Главная страница
Навигация по странице:

  • Библиографическая запись как элемент библиографической информации. Основные компоненты БЗ (БО, заголовок, классификационный индекс, предметная рубрика, аннотация).

  • Библиографическая запись

  • Элементы библиографической записи

  • Виды заголовков библиографической записи

  • Основные документы, регламентирующие приведение элементов записи

  • БИЛЕТ № 12 Изобретение книгопечатания. Деятельность Иоганна Гутенберга.

  • БилетыОтвет. Билет 1 Основные этапы развития мирового и отечественного библиотековедения


    Скачать 0.8 Mb.
    НазваниеБилет 1 Основные этапы развития мирового и отечественного библиотековедения
    АнкорБилетыОтвет.doc
    Дата30.09.2017
    Размер0.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБилетыОтвет.doc
    ТипДокументы
    #9093
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    БИЛЕТ № 11

    1. Рукописная книга на Руси XI – XVII вв.

    Число сохранившихся рукописных книг XI–XVII вв. насчитывает десятки тысяч. Но даже эта цифра не может дать приблизительного представления о числе книг, написанных и обращавшихся на Руси в то время. Многие уникальные памятники погибли в огне пожаров при набегах половцев, татар, литовцев Смутного времени. Например, в 1240 г. во время нашествия Батыя в Десятинной церкви в Киеве были уничтожены уникальные рукописи. В 1382 г. во время сожжения Москвы Тохтамышем сгорели тысячи книг, которые были свезены в столицу по указанию митрополита Киприана.
    Первые книги на Руси были обычно переводами с греческого языка, осуществленными славянами в Моравии и Болгарии, а также на Руси. Это были библейские книги: Псалтирь, Евангелие и другие. Оригинальными произведениями русских авторов являются поучения, жития святых, летописи, слова.

    Большинство книг имело религиозное содержание (творения Святых Отцов, жития святых, богослужебные книги). А вот книг исключительно светского содержания в то время писалось немного. И это было естественным положением вещей, ведь наши древнерусские предки очень трепетно относились к рукописи, считали, что в письменном слове должно было выражаться в первую очередь Слово Божественное.

    Наиболее ранние из сохранившихся рукописных книг относятся ко второй половине XI – началу XII вв. Самая ранняя – Остромирово Евангелие (1056–1057 гг.). Чуть позже были написаны два «Изборника» князя Святослава Ярославича (первый – в 1073 г., второй – в 1076 г.). В начале XII в. появилось Мстиславово Евангелие (1115 г.). Евангелия и Изборники – великолепные образцы книжного искусства Древней Руси. Они написаны уставным письмом на пергамене. Листы книг богато орнаментированы, украшены миниатюрами.

    «Остромирово Евангелие» долго считалось вообще первой древнерусской книгой. Однако в 2000 году, во время археологических раскопок в Новгороде были найдены три деревянные дощечки с древнерусскими текстами, которые ученые считают страницами из деревянной книги – «Псалтири». Было установлено, что деревянная «Псалтирь» была создана в конце X–начале XI вв.   

    Исследованием содержания рукописей занимаются филология, источниковедение и, кроме того, палеография (греч. палайос – древний, графо – пишу) – специальная историческая дисциплина, которая исследует закономерности развития письменных источников с их внешней стороны: изменения материала, орудий письма, особенностей почерков и украшений и т.д. Одна из основных задач палеографии – установление времени и места написания источника, подлинности произведения, потому что даты написания, имеющиеся в рукописной книге, часто не соответствуют действительности. Датировать рукопись можно по особенностям материала, на котором она написана, знаков письменности – букв, украшений, особенностей древнерусского языка.

    Основной материал рукописных книг – пергамен и бумага. Пергамен (от названия города Пергам в Малой Азии) – особо выделанная телячья кожа. В Древней Руси этот материал называли «харатья» (от греч. хартион, или телятина. Слово «пергамен» (перкомент) проникло на Русь уже в XVI в. из польского языка. На пергамене книги писали до второй половины XIV в. С этого времени пергамен начал заменяться бумагой, сначала привозной, а потом и отечественного производства. Уже в XV в. пергамен употреблялся для написания лишь самых ценных книг, потому что он был гораздо дороже бумаги, но и долговечнее ее. Русские рукописи XV–XVII вв. написаны почти исключительно на иностранной бумаге французского, немецкого, польского и голландского производства. Первые попытки завести свое бумажное дело на Руси относятся к XVI в., но тогда бумага получалась низкого качества. Массовое производство русской бумаги началось лишь в XVIII в.

