БилетыОтвет. Билет 1 Основные этапы развития мирового и отечественного библиотековедения
Скачать 0.8 Mb.
|
Библиографическое описание документов, как основной элемент библиографической записи (БЗ). Области, элементы, функции и требования, предъявляемые к БО. Библиографическое описание – совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следования областей и элементов, и предназначенных для идентификации и общей характеристики документа. Объектами составления библиографического описания являются все виды опубликованных (в том числе депонированных) и неопубликованных документов на любых носителях — книги, сериальные и другие продолжающиеся ресурсы, нотные, картографические, аудиовизуальные, изобразительные, нормативные и технические документы, микроформы, электронные ресурсы, другие трехмерные искусственные или естественные объекты; составные части документов; группы однородных и разнородных документов. 2.1 Области и элементы библиографического описания Область библиографического описания это структурная единица, содержащая один или несколько функционально-однородных элемента. В состав библиографического описания входят следующие области:
Элемент библиографического описания – минимальная структурная единица описания: слово, словосочетание, аббревиатуры, цифры, условные обозначения (или их совокупность) и другие библиографические сведения, представляющие отдельную единицу библиографической информации. Элементы описания делятся на обязательные и факультативные. В описании могут быть только обязательные элементы, либо обязательные и факультативные. Библиографическое описание может быть полным, кратким и расширенным. Полное – все обязательные и факультативные элементы. Краткое – состоит из обязательных элементов. Расширенное – соединяется по мимо обязательных часть факультативных элементов. Обязательные элементы содержат библиографические сведения, обеспечивающие идентификацию документа. Их приводят в любой записи. Если обязательный элемент, общий для описаний, вошедших в библиографическое пособие, вынесен в заглавие библиографического пособия или его разделов, то он, как правило, не повторяется в каждом описании (например, имя автора в указателе трудов одного автора, имя издателя в издательском каталоге, дата издания в хронологическом списке работ и т. п.). Факультативные элементы содержат библиографические сведения, дающие дополнительную информацию о документе. Набор факультативных элементов определяет учреждение, в котором составляется запись. Он должен быть постоянным для определенного информационного массива. С наибольшей полнотой факультативные элементы приводят в записях для государственных библиографических указателей, библиотечных каталогов (в карточной и электронной форме), баз данных крупных универсальных научных библиотек и центров государственной библиографии. 2.2. Виды библиографического описания в зависимости от объекта По количеству частей различают объекты описания, состоящие из одной части (одночастные объекты), и объекты описания, состоящие из двух и более частей (многочастные объекты). Одночастный объект – разовый документ или отдельная физическая единица многочастного документа на одном физическом носителе: однотомный документ или отдельный том (выпуск) многотомного документа, отдельный компонент комплектного документа, сериального или другого продолжающегося ресурса. Многочастный объект – документ, представляющий совокупность отдельных физических единиц на одинаковых или разных физических носителях – многотомный документ, комплектный документ, сериальный или другой продолжающийся ресурс. Объект также может быть составной частью одночастного документа или единицы многочастного документа. Одноуровневое описание многочастного документа. Одноуровневое описание многочастного документа составляют на завершенный многочастный документ или на совокупность отдельных физических единиц по правилам данного раздела, при этом сведения об объеме – количестве томов (выпусков, номеров) документа – являются обязательными. Все остальные элементы описания многочастного документа, обычно приводимые на втором и последующих уровнях, в этом случае опускают. Одноуровневое описание отдельного тома (выпуска, номера) многочастного документа. На отдельный том (выпуск, номер), при необходимости, составляют одноуровневое библиографическое описание под общим заглавием многочастного документа или под частным заглавием тома (выпуска, номера). При составлении описания тома (выпуска, номера) под общим заглавием многочастного документа в качестве основного заглавия приводят общее заглавие многочастного документа, порядковый номер тома (выпуска, номера) и его частное заглавие (если оно имеется), разделяя их точками. При составлении описания тома (выпуска, номера) под его частным заглавием в качестве основного заглавия приводят частное заглавие тома (выпуска, номера). Сведения о многочастном документе в целом приводят в области