работах можно ясно увидеть проти­вопоставление self и среды, в то время как в его книге, написанной совместно с Гудменом, мы найдем «орга­низм» и «среду».

    Следовательно, если мы используем «self» как «личность» или «организм», мы делаем акцент на раз­витии всех типов поддержки способностей, собствен­ных ресурсов и всего другого, что свойственно инди­виду, в эготической позиции.

    Быть в присутствии другого47

    Если же мы станем рассматривать self в качестве контакта, мы сделаем акцент на развитии поддержки в контакте с полем (помня о том, что поле включает одновременно организм и среду).

    Напрашивается вывод, что, стало быть, мы имеем дело с двумя весьма различными видами психотера­пии. Можем ли мы называть эти две настолько раз­личные психотерапии одним и тем же словом «ге-штальт-терапия»?

    Мы можем рассмотреть эти разные и даже проти­воположные аспекты как симптомы колебания меж­ду модернизмом и постмодернизмом, характерного для нашей эпохи, и нам не следует, по-моему, предъ­являть претензии нашим авторам. Наоборот, мне ка­жется, что они сумели в своих размышлениях найти место для идей, которые намного опередили свое вре­мя и интеллектуальный контекст. Нам с нашей ны­нешней теоретической вооруженностью надо суметь преодолеть темные пятна и ограничения их теории.

    Остановимся в нашем чтении «Гештальт-терапии» и посмотрим, что предлагает «постмодернизм»

    С точки зрения кого-нибудь из теоретиков пост­модернизма он предстает относительно цельным яв­лением. Но мне кажется, что сегодня рано говорить о постмодернизме как о некоем однородном движе­нии. Если нам захочется углубиться в этот вопрос, то я охотно могу указать на противоречия между разны­ми сферами, в которых бытует данное понятие. По­нятие постмодернизма в музыке использует парамет­ры, которые сильно отличаются и даже противоречат тем, которые использует архитектура, а они в свою очередь отличаются от параметров пластических ис-

    48
    Жан-Мари Робин

    кусств. Если же рассмотреть, кроме того, направле­ния, за которые ратуют философия, социология, эпис­темология и другие дисциплины, то легко и вовсе по­терять всякую ориентацию. Воспользовавшись удач­ным выражением Макса Вебера, мы можем сказать, что вместе с постмодернизмом возникает «стремление расколдовать мир». Формы этого иногда хаотичны, но само понятие хаоса, сомнение и трения, которые с ним связаны, есть неотъемлемая часть постмодернистской парадигмы. Операции, название которые начинает­ся с предлога «де»: «деконструкция», «декомпозиция», «дерегуляция», «десакрализация», «дезинформация» и т. д. охватывают все больше разных областей. Постмо­дернизм подразумевает утрату иллюзий прогресса, на­уки, истины, образования, господствующей культуры.

    В психологии принято ссылаться на постмодер­низм или точнее на одно из его ответвлений — конс­труктивизм; и одновременно — на гештальт-теорию, на творчество Пиаже и работы Школы Palo Alto. В об­ласть психологии и психотерапии постмодернизм во­шел под влиянием двух импульсов: один исходил от конструктивистского движения, включая сюда ана­литическое движение (хорошо представленное во Франции, например, Видерманом), и от противоре­чия между открытием и конструированием, который тогда углубился; другой импульс исходил от филосо­фии диалога, начало которой положил Бубер, а про­должили Левинас, Рикер и другие, от интеракцио-нистских, интерсубъективистских, коммуникатив­ных движений и других теорий, которые фокусируют­ся на значимости различий и важности других и от­ношений — я рискну добавить: первичности поля — в определении человека.

    Я уже упомянул влияние конструктивизма, кото­рый является одним из мощных течений в постмо-

    Быть в присутствии другого49

    дернизме. Этим интеллектуальным направлением утверждается, что не существует другой реальности, кроме той, которую мы конструируем. Тем самым от­метается миф об объективности науки и всех подхо­дов, включая науки о человеке, которые заигрывают с научным методом.

