Главная страница
Навигация по странице:

  • БИЛЕТ 19. Понятие типологии государств. Различные подходы к типологии государств.

  • БИЛЕТ 20. Формационный подход к типологии государства. Понятие и виды формаций.

  • К критике экономической теории”

  • БИЛЕТ 21. Марксистская концепция смены формаций.

  • БИЛЕТ 22. Цивилизационный подход к типологии государства. Понятие цивилизаций и их виды на современном этапе.

  • БИЛЕТ 23. Представители цивилизационного подхода, особенности их теорий.

  • Столкновение цивилизаций (Хантингтон

  • Билет государствоведение как наука и учебная


    Скачать 222.01 Kb.
    НазваниеБилет государствоведение как наука и учебная
    Дата13.10.2022
    Размер222.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBILET_gosved.docx
    ТипДокументы
    #731162
    страница6 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    Конфедерация - союз суверенных государств, заключивших конфедеративный договор и таким образом объединившихся для решения общих задач и проведения совместных действий => первая современная форма МГО, последняя, которую знает история - Сенегамбия (1982-1989) Сенегал и Гамбия

    • сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме: свои государственные органы, гражданство, конституция, законодательство

    • договорная основа, добровольный характер, свобода выхода

    • отсутствие единого гражданства и территории

    • рекомендательный характер актов конфедерации

    Б) Союз - временное объединение для достижения определенных целей => например, военно-политический блок как подвиг союза (НАТО)
    В) Содружество/интеграционное объединение -  это союз суверенных государств, складывающийся на основе экономической, ресурсной, социально- культурной, образовательной, валютной и др. интеграции, создающий условия для взаимовлияния и выравнивания развития входящих в состав союза субъектов (ЕС, АСЕАН, МЕРКОСУР, НАФТА)
    Г) Протекторат - форма межгосударственных отношений, при которой одна страна признает над собой верховный суверенитет другой, прежде всего в международных отношениях, сохраняя автономию во внутренних делах и собственную династию правителей (Турция и Северный Кипр)

    Д) Уния - союз государств, возглавляемый одним монархом (всякие британские ребята: Папуа Новая Гвинея, Сент-Китс и Невис, Антигуа и Барбуда)

    Е) Фузия - слияние 2 суверенных государств в одно новое (ГДР И ФРГ в 1990)




    БИЛЕТ 19. Понятие типологии государств. Различные подходы к типологии государств.

    Классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и социальная направленность. На характер государственности и государственное устройство влияют национальный состав населения, своеобразие его культуры, размер территории, географическое положение, обычаи и традиции народа, религиозные воззрения и другие факторы. 

    Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием. Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются: 1) количество властвующих в государстве; 2) осуществляемая государством цель. Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) - естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, расцвета, упадка и исчезновения. 

    Современные подходы:

    При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства - это государство определенной общественноэкономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Авторы: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин

    Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию. Одним из основоположников данного подхода к типологии государств ученые считают арабского мыслителя XIV-XV в.в Ибн Халдуна. Авторы: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хангтингтон. 





    БИЛЕТ 20. Формационный подход к типологии государства. Понятие и виды формаций.
    !!!! ЗДЕСЬ ЭТЕНШН
    Засеева говорит в своем ТГ, что типов обществ 6, а формаций 5. Уточню у нее на консультации.  

    Представители: Маркс 

    Основные работы по теме: “К критике экономической теории”
    Главный критерий подхода - социально-экономические признаки (или общественно - экономическая формация). 
    Общественно - экономическая формация включает в себя:

    • Базис (основа всех сфер социальной жизни)

    • Надстройка (совокупность идеологических отношений, взглядов, учреждений, которые являются социальным, культурным, политических дополнением базиса (в том числе общественное сознание. 


    Эволюционное развитие общества:
    Производственные силы развиваются постепенно, отношения, которые в связи с ними складываются – скачкообразно

    Производственные силы развиваются быстрее производственных отношений

    Социально-политическая организация труда отстает от развития технологий

    Кризисы перепроизводства, угнетение, отчуждение

    Социальная революция (не политическая случайность, а закономерный результат экономического развития человечества).

    Этот процесс универсален, в его основе лежит смена общественно-экономических формаций
    Что такое формации?
    Формация - стадии социально - экономического развития общества
    Формации:

    1. Первобытная

    2. Рабовладельческая

    3. Феодальная

    4. Капиталистическая

    5. Социализм + Коммунизм 


    Первая и последняя формации не имеют классов.
    Классы по мнению представителей теории появляются в результате: 

    разделения труда => появления излишков продукции (прибавочный продукт) => завладения этими излишками определенной, узкой группой людей => эта группа людей в итоге становится не только экономически, но и политически господствующим классом.
    Из ТГ Засеевой:

    Достоинства формационной типологии:

    1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

    2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

    Недостатки:

    1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

    2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.





    БИЛЕТ 21. Марксистская концепция  смены формаций.
    !!!! ЗДЕСЬ ЭТЕНШН
    Засеева говорит в своем ТГ, что типов обществ 6, а формаций 5. Уточню у нее на консультации. 

    Представители: Маркс

    Основные работы по теме: К критике экономической теории
    Что такое формации?
    Формация - стадии социально - экономического развития общества
    Формации:

    1. Первобытная

    2. Рабовладельческая

    3. Феодальная

    4. Капиталистическая

    5. Социализм + Коммунизм 


    Первая и последняя формации не имеют классов.
    Классы по мнению представителей теории появляются в результате: разделения труда => появления излишков продукции (прибавочный продукт) => завладения этими излишками определенной, узкой группой людей => эта группа людей в итоге становится не только экономически, но и политически господствующим классом.
    Первобытная (или первобытный коммунизм)
    Все очень примитивно, нет никак средства производства и орудия труда очень примитивны. Классов нет, средства производства находятся в общественном пользовании. 
    Рабовладельческая
    Появляется частная собственность. Господствующий класс - рабовладельческий. Работают здесь рабы. Производство организуется рабовладельцами и присваивают себе результаты трудов рабов. 
    Феодальная
    Появляется новый класс феодалов. Все, что на их земле, в том числе и люди, - их собственность. Крестьяне эксплуатируются феодалами. Основная скрепа общества - сословно социальная структура. 
    Капиталистическая
    Разделение на капиталистов (те, кто владеют средствами производства) и пролетариат (те, кто работает по найму). Прибавочный продукт уходит к капиталистам. Некоторые страны могут миновать данную стадию.
    Социализм + Коммунизм 
    Сначала социализм (как начальная стадия коммунизма), потом высшая стадия - полный коммунизм.

    Представители данной теории в своих трудах не выделяли социализм как нечто отдельное. 

    У Маркса был только коммунизм. Потом Ленин добавляет уже Социализм
    Труд при коммунизме, по мнению Маркса, перестает быть средством ДЛЯ жизни и становится САМОЙ ПЕРВОЙ потребностью жизни.

    “Каждый по способностям, каждому - по потребностям”, - Маркс. 
    Из ТГ Засеевой:

    Достоинства формационной типологии:

    1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

    2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

    Недостатки:

    1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

    2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.





    БИЛЕТ 22. Цивилизационный подход к типологии государства. Понятие цивилизаций и их виды на современном этапе.
    Представители подхода: 

    Арнольд Тойнби (основатель подхода), Сэмюэл Хантингтон, Освальд Шпенглер, Николай Данилевский 
    Основные работы по теме: 

    “Постижение истории” (Тойнби), “Столкновение цивилизаций (Хантингтон), “Закат Европы” (Шпенглер), “Россия и Европа (Данилевский).
    В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. (ТГ Засеевой)
    Цивилизация- определенная   стадия исторического развития общества со своим типом культуры,  стержнем которой  является религия. (ТГ Засеевой)

    Из ТГ Засеевой:

    Достоинства цивилизационной типологии:

    1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

    2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

    Недостатки:

    1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

    2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

    Современный подход:
    Есть 3 этапа развития цивилизаций:





    1. Локальные цивилизации (Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Ареал их распространения небольшой. Каждая из цивилизаций представляет собой единое целое как в духовной, так и в политической и экономической стороны. 

    2. Особенные цивилизации. Строятся на базе единого религиозно-философского подхода (Конфуцианская, Христианская). Здесь уже цивилизация может включать в себя сразу несколько государств. 

    3. Глобальная цивилизация. Процесс создания занимает долгие годы. 


    БИЛЕТ 23. Представители цивилизационного подхода, особенности их теорий.

    Представители подхода: 

    Арнольд Тойнби (основатель подхода), Сэмюэл Хантингтон, Освальд Шпенглер, Николай Данилевский 
    Основные работы по теме: 

    “Постижение истории” (Тойнби), “Столкновение цивилизаций (Хантингтон), “Закат Европы” (Шпенглер), “Россия и Европа (Данилевский).
    В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. (ТГ Засеевой)
    Цивилизация- определенная   стадия исторического развития общества со своим типом культуры,  стержнем которой  является религия. (ТГ Засеевой)

    Тойнби:
    По мнению Тойнби, цивилизация - живой организм. Она проходит все те же стадии, что и живые организмы: рождение, взросление, становление, угасание и смерть (ТГ Засеевой). 
    У Тойнби цивилизационный подход проявляется в осмыслении общественно-исторического развития человечества в духе круговорота локальных цивилизаций.

    Следуя своим предшественникам, Тойнби отрицает существование единой истории человечества и признает лишь отдельные, не связанные между собой замкнутые цивилизации.
    Сначала Тойнби насчитал 23 (21) цивилизации, потом сузил до 13 (это без учета второстепенных и не получивших должного развития).
    23 цивилизации:





    1. египетская, 

    2. андская, 

    3. китайская, 

    4. минойская, 

    5. шумерская, 

    6. майяская, 

    7. индская, 

    8. эллинская, 

    9. западная, 

    10. православная 

    11. христианская (в России), 

    12. православная христианская (основная) Византия + Балканы; 

    13. Дальневосточная (в Китае), 

    14. дальневосточная (в Корее и Японии), 

    15. древнекитайская, 

    16. сирийская,

    17. иранская, 

    18. арабская, 

    19. индуистская, 

    20. мексиканская, 

    21. юкатанская

    22. вавилонская, 

    23. хеттская.





    • Среда умеренно неблагоприятная непрерывно бросает вызов обществу, а общество с помощью своего творческого меньшинства отвечает на вызов и решает проблемы. 

    • Растущая цивилизация – это постоянное единство (в этом обществе есть творческое меньшинство, за которым следует послушное большинство.

    • Стадии упадка цивилизации: надлом, разложение и гибель.

    • Любая цивилизация рано или поздно исчезнет

    • По Тойнби все цивилизации либо мертвы, либо полумертвы. И одна лишь западная на данный момент возможно жива.

    • Цепочки цивилизация (когда одна цивилизация вырастает на месте другой): минойская - греческая - христианская.

    • Движущими силами истории является внешний вызов и ответ цивилизации на этот вызов.


    Стадии гибели цивилизации: 

    1. творческое меньшинство теряет свою популярность благодаря. Покорное большинство перестает ему подчиняться.

    2. Ради сохранения собственной власти меньшинство вынуждено применять силы в отношении непослушного меньшинства.

    3. Часть меньшинства откалывается и образует свою группировку (например, какую-нибудь новую церковь).

    4. Постепенно “внешний пролетариат” начинает вторгаться в систему и делать ранее “закрытые” институты общественными. 

    Таким образом начинается разложение государства изнутри. 

    Данилевский:
     Основные идеи Данилевского

    •  критика европейской цивилизации.

    • концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: религия, культура 


    У Данилевского отсутствует концепция единой мировой истории, а также отсутствует ее деление на древнюю,средневековую и новую.
    У Данилевского отсутствует как таковое деление именно на ЦИВИЛИЗАЦИИ. У него этот термин заменяется термином КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ. 
    Культурно-исторические типы:





    1. Египетский

    2. Китайский

    3. Древне-семитский

    4. Индийский

    5. Иранский

    6. Еврейский

    7. Греческий

    8. Римский

    9. Аравийский

    10. Европейский (или романо-германский)

    11. 2 Американских (Мексиканский и Перуанский)

    12. Славянский 


    Данилевский плотно занимался изучением славянского и европейского типов. 
    Также в данилевского существует деление народов на три группы:





    • Позитивные творцы истории, создавшие великие цивилизации (культурно-исторические типы) 

    • Негативные творцы истории: цивилизации не ставшие великими, но которые способствовали падению других цивилизаций (турки, монголы, гунны).

    • Народы, оставшиеся на начальном этапе своего развития. Их нельзя отнести ни к первому, ни ко второму типу, поскольку они не влияют ни на кого ни позитивно, ни негативно. Очень часто они используется либо первым, ибо вторым типом цивилизаций для обогащения своей цивилизации. 

    Закономерности роста и развития цивилизации (культурно-исторического типа) по 
    По Данилевскому: 





    1. Для рождения и развития культурно-исторического типа нужна политическая независимость народа.

    2. Принципы одного культурно-исторического типа не могут быть перенесены на другой культурно-исторический тип (за исключением колонизации и взаимного обмена). 

    3. Цивилизация достигает своего расцвета, когда ее “этнографический материал” разнообразен. 

    4. По Данилевскому ход развития культурно-исторических типов напоминает жизнь многолетних растений, период роста которых длится бесконечно, а периодцветения и плодоношения относительно короток и истощает их силы раз и навсегда. 


    Шпенглер:





    • Нет единого культурно-исторического процесса. 

    • Реальная история – это смена отдельных замкнутых и взаимонепроницаемых культур, которые между собой не взаимодействуют, а потому нет преемственности в развитии, а значит, нет культурного прогресса. 

    • Человечество в культурном отношении не развивается

    • Прогресс – это иллюзия, видимость

    • Единой человеческой культуры не существует. 

    • У каждой культуры есть своя, уникальная “природа”.

    Культуры Шпенглера:

    1. египетская, 

    2. индийская, 

    3. вавилонская, 

    4. китайская, 

    5. “апполоновская”(греко-римская), 

    6. “магическая” (византийско-арабская),

    7. “фаустовская” (западно-европейская и культура майя); 

    8. ожидается и возникновение еще “нерожденной” русско-сибирской культуры.


    Хантингтон:

    • Разбивка на цивилизации идет по культурно-религиозному принципу. 

    • Народы и страны родственных культур сближаются.

    • Цивилизация - наивысшее культурное образование. объединяющее людей и обеспечивающее им определенную степень культурной самобытности.

    • Объективные элементы определения цивилизации: язык, история, религии, обычаи, общественные институты.

    • Признает особую роль религии в определении цивилизаций


    Цивилизации:

    1. Западная

    2. православная

    3. Исламская

    4. Конфуцианская (Синская)

    5. Африканская

    6. Латиноамериканская

    7. Индуистская

    8. Буддийская

    9. Японская (+/-)

    Из ТГ Засеевой:

    Достоинства цивилизационной типологии:

    1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

    2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

    Недостатки:

    1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

    2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта