Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. «Мне стыдно думать не так как все»

  • Быть-в-присутствии-другого-Робин. Ббк 53. 57 Р43 ЖанМари Робин


    Скачать 1.55 Mb.
    НазваниеБбк 53. 57 Р43 ЖанМари Робин
    Дата19.05.2022
    Размер1.55 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБыть-в-присутствии-другого-Робин.doc
    ТипДокументы
    #539274
    страница16 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

    3. «Я напряжен от отчаяния»

    До того, как сесть на этот стул, ты говорил о раз­ных чувствах...

    Да, я не знаю, чего у меня больше — больше страха или больше чувства стыда? Не знаю.

    И что это для тебя теперь ?

    Я расслабился, я расслабился, я расслабился.

    Это надо понимать так, что ты напряжен, ты на­пряжен, ты напряжен? (Смеется.)

    Да, нет же, я не чувствую в себе напряжения!

    Тогда к чему это «расслабился» ? (Смеется.)



    218
    Жан-Мари Робин

    (Тяжело вздыхая) Разные мысли в голове. Из про­шлого.

    Ты хочешь сказать, что в твоей системе представле­ний то, что ты сидишь на этом стуле, является для тебя источником внутреннего напряжения, но что ты не чувс­твуешь внутреннего напряжения ?

    (Сессия происходит за границей. Переводчица, вмес­то того, чтобы перевести мою фразу, машинально пов­торяет ее по-французски. Потом она спохватывается и просит меня повторить то, что я только что сказал, чтобы она смогла это перевести. Вместо того, чтобы так и поступить, я в свою очередь допускаю ошибку и начинаю сам переводить то, что я до того сказал. Об­щий смех. Потом я повторяю мою фразу по-французс­ки.)

    Да, я думаю, что могу быть более или менее спо­койным. Мне захотелось с тобой работать, когда ты приехал в наш город, и я говорил об этом с моим те­рапевтом...

    И ты здесь — чтобы окончить что-то, что осталось неоконченным, фрустрацию, которая осталась после первой встречи... ?

    Особенно со вчерашнего дня, когда я почувствовал, что работа получается! Вчера это было более ясно, в большей мере возможно, более реалистично. И имен­но поэтому я пришел сегодня.

    И ты чувствуешь желание работать с чем-то кон­кретным ?

    Быть в присутствии другого219

    (Молчание.) То, что крутится у меня в голове, это то, как я работал с другим терапевтом. Как сказать то, что мне нужно... Мне сорок лет, но во мне сидит ре­бенок. Мне кажется, что можно говорить о том, что я чувствую себя брошенным. Это нечто существенное во мне.

    Ты чувствуешь, что тема брошенности сильно тебя волнует ? Словно тебя бросили ? Ты это мне хочешь ска­зать?

    Как что-то важное, нет. Теперь, в последнее время, я не знаю, как мне с этим поступить, я не знаю, что я должен думать. Это что-то застарелое, скрытое, и в работе с терапевтом что-то такое обнаруживается...

    Однако... не мог бы ты рассказать об этом чуть по­подробнее, потому что когда ты говоришь о брошеннос­ти, я не вполне понимаю, что ты имеешь в виду. Еще ты говоришь о своей работе с этим терапевтом. Но я опять же не знаю, о чем ты.

    Мне кажется, я говорю о чувстве отчаяния.

    Я не знаю, какая разница между отчаянием и ТВО­ИМ отчаянием. Что такое твое отчаяние?

    Не знаю, есть ли разница: мое отчаяние меня не тяготит. Я нахожусь в процессе... который мне в тя­гость.

    Я не понимаю.

    Моего отчаяния нет.


    220

    Жан-Мари Робин

    Я не понимаю.

    Его нет, потому что оно меня не тяготит. Отчаяние в общем...

    А твое, какое оно? Попытайся, пожалуйста,... Не обязательно мне это объяснять, но дай мне как-то по­чувствовать, в чем состоит твое отчаяние для тебя лично.

