Билет государствоведение как наука и учебная
Скачать 222.01 Kb.
|
ИНСТРУМЕНТАЛИСТСКИЙ : этничность как соц. инструмент. Сохранение этнических групп – это потребность людей в преодолении отчуждения, характерного для современного общества массовой культуры, потребительских ценностей и прагматизма. Этничность — средство для достижения групповых интересов. (Коэн, Дилигенский) 3-я т.з. – КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ : этничность – соц. конструкцией, не имеет объективных корней. Этнос— искусственное образование, результат целенаправленной деятельности интеллектуальной элиты. Этничность передается при помощи массовой культуры, средств массовой информации, системы образования и воспитания. Этническая элита использует этнические символы для солидаризации общности, которые произвольно «выхватываются» из культуры и являются просто знаками групповой солидарности. (Тишков, Андерсон, Геллнер, Хобсбаум). Краснов: этнос сопоставим с нацией, этнос – исторически-природный феномен, а нация – средство для достижения групповых интересов, результат деятельности элит. Этногенез – процесс образования этнических общностей. Один случай: этногенез = «происхождение этноса» и всё. Другой случай: «этногенез» - происхождение и вся этническая история уже сложившейся общности. Гумилев: этногенез детерминирован воздействием космических энергий и особенностей ландшафта ("место развития"), в котором протекал этногенетический процесс. Этногенез – это четырехфазный процесс, включающий возникновение, подъем, упадок и умирание этноса. Этнос — это основная единица этнической классификации человечества, которая характеризует этнические общности различного порядка (племя, народность, нация и др.). Племя — этносоциальная общность доклассового общества, основанная на кровнородственных связях и состоящая из родов. Оно располагает своей территорией, племенной экономической общностью, имеет единый язык, собственное наименование, единство религиозных представлений и обрядов. Народность — этническая и социальная общность людей, которая исторически следует за племенем и предшествует нации. Там возрастает значения территор. связей, роль общего языка. Есть хозяйственные связи, прото-общая культура, самоназвание общее. С развитием капитализма народности превращаются в нации. Нации – это про преодоление нац. замкнутости и раздробленности, про общую систему хозяйства, про создание и распространение общего литературного языка, общих элементов культуры и т.д. Образование наций – не универсальная стадией развития всех народов мира. Нация как этнос – XIX в. До того статус человека определяли религиозные, династические, хозяйственные, военные факторы. Впервые понятие нация в политическом значении появилось в ходе Великой Французской революции, когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного «подданства французской короны». была взята на вооружение Идея нации как этноса – последние десятилетия XIX в., когда достижение и обеспечение единой национальной государственности во многих странах стало приоритетной политической целью. В XX в. в определении нации на первый план были поставлены факторы биологические и пространственные, связанные с единством территории проживания или расселения. Затем это привело к нацизму. Признаки нации: язык, культура, история, госудраственность. Тишков: национальная идентичность – общеразделяемое представление граждан о своей стране, ее народе и как чувство принадлежности к ним. Нация – многоязычна, многоэтнична, многорелигиозна. Нация относится к этносоциальному организму и считается высшей формой социально-этнической общности. Нации не гомогенны (не однородны) сейчас. «Национальность» - производное от термина «нация». Первое значение: принадлежности человека к опр. этносу, а на Западе – для указания гос. принадлежности людей (подданство, гражданство). Второе знач. «национальность» - собирательное понятие в тех случаях, когда им заменяется перечень различных форм социально-этнических общностей (наций, народностей, этнических групп и т. д.). Этническая группа — это группа людей, для которой характерна близость языков и некоторых других особенностей культуры, родственных по происхождению и сохранившихся до наших дней. «Этнографические группы», или «субэтносами» - русские и казаки, поморы и др.; «верхние» и «нижние» немцы. «Национальные (этнические) меньшинства» - группы людей какой-либо социально-этнической общности, проживающие за пределами своей государственности в инонациональной среде и составляющие, как правило, меньшинство населения в странах своего проживания. У этих меньшинств – сохранение этнического самосознания, культуры, быта, традиций, языка основной части этнической общности. В мире нет полностью мононациональных государств, везде есть нац. меньши. Проблемы нац. меньшинств не везде одинаковые. В последние годы применительно к государствам, возникшим на пространстве бывшего СССР, употребляется термин «русскоязычное население». Отличать «национальные меньшинства» от термина «разделенный народ» — общность людей, расчлененная политическими, государственными границами. Межэтнические контакты и их последствия: · сосуществование-+**/-+ 3 (не смешиваются и не поглощают друг друга, заимствуя нововведения); · ассимиляция (поглощение с полным забвением); · метисация (сочетаются традиции, нестойкий вариант); · слияние, при котором забываются традиции первичных компонентов и рядом/вместо возникает третий этнос. «Этнографическая группа» и «этническая группа» - производные от «этноса». БИЛЕТ 43. Этнические процессы в современном мире. Первая волна этнической активности – XVIII в. => появление на базе латиноамериканских колоний Испании, Португалии и Англии 20 новых государств. Вторая волна – волна национально-освободительного движения после ВМВ => рухнула колониальная система и за два десятилетия возникло 80 новых государств Третья волна – конец ХХ в. => разрушение СССР, Югославии, Чехословакии, возникновение Бангладеша, Восточного Тимора и др. При создании ООН было в ней 51 государство, сейчас — 193. По некоторым оценкам, через четверть века на Земле может существовать до 500 стран. Зачастую из-за большинства новых гос-в и появляются мировые экономические, социальные, политические, экологические проблемы. Много развивающихся стран новых замкнулось на своих проблемах и стоит (Африка, Азия). Развивающиеся страны: низкий человеческий потенциал, авторитаризм, снижение ценности ресурсов при росте значения технологий и знаний => еще трудней им самостоятельно развиваться. Неудачи «развивающихся» и новых стран подталкивают многих в таких странах искать объяснение своим неудачам в теориях «вины» бывших метрополий за нынешнее положение периферийных стран, концепции «долга за политику колониализма», т.е. молодым странам нужно всячески помогать, это будет как прощение. Такие регионы обостряют проблему мирового неравенства; оттуда миллионы переселенцев; там хорошо развивается терроризм. Распад «биполярного мира» - неструктурированость МО по причине: 1) продолжительной подчиненностью всех полит. процессов задачам «холодной войны»; 2) резкого роста влияния эконом. факторов в глобальной политике; 3) сокращения возможностей использования традиционной военной силы в конфликтных ситуациях. Результат : эрозия правил поведения на мировой арене из-за сочетания глобализации и распада системы Глобализация – про стирание грани между внут. и внеш. политикой государств. Энергетическая, научно-техническая, транспортная, социальная, экологическая политика интернационализируется. Старые организации, многие правила международного поведения становятся все менее эффективными, новые даже не успевают утвердиться. В мире три центра экономико-политического влияния: § 1-я группа — страны I мира, уходящие в отрыв от всех остальных. У них плоды информационной революции, открытость финансовая и торговая. Это — Северная Америка, Западная Европа, Япония, к ним могут примкнуть некоторые «новые индустриальные страны». § 2-я группа — большинство новых индустриальных стран, совершивших рывок в 1960—1990-е гг., но сейчас развивающихся недостаточно быстро, чтобы в обозримом будущем надеяться войти в «первый мир». Восточная и Южная Азия, Латинская Америка, Центральной и Восточной Европы. § 3-я группа — так называемые «падающие» государства (Экваториальная Африка, Центр. Азия, ряд стран бывшего СССР), доля которых в мировом ВНП продолжает сокращаться. Не участвуют норм в глобализации, нет порядка в них, жертвы междоусобиц, рассадники терроризма, наркотрафика, эти страны – угроза международной стабильности. Современные явления · Миграция – колоссальные миграционные потоки – а есть все основания полагать, что они будут усиливаться, – уже называют новым «великим переселением народов», способным изменить привычный уклад и облик целых континентов. · Провал толерантности – с «обострением национального вопроса» вплотную столкнулись самые развитые и благополучные страны. Дело в провале попыток интегрировать в общество инокультурный элемент. · Провал ассимиляции – «плавильный котел» ассимиляции барахлит и чадит – и не способен «переварить» все возрастающий масштабный миграционный поток. (В.Путин) => мультикультурализм: возводит в абсолют «право меньшинства на отличие» и при этом недостаточно уравновешивает это право – гражданскими, поведенческими и культурными обязанностями по отношению к коренному населению и обществу в целом. БИЛЕТ 44. Межэтнические конфликты и их влияние на развитие государств. Фактором, способствующим возникновению новых государств в мире, иногда выступает сепаратизм. Однозначной трактовки сепаратизма нет. Понятие "сепаратизм" входит в понятие "территориальный конфликт". Признак сепаратизма – столкновение сил, интересов. Сепаратизм как социальный конфликт => объект конфликт – фрагмент материальной, социально-политической или духовной реальности Сепаратизм как территориальный конфликт – территория, земля, ее недра, социальный статус, распределение власти, язык и культурные особенности. Сепаратизм – это всегда кризис идентичности. Сепаратизм – политическое движение, возникающее в неоднородных (этнически, конфессионально, культурно, экономически и т. п.) государствах, направленное на выход части территории из состава единого государства с целью создания нового независимого государства (сецессия) или вхождения в состав другого государства (ирредентизм). Это высшая стадия процесса дезинтеграции. Регионализм — стадия развития дезинтеграции, в пределах которой неудовлетворенные своим положением этносы выступают за реформы в рамках существующего гос. устройства, добиваясь признания культ. самобытности района, большей эконом. самостоятельности Автономизм – движение за самоопределение этносов и регионов на базе автономии – права на самостоятельное управление какой-либо частью государства, закрепленное конституцией или другими правовыми нормами. От регионализма отличается более широким набором требования самостоятельности, а от сепаратизма - отсутствием требований полной государственной независимости и борьбой за признание прав региона на самоуправление в рамках существующего государства. Экстремизм – цель: насильственный захват/удержание власти + насильственное изменение гос. устройства => насильственное посягательство на обществ. безопасность, в том числе организация незаконных вооружённых формирований (участие в них). Факторы возникновения сепаратизма (по мнению Барышникова): · этноконфессиональный фактор – определяющий · социально-экономический (амплитуда контрастов) · фактор природных границ · геополитический фактор · фактор общественной мобилизации · наличие популярного лидера-сепаратиста · исторический опыт государственности Очаги сепаратизма и их критерии: 1) этнокультурная общность; 2) географическая близость, 3) единый цивилизационно культурный фундамент (например, христианский, исламский, буддистско-индустский); 4) сходство исторического развития; 5) аналогия в действии факторов развития сепаратизма 6) уровень политической стабильности, 7) интенсивность конфликтов. 6 региональных разновидностей сепаратизма § Западноевропейский сепаратизм: Ирландия, Страна Басков, Каталония, Корсика. Высокая роль этноконфессионального и соц-эк факторов. Требования носят ограниченный характер, конфликт в равновесии находится. § Восточноевропейский сепаратизм: Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Косово. Недавно все возникло. Требования радикальные. Выше уровень этноконфессиональной нетерпимости. Связь сепаратистов с криминальным миром. Терроризм есть, но ток в самом гос-ве. § Ближневосточный сепаратизм (Алжир, Палестина, Курдистан, Ирак, Пакистан, Афганистан). Исламская цивилизация. Терроризм понятно. Трудно понять, кто стоит за терактами. Важно самосознание меньшинств в регионе. § Азиатский сепаратизм (Джамма и Кашмир, Шри-Ланка, Южные Филиппины, Восточный Тимор). Доколониальные корни. Терроризм есть. § Африканский сепаратизм (Юж. Судан, Ангола, Сомали и т.д.). Похоже на Азию, но большая роль родоплеменных связей. § Американский сепаратизм (Провинция Квебек, штат Чьяпос в Мексике, Провинция Гренландия, остров Невис). Меньше всего выражен сепаратизм. Насилия практически нет. Причины сепаратизма (Семин А.В.): § диспропорции регионального развитая, § национальная дискриминация и нетерпимость, § невозможность пробиться к власти в неразделенном государстве политической элите региона, § отсутствие перспектив для творческого роста у средних слоев населения, демографические изменения, соц-эк проблемы, § а также историческая память об утраченной независимости. Необходимые условия для возникновения сепаратизма: § существование в государстве разных по характеру составных частей, § экспансионистская политика государства, § централизованный характер управления в государстве, § отсутствие или неразвитость местного самоуправления, § политический и социально-экономический кризис в государстве, § недовольство различных слоев населения, проводимой Центром политикой. Еще сепаратизм может быть из-за индустриализации, миграции и т.п. Право наций на самоопределение – проблема, т.к. недоработанное право (а что такое нация) => Два вида сепаратизма – региональный и этнический. Региональный – создать приемлемое политико-территориальное устройство государства. Этносепаратизм – создание собственной нац. государственности. Этносепаратизм возникает из сепаратизма регионального. Основа этносепаратизма – национализм. Геллнер: кризис доктрины самоопределения – принцип национализма вызывает нестабильность. Невозможно удовлетворить требования всех национализмов. Национализм ложен по экономическим и моральным соображениям. Решение нац. и этнических проблем возможно только на путях развития демократии. Право самоопределения выражает легитимные интересы всех групп. Право сецессии не есть универсальное право любой группы людей, а особая привилегия. Аргументы права группы на сецессию: § Ликвидация последствий прошлых аннексий (самый простой вариант, но здесь важно, какая группа просит этого права) § Самозащита от агрессора (обычное и установленное право) § Дискриминация в распределении |