Основной текст. Биоэтика в современном здравоохранении
Скачать 0.55 Mb.
|
Первый закон биоэтики. Закон благоговения перед жизнью.В ситуации морального выбора, связанной с вмешательством личности в процессы жизнедеятельности, которое представляет для них возможную или действительную опасность, разумному и нравственному человеку присуще благоговение перед жизнью. Второй и третий закон биоэтики вытекают из первого. Второй закон биоэтики. Закон разумного и нравственного обоснования.Любое вмешательство в процессы жизнедеятельности, которое представляет для них возможную или действительную опасность, требует разумного и нравственного обоснования. Третий закон биоэтики. Закон оснований морального выбора. Основаниями морального выбора цели и средств любого вмешательства в процессы жизнедеятельности, которое представляет для них возможную или действительную опасность, служат разум и добрая воля, направленные на высшее благо, которым является жизнь. Библиографический список Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека: принята путем аккламации 19 октября 2005 г. на 33-й сессии Генеральной конференцией ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/declarat/bioethics_and_hr.pdf. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru. Закон РФ от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Там же. Апресян Р.Г.. Понятие общественной морали // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под ред. Р.Г. Апресяна [Текст]. – М.: Альфа-М, 2009. – С. 15-35. Аристотель [Текст]. Соч. в 4 т. – М., 1983. Базовая учебная программа по биоэтике // Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. – Desing&Production: Julia Cheftel SHS/EST/EEP/ 2008/PI/1. – UNESCO, 2008. – Version 1.0 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.unesco.org/ru/moscow. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. Отв. ред. и составитель Б.Г.Юдин [Текст]. – М., 1998. Братусь, Б.С. Нравственная психология возможна // Психология и этика: опыт построения дискуссии [Текст]. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1999. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. Введение в биоэтику: Учеб. пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др. [Текст]. – М.: Прогресс-Традиция, 1998. Гранат, Н.Л. Правосознание и правовая культура // Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 4-е изд., перераб. и доп. [Текст] – М.: Юристъ, 2005. – С. 271-283. Гартман, Н. Этика / Пер. с нем. А.Б. Глаголева под ред. Ю.С. Медведева и Д.В. Скляднева [Текст]. – СПб.: Владимир Даль, 2002. Гиппократ. Избранные книги [Текст]. – М.,1994. Гусейнов, А.А. Великие пророки и мыслители. Нораственные учения от Моисея до наших дней / А.А. Гусейнов [Текст]. – М.: Вече, 2009. Гусейнов, А.А., Апресян, Р.Г. Этика: Учебник [Текст]. – М.: Гардарики, 2004. История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова [Текст]. – М.: Гардарики, 2003. Кант, И. Соч. в 6 томах [Текст]. – М., 1965. – Т. 4 (1). Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем / Г.Б. Клейнер; ЦЭМИ РАН. – М.: Наука, 2004. Локк Д. Избранные философские произведения: В 2-х т. (Вступ. ст. И.С. Нарского) [Текст]. – М.: Соцэкгиз, 1960. Лукьянов, А.С. Биоэтика с основами биоправа: Учебное пособие [Текст]. – М.: Научный мир, 2008. Медико-социальная хартия Российской Федерации [Текст]. – М., 2001. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст]. – СПб.: Питер, 2003. Сгречча, Э., Тамбоне, В. Биоэтика: Учебник / Пер. с итал.: В. Зелинский и Н. Костомарова [Текст]. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002. Сергеев, В.В. Биоэтическое сознание: Лекция. – Самара; Самарская гуманитарная академия; ГОУВПО «СамГМУ», 2005. Сергеев, В.В. Биоэтический дискурс и биоэтическое отношение //Язык медицины: Всерос. межвуз. сборник науч. труд. Вып. 2. – Самара: ООО «ИПК «Содружество»; ГОУВПО «СамГМУ», 2007. – С. 267-272. Сергеев В.В. Законы биоэтики: Лекция [Текст]. – Самара; Самарская гуманитарная академия; ГОУВПО «СамГМУ», 2005. Сергеев В.В. Объект и предмет биоэтики: Лекция [Текст]. – Самара; Самарская гуманитарная академия; ГОУВПО «СамГМУ», 2005. Сергеев В.