серии. Многоуровневое описание Многоуровневое описание представляет собой совокупность сведений об отдельных физических единицах, объединенных общим заглавием. Внутри многоуровневого библиографического описания (или набора библиографических описаний) установлена иерархическая связь, которая реализуется средствами формата через соответствующие поля связи. Многоуровневые описания составляют на многочастные документы, состоящие из двух и более отдельных физических единиц - томов (выпусков, номеров), объединенных общим заглавием. К ним относятся опубликованные и неопубликованные многочастные документы на любых физических носителях. На первом уровне (общая часть) приводят сведения, общие для всего документа в целом, на втором и последующих уровнях (спецификация) приводят сведения, относящиеся к каждой отдельной физической единице – тому (выпуску, номеру) документа или к их группе, совокупности. На отдельную физическую единицу, а также на законченную группу, совокупность отдельных физических единиц или на завершенный многочастный документ в целом может быть составлено одноуровневое описание, состоящее только из первого уровня. 2.3 Основные документы, регламентирующие составление библиографического описания Составление библиографического описания регламентируется: ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.12 – 93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила», ГОСТ 7.82 -2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления БИЛЕТ № 13
На Руси книгопечатание появилось в середине 16 века. Это было время подчинения церкви царю, завоевания новых земель, ереси и век Ивана 4 Грозного. В 1551 г. Состоялся стоглавый собор, на котором был поставлен вопрос о ереси и книгах еретиков. Дело в том, что священные книги подвергались в руках невежественных писцов сильным искажениям. С конца XV века, когда потребность в книгах стала возрастать, к письменному труду обратилось множество рук. мы встречаем в это время много особых частных «доброписцев, в городах является особый класс писцов-промышленников. Иван Грозный интересовался западноевропейским печатным делом. И пригласил к себе иностранцев: Максима Грека, Бартоломея Готана и Ганса Богбиндера. Эту типографию принято называть Анонимной московской типографией. В начале 50-х годов 16 века появились их первые книги. Всего найдено 7 книг, датированных 16 веком: 3 издания Евангелия, 3 псалтыря, 3 триоди. Все эти издания отличались чрезвычайно слабой техникой печати, строки были разной длины. Издатели этих изданий не известны. Иван Федоров родился между 1510 и 1530 г. Предположительно из литовско-белорусской семьи. В начале 30х жил в Кракове и учился в университете. Записей об окончании учебного заведения не осталось. После Кракова в середине 50х служил дьяком в церкви. Возможно работал в анонимной типографии. 19 апреля 1563 преступает к печатанию «Апостола». Петр Мстиславец был его подмастерьем. 1 марта 1564 г. книга вышла в свет. Эту дату принято считать началом русского официального книгопечатания. Книга была отпечатана на хорошем типографском уровне. Было послесловие (колофон), где сообщалось о том, что печатный двор в Москве организован Иваном IV Грозным. Сообщается также, что Федоров был еще и правщиком (редактором). Текст в нем не светский характер в отличии от европейских колофонов религиозных изданий. В 1565 г. Федоров вместе с Мстиславцевым в московской типографии отпечатает два издания часовника. Качество издания было ниже, чем у Апостола. Оба в небольшом формате. О других изданиях Федорова в московской типографии ничего неизвестно, но, возможно, были. В 1566-67 гг. Федоров вынужден был покинуть Москву. Получил приют в городе Заблудов у гетмана Ходкевича, который предложил Федорову создать у него типографию и печатать в ней православные книги. В марте 1569 вышло «Учительное евангелие». Использовались те же шрифты, что и в Москве… Присутствовал титульный лист (в московском издании не было), есть предисловие самого гетмана Годкевича, а на оборотной стороне герб самого гетмана. В 1570 г. Федоров печатает «Псалтырь с Часословцем». По типографским качествам это издание лучше других. Был фронтиспис с ксилографией царя Давида, читающего книгу. Сохранилось всего 3 экземпляра. Т.к. книга вышла уже после подписания Люблянской унии, Ходкевич испугался политических гонений и закрыл типографию, предложив Федорову имение (отказался). Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (1574), где в колофоне рассказывает о гонении его из Москвы. В конце 70х издал еще «Новый завет с Псалтырью», еще одно издание «Азбуки» и ряд произведений художественной литературы: «Хронология Андрея Рымши» (стихотворный календарь), собрание вещей наинужнейших(сборник бытовых советов на разные случаи жизни). Через несколько лет его пригласил к себе Константин Острожский в г. Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию» (1581), первую полную библию на славяно-русском языке и главное издание Федорова. 