    Особенности бумаги дают историкам возможность весьма точно датировать рукописи. На бумаге имеются филиграни (водяные знаки), обозначавшие фабрику-производителя, сорт бумаги и ее стоимость. Сюжеты для филиграней выбирались самые разные: звери, птицы, кувшины, гербы. Водяные знаки постоянно менялись, через год-два рисунок терял первоначальные очертания, а новый знак имел свои особенности. Изучение этих особенностей позволяет определить время распространения разных рисунков и знаков, а по ним – дату рукописи.

    Материалом для письма служили чернила и краски. Чернила были железистые (черные, с коричневым оттенком – отсюда и название) и постепенно выцветали. Для заглавных букв употреблялась красная краска – киноварь. В летописях киноварью выделяли каждое обозначение года.

    Рукописные книги были разного формата. Как и сейчас, в древности книги состояли из отдельных тетрадей, которые сшивались вместе. Часто тетради раздавались разным писцам, каждый из которых писал свою часть книги. Листы бумаги были разных размеров: один 20 на 30 см, другой – вдвое больше, он назывался александрийским листом. Лист бумаги поступал в продажу сложенным вдвое. Рукопись, написанная на раскрытых листах, называлась на Руси в дестный (то есть в большой) лист. Рукопись, написанная на нераскрытых листах, – в лист, или в десть (научное обозначение – 1^). Листы, вторично согнутые пополам, давали рукопись в четверку (4^); если листы перегибали еще раз – в осьмушку (8^), еще раз – в шестнадцатую долю (16^) и т.д. Особенно маленькими были карманные женские молитвенники – в 32^ и даже в 64^. В большой, дестный лист написаны роскошные рукописи XVI в. – 12 томов «Великих Четьих-Миней» митрополита Макария, а также «Царственная книга».

    Рукописи обычно переплетались. Книга стоила очень дорого, а непереплетенная быстро растрепывалась. Переплет делали так: корешок тетради прошивали веревками, концы которых прикреплялись к деревянным доскам. Внешняя сторона доски покрывалась, в зависимости от возможностей заказчика, тканью, бархатом, кожей. В особых случаях делался еще и металлический оклад. Обязательны были застежки, чтобы книга не теряла свою форму. Часто переплеты украшались металлическими угольниками на углах переплетных досок, они предотвращали переплет от порчи. Древнейший сохранившийся переплет – к Мстиславову Евангелию 1115 г. 

    В разное время отличалось и начертание букв. Различают три типа письма: устав, полуустав и скоропись. Устав – древнейшее русское письмо XI–XIV вв., отличавшееся геометрическим начертанием букв. Буквы писались в строке, их нижние и верхние концы не должны были выходить за ее пределы, фразы писались почти без разделения на слова. Постепенно, в XIII–XIV вв., устав менялся и терял геометрические очертания. Вместо прямых линий появлялись округлые и кривые – писцы стремились упростить письмо, сделать его более быстрым.

    Поздний устав переходит в полуустав – сначала в деловых документах, потом, с XV–XVI вв., в рукописных книгах. Основные черты полуустава – более мелкое написание букв, появление наклона, лигатур, т.е. связанного написания двух стоящих рядом букв. 

    На рубеже XIV–XV вв. в деловом письме появляется новый начерк – скоропись. Это беглое письмо со слитным написанием многих букв в словах, сокращениями слов. Своим появлением она обязана большому объему работы писцов в государственных учреждениях объединенного Русского государства. В рукописные книги она проникает к концу XVI в.

    В качестве орудий письма древние писцы использовали гусиные перья, способ изготовления которых не изменился до XIX в. Для написания заглавных букв применялись кисточки. 

    Рукописные книги всегда украшались. Одна из особенностей древнерусских рукописей – применение вязи, декоративного письма, для которого были характерны сокращение деталей букв, лигатуры, буквенные и межбуквенные украшения. Вязью писались заголовки. Название книги или главы писцы старались уместить на одной строке, поэтому буквы вязи высокие и узкие. Рукопись также украшалась инициалами (красиво нарисованными заглавными буквами) и заставками в начале книги или перед каждой статьей. Были распространены и рисунки на полях рукописи – «полевые цветы».

    Самым древним в русских рукописях был так называемый старовизантийский, или геометрический, орнамент. Он состоял из кругов, прямоугольников, треугольников. Иногда в геометрические фигуры вписывались изображения растений – трилистник, цветок, ветка, почки. Заставка помещалась в прямоугольной рамке. Краски применяли белые, голубые, розовые, зеленые.