В. Система методов биоэтики: Лекция [Текст]. – Самара; Самарская гуманитарная академия; ГОУВПО «СамГМУ», 2005. Сергеев, В.В., Наследков, В.Н., Шмелёв, И.А., Ильина, Е.Р., Купряхин, В.А., Калицкий, Р.С. Лекции по биоэтике: Учебное пособие / Отв. ред. В.В. Сергеев [Текст]. – Самара; ГОУВПО «СамГМУ»; Самар. гуманит. акад., 2005. Сергеев, В.В., Шмелёв, И.А. Этические и правовые основы деятельности врача в аспекте концептуальной модели медицинской помощи // Вопросы судебной медицины, медицинского права и биоэтики. Сборник науч. труд. Под ред. А.П. Ардашкина, В.В. Сергеева [Текст]. – Самара: ООО «Офорт», 2009. – С. 157-163. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: Учебн. Пособие / И.В. Силуянова [Текст]. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. [Текст] – М.: Гардарики, 2004. Тищенко, П.Д. Биоэтика // Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова [Текст]. – М.: Гардарики, 2001. – С. 39-41. Уильямс, Дж.Р. Руководство по медицинской этике / Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина, Л.А. Михайлова; пер. с англ. Булыгиной Т.В., Васильевой Л.Л. [Текст]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – С. 12-33. Хрусталёв, Ю.М. От этики до биоэтики: учебник для вузов / Ю.М. Хрусталёв [Текст]. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – Главы первая, восьмая. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: Пер. с нем. / Сост. и посл. А.А. Гусейнова. Общ. ред. А.А. Гусейнова и М.Г. Селезнева [Текст]. – М.: Прогресс, 1992. Яровинский, М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). – Изд. 3-е, испр. и доп. [Текст]. – М.: 2004. Beauchamp T., Childress J. Principles of Biomedical Ethics. – N.Y.: Oxford University Press, 1989. Potter, V.R. Bioethics: the science of survival // Perspectives in Biology and Medicine, 1970, 14, 1, p. 127-153. Potter, V.R. Bioethics: bridg to the future. – Prentice Hall, Englewood Cliffs (NJ), 1971. Potter, V.R. Giobal Bioethics: Building on the Leopold Legacy. – East Lancing, Michigan State, University Press,1988. Reich, W.T. (ed.). Encyclopedia of bioethics. – The Free Press. – New York, 1978. Reich, W.T. (ed.). Encyclopedia of bioethics (revised edition). – Simon&Schuster MacMillan. – New York, 1995. Лекция 2 ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ План 1. Система принципов биоэтики. 2. Мотивационные принципы. 3. Целеполагающие принципы. 4. Экзистенциально-гуманистические принципы. 5. Функциональные принципы. 1. Система принципов биоэтики Принципы биоэтики – это основные исходные положения, закрепляющие нравственные основы отношений, возникающих по поводу вмешательства в процессы жизнедеятельности, в частности, в процессе оказания медицинской помощи, направляющие сознание и волю лица, осуществляющего свободный моральный выбор и несущего моральную ответственность за последствия вмешательства. Принципы биоэтики находятся в центре внимания отечественных и зарубежных ученых (Бартко А.Н., Денисова С.Д., Иванюшкин А.Я., Игнатьев В.Н., Коротких Р.В., Лопатин П.В., Михайлова Е.П., Мишаткина Т.В., Летов О.В., Силуянова И.В., Тищенко П.Д., Фонотова Э.А., Хрусталёв Ю.М., Шамов И.А., Юдин Б.Г., Яровинский М.Я.,Яскевич Я.С.,Beauchamp T., Childress J.). Американскими биоэтиками Томом Бичампом и Джеймсом Чилдресом, в их книге «Принципы биомедицинской этики», изданной впервые в 1979 г., указаны четыре основополагающих биоэтических принципа («не навреди», «делай благо», уважения автономии пациента, справедливости). Данные при-нципы европейские биоэтики дополняют принципами уважения человече-ского достоинства, целостности и уязвимости; принцип уважения автономии пациента является общим для американской и европейской биоэтики. Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (далее – Декларация), принятая путем аккламации 19 октября 2005 года на 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, определяет следующие принципов биоэтики: - Человеческое достоинство и права человека. - Благо и вред. - Автономия и индивидуальная ответственность. - Согласие. - Лица, не обладающие правоспособностью давать согласие. - Признание уязвимости человека и уважение целостности личности. - Неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность. - Равенство, справедливость и равноправие. - Недопущение дискриминации и стигматизации. - Уважение культурного разнообразия и плюрализма. - Солидарность и сотрудничество. - Социальная ответственность и здоровье. - Совместное использование благ. - Защита будущих поколений. - Защита окружающей среды, биосферы и биоразнообразия. Некоторые из указанных выше 15 принципов зарубежные и отечественные специалисты в своих научных и учебно-методических трудах рассматривают либо в качестве категорий (например, благо и вред) или правил биоэтики (например, согласие, неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность). Это не противоречит тому факту, что во Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека соответствующое полужения получили закрепление на уровне принципов биоэтики. Все указанные выше принципы, безусловно, должны рассматриваться как необходимые принципы биоэтики. Вместе с тем мы считаем, что указанные принципы недостаточны для установления основных положений для закрепления нравственной основы всего комплекса отношений между врачом и пациентом. Если спросить врачей не о целях, а о мотивах их конкретных профессиональных действий, то чаще всего можно услышать следующие ответы: «Потому, что я люблю своих пациентов и люблю свою работу!», «Потому, что я испытываю сострадание к пациентам!», «Потому, что поступить так заставляет меня моя совесть!», «Потому, что считаю это справедливым», «Потому, что чувствую свою ответственность». Представляется, что с позиций целостного структурно-функционального подхода к биоэтическим отношениям в здравоохранении следует выделять структурные и функциональные принципы биоэтики. Структурные принципы – это основные положения, закрепляющие нравственные основы вмешательства в процессы жизнедеятельности, характеризующие совокупность устойчивых связей субъекта и объекта вмешательства, поддерживающие форму и содержание данных связей. При этом из числа структурных принципов в отношении субъекта вмешательства следует выделить мотивационные и целеполагающие принципы, а в отношении объекта вмешательства – экзистенциально-гуманистические принципы. Функциональные принципы – это основные положения, закрепляющие нравственные основы вмешательства в процессы жизнедеятельности, харак-теризующие совокупность динамических связей субъекта и объекта вмеша-тельства, поддерживающие устойчивость в системе «специалист-пациент». В целом классификация принципов биоэтики может быть представлена следующим образом: 1. Структурные принципы. 1.1. Мотивационные принципы: - принцип деятельной любви; - принцип сострадания; - принцип совестливости; - принцип справедливости; - принци ответственности. 1.2. Целеполагающие принципы: - принцип «не навреди!»; - принцип «делай благо!». 1.3. Экзистенциально-гуманистические принципы: - принцип уважения автономии пациента; - принцип уважения человеческого достоинства; - принцип признания уязвимости человека и уважение целостности личности. 2. Функциональные принципы. - принцип взаимозависимости; - принцип обратной связи; - принцип партнерства; - принцип гибкости; - принцип многообразия. 2. Мотивационные принципы Структурные мотивационные принципы определяют источники мо-тивации деятельности специалиста – это чувства любви, сострадания, справедливости и ответственности. Принцип деятельной любви. В ст. 81 Устава Врачебного (Сводъ Законовъ Россiйской Имперiи. Томъ XIII) определено: «Первый долгъ всякаго врача или акушера есть: быть человѣколюбивымъ и во всякомъ случаѣ готовымъ къ оказанiю дѣятельной помощи всякаго званiя людямъ, болѣзнями одержимымъ». И.А. Ильин, исполняя желание покойного друга, который был лечащим врачом семьи философа, предал гласности его письмо в работе «О призвании врача», в которой находим следующее очень важное суждение: «Служение врача есть служение любви и сострадания; он призван любовно обходится с больными. Если этого нет, то нет главного двигателя, нет «души» и «сердца». И.В. Силуянова (2008) в глубоко и проникновенно прокомментировала текст письма неизвестного доктора, преданного гласности И.А. Ильиным, подчеркивая основополагающее значение любви к пациенту. В.