    (Молчание.) Перехватывает дыхание. Это здесь. (Сжимает голову руками.) Можно сказать, чем это не является. Это вызывает реакции, которые не понят­ны... Я вижу это в большой перспективе. (Пауза.) Это точка, которую мне очень трудно увидеть. Это там, куда я не хочу заглядывать.

    Хочешь, посмотрим на это вместе?

    (Молчит, глубоко дышит, словно ему не хватает воздуха, сверля меня глазами.) Зачем это?... На самом деле, да!

    Я ощущаю... я получаю, с одной стороны, твои от­веты, выраженные в словах, и, с другой стороны, твои ответы без слов. Когда я задал вопрос:« Что такое твое отчаяние для тебя?», я видел, как ты смотрел в пото­лок. И ты прервал визуальный контакт со мной на дли­тельный промежуток времени. И я отдаю себе отчет, что я воспринял это, как если бы ты мне сказал: «Мое личное отчаяние заключается в том, что я не могу под­держивать связь с кем-то и я не могу находить подде­ржку в отношении с другим человеком. Мое личное от­чаяние заключается в том, чтобы ускользать, пребы­вать в своем одиночестве». И когда я тебе сказал: «Хо-

    Быть в присутствии другого221

    чешь, посмотрим вместе?», после слова «вместе» ты уже больше не отрывал от меня глаз. И мне кажется, что ты был взволнован, немного... и очень быстро на­шлись слова, чтобы заглушить все это...

    (Молчание.)

    Что сейчас происходит, что ты сейчас чувствуешь?

    (Молчание.) Я чувствую себя словно... понятым... Я думала, что... какую теоретическую штуку ты выска­зал! Но эта теоретическая штука очень... очень точ­но... Понятым... Я чувствую себя понятым. Я чувс­твую себя понятым блестяще. Не знаю, надо ли быть обязательно блестящим, чтобы быть понятым, но...

    (Переводчица: «Я полагаю группа вас не слы­шит...». Робин переводчице: «Может быть, это тебе надо говорить громче?» Переводчица Робину: «А... ему?»)

    Что она говорит?

    Она говорит, что, может быть группа нас не слы­шит. (Переводчица переводит.) И надо постараться го­ворить громче.

    (Клиент откидывается на стуле и морщится.)

    Тебя это не приводит в восторг?

    (Придвигается ко мне.) Нет, не приводит! (Смеясь, делает руки трубочкой и неслышно шепчет мне несколь­ко слов. Я повторяю его жест и смеюсь вместе с ним.) Я хотел поговорить с тобой, я не звал сюда тридцать че­ловек!

    222

    Жан-Мари Робин

    Быть в присутствии другого

    223


    Ты говоришь мне о своей потребности в интимности, близости?...

    (Молчание. Он напряженно на меня смотрит, про­тягивает руку и берет мою. Потом он дополняет этот жест аналогичным жестом другой руки. Некоторое время мы сидим в молчании. Он глубоко вздыхает. Мы разжимаем наши сомкнутые руки.)

    Приходят ли сейчас тебе в голову какие-нибудь сло­ва?

    (Молчание несколько секунд.) Спасибо. Это что-то... я что-то преодолел... но, мне кажется, смешно гово­рить об этом. Но... супер... но преодолел что? Но я ра­ботал с тобой!

    Именно это кажется тебе смешным ?Яне понял, что именно тебе видится смешным ?

    Я думаю, что смешно все, что бы мне ни сказа­ли, потому что я работал с тобой. Все ерунда. (Нежно трогает мою руку.) Все ерунда. Удовольствие быть с кем-то.

    И это в связи с чем ?

    Суметь — в кавычках — работать с тобой. Я чувс­твую, что я сейчас себе говорю: «Так, я работал с Жа­ном-Мари», и, может быть, самое важное из того, что произошло для меня, касается интимного, моего оди... моего одиночества... и моего отчаяния. (Молча­ние.)

    У меня такое впечатление, что в этот момент в твоей голове происходит очень многое. Словно что-то вроде внутреннего диалога.

    Да, слова, я не хочу, чтобы они выходили. Это мое личные дела, и я сам должен их решать. Мои личные дела, но я разделил их с тобой.