    В XIV в. появляется тератологический (лат. чудовищный), или звериный, орнамент, когда в заставке и инициалах изображались фантастические животные. С XV в. под влиянием переселенцев из разгромленной турками Византии появляется нововизантийский и балканский орнамент (иногда последний называют «плетеным»). Кроме того, в рукописях встречаются миниатюры. Для обозначения миниатюры на Руси употребляли название «рукопись в лицах», «лицевая», потому что на миниатюрах изображались, как правило, люди: апостолы-евангелисты, святые, исторические деятели и т.д.

    В конце XVII–XVIII вв. печатная продукция стала вытеснять рукописную книгу, но в церковной и в особенности старообрядческой традиции искусство рукописной книги сохранилось до наших дней.


    1. Библиографическая запись как элемент библиографической информации. Основные компоненты БЗ (БО, заголовок, классификационный индекс, предметная рубрика, аннотация).

    Библиографическая запись – элемент

    библиографической информации, фиксирующий в документальной форме сведения о документе, позволяющие его идентифицировать, раскрыть его составные части и содержание в целях библиографического поиска. В состав библиографической записи входит библиографическое описание, дополняемое по мере надобности заголовком, терминами индексирования (классификации индексами и предметными рубриками), аннотацией (рефератом), шифром хранения документа .Библиографические записи делятся на виды в зависимости от различных признаков: объекта, структуры записи, полноты набора элементов, выбора точки доступа, наличия изменений, количества записей:

    • В зависимости от вида объекта различают библиографические записи на книги, сериальные и другие продолжающиеся ресурсы, ноты, картографические и изобразительные материалы, аудиовизуальные, нормативные и технические документы, микроформы, электронные ресурсы, трехмерные искусственные и естественные объекты и т. д.

    В зависимости от структуры библиографической записи различают одноуровневые и многоуровневые записи:

    • Одноуровневая запись содержит один уровень, ее составляют на одночастный документ; на завершенный многочастный документ в целом; на отдельную физическую единицу, а также группу физических единиц многочастного документа.

    • Многоуровневая запись содержит два и более иерархически связанных уровней и составляется на многочастный документ (многотомный и комплектный документ в целом, сериальный или другой продолжающийся ресурс в целом), либо на отдельную физическую единицу, а также группу физических единиц многочастного документа – один или несколько томов (выпусков, номеров) многотомного, комплектного документа, сериального или другого продолжающегося ресурса.

    Библиографическая запись составной части может быть представлена в качестве как одноуровневой, так и многоуровневой записи.

    В зависимости от полноты набора элементов различают краткую, расширенную и полную записи:

    • Краткая запись состоит только из обязательных элементов

    • Расширенная запись состоит из обязательных и некоторых факультативных элементов

    • Полная запись состоит из обязательных и всех факультативных элементов, сведения для которых имеются на документе или могут быть установлены по источникам вне документа

    Элементы библиографической записи

    • Заголовок библиографической записи. Это элемент библиографической записи, расположенный перед библиографическим описанием и предназначенный для упорядочения и поиска библиографических записей. Заголовок библиографической записи может содержать имя лица (заголовок индивидуального автора), наименование организации (заголовок коллективного автора), название страны и обозначение вида документа (заголовок формы), унифицированное заглавие (заголовок, содержащий унифицированное заглавие) или другие сведения.

    • Библиографическое описание. Это совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по определенным правилам, устанавливающим порядок следования областей и элементов, и предназначенных для идентификации и общей характеристики документа.

    • Термин индексирования. Это одна или несколько связанных лексических единиц, представленных в поисковом образе документа и оформленных по правилам определенного информационно-поискового языка.

    • Шифр хранения документа. Это условное обозначение места хранения документа в виде сочетания буквенных и (или) цифровых знаков.

    • Аннотация. Это краткая характеристика документа, поясняющая его содержание, назначение, форму, другие особенности.

    • Реферат. Это сокращенное объективное изложение содержания документа с основными фактическими данными и выводами.

    Виды заголовков библиографической записи

    Заголовок состоит из единообразно сформулированной основной части, при необходимости дополняемой уточняющими сведениями — идентифицирующими признаками.

    По характеру сведений о документе или его составной части различают следующие основные виды заголовков библиографической записи:

    • Заголовок, содержащий имя лица. В заголовке могут быть приведены имена авторов; составителей; собирателей; авторов записи и литературной обработки, переработки, комментариев, предисловий, вступительных статей, послесловий и т. п.; редакторов; переводчиков; художников; фотографов и т. д.