С. Соловьев в своем фундаментальном труде «Оправдание добра. Нравственная философия» пишет, что «Совершенство Добра окончательно определяется как нераздельная организация триединой любви. Чувство благоговения, или благочестия, сначала через боязливое и невольное, а потом чрез свободное сыновнее подчинение высшему началу, познав свой предмет как бесконечное совершенство, превращается в чистую, всеобъемлющую и безграничную любовь к нему, обусловленную только признанием его абсолютности, – любовь восходящая. Но, сообразуясь со своим всеобъемлющим предметом, эта любовь обнимает в Боге и все другое, и прежде всего тех, кто может наравне с нами участвовать в ней, т.е. существа человеческие; здесь наша физическая, а потом нравственно-политическая жалость к людям становится духовною любовью к ним, или уравнением в любви. Но усвоенная человеком божественная любовь как всеобъемлющая не может остановиться и здесь; становясь любовью нисходящею, она действует и на материальную природу, вводя и ее в полноту абсолютного добра, как живой престол божественной славы». А. Швейцер говорил о том, что истинная этика так же широка, как и Вселенная. Все этическое связано с единственным основополагающим прин-ципом: высшая цель его есть сохранение и продолжение жизни. Сохранение собственной жизни с точки зрения высшей цели есть духовное само-совершенствование, сохранение других жизней с точки зрения высшей цели есть действия, совершаемые под влиянием чувства взаимопомощи и любви, – вся этика в этом. И то, что мы называем любовью, является по своей сути благоговением перед жизнью. Следует всегда помнить слова Парацельса: «Из сердца растет врач, из Бога происходит он, и высшей степенью врачевания является любовь». Важно понять, что речь идет не о какой-либо форме созерцательной любви, а о любви деятельной, проявляющейся в любом поступке специалиста в сфере здравоохранения. Значимость любви можно проиллюстрировать следующим высказыванием (Цит. по М.И. Штеренберг): Обязанность без любви делает человека раздражительным. Ответственность без любви делает человека бесцеремонным. Справедливость без любви делает человека жестоким. Правда без любви делает человека критиканом. Воспитание без любви делает человека двуличным. Ум без любви делает человека хитрым. Приветливость без любви делает человека лицемерным. Слепая любовь к порядку делает человека придирчивым. Компетентность без любви делает человека неуступчивым. Власть без любви делает человека насильником. Честь без любви делает человека высокомерным. Богатство без любви делает человека жадным. Вера без любви делает человека фанатиком. Принцип сострадания. Китайский мыслитель Мэн-цзы говорил о том, что сострадание – основа человеколюбия (Мэн-цзы, 1, 238). У Аристотеля есть следующее рассуждение о сострадании: «Пусть будет сострадание некоторого рода печаль при виде бедствия, которое может повлечь за собой гибель или вред и которое постигает человека, этого не заслуживающего, [бедствие], которое могло бы постигнуть или нас самих, или кого-нибудь из наших, и притом, когда оно кажется близким. Ведь, очевидно, человек, чтобы почувствовать сострадание, должен считать возможным, что сам он, или кто-нибудь из его близких может потерпеть какое-нибудь бедствие, и притом такое, какое указано в [данном нами] определении, или подобное ему, или близкое к нему». По В.С. Соловьеву, естественная, органическая связь всех существ, как частей одного целого, есть данное опыта, а не умозрительная идея только, а потому и психологическое выражение этой связи - внутреннее участие одного существа в страдании других, сострадание, или жалость, - есть нечто понятное и с эмпирической точки зрения, как выражение естественной и очевидной солидарности всего существующего. Это участие существ друг в друге соответствует явному смыслу вселенной, вполне согласно с разумом или совершенно рационально. Бессмысленно или иррационально, напротив, взаимное отчуждение существ, их субъективная отдельность, противоречащая объективной нераздельности. Этот факт внутреннего эгоизма, а никак не взаимное участие между частями единой природы, есть действительно нечто таинственное и загадочное в высшей степени, - нечто такое, о чем разум не может дать прямого отчета, и основания этого явления не могут быть найдены путем опыта. Безграничное сострадание ко всем живущим существам, – замечает Шопенгауэр, - есть самое твердое и верное ручательство за нравственный образ действий и не нуждается ни в какой казуистике. Тот, кто исполнен этим чувством, уже, наверно, никого не обидит, никому не причинит страдания, но все его действия неизбежно будут носить печать правды и милости. Пусть попробуют, напротив, сказать: «Этот человек добродетелен, но он не ведает сострадания», или: «Это неправедный и злой человек, однако он очень сострадателен» – и противоречие будет сразу чувствительно. В.