5 (15) декабря 1583 г. Иван Фёдоров скончался в предместье Львова. В Москве же после отъезда Федорова в 1568 г. на месте старой типографии Никифор Тарасиев и Андроник Тимофеев основали новую. Отпечатали «Псалтырь» похожий на федоровский по способу печати. В 1571 г. новый печатный двор сгорел. Иван Грозный поручил Андронику создать новый печатный двор в Александровской слободе. В 1577 выпустили еще одно издание «Псалтыря» по качеству ниже предыдущего. 1589 выпущена «Триодь». После смерти Андроника, руководить типографией стал его сны. Всего за 16 век было отпечатано около 17 книг. Тиражи скорее всего не превышали тысячи экземпляров. Начиная с Лжедмитрия I в Москве уже было не до книгопечатания. Плюс, накладывались еще многие факторы: раскол церкви 1652 г., низкий уровень грамотности. В 17 веке рукописная книга продолжала доминировать в обществе. Деятельность московского печатного двора регулировалась государством и церковью. 2. Международное библиографическое сотрудничество. История и современное состояние. БИЛЕТ № 14
Книжное дело в России в первой половине XIX в.В начале XIX века в России продолжается процесс постепенного разложения крепостничества и развития капиталистических элементов в хозяйстве страны. Реформы, проводимые правительством Александра I, коснулись не только промышленности, но и культуры, народного образования, книгоиздания. В первое десятилетие XIX века был принят ряд мер по ослаблению цензуры: был отменен запрет на ввоз иностранной литературы, разрешено открытие частных типографий. Кратковременный период относительной свободы печати дал толчок развитию книгоиздания. В 1801-1805 гг. в России были напечатаны 1304 книги на русском языке и 641 книга на иностранных языках. Таким образом, в это время в России в среднем выходило около 260 книг на русском языке и около 130 книг на иностранных языках: всего немного менее 400 книг в год. Важную роль в развитии книгоиздания сыграло усовершенствование техники печати, новые изобретения и открытия, внедренные в процесс книгопроизводства.В 1816-1818 гг. на набережной реки Фонтанки в Петербурге под руководством инженера А.А. Бетанкура была образована Экспедиция заготовления государственных бумаг, включавшая бумажную фабрику и типографию, которая играла значительную роль в совершенствовании полиграфической техники. Переход к стереотипии, способу получения цельных копий наборной печатной формы, позволял увеличить тираж изданий. В начале XIX века книги печатались преимущественно в казенных типографиях: Академии наук, Сенатской, Университетской, Синодальной и др. С 1802 г. в связи с разрешением открывать «вольные типографии» растет число типографий, принадлежащих частным лицам. Если в Петербурге в 1801 г. было всего 12 казенных типографий, то в 1807 г. во всей России было уже 54 казенных и 12 частных типографий. Еще большее оживление типографского дела началось после издания указа 1807 г. об открытии типографий во всех губернских городах. Создаются типографские предприятия на периферии. Печатня герцогов Курземских после присоединения Курляндского герцогства к России стала Курляндской губернской типографией, а впоследствии частным издательством. Это была одна из лучших типографий России. В первой трети XIX века вошли в моду альманахи, так как на этот своеобразный тип издания - что-то среднее между журналом и непериодическим изданием. Основным способом иллюстрирования книг в первой половине XIX века оставалась углубленная гравюра на металле. Доминировала гравюра на меди, изготовленная в резцовой технике по офортной подготовке. В начале XIX века на первое место выдвигается не «украшение», а «иллюстрация», не виньетка, а «картинка», связанная с содержанием, с идеей, с текстом книги. Оформление русской книги соответствует тому благородному и сдержанному стилю, который называется русским классицизмом. Менялся и формат книги - он становился больше по размеру. Основные направления книжного дела в России в конце XIX—начале XX в. Значительно возрос в начале XX в. удельный вес печатной продукции, выпускаемой провинциальными городами России. Наиболее крупными центрами провинциального книгопечатания в начале XX в. были Казань, Саратов, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Томск. В 1913 г. накануне империалистической войны в России было издано 34007 книг общим тиражом 118836713 экз. На первом месте - учебники, календари, народные издания и беллетристика. Научная и специальная литература, книги по философии, политической экономии, медицине печатаются крайне ограниченными тиражами. Успехи русской социал-демократии в конце 90-х - начале 900-х гг., вызванные ростом рабочего движения, общий политический подъем в стране в связи с первой русской революцией вызвал огромный спрос на политическую (преимущественно брошюрную) литературу. Значительный размах в период революции приняло издание произведений В.