    В заголовке основной записи приводят имя одного автора. При наличии двух и трех авторов, как правило, указывают имя первого. Если авторов четыре и более, то заголовок не применяют.

    Имя лица в заголовке приводят в форме, получившей наибольшую известность.

    • Заголовок, содержащий наименование организации

    В заголовке могут быть приведены наименования постоянных и временных организаций: высших и местных органов государственной власти, общественных организаций, политических партий, религиозных организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности, военных учреждений и войсковых частей, международных организаций и др.

    • Заголовок, содержащий унифицированное заглавие

    применяется при составлении библиографических записей на издания анонимных классических произведений, публиковавшихся под разными заглавиями, издания текстов священных писаний, литургические книги, изданные в XVI-XVII веках и имеющие различные сложные заглавия.

    • Заголовок, содержащий обозначение документа

    Заголовок библиографической записи на нормативные документы содержит индекс документа (ГОСТ, ОСТ, СТП, ТУ, ИСО), цифровое или буквенное обозначение документа, год утверждения. В заголовке приводят также буквы "Е" и "Э", отражающие принадлежность объекта стандартизации к экспортной продукции.

    • Заголовок, содержащий географическое название

    Основная часть заголовка может содержать официальное, обыденное или сокращенное название географического объекта, дополненное при необходимости географическим термином. Форма приведения географического названия определяется библиографирующим учреждением.

    Основные документы, регламентирующие приведение элементов записи

    Приведение элементов записи регламентируется документами: ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.12 – 93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила», ГОСТ 7.8- 2001 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

    БИЛЕТ № 12

    1. Изобретение книгопечатания. Деятельность Иоганна Гутенберга.

    Книгопечатание появилось на дальнем востоке в Китае и Японии. Печатали с помощью глиняных и деревянных литеров. В Европе книгопечатание появилось в середине 15 века. Это было новое время, начало религиозных воин, начало бурного экономического развития, открываются университеты, повышается уровень грамотности, появляется интерес к наукам и обучению, развиваются мануфактуры. Рукописная книга перестала удовлетворять потребности, т.к. книг требовалось намного больше, чем могли успевать изготавливать переписчики, а также было необходимо, чтобы книги были одинаковые. Во 2-ой половине 14 века относительно широкое распространение получили ксилографические книги. Текст с иллюстрациями наносился на деревянную доску, а потом печатался. Идея пришла из Испании. Изначально этим методом печатались карты, затем появились блок-буки (картинки на библейские сюжеты), а позже и текстовые книги. Способ печати был достаточно трудоемкий и неудобный. Появилась идея шрифтового книгопечатания. Идею эту реализовал в середине 15 века Иоганн Гуттенберг.Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовлял из металла «подвижные» выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. Однако у него недоставало средств для эксплуатации своего изобретения.

    Переселившись в 1448 году в родной Майнц, Гутенберг в 1450 году заключил договор с майнцским дельцом, по-видимому, ростовщиком Иоганном Фустом, в силу которого тот ссудил ему 800 гульденов из 6 % и, кроме того, обязывался ежегодно выдавать 800 гульденов на потребности производства (краски, бумагу и прочий расходный материал); типография со всеми её принадлежностями должна была делиться пополам между Гутенбергом и Фустом. Основной капитал Гутенберг получил, однако, по частям. От выдачи оборотного капитала Фуст совершенно уклонялся, и по дополнительному договору 1452 года за единовременную уплату 800 гульденов был освобождён от ежегодных взносов.

    При таких ограниченных средствах, не имея ни опытных рабочих, ни усовершенствованных инструментов, Гутенберг, тем не менее, достиг значительных успехов. До 1456 года он отлил не менее пяти различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику Элия Доната (несколько листов её дошли до наших дней и хранятся в Национальной библиотеке в Париже), несколько папских индульгенций и, наконец, две Библии, 36-строчную и 42-строчную; последняя, известная под названием Библии Мазарини, напечатана в 1453—1455 годах.

    Гутенберг не смог выплатить Фусту проценты и Фуст предъявил иск. Процесс окончился присягой Фуста, о чём был составлен протокол, записанный нотариусом Гельмасбергером 6 ноября 1455 года; подлинник этого акта, столь важного для сохранения за Гутенбергом имени изобретателя книгопечатания, в XIX веке был открыт Карлом Дзяцко в библиотеке Гёттингенского университета (K. Dziatzko, «Sammlung bibliothekwissenschaftlicher Arbeiten» 1889 году и сл.). По решению суда типография со всеми её принадлежностями перешла к Фусту, и Гутенбергу надо было начинать дело с нуля.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта