Билет государствоведение как наука и учебная
Скачать 222.01 Kb.
|
БИЛЕТ 5. Происхождение государства. Основные концепции происхождения государства. Государство существовало не всегда, оно возникло как результат развития общества в силу его внутренних потребностей в организации и управлении, решении стоящих перед ним задач. В период неолита и в большей степени бронзового и железного веков под влиянием развития сельского хозяйства и ремесла происходит изменение института власти, ее выделение из общественного производства. Разрастание семьи и объединение родов способствовали необходимости упорядочения отношений, в результате чего отделился слой управленцев, не занятых в общественном производстве, что в дальнейшем привело к их полному обособлению от членов общины и наделению специфическими функциями, направленными на организацию, регулирование и охрану общественного порядка. Власть приобретает политический характер и, как следствие, зарождается государство. Концепции происхождения государства: Теологическая (мифологическая, религиозная) – возникновение и развитие государства – Божья воля. В Европе теологическая теория происхождения государства была сформирована в XIII в. Фомой Аквинским. Основой учения является библейский постулат: «Нет власти не от Бога; существующие власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божьему установлению» Проблема соотношения власти церковной и светской: «теория двух мечей», согласно которой светская и церковная власть правят миром в обоюдном согласии при подчинении светской власти церковной. Согласно булле папы Бонифация, VIII церковь получила от Бога «два меча»: «духовный», который держит в своей руке церковь, и «светский», переданный церковью правителю, при этом светская власть должна подчиняться духовной. (В России сторонником разделения власти церкви и власти главы государства был игумен Иосиф Волоцкий) Патриархальная - государство является результатом исторического разрастания семьи, а государственная власть уподобляется власти отца семейства. Так, Конфуций сравнивал государство с большой семьей, в которой младшие зависят от старших и подчиняются им, при этом император выступает в качестве отца, в задачу которого входит защита и забота о всех членах государства, управление делами семьи. Свое развитие патриархальная теория получила в XVII в. в трудах Роберта Фильмера, в частности, в работе «Патриархия, или Естественная власть короля» неограниченность власти английского монарха объяснялась его происхождением от Адама, прародителя человечества, то есть исходила от Бога и являлась отеческой по своей сути. В России сторонником патриархальной теории был социолог Н. К. Михайловский Договорная теория - происхождения государства, зародившаяся еще в эпоху античности в работах Эпикура, получила свое развитие в XVII в. в Европе в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. В России идеи естественно-правовой концепции придерживались А. Н. Радищев, П. И. Пестель. В целях достижения общего блага люди заключают общественный договор. Учитывая, что договорная теория возникла в результате критики теологической теории, ее сторонники отмечали рациональную причину возникновения государства: государство представляет собой результат договора между народом и властью, согласно которому народ передает часть своих естественных прав, принадлежащих каждому от рождения, государству, обязующемуся охранять правопорядок и обеспечивать безопасность. В противовес договорной теории сложились теории конфликта, к которым можно отнести теорию порабощения или насилия и классовую теорию. Согласно теории порабощения или насилия государства образовались в результате завоевания и порабощения одних племен другими. Одним из первых данную теорию разработал арабский историк XIV в. Ибн Халдун, который в своем труде «Муккадима» установил, что возникновение нового государства происходит благодаря захвату воинственным племенем или народом власти у прежних правителей, в результате которого новый правитель формирует свой аппарат управления и принуждения. Расовая теория берет свое начало еще с эпохи рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов. (Ж. Гобино) Содержание расовой теории составляла идея о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Сторонники расовой теории выдвинули положение о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй, о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве, а вторые не способны не только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Марксистская или материалистическая теория происхождения государства обосновывает происхождение государства изменением социально-экономических отношений: в результате развития производственных сил происходит разделение и специализация труда, формирование избыточного продукта, и, как следствие, возникает частная собственность, которая сосредотачивается в руках незначительной группы людей, что в дальнейшем приводит к имущественному расслоению общества, к его расколу и концентрации власти в руках экономически господствующего класса, который больше не участвует в производстве, к созданию аппарата защиты интересов господствующего класса, подавления и эксплуатации угнетенного класса. Психологическая теория - в первобытном обществе выжить можно было только в коллективе, построенном на авторитете вождей и добровольном подчинении им. Из этой психологической способности одних подчинять, а других подчиняться, и зародилось государство. Л. И. Петражицкий + труды Г. Тарда, З. Фрейда, Д. Фрезера, Н. М. Коркунова, М. М. Ковалевского Государство можно сравнить с живым существом, полагают представители органической теории. Сравнение государства с человеком проводили, например, Платон, Аристотель, Т. Гоббс. Согласно органической теории, государство является результатом эволюции, проходит свое развитие от зародыша до современного состояния путем усложнения структуры и дифференциации функций. В процессе естественного отбора формируется и совершенствуется власть. Основоположник ирригационной теории К. А. Виттфогель, изучая связь природной среды и общественного развития в восточных обществах, пришел к выводу, что государство воз[1]никло в результате необходимости строительства и эксплуатации крупномасштабных ирригационных сооружений. Согласно разработанной им теории власть осуществляет управление через обеспечение доступа к воде. Катя Добавлю на всякий очень подробную табличку
И табличка различий разных договорных теорий БИЛЕТ 6. Общая характеристика власти догосударственного периода. На начальном этапе развития человечества установился первобытнообщинный строй, который охватил значительный временной интервал от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств. Первобытнообщинный строй является самым длительным этапом (более миллиона лет) в истории человечества. По мнению исследователей, древнейший человек и первобытное общество появились около 1 миллиона лет назад. Любое общество – это целостная социальная система, которая характеризуется определенной урегулированностью и упорядоченностью общественных отношений. Следовательно, каждому обществу свойственна некая система управления (социальная власть) и регулирования поведения человека при помощи общих правил (социальных норм). С появлением общества возникает потребность в управлении. Каждый член общества имеет собственные интересы, без согласования которых обществу сложно функционировать. Для обеспечения нормального функционирования и прогрессивного развития социальных отношений необходимо объединить интересы отдельных членов общества с целью создания общего блага. Однако подобное соединение интересов достигается лишь при наличии в общих правил поведения ( |