И. Ленина. Разразившаяся летом 1914 г. война привела к сокращению деятельности издательств. В годы войны буржуазные издательства наводнили книжный рынок разнузданно шовинистической, ура-патриотической литературой. Общественный подъем в стране, вызванный низложением самодержавия, повысил интерес к марксистской литературе. Между февралем и октябрем вышло более 20 произведений Маркса и Энгельса. Крупнейшие книгоиздатели конца XIX – начале XX века Самым мощным в стране объединением в области книгоиздания, печатного дела и книжной торговли было товарищество Сытина. В начале XX в. к нему были присоединены типография А.В. Васильева и литография М.Г. Соловьева. В 1913 г. одно из крупнейших лубочных «народных» издательств Москвы «Торговый дом Е.И. Коноваловой» также перешло к товариществу Сытина. Накануне войны 1914 г. к товариществу Сытина была присоединена типография Кудинова, а в годы войны оно приобрело большую часть паев товарищества книгоиздательского и печатного дела А.Ф. Маркса. Сытин выпускал примерно у столько же книг, сколько восемь крупнейших петербургских фирм вместе взятых. Ему принадлежало около 50% лубочной продукции страны. В конце 80-х гг. XIX в. было основано немецко-русское акционерное издательство «Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон» (энциклопедическая ли-тра). В 1896 г. Н.С. Цетлин совместно с германской фирмой Мейера организовал книгоиздательское акционерное товарищество «Просвещение». Наиболее интересные его издания - многотомный энциклопедический словарь и дешевая серия «Всемирная библиотека» - собрания сочинений выдающихся русских и иностранных писателей-классиков. В 1910 г. в Москве возникло издательство «Мусагет». Основателем и редактором издательства был Э.К. Метнер. Издательство выпускало произведения символистов. На более широкие круги читателей было рассчитано издательство «Шиповник». Его владельцами были С.Ю. Копельман и художник З.И. Гржебин, занимавшийся с 1906 г. издательской деятельностью. Настроенные оппозиционно, на первых порах издатели выпускали историко-революционные сборники, серии открыток на острые социально-политические темы. С 1907 г. издательство стало выпускать альманах «Шиповник Одним из крупнейших русских издательств конца XIX - начала XX в. было издательство Петра Петровича Сойкина (1862- 1938). Научный характер в сочетании с литературными достоинствами. и доступной ценой - вот основные качества изданий Сойкина. К прогрессивным просветительным издательствам конца XIX - начала XX в. относится фирма братьев М. и С. Сабашниковых. Начали они в 1891 г. с издания книг по естествознанию, затем выпускали исторические, историко-литературные труды и учебники. Прославила фирму серия «Памятники мировой литературы». В 1893 г. выступила на издательском поприще писательница и общественная деятельница Ольга Николаевна Попова (1848-1907). Она выпускала лишь ту литературу, которая способствовала развитию общественного сознания в духе передовых современных идей и понятий и на подлинно научной основе. Это прежде всего книги по общественным наукам, истории, праву, философии, педагогике, истории литературы и публицистике. Попова выпустила немало естественнонаучных книг, много книг для юношества и ряд народных изданий Александра Михайловна Калмыкова (1848-1926) основала в 1890 г. в Петербурге книжный склад и издательство для народных библиотек. Мария Ивановна Водовозова (1869-1954) для пропаганды марксизма и борьбы с народническими теориями вместе с мужем, видным экономистом Н.В. Водовозовым, основывает в 1895 г. издательство. Оно выпустило немногим более 20 книг - произведения первых русских марксистов, книги, раскрывающие положение рабочего класса на Западе, работы по политической экономии, истории народного хозяйства, истории древнего мира. В Петербурге в 1901 г. возникло издательство Марии Александровны Малых (1879-1967). Марксистскую литературу М. Малых издавала в серии «Современная научно-образовательная библиотека» (60 назв.). С 1905 г. а смену этой серии приходят серии «Пролетариат», «Научное миросозерцание» и т.д. М.А. Малых издает много «идейной беллетристики». В 1909 г., спасаясь от судебной расправы, М.А. Малых эмигрировала в Швейцарию. Ее книжный склад и типография были конфискованы. В дальнейшем она также занималась литературно-издательской деятельностью. К группе либеральных издателей-меценатов, поддерживавших революционные издательские начинания и выпускавших марксистскую книгу, принадлежит известный на юге России мукомольный фабрикант Н.Е. Парамонов, основавший в 1903 г. в Ростове-на-Дону издательство «Донская речь». Одним из наиболее значительных прогрессивных издательств конца 90-х - начала 900-х гг. было издательство «Знание» (паевое товарищество писателей - ставило своей целью оградить авторов от эксплуатации издателей).Издательство «Парус» выпускало у книги отдельных русских и иностранных авторов. Выходили книги для детей, преследующие цели нравственного, эстетического и гражданского воспитания.
Культурно-исторически понятие «библиография» возникает на определенном этапе становления информационной деятельности, когда осознается необходимость в целенаправленном развитии этой важнейшей сферы общественной деятельности, культуры. В наше время мы можем с полной определенностью говорить о четырех основных периодах в истории библиографии: I период - возникновение в Древней Греции библиографии (V в. до н.э.) как книгописания, как труда книгописца («библиографа»); II период - возникновение библиографии (XVII-XVIII вв.) как обобщающей науки о книге и книжном деле (информационной деятельности) и как особого литературного жанра; III период - возникновение библиографии (конец XIX - начало XX в.) как особой науки книговедческого (информационного) цикла; IV период (современный) - осознание библиографии как особой области книжного (информационного) дела со своей специфической дисциплиной - библиографоведением. В разработку происхождения и истории развития библиографии за рубежом свой вклад внесли и отечественные ученые, особенно А.Н.Деревицкий, А.И.Малеин, А.Г.Фомин, М.Н.Куфаев и К.Р.Симон. Первый период, как установил в начале XX в. наш соотечественник А.И.Малеин, связан с появлением и функционированием самого слова «библиография» в Древней Греции в V в. до н.э. Основным значением этого слова было «не книгоописание, а книгописание, т.е. создание или распространение книги при помощи единственно доступного древности способа для этого - писания или переписки». Другими словами, библиография с самого начала своего появления обозначала то, что мы теперь называем «книжное дело», или шире - «информационная деятельность». Второй период связан с формированием в Европе XVII в. системы наук, которая существует с некоторыми изменениями и дополнениями до сих пор. Слово «библиография» наряду с другими - библиология, библиософия, библиономия, библиогнозия и т.п. - стало обозначать науку о книге (книжном деле, информационной деятельности). Как считает К.Р.Симон, слово «библиография» могло быть или заимствовано из уже имеющегося опыта, или придумано заново по образцу аналогичных названий наук (например, география). Пальма первенства в этом вопросе принадлежит французским ученым. Именно во французской интерпретации библиография как наука появилась в России начала XIX в. Здесь следует заметить, что русские ученые не просто заимствовали основы библиографической науки, но, опираясь на свой многовековой исторический опыт, привнесли много оригинального. Особое новаторство русской библиографии проявилось в следующий третий период ее развития в начале XX в. Русские библиографы в своих научных разработках шли теперь вровень с западноевропейскими и, значит, всего мира. Достаточно сослаться на российское участие в работе Международного библиографического института в Брюсселе, на созвучность идей Н.М.Лисовского, А.М.Ловягина и Н.А.Рубакина с идеями П.Отле (одного из основателей названного института). Более того, наши ученые во многих отношениях, особенно теоретических, опережали зарубежных исследователей. Самое главное из отечественных достижений рассматриваемого периода состоит в том, что была осознана специфическая роль библиографии как деятельности в более широкой системе информационной деятельности (книжного дела, документации), а библиографии как науки - в системе книговедения (документоведения, информатики и т.п.). В частности, стало изживать себя пресловутое сведение библиографии к книгоописанию. Особенно этому способствовала трактовка так называемых видов библиографии, предложенная Н.А.Рубакиным, а затем Н.В.Здобновым. Методологически это было показано в работах А.М.Ловягина, которые до сих пор замалчиваются - или нарочито, или по незнанию. А он развивал среди многих других следующие две, можно сказать, выдающиеся идеи. Первая касается определения библиографии (книговедения) как науки об общении людей, т.е. о книжном деле, информационной деятельности, коммуникации. Вторая связана с использованием и конкретизацией применительно к задачам библиографии такого диалектического метода, как восхождение от абстрактного к конкретному. В противоположность технократическому подходу Н.М.Лисовского («книгопроизводство - книгораспространение - книгоописание, или библиография») А.М.Ловягин трактовал информационное общение как восхождение, как методологическую редукцию от описания к анализу, а от него к синтезу (вспомним гегелевскую формулу «тезис - антитезис - синтез»). Причем библиография занимает здесь срединное положение, так как синтез ее результатов, вознесение их на общекультурный уровень возможны только через посредство методологии более общей науки - книговедения (или возможной теперь более широкой науки об информационной деятельности). И срединное, центральное место библиографии здесь нельзя считать случайным, так как информационное общение - это диалектический процесс с обратной связью, когда, согласно воззрениям того же А.М.Ловягина, требуется постоянное оживление - по себе мертвой - бумажной культуры, т.е. внедрение на каждом диалектическом витке информационной деятельности всего самого ценного, социально значимого в культурно-историческом развитии общества. В этой связи примечательно, что П.Отле в своих теоретических построениях пошел еще дальше, считая библиографию метанаукой по отношению к документации, т.е. системе всех наук информационно-коммуникативного цикла. Переживаемый нами современный, четвертый по счету, период в развитии библиографии берет свое начало примерно в 60-е годы, когда началась очередная научно-техническая революция, связанная с внедрением новой информационной технологии (компьютеризации), и бурно формировались такие новые научные направления, как кибернетика, теория информации, информатика, семиотика и т.д. Более глубоко были обоснованы и новые научные принципы, например, деятельности и системности. Именно в соответствии с принципом деятельности по-новому стали трактовать типовую структуру и человеческой деятельности вообще, и книжного дела (информационной деятельности) в частности, где библиография, как мы уже отмечали, соотносима с такой неотъемлемой составляющей любого вида общественной деятельности, как управление, точнее - информационное управление. Именно на современном этапе и только в нашей стране было введено новое понятие для обозначения науки о библиографии - «библиографоведение». Впервые оно было предложено в 1948 г. И.Г.Марковым, который, правда, понимал библиографию и науку о ней излишне узко и прагматически: «Библиография - это указатели и справочники, которые имеют своим объектом книги, а библиографическая наука - это теория создания, оформления и использования библиографических указателей». Новое обозначение библиографической науки вошло в ГОСТ 16448-70 «Библиография. Термины и определения», также внедренный впервые в мировой практике. Затем термин «библиографоведение» был повторен в новой редакции указанного нормативного документа - ГОСТ 7.0-77. Но, к сожалению, новое название библиографической науки отсутствовало в новой редакции - ГОСТ 7.0-84. Зато, как мы знаем, вышел первый вузовский учебник под таким названием: «Библиографоведение. Общий курс». Возможны новые дискуссии и подходы. Важно подчеркнуть, что придание библиографии управленческой функции в качестве специфической для ее общественной роли в информационной деятельности просматривается как определяющая тенденция на протяжении всей ее истории в нашей стране (В.Г.Анастасевич, М.Л.Михайлов, А.Н.Соловьев). Но почему-то этому до сих пор придается мало значения, это просто не учитывают в предлагаемых сейчас концептуальных построениях библиографии и науки о ней. Но другой альтернативы нет. Более того, именно функция информационного управления отличает как прошлую, так и современную практику библиографии Библиографическая подсистема с определяющей функцией управления характерна, как мы уже отмечали, для аппарата традиционной книги, более того, становится специфической частью современных автоматизированных информационных систем (АИС) - всякого рода ИПС, БД, БЗ, ЭС, ИИ и т. |