    Модернизм опирается на предпосылки, которые можно обозначить фразой: «Я верю только тому, что вижу». Конструктивист охотнее сказал бы: «Я вижу только то, во что я верю».

    В движении конструктивизма Бергером и Лукман-ном было выделено направление социального конс­труктивизма, в дальнейшем развитое Гергеном и дру­гими исследователями. В рамках этого направления эта мысль была продолжена следующим образом (ко­торый мне интересен тем более, что он объединяет две составляющих постмодернизма, о которых я толь­ко что сказал): нет иной реальности, кроме той, кото­рую мы конструируем в отношениях.

    Из этой гипотезы следует новое понимание самой позиции психотерапевта в поле его отношений с па­циентами. Это значит, что мы включены в совмест­ное конструирование смысла, основанное на том, что пережито в опыте отношений, слов, которые придают форму опыту в то время, как опыт их воплощает.

    Под влиянием таких философов, как Витгенш­тейн, Рикер, Лиотар, Гадамер — если называть толь­ко самых влиятельных — акцент был сделан на язы­ке. «Границы нашего языка составляют границы на- ! шего мира», — писал Витгенштейн в 1953 году, указы­вая тем самым, что границы структур нашего расска­за, речи, которую мы адресуем себе и другому, грани­цы нашей способности нечто проговаривать опреде­ляют доступную нам способность понять и объяснить и очерчивают контуры того, что мы назвали бы «ре-

    50

    Жан-Мари Робин

    Бытъ в присутствии другого

    51


    альностью». Иначе говоря, слова, которыми мы поль­зуемся, и рассказы, которые мы выстраиваем с целью понимания нашего опыта, составляют то, что может • открыть для нас или же закрыть от нас наш опыт.

    Отсюда все, что сопряжено с понятием идентич­ности и self, поднято с глубины волной постмодер­низма. Согласно традиционной романтической или модернистской концепции, понятие self отсылает к континууму, к глубине «я». «Нормальное» и «патоло­гическое» в большей или меньшей мере связаны со способностью субъекта быть в контакте со своей на­иболее глубинной идентичностью, и терапия — в осо­бенности, те формы терапии, которые называют «мо­дернистскими» — имеют целью помочь субъекту удов­летворять этому условию.

    В постмодернистском рассмотрении акцент сме­щается на эволюцию контекстов, обаяние персональ­ной истории уступает место вниманию к выстраива­нию перспективы, вопрос «как происходит измене­ние?» получает преобладание над вопросом «почему имеют место открывшиеся значения?». Мы есть от­ныне продукт контекстов наших разговоров и значе­ний, которые имеют социальное происхождение. И так как наши разговоры постоянно меняются, наши «self» находятся в непрерывном движении; можно даже сказать, что они столь же многочисленны, как ситуации.

    По замечанию Эпштейна, это изменение словаря, который описывал объект, именуемый «self», в сторо­ну словаря, который описывает self как продукт пос­тоянно меняющегося социального взаимодействия, требует радикальной перемены в психологии и тем самым — в психотерапии. Действительно, проблема отныне состоит не в том, чтобы быть или не быть в подлинном «контакте» с тем, что существует в реаль-

    ности, с нашей «глубинной» идентичностью, а в том, чтобы обрести гибкость в выдумках, рассказах, исто­риях, повествованиях, мифах, которые мы использу­ем повседневно с целью высказать себя.

    Лишаясь этой позиции, мы лишаемся увереннос­ти в «обладании» внутренними богатствами, которые в большей или меньшей мере эксплуатируются нами или латентны, скрыты в глубине нас самих. Тем са­мым мы лишаемся фундаментальной опоры на поня­тие бессознательного. Мы лишаемся иллюзии иден­тичности, и по этой логике мы лишаемся возмож­ности {юзнатъ другого человека, как объект, который можно было бы измерить. Мы отказваемся от нор­мативности и необходимости знать «правду», под ко­торой отныне понимается лишь фикция. Мы теряем озабоченность измерением, диагностикой и други­ми практиками, более или менее прямо связанными с какими бы то ни было нормами. Мы теряем интерес к историческому объяснению и всякому объяснению вне конкретного контекста. В клиническом и тера­певтическом отношении мы теряем позицию власти и господства того, кто знает, или предполагается, что знает, и тем самым наши пациенты лишаются, сле­довательно, чувства стыда за то, что они не обладают знанием и безотчетно являются объектом манипуля­ций со стороны скрытых сил и неизвестных истин.

    Пусть каждый сам для себя решит, надо ли эти ут­раты оплакивать или же они повод для радости.

    Что предлагает нам взамен постмодернистская перспектива?

    Мы приобретаем убеждение, что всякая теория есть фикция в ряду других фикций, но что именно благодаря теории и через нее мы пытаемся констру­ировать смысл нашего опыта. Поскольку подчерки­вается именно совместное конструирование смысла

    52

    Жан-Мари Робин

    Быть в присутствии другого53


    в отношениях, мы возвращаем первостепенную важ­ность коммуникативным ситуациям и тем самым — отношениям, связям, солидарности, сообществу — в противовес тому, что предлагает индивидуалистичес­кая парадигма, говоря об автономии и персональной ответственности. Если мы проигрываем в независи­мости, мы выигрываем во взаимозависимости. Рас­сматривая опыт, мы сконцентрированы на вопросе «как?» в большей мере, чем на вопросе «почему?»; на творческом и отвечающем ситуации поиске ре­шения в большей мере, чем на объяснении причин. «Здесь-и-теперь и потом», а не «здесь-и-теперь на основании того, что было прежде». Терапия стано­вится, в таком случае, совместным созданием кон­текста и больше не отсылает нас к заданным рамкам. Любопытно, впрочем, заметить: там, где мы говорим о «рамках», англо-саксонские терапевты употребля­ют выражение «setting», т. е. буквально: «установка», «размещение в». Мы снова сталкиваемся с тем, что слова обременены нашими фикциями. Вместо того, чтобы искать некое «истинное self», которое якобы надо уловить и зафиксировать, следует быть внима­тельными к гибкости self, что чаще всего приходится рассматривать как процесс. Психотерапия становит­ся работой, причем не только языком, новым опы­том, основанным на двух отдельно протекающих пе­реживаниях, проговариваемых каждый по-своему; новым опытом, в котором конфликтность этих фик­ций, этих представлений, а также слияние горизон­тов открывают возможность для конструирования новых смыслов. Следовательно, надо призвать пси­хотерапевта впредь позиционировать себя не как эк­сперта, а как любопытного, наивного, человека и, гаким образом, открытого в диалоге для восприятия субъективности другого.

    И снова повторю, что каждый сам для себя должен решить, считает ли он такую концепцию потенциаль­но выигрышной или же проигрышной для себя.

    Альтернатива для гештальт-терапии

    Таким образом, в нашей основополагающей книге «Гештальт-терапия» мы сталкиваемся с двумя пара­дигмами, которые могут показаться решительно про­тивоположными. С одной стороны, мы видим инди­видуалистическую модель, в которой self утверждает­ся как нечто принципиально отдельное; модель, при­надлежащая к «интрапсихическому» направлению. С другой стороны, там представлена парадигма поля как «перводвигателя» (если позаимствовать выраже­ние Аристотеля), модель, которая отдает предпочте­ние контакту и отношениям. С одной стороны, дается модель оральной агрессивности, за что ратует Перлз; с другшГстороны, - модель творческого приспособ­ления, развитая Гудменом. В одной на первое место ч

    -ставится субъект, в другой — поле.

    Среди гештальтистов Гордон Вилер, вероятно, од­ним из первых в своих размышлениях двинулся в этом направлении. Но также можно встретить похо­жее внимание к такой перспективе, хотя, разумеется, в других выражениях, у Ли Маклеода, в недавних пуб­ликациях Йонтефа и даже у Латнера в его статье «Те­ория поля и теория систем», которая, наверное, не­удовлетворительна во многих отношениях, однако является новаторской работой.

    В одной из своих недавних статей Вилер предлага­ет схематичное сравнение двух парадигм, которые на­ходятся в центре нашего сегодняшнего обсуждения. Посмотрим сначала, как он представляет индивиду­алистическую парадигму:

    54Жан-Мари Робин

    Быть в присутствии другого55




    Я

    Существует до отношения; фундамен­тально отдельно, по своей природе не связано со средой и другими «я»

    Другой

    Отделен от «Я»; объект приложения энергии со стороны «Я»; существует для того, чтобы его использовали и эксплу­атировали; принципиальный соперник «я»

    Человеческая природа

    Избавлена от импульсов; процесс «я» изолирован от поля

    Отношение

    Не первично; вторично по отношению к факту существования «я»; субъект-объект или объект-объект по своей природе

    Позиция наблюдателя

    Существует помимо лица или наблюдае­мой системы; фундаментальным образом отделена от наблюдателя, не влияет на него и не испытывает его влияния; мо­дель экспертизы

    Процесс

    Принимать пищу; снимать напряжение

    Развитие

    «Я» не развивается; развивается только карта объекта

    Сообщество

    Источник ограничений для реализации «Я»

    Терапия

    Служит исправлению недостатков и ис­кажений в карте объекта; служит осу­ществлению приспособления и компро­мисса между природными импульсами и социальными принуждениями

    Понятие реальности

    Позитивистское; реальность предшеству­ет «я» или восприятию




    Критерии знания

    Научное или объективное подтвержде­ние; основано на авторитете; акцент на истинном и ложном

    Природа авторитета

    Иерархическая, авторитарная; «истин­ное-ложное»; квалифицированный под­ход

    Природа власти

    Авторитарная и господствующая, выра­женная в самих терминах человеческой природы: принуждение во благо и зло­употребление; «дисциплинарная» модель

    Критерий здоровья

    Максимум самовыражения, совмести­мый с самоограничением

    Направление развития

    От инфантильной зависимости к зрелой автономности взрослого

    Понимание стыда

    Социальная уязвимость; результат чрез­мерной зависимости от других; незрелая форма чувства вины

    Психотерапия

    Сфокусирована на внутреннем процессе; стремится к усилению автономности

    Чтобы углубить дифференциацию, Гордон Вил ер сопоставляет две парадигмы, парадигму поля и инди­видуалистическую парадигму в следующей таблице




    Индивидуалистичес­кая парадигма

    Парадигма поля

    Я

    Предсуществующее, отдельное; предшест­вует отношению

    Интеграция внут­реннего и внешнего опыта, включая отно­шение

    56Жан-Мари

    Быть в присутствии другого57


    Другой

    Отделен от «я»; объект воздействий со сторо­ны «я»

    Фундаментально свя­зан; выступает одним из двух равных полю­сов опыта «я»

    Челове­ческая природа

    Лишена импульсов; изолирована от поля

    Значимая самоорга­низация опыта; конс­трукция значений как первотолчок

    Отноше­ние

    Вторично; субъект-объект или объект-объект

    Первично;субъект-субъект

    Граница

    Отделяет «я» от поля

    Сопрягает «я» с «дру­гим»; связь процес­са «я»

    Позиция наблю­дателя

    Объективистская пер­спектива; вне наблю­даемого лица; «объек­тивна»

    Феноменологичес­кая перспектива; на­блюдатель стремится понять мир субъекта с точки зрения субъ­екта

    Процесс

    Наблюдаемые данные

    Данные, организо­ванные в терминах интенций и целей субъекта; феномено­логический

    Развитие

    Соответствие предус­тановленным нормам; объект развивается

    Выработка интер­субъективности в поле

    Сооб­щество

    Противостоит инди­виду

    Содержится в инди­виде как один из по­люсов опыта «я»

    Терапия

    Квалифицированная интервенция с целью коррекции

    Поддержка в интере­сах артикуляции «я»

    Видение реаль­ности

    Позитивистское, «объ­ективистское»

    Феноменологичес­кое; все означающие опыта, организуемые субъектом



    Крите­рий зна­ния

    «Объективный»

    Конструктивизм в диалоге

    Природа автори­тета

    Иерархия

    Диалог и взаимность

    Власть

    Принудительная, ав­торитарная

    Разделяемая, совмес­тная

    Здоровье

    Максимум выраже­ния себя

    Развитие и артику­ляция переживания себя, включая значи­мое отношение с по­лем

    Направ­ление разви­тия

    Рост автономности

    Рост значимой связи

    Стыд

    Инфантильная фор­ма чувства вины; знак незрелой зависимости от поля

    Аффект в контакте; признак недостатка поддержки в поле

    В большинстве тезисов я присоединяюсь к мнению Вилера, но мы расходимся с ним в одном существен­ном пункте. Вилер уподобляет парадигму поля конс­труктивистской практике. Конечно, не что иное, как логика, предложенная конструктивизмом, позволя­ет нам или позволила шагнуть в новую парадигму с гораздо большей ясностью, чем та, которую до сих пор смогли нам предложить феноменология или ге­штальт-психология, выступающие его предшествен­никами. Но, на мой взгляд, несмотря на это конс­труктивизм остается включенным в индивидуалисти­ческую парадигму. Утверждение приверженцев конс­труктивизма: «Не существует другой реальности, кро­ме той, которую каждый себе конструирует», остает­ся солипсическим утверждением. Социальный коне-


    60Жан-Мари Робин

    Быть в присутствии другого

    61



    1. Принцип организации: поведение подчиняется
    целостности сосуществующих фактов. Смысл не­
    коего «изолированного факта» зависит от его по­
    зиции в поле.

    1. Принцип современности. Объясняет настоящее, и не надо искать никаких особенных причин в про­шлом и никаких целей в будущем.

    2. Принцип своеобразия. Каждая ситуация уникаль­на, обстоятельства различны, и обобщения, таким образом, подозрительны.

    3. Принцип изменяющегося процесса. Опыт дан на время, он не существует постоянно.

    4. Принцип потенциальной уместности. Из поля ни­чего не может быть исключено a priori как неумест­ное — даже если это кажется чем-то идущим по ка­сательной к основным событиям.

    Исходя из этих принципов, теория поля позволяет нам исследовать статус и операционные модальнос­ти соотношения целого и частей, т. е. рассмотреть, как части относятся к целому и как целое относится к частям. В этой перспективе мы находим также при­глашение не закрываться в синкретическом риске го-лографической парадигмы, или если воспользоваться теоретической работой, проделанной в группе моего друга Жака Блеза, — приглашение подходить к опыту как метонимии — части, которая может служить обоз­начением целого, но не является целым, - и не рас­сматривать его систематически как метафору, то, что обычно обобщается в подходах, построенных на идее переноса.

    Стоит также вернуться к ряду наших дефини­ций, которые слишком часто остаются имплицит­ными, чтобы более отчетливым образом заново впи­сать наши понятия в перспективу поля. Я имею в виду особенно функции self (id, ego и personality), которые

    слишком часто трактуются как внутрипсихические структуры, тогда как, с моей точки зрения, эти по­нятия могли бы выиграть в уместности их приложе­ния, если понимать под ними функции поля. Надо ли нам определять id как импульс со стороны биологии, или же как данное ситуацией? Personality — как впи­санность событий поля и как мобилизацию «здесь и сейчас» в зависимости от параметров ситуации? Если функция ego — идентифицировать и отвергать, то мо­жет ли это быть вне контекста, вне среды?

    Я также имею в виду такие феномены границы, как интроекцию, ретрофлексию и т. д. Можно ли ин-троецировать, как держать ложку, когда нет другого? Будет ли ретрофлексия, если в той или иной мере нас не подталкивает к этому кто-то третий? И т. д.

    Психотерапия, следовательно, должна быть пере­осмыслена как событие пересечения, как соприкос­новение между полями.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта