Сборник статей. белгородский государственный институт искусств и культуры
Скачать 4.63 Mb.
|
КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХН.А. Кудряшова, И.В. Семченкова, Е.В. Морозова Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: otdelumu@bgiik.ru Аннотация. Обоснована концепция подготовки менеджеров социокультурной деятельности в современных условиях. Ключевые слова: социокультурная деятельность, менеджмент социокультурной деятельности, культурно-информационная парадигма, менеджмента, арт-мененджмент, менеджмент индустрии досуга. THE CONCEPT OF TRAINING MANAGERS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES IN MODERN CONDITIONSN.A. Kudryashova, I.V. Semchenkova, E.V. Morozova Belgorod State Unversity of Arts and Culture e-mail: otdelumu@bgiik.ru Abstract. The concept of training managers of socio-cultural activities in modern conditions is justified. Keywords: socio-cultural activity, management of socio-cultural activity, cultural and information paradigm, management, art management, management of the leisure industry. В современном социуме, который все чаще называют обществом знаний, изменяется роль культуры и искусства, занимает важное место не только в традиционно-духовном, но и в материальном производстве. Развитие средств массовой информации способствовал популяризации культуры среди широких слоев населения, проникли в сферы культуры, — формированию спроса на культурные продукты, технический прогресс посодействовал наличию свободного времени и развитию развлекательной индустрии, а эстетическая тенденция постмодерна существенно изменила саму природу творчества, которая становится базовым ресурсом экономики информационного общества. Поэтому, именно способность к творчеству и изобретательность должны доминировать в эпоху знаний и стать основой экономических ценностей. Кроме того, увеличение доходов населения влечет расходы на культуру, развлечения и туризм. Сейчас культура и искусство не только формируют новые потребности, основой которых является символический капитал, а сами становятся мощной отраслью национального производства, требующей новых подходов в управлении. Все эти процессы актуализируют менеджмент социокультурной деятельности. Социокультурная деятельность активно исследуется в различных трудах, которые, так или иначе, отвечают на основные вопросы относительно особенностей социокультурного менеджмента, его функций, технологий и т. др. Прежде всего, это учебные пособия (Г.Л. Тульчинский, К.Л. Шекова, В.В. Чижиков, В.М. Чижиков, О. А. Макарова, О.И. Жданова, Т.Г. Киселева, Г.Н. Новикова, Н.А. Михеева и др.). Отечественные исследователи В.В. Чижиков и В.М. Чижикова достаточно подробно анализируют специфику менеджмента в сфере культуры, механизмы управления и самоуправления, государственное регулирование и технологии менеджмента социокультурной деятельности, но и, что особенно ценно, рассматривают вопросы профессиональной компетенции менеджера СКД, системы подготовки и переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров в этой сфере. Авторы акцентируют на том, что управление социокультурной деятельностью – это управление социально-экономическими условиями культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей. Такие условия могут быть непосредственно- материальными (свобода творчества, моральные стимулы) опосредованными (бюджет свободного времени, развитие средств коммуникации, уровень образования художников и потребителей). Ученые утверждают, что сущность менеджмента социокультурной деятельности полагается сейчас исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни, а социально-культурной деятельности присущи ярко выраженные признаки творческого процесса. В то же время, этот процесс должен программироваться с помощью новых управленческих технологий (финансовых, психологических, организационных, педагогических) [5, с. 268]. Зарубежные ученые акцентируют внимание на арт-менеджменте как виде управленческой деятельности в современной социокультурной сфере. Отмечают, что это самостоятельная профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами и навыками, отличающимися от других профессий. Деятельность арт-менеджера предлагают рассматривать, основываясь на значении термина «функция» (деятельность, обязанность, работа, внешнее проявление свойств, роль, задачи) [1, с. 4]. Практически все названные подходы так или иначе основываются на новой социокультурной концепции общей теории менеджмента, которая заменила американскую и японскую модели управления и характеризуется как культурно-информационная. В рамках этой парадигмы менеджмент рассматривается одновременно как точная и гуманитарная наука, которой присущ ярко выраженный междисциплинарный характер. Что касается социально-культурной деятельности как объекта управления, необходимо акцентировать внимание на некоторых особенностях которые связаны прежде всего с тем, «социальное» имеющееся в ней на уровне субъекта (личности, социальной группы, организации, институту, этноса, нации и т. др.), а «культурное» — на уровне деятельности этих субъектов по производству, сохранению, освоению, трансляции, развития ценностей, традиций, норм, смыслов, образа жизни, идеалов и тому подобное. В контексте социокультурной деятельности субъект не только предстает творцом и носителем определенных ценностей, но и проявляет активность по их реализации в различных сферах культурного бытия (художественного, исторического, политического, экологического). Следовательно, социально-культурная деятельность предполагает способность субъекта к творчеству и инновации, без которых невозможно создание культурного продукта, который, в свою очередь, нуждается в распространении, что предполагает необходимость в создании определенного культурно-коммуникативного пространства. Если очертить предметную сферу менеджмента социокультурной деятельности, то, на наш взгляд, необходимо выделить две ее составляющие: во-первых, институциональный уровень культуры, на котором культурные ценности и нормы создаются и охраняются системой социальных институтов и государственной идеологией; во-вторых, неинституциональный уровень культуры, что проявляется в определенных формах и видах общественной самодеятельности (участие в общественных объединениях, творческие союзы, ассоциации, фонды, партии, движения, клубы и д.р.). Эти уровни функционально и качественно дополняют друг друга, постоянно взаимодействуют и формируют современное культурно-коммуникативное поле. Постоянная коммуникация между институциональным и неинституциональным уровнями культуры способствует смысловом сочетанию различных ценностей, мировоззрений, образов жизни, их взаимному развитию и является необходимым условием формирования новой культурной парадигмы. Именно на грани официальной и неофициальной культур обнаруживаются новые возможности и перспективы развития культурной жизни, формы современного культурного пространства. Поэтому, имея в виду доминирование творческой и коммуникативной констант в социально-культурной деятельности, современный менеджмент социокультурной деятельности следует рассматривать как интегрированную систему управления креативно-коммуникативной сферой, что предполагает производство, распространение и потребление культурного продукта или услуги, социально-культурные технологии, социально-культурные институты, культурную политику государства и т. др. в контексте экономики символического обмена. Такой подход требует создания новой модели подготовки менеджеров, которая отвечала бы современным требованиям социокультурной сферы и отражала два направления профессиональной активности, которые сейчас окончательно сформировались. Во-первых, это – управление профессионально- творческой деятельностью (арт-менеджмент), во-вторых, управление свободным временем человека (менеджмент индустрии досуга). И если для первого направления в организационных и управленческих аспектах характерна ориентация именно на профессиональное производство и распространение культурно-художественного продукта, то другой направление предусматривает социально-культурный сервис, связанный с особой ролью отдыха, развлечений и рекреации в жизни человека. Этот тип сервиса, в свою очередь, делится на социальные услуги (образование, научное обслуживание, здравоохранение, санаторно-курортные и оздоровительные услуги, физическая куль - тура и спорт, туризм) и культурные услуги (культура и искусство). Впрочем оба направления реализуются в сфере так называемых креативных индустрий — видах деятельности, «которые основываются на индивидуальном творчестве, мастерстве и таланте, и имеют потенциал формировать капитал, создавать рабочие места благодаря генерированию и использованию интеллектуальной собственности» [3]. К ним относятся: литературный сектор, концертная деятельность, шоу-бизнес, медиа-холдинги, кино-теле-радио индустрия, арт- рынок, исполнительские искусства, музыкальная индустрия, индустрия моды, искусство и ремесла, Интернет-индустрия, реклама, дизайн, архитектура, музеи и учреждения культуры, культурный туризм, выставочная деятельность, фестивальная индустрия, образовательные и игровые индустрии, культурно- развлекательные комплексы, спортивно - развлекательный бизнес (курорты, базы отдыха, рекреационные и спортивные лагеря), спортивно- оздоровительные клубы спортивно-развлекательная индустрия, парковая индустрия и т.д. Культурным индустриям присуща высокая степень персонализации, поскольку именно персоналия (автор или исполнитель) играет значительную роль в производстве культурного продукта. Безусловно, современный менеджмент социокультурной деятельности в определенной степени предусматривает реализацию традиционных управленческих функций, характерных для классического менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль), ведь его специфика, прежде всего, требует осуществления инновационно-креативной, коммуникативно- интегративной, трансляционные-аксиологичной, социопроектной функций [2;4]. Таким образом, подготовка будущих специалистов — менеджеров социокультурной деятельности — должна выстраиваться от понимания к познаванию и воспроизводству к применению и творчеству. А ориентирами на всех уровнях подготовки должны быть творчество, коммуникация, экономика символического обмена. Современный менеджмент социокультурной деятельности — это не менеджмент организаций, который предусматривает администрирование и управления учреждениями в сфере культуры и ориентируется на классическую подготовку специалистов со своим оснащенным функционалом. Социокультурный менеджмент — это, прежде всего, управления процесами и явлениями, организация разноуровневых творческих событий, проект- менеджмент в области творческих индустрий, или креативный менеджмент. Настоящее требует универсального менеджера новой генеции адаптированного к меняющейся рыночной среде, способного создавать междисциплинарные социокультурные проекты - от организации фестиваля и продюсирования театральной труппы до брендирования городов. На уровне бакалавра-это менеджер-технолог, руководитель проектов, а на уровне магистра — предприниматель, владелец Бизнесу. И в том, и в другом случае целью менеджера социокультурной деятельности является – привлекать людей к миру культуры, побуждать их к творчеству, создавать благоприятную социокультурную среду, обеспечивать трансляцию ценностей, удовлетворять духовные потребности различных слоев населения. Список литературы Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности в сфере искусства и культуры : учеб. пособие / Под. ред. Н. И. Аксютика, Е. А. Макаровой. - Мн., 2008. - 147 с. Жданова Е. И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: учеб. пособие / Е. И. Жданова, С. В. Иванов, Н. В. Кротова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с. Моргулец О. Б. Менеджмент в сфере услуг: учеб. пособие / О. Б. Моргулец. - К. : Центр учб. литературы, 2012. - 384 с. Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие-4-е изд., испр. и доп. / Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. - СПб. : Изд-во «Лань»; «Изд-во ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. - 528 с. Чижиков В. В. Теория и практика социокультурного менеджмента : учеб. пособие / Чижиков В. В., Чижиков В. М. - М. : МГУКИ, 2008. - 608 с. |