    Но здесь ты со мной. Даже когда ты со мной у меня впечатление, что время от времени ты предпочитаешь говорить скорее с самим собой, чем со мной.

    (Кивает головой.)

    Это хороший способ сохранить свое одиночество!!!

    Так уже давно!

    Уже давно ты думаешь, что ты единственный чело­век, который может тебя понять?... И что ты единс­твенный человек, который может тебя принять ?

    Я полагаю, что я, наверное, думал так в какой-то момент! И я думаю о том, что я мог сделать, когда при­шел к заключению, что лучше мне оставаться одному. И с тех пор здесь... и теперь я был внимателен к тому, что я делаю и чему хочу дать выход, чтобы поработать с психотерапевтом... Это что-то совсем другое.

    И можно подумать, что в какой-то момент это было важно и, может быть, даже необходимо быть одному, еще и необходимо. Но, может быть, сегодня, кажется, ты говоришь мне и показываешь, что это не так необходимо?

    224

    Жан-Мари Робин


    (Кивает головой.)

    Тяжело ли тебе сознаться, что твои потребности могут меняться ?

    Нет, нет, нет! Нет, нет! Это происходит! Это не чис­то интеллектуально, если только не...

    Это еще и телесно! Я также внимателен к словам, которые ты произносишь почти постоянно, словно ты хотел мне коказать, с какой жадностью ты ждешь контакта с миром... Чтобы в тебя вошло все, что толь­ко возможно... И это меня очень трогает.

    Не кажется ли тебе, что на этом можно остано­виться... или надо еще немного продолжить? Что для тебя имеет смысл ?

    Не стоит переедать. Не должно быть слишком. Спасибо!

    Есть что-то чтобы ты хотел сказать в заключении ? Ты сказал: «Спасибо», — это то, что...

    (Смотрит в точку на потолке позади меня. Смеясь, театрально поворачиваюсь и смотрю в ту же точку. Мы смеемся вместе.) Нет, это все. Спасибо.

    4. «Мне стыдно думать не так как все»

    Мне захотелось прийти, потому что я чувствую, что меня порабощает чувство стыда... Мне захотелось по­работать с этим. Это бывает, когда идет разговор: час­то я хочу что-то сказать и не говорю, потому что... я... часто я хочу сказать что-то такое, что некстати, что не имеет отношения к разговору. И это то, что мне вдруг приходит в голову. То есть я часто... не согласна с тем, что говорят, и часто я даже думаю наоборот. И ког­да так бывает, я вступаю в борьбу и я нервничаю (аг­рессивно жестикулирует), и потом я перестаю чувс­твовать себя в своей тарелке, или я молчу. В послед­ние несколько лет это стало не так болезненно, но все равно для меня это очень и очень большая проблема. Я могу вставить одну или две фразы... но если боль­ше... это слишком далеко от того, о чем говорят...

    То есть ты связываешь чувство стыда с тем фак­том, что ты показываешь себя не похожей на других.

    226Жан-Мари Робин

    Быть в присутствии другого227


    Да, верно! Показать непохожее, показать себя непо­хожей. И это что-то такое, что мне неприятно, то есть...

    И тогда, на физическом уровне, я начинаю тряс­тись и почти не могу дышать.

    Попытайся, пожалуйста, дать мне более ясное пред­ставление о том, как именно стыд соединяется у тебя с осознанием своей непохожести и с потребностью в ут­верждении твоей непохожести.

    Я только что сказала, что меня начинает трясти и перехватывает дыхание. Это бывает не тогда, когда я удерживаю в себе то, что я хочу сказать, а тогда, когда я думаю, что сейчас уйду... в этот момент меня охва­тывает стыд! И так бывает часто.

    И тогда что тебе позволяет, что тебе позволяет повторять, отождествлять то, что ты испытыва­ешь в конкретный момент, как чувство стыда... а не как чувство... страха... тревожности или чего-нибудь в этом роде... ?

    Я долго думала, что это страх, но теперь я понимаю, что это, наверное, чувство стыда. Честно сказать, я те­перь не знаю. Но я долго думала, что я запугана. Я так думала.