С. Соловьев подчеркивает, что эти слова справедливы только при значительном ограничении. Несомненно, что жалость, или сострадание, есть действительная основа нравственности, но явная ошибка Шопенгауэра состоит в том, что он признает это чувство единственною основою всей нравственности. На самом деле оно есть лишь одна из трех основ нравственности, имеющая определенную область применения, именно определяющая наше должное отношение к другим существам нашего мира. Жалость есть единственная настоящая основа альтруизма, но альтруизм и нравственность не одно и то же: он есть только часть нравственности. Правда, что «безграничное сострадание ко всем живущим существам есть самое твердое и верное ручательство», но не за нравственный образ действия вообще, как ошибочно утверждает наш философ, а лишь за нравственный образ действия по отношению к другим существам, составляющим предмет сострадания; а этим отношением, при всей его важности, целая нравственность все-таки не исчерпывается. Кроме отношения к другим себе подобным существам у человека есть еще отношение к его собственной материальной природе, а также к высшим началам всякого бытия, и эти отношения также требуют нравственного определения для различения в них добра и зла. Н.Ф. Федоров высказывается о сострадании следующим образом: «Как существо, лишенное защиты, слабое, человек не мог не признать сострадание величайшею добродетелью и не поставить умиротворение своею целью. Последователи естественного, слепого прогресса очень последовательно проповедуют, что не должно поддерживать слабых, больных; но они не замечают при этом, что в силу того же основания человек и вообще не имеет права на существование, ибо без искусственных поддержек - через которые он и сделался разумным существом, например, без одежды, жилища, - существовать он не может; если бы истребляли близоруких, то не было бы нужды в изобретении очков, не было бы ни телескопов, ни микроскопов». Р.Г. Апресян и А.А. Гусейнов определяют сострадание как одно из основных нравственных переживаний человека. Участие в страданиях другого (животного, человека) рождает желание помочь ему. Принцип совестливости. В Женевской декларации, принятой 2-й Генеральной Ассамблеей ВМА (Женева, Швейцария, сентябрь 1948 года), указано: «Вступая в члены медицинского сообщества, я буду исполнять мой профессиональный долг по совести и с достоинством». В п. 18 Кодекса врачебной этики, одобренном II (XVIII) Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 года, установлено: «За свою врачебную деятельность врач прежде всего несет моральную ответственность перед больным и медицинским сообществом, а за нарушение законов Российской Федерации – перед судом. Но врач прежде всего должен помнить, что главный судья на его врачебном пути – это его собственная совесть». Р.Г.Апресян (2001) в энциклопедическом словаре определяет, что в отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), совесть воспринимается автономной – не ориентированной на самосохранение и благополучие индивида, на принятые групповые нормы, ожидания окружающих или мнение авторитета. В качестве нравственного регулятива совесть возвышается над разного рода благоразумными или конъюнктурными самопредостережениями и ориентирует на исполнение совершенства и выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых (а также абсолютных и универсальных) ценностей и требований. Особого внимания совесть заслуживает как форма морального самосознания и самоконтроля, на основании которых человек осознает неисполненность долга, несвершенность добра. Как отмечает Р.Г.Апресян, в этом отношении совесть сопряжена с чувствами ответственности и долга, а также в не меньшей степени – способностями быть ответственным и исполнять свой долг. Укоры совести указывают человеку на его отчужденность от идеала и обусловливают чувство вины. При высшем же своем состоянии совестливость означает исчезновение долга в свободной доброй воле. Яркое и образное высказывание находим у И.А. Ильина: «Совестный акт подобен скорее молнии, сверкающей из мрака, или мощному подземному толчку, как при землетрясении. Здесь нет по-человечески раскрытой разумности; но есть как бы некий ослепительный свет, озаряющий внутренние пространства души, от которого человек как бы мгновенно прозревает - ибо совесть есть состояние нравственной очевидности. И в этой очевидности есть некая сокровенная, божественная разумность, которую человек может и должен пытаться перевести на язык своего земного ума; это может ему и не удаться, ибо слова и мысли, которыми он будет при этом пользоваться, будут его человеческие, субъективно использованные слова и мысли, привнесенные им в позднейшем порядке». Говоря о совести как способности человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному, как собственное несовершенство, следует остановиться на ее ретроспективном и перспективном аспектах, что имеет существенное значение для медицинской деятельности. Давая критическую оценку своим поступкам, врач реализует принцип совестливости в ретроспективном аспекте, но в биоэтике, возможно, более важным является перспективный аспект – критическая оценка мыслей и желаний, предшествующих поступку. По И.А. Ильину, совестный акт состаивается в душе и проявляется в ней в виде могучего позыва к совершенно определенному нравственному поступку (или образу действий). Принцип справедливости. Справедливость – это фундаментальный принцип этики и права. Справедливость является как этико-философской, так и этико-юридической категорией, которые связаны между собой и образуют два аспекта справедливости (моральный и правовой). Моральный аспект, отражающий равенство людей друг другу, поскольку каждый человек является единственным, незаменимым, неисчерпаемым в своих притязаниях и стремлениях. Правовой аспект указывает на формальное равенство, одинаковость масштаба (требований, законов, правил, норм), посредством которого «измеряются» индивиды и их поступки, становящиеся в этом случае лицами, уравненными между собой в качестве субъектов права (Р.Г. Апресян Р.Г. и Гусейнов А.А., 2001). Слово «справедливость» и производные от него слова широко используются в обыденной речи. В биоэтике понятие справедливости является более узким и более строгим. Здесь этот принцип можно сформулировать так:каждый должен получать то, что ему причитается. В отличие от принципов, рассмотренных ранее, принцип справедливости предназначен для ориентировки в ситуациях, когда наши оценки, решения и действия касаются не только одного, а многих людей или разные социальные группы. Это новое понимание, чем в клятве Гиппократа. Там речь тоже идет об избежании несправедливости, но к одному пациенту. Современная теория справедливости была предложена гарвардским философом Джоном Ролзом в книге «Теория справедливости» (1971). Справедливым автор считает не общество, в котором все равны, но общество, в котором неравенства признаны и обнаруживаются на законных основаниях. В контексте принципа справедивости можно рассмотреть ст.ст. 10, 13, 15 Декларации. В ст. 10 «Равенство, справедливость и равноправие» Декларации определено: «Должно обеспечиваться соблюдение основополагающего принципа равенства всех людей в том, что касатся их достоинства и прав, для целей справедливого и равноправного обращения с ними». В ст. 13 «Солидарность и сотрудничество» Декларации указано: «С этой целью должны поощряться солидарность между людьми и международное сотрудничество. В ст. 15 «Совместное использование благ» Декларации установлено: «1. Блага, связанные с проведением любых научных исследований и применением их результатов, следует использовать совместно со всем обществом и международным сообществом, в частности с развивающимися странами. Для целей реализации настоящего принципа блага могут принимать любую из следующих форм: (a) оказание специальной и долговременной помощи и выражение признательности лицам и группам, участвовавшим в исследованиях; (b) доступ к качественным медицинским услугам; (c) применение новых диагностических и терапевтических методик или продуктов, разработанных в результате исследований; (d) поддержка служб здравоохранения; (e) доступ к научно-техническим знаниям; (f) укрепление потенциала в области проведения исследований; (g) блага в других формах, соответствующие принципам, изложенным в настоящей Декларации. 2. Блага не должны представлять собой ненадлежащие стимулы для участия в исследованиях». Принцип ответственность. В.А. Канке (2007), проведя всесторонний анализ этических теорий, замечает, что во всех этических теориях всё более энергично культивируется прагматический подход, а в центр наиболее актуальных тематизаций становится проблема ответственности. На взгляд автора, это свидетельствует о главенствующем значении этики ответственности. Именно она возглавляет научно-теоретический строй современной этики. Заслуживают внимания следующие мысли Г. Йонаса: «Лишь в человеке сила, с помощью знания и произвола, эмансипируется от целого и может представить собой угрозу и для него, и для себя самой. Человеческие умения – это судьба человека, и они во все большей степени делаются общей судьбой. Таким образом, в человеке, и лишь в нем одном, на основе самого воления возникает долженствование как самоконтроль его сознательно действующей силы; и прежде всего в отношении его же собственного бытия. Именно, поскольку в человеке принцип целесообразности достиг, по причине свободы в смысле определения целей и мощи в смысле их достижения, своей высшей и чреватой угрозой для самой себя вершины, то, во имя самого же принципа, человек делает самого себя первым объектом долженствования, а именно объектом той самой, уже упоминавшейся «первой заповеди»: не обезобразить, – так, как он и вправду может, – в ходе использования то, что им уже достигнуто. Сверх того, человек оказывается доверенным лицом всех прочих самоцелей, каким-либо образом подпадающих под закон его мощи. Говорить о том, что выходит за пределы этого оберегаемого, о долженствовании исходя из целей, которые человек, так сказать, самолично создает из ничего, мы не станем; ибо творчество лежит вне круга ответственности, простирающейся на далее, чем создание условий для обеспечения его возможности, т.е. защиты человеческого бытия как такового. Вот что является более скромным, однако более неукоснительным «долженствованием» этой ответственности. – Итак, то, что соединяет волю и долженствование вообще, а именно сила, является также и тем, что помещает ответственность в центр нравственности». В рамках принципа ответственности можно рассмотреть ст.ст. 5, 14 Декларации. В ст. 5 «Самостоятельность и индивидуальная ответственность» Декларации отмечено: «Должна обеспечиваться самостоятельность лиц в принятии решений при соответствующей ответственности за эти решения и уважении самостоятельности других. В отношении лиц, которые не обладают право-способностью для совершения самостоятельных действий, должны приниматься специальные меры по защите их прав и интересов». В ст. 14 «Социальная ответственность и здоровье» Декларации определено: «1. Содействие укреплению здоровья и социальному развитию своего населения является одной из основных целей правительств, которую разделяют все слои общества. 2. Ввиду того, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия по признаку расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения, прогресс в области науки и техники должен способствовать: (a) доступу к качественным медицинским услугам и важнейшим лекарствам, особенно в том, что касается здоровья женщин и детей, поскольку здоровье имеет важнейшее значение для самой жизни и должно рассматриваться в качестве общественного и человеческого блага; (b) доступу к надлежащему снабжению продуктами питания и водой; (c) улучшению условий жизни и состояния окружающей среды; (d) недопущению маргинализации и отчуждения лиц на каких бы то ни было основаниях; и (e) сокращению масштабов нищеты и неграмотности». |