    Ты так думала, а теперь больше не думаешь ?

    Гм! По правде сказать, я не знаю! Мне кажется, стыд — это когда... это мне что-то говорит.

    Ощущения какого рода и мысли какого рода приходят в такие моменты, в такие моменты, о которых ты го­воришь?

    О вопросах стиля: обо мне судят другие люди, я по­веду себя неадекватно, я буду как всегда переживать кризис, меня как всегда примут за сумасшедшую, как всегда у меня проблема. Вот видишь!

    Гм! То есть в отношении того, что произойдет, у тебя есть что-то вроде предчувствия катастрофы...

    Да.

    ... И то, как ты мне это описываешь, напоминает мне страх, страх того, что тебе придется столкнуть­ся с ситуацией, в которой ты будешь испытывать чувс­тво стыда!

    Да, может быть. Пока я тебя слушала, я себе го­ворила: есть одна фраза, которая на меня действует: «Меня не будут любить!». В сущности говоря, к этому все и сводится... Чтобы меня любили, я не выпячиваю себя, не лезу вперед, веду себя тихо... Это точно...

    (Молчание.)

    Например, точно то, что я редко краснею. Но слу­чается что-то такое, что я начинаю трястись, я начи­наю чувствовать себя не в своей тарелке. Может быть, это что-то такое, что предшествует чувству стыда?...

    Страх?

    В твоем сознании возникают моменты, случаи, когда это было в те часы, которые мы провели вместе в этом семинаре?

    Наверное! У меня это без конца (показывает жес­том, как она продвигается вперед). Потом я... (показы­вает жестом, как она отступает.)




    228

    Жан-Мари Робин

    То есть ты волнуешься от того, что мы на тебя смотрим ?

    Да! Не знаю, в том ли дело, что вы на меня смот­рите, но у меня такое впечатление, что я играю не в ту же самую игру, что и вы, я где-то в другом месте, у меня не получается вернуться, что-то в этом роде, и тогда у меня совсем другое кино: «О, все так, это ни к чему, это не важно, это все теории... Можно сказать так, а можно сказать иначе, и все это ничего не сто­ит!...». Или тогда я говорю себе: «Так! Я изменилась, я больше не буду бороться, я буду стала более спокой­ной, более уравновешенной»...

    Ты отрицаешь важность того, что происходит...

    Я ощущаю вопрос в твоих словах, когда ты говоришь: «Такое случается, это случается здесь, это случается часто; я продвигаюсь вперед (повторяет ее жест про­движения вперед), потом — я отступаю (повторяет ее жест вступления)». Я ощущаю вопрос, потому что я не воспринимаю смысла этих движений с твоей стороны, так что я не могу их поддержать.

    Гм! Да, конечно...

    Это движение вперед, которое ты описываешь, — телесное ощущение ?

    Да нет! Я прекрасно знаю, что делаю! Я прекрас­но умею адаптироваться и избегать... И в тоже время... для меня это ужасно... но... ладно!

    Но... есть что-то, чего ты избегаешь?

    Нет, но когда это случается, я могу сказать что. Я научилась говорить об этом, действовать, зная это... у

    Быть в присутствии другого229

    меня нет потребности возвращаться к общепринятым рамкам, и я нахожу в этом немало удовольствия, хотя иногда у меня не хватает духу пойти...

    И тогда скажи мне, пожалуйста, какие знаки ты получала от меня, потому что я могу говорить только от всоего имени и не могу говорить за всех собравшихся здесь, какие знаки я тебе адресовал?... И потом, если бы ты показала то, что ты не похожа на других, если бы ты прямо утверждала свое отличие от других, ты ду­маешь, я бы тебя меньше любил ?

    Да, это так, у меня возник такой вопрос, потому что я чувствую себя непохожей здесь на других. Это было на супервизии, где я начала чувствовать себя уверен­нее и решилась открыть рот. И тогда... правда то, что я чувствую себя непохожей, я чувствую себя не так уве­ренно. Здесь группа, совсем другое место, и потом... я, действительно, почувствовала также какую-то хо­лодность в тебе. Это нормально, у нас учебный про­цесс... но правда и то, что это не прибавляло мне уве­ренности. Конечно, здесь играют роль многие вещи: я не отсюда, не из этой школы, и я, действительно, была обескуражена твоим методом работы — я тебе уже об этом говорила... И все это ведет к тому... (Жест отступления.)

    Расскажи мне немного поподробнее, как именно ты была обескуражена ?

    Когда я пыталась вставить слово... несколько раз, ты не подхватывал моей мысли или переводил разго­вор на что-то другое. И потом — другие мелкие зна­ки в томже роде, я на них реагировала очень болез­ненно.

    230
    Жан-Мари Робин

    Это были знаки, которые ты понимаешь... как зна­ки нелюбви?

    Такова моя первая реакция. Но в то же время я по­нимаю, что все это преувеличено. Хотя то, что я это понимаю умом, ничего не меняет в моих реакциях.

    Хорошо, может быть, ты преувеличиваешь. Но в то же время очевидно, что для этого нет никаких оснований.

    Их нет! Я прекрасно отдаю себе в этом отчет!

    То есть происходит только то, что возрастает твое чувство небезопасности ?

    Да, да! Точно! (Молчание.)

    И я говорю себе, что для меня было бы так же ужас­но, если бы ты все время был милым и предупреди­тельным, все время таким (показывает жестом объ­ятия).

    Надо ли это понимать так, что ты хотела бы про-просить меня о том, чтобы я нашел золотую середину? Японял, что факты общения между мной и тобой и в группе для тебя это некое кино!

    Да!

    И, мне кажется, в это кино ты переносишь свой жиз­ненный опыт...

    Да, разумеется!

    Но в данный момент существенно то, как мы ты и я — можем создать условия, которые были бы в доста-

    вить в присутствии другого231

    точной мере безопасными, чтобы ты могла двигать­ся по-своему, в своем ритме... по крайней мере это, ка­жется, ясно! Потому что, если я правильно понимаю, то, что тобой движет, — это потребность вновь об­рести модальность, которая тебе чересчур хорошо из­вестна: я говорю о ретрофлексии!

    Да! (Молчание.) Я сейчас говорю себе о том, что не столько ретрофлексия меня волнует. Скорее мне не доставляет удовольствия делиться чем-то с другими.

    Так это следствие ретрофлексии!

    Да, ретрофлексия. Мне на это наплевать. Но это то, что лишает меня удовольствия, разделяемого с други­ми. Я очень люблю делиться своими мыслями, гово­рить что-то такое, что, может быть, не всем приходит в голову. Я лишена здесь такого удовольствия.

    И потом, чего бы мне еще хотелось, это не быть сфокусированной, не следить постоянно за мелкими признаками того, как ты реагируешь, не быть каждый раз в неуверенности... относительно того... любишь ли ты меня или нет... Люби меня такой, какая я есть. Пусть я буду плохой или хорошей, но не надо до меня докапываться... (Показывает жестом: «Снизу».)

    Все эти мелкие признаки, они нужды тебе, чтобы подпитывать... механизм избегания встречи с тем, что доставит тебе удовольствие.

    Да-а!

    Тогда у меня вопрос, чтобы это значило: чем была бы для тебя ситуация, если бы ты испытала удовольствие? Это было бы катастрофой ?

    232Жан-Мари Робин

    (Молчание.) Не знаю (Смеется. Молчание.) Как это было бы, я не знаю...

    Представь, что здесь все происходит таким обра­зом, что позволяет тебе получать удовольствие! Пере­живать удовольствие в общении со мной, с нами...

    Я сейчас подумала о том, что я из протестантской семьи: получать удовольствие — в этом есть что-то не­подобающее! Надо быть немного серым, незаметным, немного безличным... Получать удовольствие нехо­рошо! Тем более для женщины говорить о том, что... Потому что я родилась в настоящей протестантской семье! В в моей семье было много священников, это кое-то значит! Я не уверена, что только это сыглало роль, но...

    Ты до сих пор... готова подчиняться этой семейной норме ? Ты избегаешь ситуаций, в которых разговор мог бы доставить тебе удовольствие?

    Да, да! (Молчание.) Когда ты говоришь, я вспоми­наю картины тех мест, где жили мои бабушка и де­душка. (Смеется.) Там все очень строго!

    Ну, а если ты осмелишься переживать удовольствие от общения со мной ? Ты предашь свою семью ?

    Может быть, что-то в этом роде. Ведь я до сих пор бунтую против свой семьи. Мои родители умерли, но что касается остальных родственников, то я не виде­ла их около года; я отделилась от них настолько, что больше не нахожу в себе сил показывать им, что я живу иначе, что я не такая, как они... А они не по­нимают, что я полностью от них отделилась. Может

    Быть в присутствии другого233

    быть, что-то в этом роде! Я, в самом деле, действую вопреки!!!

    Да! За ислючением того, что в то оке время ты ста­раешься мне объяснить, что, когда ты здесь, ты не реа­гируешь на свою семью!

    В таком смысле я на них реагирую, потому что, в самом деле, это влияние на меня было очень силь­ным! И не следовать норме — это для них катастрофа: это знак, что я поступаю не так... они не понимают!

    И ты осуждаешь себя?! Я устала!

    Означает ли это, что, если ты здесь покажешь себя непохожей на других, не будешь следовать одной нор­ме, то ты рискуешь встретиться с нашим презрением, с моим презрением ?

    Да, да, может быть!

    Таким образом, мы возвращаемся к теме стыда, с ко­торой ты начала ?

    Да! (Молчание.) У меня наворачиваются слезы... Я знаю, что это ретрофлексия... но я тебе так об этом и говорю! (Смеется.)

    Я могу об этом догадываться, но не могу этого уви­деть.

    Ты ничего не заметил! А!

    Я заметил, заметил желание... то есть я могу об этом догадываться, но не могу этого увидеть.

    234Жан-Мари Робин

    Ты это увидел?

    Да!

    До того, как я тебе сказала?

    Одновременно!

    А... так!... Да!

    Да! Не надо плакать, не надо показывать радость, не надо... Надо быть такой. Как мужчина. Но я, мне не стыдно! Правда не стыдно. И это ужасно. Потому что я всегда не разрешаю себе говорить, показывать...

    Мне пришла в голову такая фантазия: есть ли что-нибудь, что ты могла бы мне сказать или продемонс­трировать и что тебе кажется «нарушением нормы», на которое ты готова пойти ?

    (Смеется.)

    Что произошло, когда я тебе это предложил ?

    (Молчание.) Для меня это невозможно. Что-то сильно нарушающее норму?! Немного нарушить нор­му... это куда ни шло! А сильно нарушить, мне кажет­ся это невозможным!

    То есть ты следуешь норме!

    На самом деле, я делаю вид, что следую норме!

    Видишь ли, если притворяться всю жизнь, то это становится самой жизнью!

    Да, так и есть, но так бывает! Ты хорошо сказал!

    Быть в присутствии другого235

    То есть для тебя важнее, чтобы другие думали, что ты следуешь норме?

    Нет! Совсем нет! Но именно так я и поступаю... Мне бы не хотелось этого... но я так и поступаю! Это вопрос выживания!

    Даже тогда, когда достаточно безопасности, чтобы решиться поэксперементировать!

    Нет! У меня такая фантазия, что, если я скажу ка­кие-то вещи, то у вас будет впечатление, что я опас­на... что у меня совсем крыша поехала!

    И что тогда ?

    Я этого СОВСЕМ не хочу!

    Яне могу не слышать, что ты говоришь, что ты счи­таешь себя опасной и что у тебя совсем съехала крыша!

    Нет, но иногда я настолько не такая, что я ... я ни­когда не должна говорить подобных вещей! Но я сама, лично я совсем не считаю себя уродкой! Но у меня та­кое впечатление, что обо мне все время судят!

    Тот, кто следует норме, не опасен?Это единствен­ный способ быть понятной ?

    Да (смеется).

    Хорошо!

    Я думаю, что это и происходит!

    То есть ты хочешь мне сказать, что здесь кого-то заставляют следовать нормам?!

    236

    Жан-Мари Робин

    Быть в присутствии другого

    237


    Нет, вовсе нет! Здесь пытаются... чем-то поделить­ся, но... я думаю, что подсознательно, здесь присутс­твует нечто такое, что является частью моей личной истории! Нет, напротив, я даже рада слышать неко­торые вещи, о которых я не услышу ни где больше. О том, как мы говорим, воспринимаем вещи. Конечно, это теория, истины не существует и т. д. Тем не менее это во мне как-то отзывается. (Молчание.)

    У меня несколько странное ощущение: то есть есть что-то о тебе, что ты хочешь показать, что-то, что ты уже мне показала в других обстоятельствах, и так­же есть что-то о тебе, что я ЗНАЮ, потому что ты мне об этом сказала, и у меня нет никаких оснований тебе не верить; это то, что ты не являешься тем, что ты мне показываешь. Ты считаешь, что, если ты не сле­дуешь нормам и это покажешь, то тебя могут принять за полоумную, опасную... Это мне известно! Мне это из­вестно, потому что ты мне об этом говоришь и ты мне об этом уже говорила. Я пребываю со всей этой инфор­мацией. И вся эта информация, она образует нечто це­лое! (Жест собирания в целое.) Я не могу сказать: я по­лагаюсь на то, что вижу; или: я полагаюсь на то, что слышу. ..Ив тоже время я отдаю себе отчет что эта смесь... паразитирует на моих чувствах!

    То есть?

    То есть ты мне преспокойно сказала: «если бы ты знал, какая я на самом деле, ты пустился бы наутек!». У меня нет желания пускаться наутек! Даже тогда, ког­да я узнаю о чем-то ужасном.

    Если на то пошло, это не тот случай. (Громко сме­ется.) Ужасное?!

    Да, это мое слово, которое сказал я, а ты так не го­ворила!

    Да, но я сама прекрасно знаю, что я хочу сказать. Я хочу сказать, что я могу быть опасной... сумасшед­шей... ! И ты от этого не сбежишь? Правда что ли?

    Нет!

    А! (Удивленным голосом.)

    Тебе бы хотелось, чтобы я пустился бы наутек ?

    Нет! Вовсе нет! Я именно это и боюсь!

    Но тогда чего ради ты меня предупреждаешь ? Пото­му что если ты мне говоришь: «Я сумасшедшая, но этого не показываю! Я опасная, но этого не показываю!», ты меня предупреждаешь... К чему эти игры со мной?

    Это потому что я хочу, чтобы ты знал, какая я!

    Да, но ты ведь не хочешь этого показывать!

    Может быть, после я тебе это еще покажу! (Смеет­ся.)

    Тогда это какой-то подготовительный этап. Ты трогаешь воду, проверяешь температуру воды, прежде чем окунуться ?

    Да. Ты должен узнать меня, не пуститься наутек, подолжать меня любить. И после этого во мне будет достаточно уверенности, чтобы окунуться в воду. Порядок такой! Да!

    238Жан-Мари Робин

    То есть ты заставила меня пройти тест ? И я подоз­реваю, что не только меня, но и всех нас в этой группе?

    Да, да! Это так!

    Можно ли это понимать так, что ты сейчас гово­ришь: «Я бы очень хотела, чтобы вы ответили мне зна­ками. То есть вы не броситесь наутек, если я покажу вам свое отличие, если я заговорю о вещах, о которых я думаю и которые можно расценить как симптом умс­твенного помешательства!»

    Да, да! Я сейчас думаю, что у меня ужасный инос­транный акцент, и я говорю себе: «Они будут надо мной смеяться, и мне будет стыдно!» (Смеется.)

    И эта особенность произношения, она больше...

    Меня это веселит, но в то же время мне немного стыдно. Несколько лет назад я было избавилась от своего акцента, а потом он ко мне вернулся... Это до­ставляет мне удовольствие и даже веселит. Но одно­временно я чувствую, что мне немного стыдно! Где-то между чувством стыда и чувством удовольствия!

    И не лучше ли испытывать удовольствие. (Немного провокационным тоном.)

    А! (Смеется.)
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта